Глава 83. Сварга и Гиперборея

Борис Попов
       (продолжение первого тома книги "Кто мы?")

       Рай Сакки-Индры, согласно преданиям индоариев, носил название Сварга. Он находился на вершине горы Меру или Сумеру в антарикше. Его название совпадает с именем Сварога, бога у славян. Cам Сакка, согласно джайнской мифологии, был индрой (князем) южной половины низшего из верхних миров Саудхармы. Антарикша – это тёмная, чёрная, заполненная облаками, туманами, водой страна. Столицей страны был город Амаравати (Обитель бессмертных) или Дэвапура (Город богов). В центре города стоял дворец Пушкарамалини. Он принадлежал Сакке-Индре. Возможно, название этого дворца связано с именем Пушан, упоминаемом в Ригведе. Он провожает умерших по пути предков. Пушан, согласно Ведам, был братом Индры-Сакки. Имя Пушан фактически совпадает также с именем Пушкейс, бога подземного царства у латышей.

Вокруг дворца Пушкарамалини был расположен парк или священная роща Нандана, там жила священная корова Сурабхи. Однажды её хотел похитить царь Картавирья, но был убит Парашурамой, сыном Джамадагни из рода Бхригу. В парке Нандана росли священные деревья кальпаврикши, исполняющие желания, и дерево с золотой корой париджата. Это дерево наполняет благоуханием всю страну. Оно было любимо Сачи (Шачи), женой Индры-Сакки, и апсарами. Париджату хотел похитить асур-дайтья Андхака, но его убил Сива (Шива). После смерти сюда попадают храбрые воины, павшие на поле битвы.

Известие о роли дворца Пушкарамалини в судьбе павших воинов не может оставить нас равнодушными. Ведь оно в точности соответствует дворцу Вальгалла аса Вотана, жившего вначале в Стране Турок, а потом в Стране Саксов и Швеции. Правда Вотан, как мы помним, жил почти на две тысячи лет позже Пушана, но некоторые представления за прошедшие тысячелетия, выходит, не изменились. Кроме того, страна Сварга у авторов Вед по своему названию совпадает с названием Швеции – Свериге. С другой стороны, название дворца Вальгалла похоже на название Волги. Получается, что мы до сих пор находились на верном пути в поисках духовных предков Вотана. От Пушана к асу Вотану и от Сварги к современной Швеции, оказывается, ведёт незримая тропа истории. Необходимо также обратить внимание на то, что один из правителей Швеции в III веке носил имя Агни. Точно такое же имя носил один из самых древних правителей индоариев. Но продолжим знакомство далее.

На той же горе Меру (Памир?) кроме Нанданы были и другие священные рощи: Сауманаса, Пандака и Бхадрашала. В центре Саумунасы тоже был дворец, и он принадлежал Ишане (Шиве или Сиве). Вероятно это был индра-князь северной стороны. В роще Пандака вместо дворца имелись четыре скалы, которые назывались «скалами посвящения», на которых стояли троны и происходило посвящение северного и южного тиртханкаров (дословно – «создателей брода»), то есть вероучителей.

У каждого индры были в подчинении хранители мира, локапалы, и тридцать три высших чиновника – траястримша. Локапалой востока был Сома и его помощники (видьюткумара, агникумара и ваюкумара). Они наблюдали за правильностью движения звёзд, метеорологическими явлениями и земными пожарами. Локапалой юга был Яма вместе с асуракумара. Они надзирали за войнами и эпидемиями. Варуна, локапала запада, вместе с нагакумара, удадхикумара и стханитакумара наблюдал за всеми наводнениями. И, наконец, локапала севера, Вайшравана, вместе с супарнакумара, двипакумара и диккукумара был ответственен за металлы и драгоценные камни. Кроме того, у Cакки был совет, члены которого назывались паршадья, и слуги – абхийотья. Каждый индра имел и войско, возглавляемое военачальником. Военачальником у Сакки-Индры был Харинайгамеши.

Название города Амаравати связано с Марой. В буддийской мифологии это божество зла и смерти. В славянской мифологии Мара – это воплощение смерти, мора. Таким образом город Амаравати был не просто местом жительства наших древних предков, но и местом священных ритуалов, связанных со смертью героев и вождей.

Название страны Сварга в переводе означает небо. Это название также совпадает с именем Cварога, бога огня в славянской мифологии. Имя этого бога можно представить как Небесный риаг. Риаг в переводе с кельтского означает король.

