Скончался лужичанин писатель - юрий брезан

Сергей Прямчук
Прямчук Сергей, Базлов Сергей

«Все можно почерпнуть из моих книг»

Памяти Юрия Брезана - выдающегося лужицкого пистеля
http://www.rundschau.mv.ru/brezan-r.htm
http://rosvesty.ru/1823/russia/?id=1132

Вечером 12.03.2006 по всей Лужице разнеслась скорбная весть о том, что не дожив до своего 90-летия трех месяцев, умер писатель Юрий Брезан.

Он родился 9 июня 1916 г. в Ворклецах- Worklecach в семье каменщика и малоземельной крестьянки и поначалу не имел литературных амбиций. За нелегальное участие в деятельности "Домовины" и "политическую незрелость" в 1938 г. был изгнан из гимназии, после чего трудился как сельскохозяйственный рабочий. Этот период жизни он описал в автобиографической книге „Mein Stuck Zeit" (1989). После службы в вермахте и плена Брезан был ведущим функционером молодежного отдела "Домовины", а с 1949 г.- свободно работающим автором.

Путь к творческому осмыслению лужицких реалий указал ему - по его собственным словам - Максим Горький. В 1951 г. Юрий Брезан стал первым лужицким писателем, опубликовавшим книгу сказок и новелл в Берлине на немецком языке под названием „Auf dem Rain wachst Korn". Собрание оптимистичной лирики в трех томах писатель выпустил до середины пятидесятых годов; в то время он признал ГДР отчизной лужичан. Самая известная театральная пъесса Брезана "Мария Янчова", поставленная в Будишине в 1959 и 1968 гг следовала правилам эпической драматургии Бертольда Брехта, что открыло молодому лужицкому театру современную перспективу.

Выдающимся лужицким писателем 20 века Юрий Брезан стал благодаря своим романам, которые были переведены почти на 30 языков. Трилогия о Феликсе Ганаше (1958-1964) - социальный роман о лужицком сельском мальчике - рассматривался в восточно-немецкой культурной политике как пример социалистического реализма. В то же время -1969-1989 гг. - автор занимал влиятельную должность вице президента Союза писателей ГДР. Но Брезан, который всегда выступал с позиций равенства лужичан и немцев, в последнем томе трилогии написал об этом и критические слова, воспринятые многими читателями с удивлением.

В популярном небольшом романе "Старый отец" (1982), где автор не испугался использования тривиальных творческих приемов, говорилось о достоинстве людской смерти, которую выбирает себе человек. Наше "огромный источник материала" о волшебнике Крабате Брезан превратил в обширный философский эпос ( 1 часть -1976), в котором на фоне лужицких народных легенд разместил повествование о современном прогрессе. С помощью мистического образа Крабата он пытался выявить внутренние опасения ученых-естествоиспытателей, не знающих этическо - моральных границ.

После падения реального социализма Брезан изменил свое мировоззрение, которое заключалось в высказанной пол века назад фразе о том, что с победой над "хищным" капитализмом жизнь изменится к лучшему. В поздней фазе своей жизни писатель рассматривал "сохранение мира" как условие существования "страны счастья", что может быть результатом пакта разума, силы и денег ( 2 часть "Крабата", 1994). Будучи вдовцом он возвратился в тихий дом в Горный Ганек, где неустанно трудился. На своем холме "высотой в пять стебельков" он каждый год писал по книге, чередуя немецкий и лужицкий языки. В свои почти 75 лет он не забывал и о детях; в Будишине только что вышли народные сказки и готовится к изданию книга-размышление.

С бегом времени мы надеялись, что Брезан, как Крабат, "Переживет самого себя", что он доживет до круглой даты в июне, хотя его в последнее время преследовали немощи. Писатель с интеллектуальной фантазией за свою долгую жизнь приобрел не только множество друзей, но и выполнил общественно значимое дело. Неясно, кто может заменить его на ниве лужицкой культуры. Юрий Брезан давно занял свое место в истории двух литератур, и нам будет очень не хватать его как автора и партнера.

Прямчук Сергей, Базлов Сергей
"Общество дружбы россиян с лужичанами в ФРГ"