Название горы Меру совпадает с именем угро-финского племени меря. Н.М.Карамзин писал о меря буквально следующее: «Не скоро Варяги могли овладеть всею обширною страной от Балтийского моря до Ростова, где обитал народ Меря». В форме Сумеру название этой горы напоминает название города Шумерля в Чувашии, а также реки и города Самары в Поволжье. Местные Древьи горы (Жигули) известны многочисленными пещерами, где жили племена бронзового века времён Сварги. Поэтому мы можем предположить, что гора Меру или Сумеру индоариев могла располагаться в районе реки Самары, а точнее: в районе её впадения в Волгу у Самарской Луки. Карстовая пещера Степана Разина имеет зал площадью двадцать квадратных метров и высотой пять метров, а также многочисленные боковые ходы. Пещера Греве располагается над уровнем Волги на двадцать метров и имеет длину сто десять метров. В пещере найдены предметы первобытных культур бронзового века.

С другой стороны, название горы Сумеру совпадает с названием страны Шумер. Поэтому мы можем предположить, что племена индоариев могли попасть в Поволжье именно из Шумера. Центр страны Меря – город Ростов Великий – похож на Ростау у египтян. Они так называли главный вход в Дуат, то есть в Мемфисский некрополь фараонов. Ростау – это также жилище Сокара-Осириса. Отсюда можно заключить, что Ростов – это, возможно, город мертвых у меря и древних жителей страны Сварги, то есть Ростов – это, возможно, и есть Амаравати.

Следует отметить, что Ростов – это древнейший центр поклонения богу Велесу. В библейских преданиях ему мог соответствовать Авель, а у ведийских ариев – Вал. Название города Суздаля, расположенного недалеко от Ростова Великого, напоминает нам название города Сузы, столицы Элама, где жили предки индоариев. Если здесь, в Поволжье действительно жили выходцы из Элама, то, скорее всего, они свой главный город могли называть Сузой Дальней, то есть Суздалем.

       И, наконец, название земли Антарикша совпадает с названием Антарктики (или Арктики). Описание этих мест в Ведах напоминает нам картину приарктической земли к северу от Волги и Камы, где жил народ меря. Возможно, это были потомки тех племён, которые из Шумера пришли в Поволжье. Похожее название имели меропы. Грек Феопомп считал их жителями Атлантиды. Помимо всего прочего, в преданиях Архангельской области в Каргопольском районе упоминается деревня Сварозеро. Когда-то здесь жили какие-то паны. У них были стеклянные и литейные заводы, печища, замки с железными воротами. Хоронили они себя также, как и чудь, то есть в ямах с деревянной крышей на четырёх столбах, нагруженной землей и камнями. Сборище у них было на Марьине, под Кихтью. Жила там какая-то Марья.

Вcе факты этого предания совпадают с тем, что написано в Ведах о Сварге и Маре. Кроме того в Ведах известны и пани, которые украли коров у Индры. Налицо совпадение Вед и преданий Архангельской области.

С другой стороны, Сваргой, например, называлась также река в Сольвычегодском уезде Архангельской губернии. Кроме того, название страны Сварги очень похоже на название Sverige=Свериге, то есть Швеции. Поэтому получается, что владения Сварги могли простираться от верховьев Волги ещё дальше к западу и северу и она могла занимать даже Скандинавию, где тоже жили племена культуры каменных боевых топоров. В Ведах схожее название имеет остров Шветадвипа, название которого, в свою очередь, очень похоже на Швецию.

В Ведах известен некто Нарада, глава гандхарвов, мудрец, который сочинял гимны Ригведы. В Махабхарате написано о нём, что однажды он отправился на берег Молочного (Белого?) моря и оттуда на северо-запад, где находился большой остров, названный Шветадвипа или Белый светлый остров. Достигнув этого острова, где обитали «светлые, сияющие подобно месяцу люди», он воздел руки к небу и стал призывать в молитве верховного бога, восхваляя его тайными именами. И тогда на призыв Нарады «зримый во вселенском образе», явился бог, который был «как бы подобно месяцу духовно чистый, и, вместе с тем, как бы вполне от месяца отличный. И как бы огнецветный, и как бы мысленно мелькнувшее звезды сияние; как бы радуга, и как хрусталя искристость, как бы иссиня-чёрный мазок, и как бы золота груды. То цвета ветки коралла, то как бы белый отблеск, здесь златоцветный, там подобный бериллу; как бы синева сапфира, местами – подобный смарагду, местами – подобный жемчужной нити. Так многообразные цвета и образы принимал Вечный святой стоголовый, тысячеголовый, тысяченогий, тысячеокий, тысячечревный, тысячерукий, а местами – незримый». Налицо описание северного сияния, наблюдаемого за северным полярным кругом. Одновременно Нарада – это название самой высокой горы Северного Урала.

На берегу Белого моря известны каменные лабиринты, представляемые как древние святилища и культовые памятники. Место их расположения даёт нам повод предположить, что это были те самые культовые места, описанные в Ведах, где взывали к богу, снисходившего к людям в виде Северного сияния. Археологи свидетельствуют о том, что они могли возникнуть здесь в результате проникновения в эти места племён Фатьяновской археологической культуры и их родичей в лице племён Балановской культуры.

Балановская культура образовалась не позднее рубежа III-II тысячелетий до н.э. Её представители были самыми первыми земледельцами на Волге. У них уже был колёсный транспорт. Археологи относят их к культуре боевых топоров. Кроме того, они находились в каких-то особых родственных отношениях с представителями соседней Фатьяновской культуры. Скорее всего, балановцы пришли на Волгу с юга вместе с другими племенами культуры боевых топоров и потеснили представителей Волосовской культуры.

Кроме того они существенно отличались от своих соседей в Поволжье по физическому типу, так как это были узколицые европеоиды восточно-средиземноморской расы, похожие на индоариев, а их соседи, например, представители Фатьяновской культуры, относились к широколицым северным европеоидам с признаками лапоноидности. К северу от них располагалась Ямочно-гребенчатая, к югу – Среднеднепровская, к западу Прибалтийская и Финская культуры ладьевидных топоров. К востоку на Нижней Волге – Полтавкинская культура. От Днепра к Кавказу – Катакомбная. Везде жили северные европеоиды.

Время существования Балановской культуры совпадает с периодом жизни героев Вед, то есть с периодом проживания предков индоариев у Ра-реки в стране Сварга. Учитывая всё сказанное, можно предположить, что балановцы относились к ведийским ариям.

Рядом с этой культурой и одновременно с ней, в верховьях Волги, как мы уже упоминали, возникла и существовала Фатьяновская культура, схожая с Балановской. Специалисты относят её представителей к северным индоевропейцам, которых считают предками финнов, балтов, германцев и славян. Таким образом, по данным археологов, на Волге в указанное время действительно вместе в одной стране жили индоарии и северные европеоиды.

В свою очередь Фатьяновская культура, расположенная по соседству с Балановской, родственна Среднеднепровской, Висло-Неманской и Прибалтийской культурам боевых ладьевидных топоров. Все они входили в большую историко-культурную общность культур с боевыми топорами и культур шнуровой керамики. Их представители имели и сходный антропологический долихокранный европеоидный тип, отличающийся от средиземноморского долихокранного. Получается, что в Восточной Европе тогда существовала огромная страна Сварга.

В этой стране Индра-Сакка воевал с Вритрой (Преградой), сыном Дану, дочери Дакши. Он останавливал течение рек, жил на горе, у него было девяносто девять крепостей. После победы Индры-Сакки над Вритрой реки, стоявшие скованными, приходили в движение.

Можно понимать эти слова как описание замерзания рек зимой и разлив их весной. Одновременно, Индра, согласно Голубиной книге славян, – это мифическое существо, освобождающее реки из плена (замерзания). Получается, что предания славян тоже совпадают с Ведами. Таким образом, согласно Ведам и Махабхарате получается, что предки индоевропейцев когда-то жили у берегов Северного Ледовитого океана.

Возможно ли это? Посмотрим, есть ли какое-нибудь упоминание об этой стране, например, в Авесте. Оказывается, есть, Ахура Мазда, верховное божество ариев, говорил буквально следующее:

«Во-первых, наилучшую из стран и мест обитания я, Ахура Мазда, сотворил: Арианам-Вайджа с рекой Вахви-Датией. Тогда этому в противовес состряпал Анхра-Манью многопагубный змея рыжеватого и зиму, дэвовское творение. Десять месяцев там зимние, два – летние, и в эти зимние месяцы воды холодные, земли холодны, растения холодны там в середине зимы, там в сердцевине зимы; там зима когда идёт к концу, там большое половодье».

В этом отрывке из Авесты видно, что первой страной, где когда-то жили арии, была страна Вайджа, которая располагалась где-то у северного полярного круга. Там зима продолжалась десять месяцев, а лето – всего два месяца в году. Названия страны Вайджа и страны Сварга вроде бы не совпадают, но это только на первый взгляд. Если вспомнить, что буква «g» читается и как «г», и как «дж», то вместо Вайджи может получиться просто «Вайга», а это уже ближе к Сварге. В то же время Вайгой называется, например, земля в Эстонии. Другой её землей была Саккала, повторяющая имя Индры-Сакки. Случайно ли совпадение названий двух этих земель с данными Авесты и Вед?

Ал-Идриси, арабский учёный XII века в своей географии писал: «в реку Русиййа впадает шесть больших рек, истоки которых находятся в горах Кукайа (Хукарья – в Авесте), а это большие горы, простирающиеся от моря Мраков до края обитаемой земли». Согласно Авесте, гора Хукарья является мировой горой, возникшей в начале творения. Она находится на горном хребте Хара Бэрэзайти и достигает Дома Хвалы. На её вершине бьёт источник реки Ардви. Ардви-Сура – переводится как двойная река. «Одна протока Ардви течёт на семь каршваров, стекая равномерно и летом и зимой». Если сравнить эту реку с Северной Двиной, то Двина – это тоже двойная река. Кроме того, именно её приток Емца не замерзает круглый год. А с южной стороны водораздела как раз находятся истоки шести рек, впадающих в реку Русиййу (Волгу).

Хребет Хара Бэрэзайти, согласно Авесте, это мифическая горная цепь, выросшая из земли в начале творения, она отделяет Хванирату, то есть территорию заселённую людьми, от окраинных каршваров. Дом Хвалы – это место посмертного пребывания праведных душ. Этот дом совпадает с дворцом Пушкарамалини.

Продолжим анализ дальше. Есть ли какое-нибудь описание этой страны у других народов. Оказывается тоже есть. Вот что писали о ней древние греки и римляне:

Дамасп: «исседоны живут выше скифов, выше этих последних – аримаспы, выше же аримаспов располагаются Рипейские горы, откуда дует Борей. Эти горы никогда не бывают без снега. За этими же горами живут гиперборейцы в направлении к другому морю».

Аристей Проконнесский, сын Каистробия, рассказывал о северных народах, расположенных в следующем порядке: исседоны, одноглазые и длинноволосые хранители золота, аримаспы, грифы (гаруды) и простирающиеся до Северного моря гиперборейцы. Мирными из этих народов являются только гиперборейцы.

Антимах: гиперборейцы – это аримаспы.

Ликург: «Абарис был некто из гиперборейцев. Гиперборейцы же обитали севернее и дальше скифов».

Птолемей: «северный океан Гиперборейский. Горы около северного острова Фула тоже Гиперборейские».

Софокл: «Борей похитил Орифию и унёс её за Понт, к самым крайним границам земли, к источнику ночи и небесным воротам, к древнему саду Феба».

Плиний: «за этими Рипейскими горами по ту сторону Аквилона, счастливый народ, который называется гиперборейцами, достигает весьма преклонных лет и прославлен чудесными легендами. Верят, что там находятся петли мира и крайние пределы обращения светил, Солнце там светит в течение полугода, и это только один день, когда Солнце не скрывается. Светила там восходят только однажды в год, при летнем солнцестоянии, а заходят только при зимнем. Домами для этих жителей являются рощи, леса; культ богов справляется отдельными людьми и всем обществом; там неизвестны раздоры и всякие болезни. Смерть приходит там только от пресыщения жизнью. После вкушения пищи и лёгких наслаждений старости с какой-нибудь скалы они бросаются в море. Некоторые помещают гиперборейцев не в Европе, но в передней части Азиатского побережья, поскольку там есть народ аттакоров, подобный им по своим обычаям и местоположению».

Помпоний Мела: «гиперборейцы живут на крайнем севере по ту сторону Рипейских гор, под самой Полярной звездой... День у них продолжается шесть месяцев, и столько же месяцев тянется ночь».

Гелланик: «гиперборейцы, живущие за Рипейскими горами, осуществляют справедливость, не вкушая мяса, но питаясь твёрдыми плодами».

Схолиаст: «гиперборейцы получили своё наименование от гиперборейца Пеласга, сына Форонея и Перимелы, дочери Эола».

Аполлоний Родосский: «существует три гиперборейских народа: эпизеферийцы (Зефир – ветер c востока), эпикнемидийцы (из Мидии?) и озолы».

Элиан: «у Аполлона есть жрецы, сыновья Борея и Хионы – их три родных брата, – ростом в шесть локтей. Всякий раз, когда они совершают установленные священнодействия в обычное время по предписанию, с так называемых у них Рипейских гор слетает туча лебедей, непреодолимая своим множеством; и они облетают храм, как будто очищая его своим полётом, затем, однако, садятся на ограду храма, представляя собой зрелище величественное по множеству и красоте».

Кратин: «Гиперборейцы почитают небесный свод. Гиперборейские жертвоприношения в соответствии с отеческим, священным обычаем сохраняются не под крышей, а под открытым небом».

Гимерий: «Аполлон, взойдя на колесницу, пустил лебедей лететь к гиперборейцам».

Овидий: «В гиперборейском краю, говорят, есть люди в Паллене, –
Будто бы тело у них одевается в легкие перья,
Cтоит лишь девять им раз в озерко погрузиться Тритона».

Аристотель: «Лето, мать Аполлона, прибыла из страны гиперборейцев на Делос».

Гесиод: «Аполлон и Артемида, дети Лето, прекраснейшие потомки Урана».

Ференик: «гиперборейцы происходят от титанов».

Геродот: «однажды гиперборейцы послали дары Аполлону на Делос со своими девушками Гиперохою и Лаодикою, которых сопровождало пять гиперборейцев. Жертву гиперборейцы стали завёртывать в пшеничную солому. Ещё раньше того из гиперборейской страны прибыли на Делос другие две девушки, Арга и Опида».

Бойо: «Так многославное тут основали святилище богу
Дети гиперборейцев, Пагас cо святым Агийеем.
Так же Олен: он первым пророком был вещего Феба,
Первый, песни который составил из древних напевов».

Гимерий: «Абарис прибыл в Афины в роскошном одеянии из страны гиперборейцев, мудрец и искусен в слове».

Порфирий: называл Абариса воздухошествующим, потому что он при помощи стрелы, данной ему Аполлоном у гиперборейцев, двигался по рекам и морям и проходил непроходимые места, каким-то образом плавая по воздуху.

Лукиан: «Я считал совершенно невозможным верить им, и, однако, как только впервые увидал летающего иностранца, варвара, – он называл себя гиперборейцем, я поверил и оказался побеждённым, хотя долго противодействовал. И что, в самом деле, оставалось мне делать, когда на моих глазах днём человек носился при мне по воздуху, ступал по воде и медленным шагом проходил сквозь огонь?»

Нонн: «Ты слышал об Абарисе, которого Феб (Аполлон) на странствующей летящей стреле послал по воздуходвижному пути?»

Ямвлих: «Абарис прибыл из гиперборейской страны к Пифагору, они взаимно обучались, Абарис ходил по воздуху и непроходимым местам».

Диоген Лаэрций: «Пифагора тоже считали пришедшим из гиперборейской страны».

Каллимах: «дочери Борея: Упис, Локсо, Гекаэрга».

Псевдо-Платон: «гиперборейские выходцы Опис и Гекаэрг принесли с собой на Делос медные пластины».

Павсаний: «Ахейя прибыла на остров Делос из страны этих гиперборейцев».

Дурис: «Зет и Калаид прибыли из страны гиперборейцев для участия в походе аргонавтов».

Пиндар: «знаменитый потомок Ио, Персей, посетил гиперборейцев, когда боролся с Горгонами. Также и другой потомок Ио, Геракл».

Аполлодор: «золотые яблоки Гесперид находятся у Атланта в стране гиперборейцев».

Диодор: «напротив земли кельтов на Океане есть остров не меньше Сицилии. Этот остров расположен на севере, и его населяют так называемые гиперборейцы, поскольку он лежит за пределами Борея. На нём родилась Лето. Поэтому больше всех богов на этом острове почитается Аполлон. Гиперборейцы имеют свой собственный язык, но к эллинам очень близки, особенно к афинянам и делосцам. Некоторые из эллинов приезжали к гиперборейцам и оставляли там богатые приношения с надписями эллинскими буквами. Гипербореец Абарис приезжал в Элладу, чтобы возобновить старинную дружбу и родство с делосцами. Луна на этом острове отстоит совсем на небольшом расстоянии от земли и на ней даже заметны некоторые выступы земли. Бог каждые девятнадцать лет приходит на этот остров, когда звёзды в своём обращении достигают завершения. Царская власть в городе и охрана священных участков возложена на так называемых Бореадов, потомков Борея, которые всегда принимают власть от поколения к поколению». (Возможно, здесь речь идет о Стоунхендже и Британии).

Плутарх: «одни из галлов перевалили Рипейские горы, направились к берегам Северного моря и заняли Север Европы, другие же поселились в стране между Пиренеями и Альпами».

Плиний: «гиперборейцы живут в Северной Франции или Британии».

Китайская «Ле-цзы» также упоминает о какой-то северной стране, похожей на Гиперборею: «Страна рода Хуасюй (Страна Снега) находится к западу от Яньчжоу, к северу от Тайчжоу и отстоит от царства Ци неизвестно на сколько десятков миллионов ли... В том государстве нет начальников и старших, всё подчинено естественности; люди там не имеют дурных наклонностей и живут по законам природы. Они не радуются жизни и не страшатся смерти... в воде они не тонут, и огонь их не обжигает, меч и плеть их не ранят, от укусов не чувствуют зуда, по воздуху они ходят, как по твёрдой земле, в пустоте спят, как в лесной чаще,.. горы и долы не задерживают их шагов – они двигаются как небожители».

Как мы видим, у греков, римлян и даже у китайцев существовала обширная информация о гиперборейцах живущих за Рипейскими горами у берегов Северного океана, где Солнце светит полгода. Впоследствии они расселились по Европе, в том числе во Франции, Британии. Причём язык, на котором они говорили, был похож на греческий. То есть относился к индоевропейскому. Греки передали нам также сведения о том, как жили гиперборейцы, какие имена носили, как занимались астрономией, как умели передвигаться по воздуху. Получается, что мифическая страна Сварга-Вайджа действительно существовала, причём довольно долго. Часть племён этой страны не только попала на Кавказ и в Малую Азию, но также во Францию и Британию.

Известный историк Б.А.Рыбаков доказывал, что под гиперборейцами следует понимать балтов. С названием страны Сварги, возможно, связано и слово варяг. Можно предположить, что варяги – это жители страны Сварги, а путь «из варяг в греки» – это путь из страны Сварги в Грецию.

Исходя из этого, посмотрим более внимательно на всё, что написано в Ведах о Сварге.

В этой стране кроме асур и адитьев жили наги и удадхи, ваю, видьядхары, аги, двипа, супарны, диша, стхани. Жили в Сварге также пишачи, бхуты, якши, ракшасы, киннары, кимпуруши, махораги и гандхарвы. Посмотрим, кто скрывается под этими названиями.

Наги – это дети Кашьяпы и Кадру, они жили в подземной стране Патале, где находилась их столица Бхогавати. Их цари: Шеша, Васуки, Такшака. Они ходили в тёмных одеждах, а в короне имели змеиный капюшон и водные божества. В христианской «Александрии», истории об Александре Македонском, нагами называются потомки Сифа, живущие на островах возле Индии. В древней Руси нагов напоминали чёрные клобуки, то есть многочисленное племя неизвестного происхождения, представители которого ходили в чёрных одеждах с высокими головными уборами и часто помогали киевским князьям в борьбе с иноземцами.

Видьядхары – держатели знаний, обладали совершенным знанием магических обрядов. Среди них был известен Джамбават.

Супарны – это дети Кашьяпы и Винаты, их царём был Гаруда. Все вожди супарнов ходили в белых одеждах, их символом была гаруда – птица.

Пишачи – дети Кашьяпы и Пишачи.

Бхуты – демоны из свиты Шивы-Рудры.

Якши – это дети Пуластьи и Илавилы. Якши благожелательны к людям, их называли другими людьми, чистыми людьми. Возможно, они были белокожими. Якши являлись слугами Куберы, сына мудреца Вишраваса и внука великого риши Пуластьи, и Деваварнини, дочери риши Бхарадваджи.

Кубере принадлежал заповедный сад Чайтраратха, находящийся на отрогах горы Меру. Жену Куберы звали Риддхи, она олицетворяла процветание. Слуга Куберы Манибхадра был покровителем торговли. Сам Кубера был богом богатства, владыкой якшей, киннаров, джримбхаков и гухьяков. Он жил в столице Алака, которую построил божественный строитель, поэт и жрец Вишвакарман. У Куберы была летающая колесница Вимала, способная летать по воздуху. Другую летающую колесницу Пушпаку сделал ему Вишвакарман. Этот человек был сыном Прабхасы и Йогасиддхи, внуком Дхармы, мудреца, бога справедливости, который был сыном Атри, великого риши. Женами Дхармы были дочери Дакши. Дочь Вишвакармана Санджия была женой Сурьи. У Куберы известна дочь Минакши.

Джримбхаки – боги из класса вьянтара, они по приказу Сакки-Индры доставляли во дворец огромные количества сокрытых ранее богатств.

Кроме Куберы среди якши известен Манимата.

Ракшасы – потомки Пуластьи.

Киннары – это полубоги, дети риши Кашьяпы, и птицы с головами людей.

Что известно о гандхарвах? Гандхарва – демон, хранитель сомы, был враждебен Сакке-Индре. Дочери Дакши – Вач, Сарасвати и другие породили от Кашьяпы гандхарвов. Они жили на горе Мандара или Меру за Гималаями в антарикше. Воевали с Сундой и Упасундой, асурами. Гандхарвы – певцы и музыканты, услаждают богов. Брак гандхарвов заключался по взаимному согласию без формальностей.

Правитель Сварги Сакка-Индра был сыном Магха (Магора?), благочестивого брахмана, который жил на вершине горы Меру в стране Траястринса (Тридцать три). Про Магху известно, что он имел тридцать два товарища. Всего, как в славянских сказках, тридцать три богатыря.

Однажды князь Сакка напоил обитавших ранее на горе Меру асуров и сбросил их к её подножию. Для защиты страны Траястринса от асуров были построены пять стен, охраняемых нагами, супарнами, кумбхандами, якшами и чатурмахараджиками.

Кумбханды – мелкие демоны, возглавляемые Вирудхакой.

Гухьяки – полубоги, жили в горах, охраняя скрытые там сокровища. Главой гухьяков был Реванта, сын бога Сурьи.

Чатурмахараджики – это четыре великих царя: Дхритараштра, Вирудхака, Вирупакша, Вайшравана. Дхритараштра правил гандхарвами на востоке, Вирудхака – как уже упоминалось, кумбхандами на юге, Вирупакша – нагами на западе, и Вайшравана – якшами на севере. Над ними на вершине горы правил Сакка. Ему прислуживали маруты, риши, апсары и гандхарвы.

Маруты – это потомки Рудры. Среди марутов известны: Ваювега, Ваюбала, Ваюга, Ваюмандала, Ваюджвала, Ваюретас, Ваючакра.

  Рудра, бог грома, жил на севере, его жены Родаси, Пришни и Адити, Пашупати, Сати (дочери Дакши), Деви, Парвати (её сестра Ганга), дочь Химаваты, царя гор, и апсары Мены, Дурга (неарийка), Кали, Ума. Парвати родила сына Сканда (Скандинава?). Известна ещё одна жена Рудры по имени Сваха, дочь Дакши и Прасути. Иногда она тоже называлась матерью Сканды. Другими сыновьями Рудры были: Ганеш, Бхава, Шарва, Пашупати, Угра (от него угры?), Махадева, Рудра, Ишана, Ашани.

Сын Рудры-Шивы Сканда стал предводителем войска богов и победил Тараки и других асуров. Женой Сканды была Девасена. Рудра заключал мир с Ушанасом, наставником и верховным жрецом асур, помогал ангирасам. Он воевал с асурами и испепелил три города у них.

Кроме марутов Сакке прислуживали риши. Риши – это мудрецы и провидцы. Среди них известны: Готама, Бхарадваджа, Вишвамитра, Джамад-агни, Васиштха, Атри, Маричи и сын его Кашьяпа, Ангирас, Пулаха, Крату, Пуластья, Бхригу, Дакша.

В числе прислуг были апсары. Апсары – это полубожественные женские существа. Слово апсары можно перевести как вышедшие из воды. Они представлялись в виде лебедей. Среди апсар известны Менака, Урваши, Прамлоча и дочери Дакши. Однажды Индра посылал Ваю и Каму на помощь апсаре Менаке. Река Кама – это также район Северного Заволжья.

На этом наш короткий рассказ о стране Сварге закончен. Мы теперь можем представить где находилась эта страна. В то же время, анализируя все выше приведённые сведения, мы не должны забывать, что в них может быть два слоя, один слой – это тот, который возник ещё во время жизни индоариев в стране Сварга. Другой слой – это тот, который появился в Индии, далеко от Сварги и географически, и исторически.

Перейдем теперь от анализа Вед к анализу Авесты. В Авесте сказано, что Ахура Мазда создал шестнадцать стран: Арианам Вайджу, Гаву, Моуру, Бахди, Нисайю, Харойву, Вэкерту, Урву, Вэхркану, Харахвати, Хаэтумант, Рагну, Чахру, Варну, Хапта-Хинду, Страну у истоков Рангхи.

Учитывая, что Авеста описывала события, произошедшие значительно позднее, чем события, описываемые Ведами, то перечень этих стран не может охватить всю историю со времени разделения племён индоевропейцев. В Авесте запечатлелась картина, сложившаяся примерно через тысяча четыреста лет после ухода индоевропейцев из Сварги, и то только в той части, которая связана с асурами. Ничего или почти ничего в Авесте нет о Ваю, Кубере, Сиве-Шиве, Варуне-Аруне, Солнечной и Лунной династиях Индии, Индре. К этому времени в Европе уже появились греки, римляне, кельты, киммерийцы и скифы, а в Малой Азии – армяне и хетты. Тем не менее время Авесты – это примерно 700 год до н.э., то есть, это время, когда ещё значительная часть индоевропейцев оставалась в Азии, и они сохранили в своих преданиях некоторую информацию о своих предках. Поэтому рассмотрим страны Авесты подробнее.

1).Арианам Вайджа с рекой Вахви-Датией. Здесь десять месяцев зима и два месяца лето. Это первая страна, созданная Ахурой Маздой. Остальные страны появились позже. Все эти факты наводят на мысль, что Вайджа и Сварга тождественны. Скорее всего, здесь жили арии-балановцы.

2).Гава, заселённая согдийцами, называется второй страной, созданной Ахурой Мазда. Можно допустить, что так оно и было. Некоторые ираноарии (балановцы) могли уйти из Сварги-Вайджи в Междуречье к Аму-Дарье и Сыр-Дарье и образовать здесь своё новое государство.

3).Моура, причастная Арте. Если двигаться от Сварги и Гавы ещё дальше на юг, то мы попадём в Маргиану. Поэтому Моура и Маргиана – это, вероятно, одна и та же страна.

4).Бахди, между Нисайей и Моура. Историки считают, что это Бактрия, расположенная к юго-востоку от Маргианы.

5).Нисайя. К юго-западу от Маргианы расположена Парфия, её столицей был город Ниса.

6).Харойва, там оставляют дома. Южнее Бактрии известна страна Герат. Вероятно Харойва и Герат – это одна и та же страна.

7).Вэкерта, там Хнафаити соблазнила Керсаспа, сына Триты. Керсасп жил в Сакастане (Афганистане), воевал с туранцами, убил Сэрвару, Гандарву, который жил у берегов Варукаши, Снавидку, сыновей Патаны, сыновей Навики, дэвопоклонника Питаону, воина Арэзошману, тура Варэшаву. Cам Керсасп жил у озера Пишина.

8).Урва, там много трав и злые владельцы или пришельцы. Считают, что это Тус в Хорасане или Исфахан.

9).Вэхркану, заселённая гирканцами, то есть Гиркания, страна к югу от Каспия.

10).Харахвати, характерна выбрасыванием трупов без захоронения. Считают, что это Арахозия или Гарут.

11).Хаэтумант, наделённый Хварно. Cчитают, что это Хильменд в Афганистане.

12).Рагна, в ней жили три племени. Рага – город в Мидии, поэтому, возможно, Рагна тождественна Мидии.

13).Чахра, причастная Арте, характерна сжиганием трупов. Считают, что это Хорасан.

14).Варна четырёхугольная, там родился Трайтаона, сын Атвии, пятый царь династии Парадата. Его женами были Арнавак и Сахнавак, дочери Дахаки. Имя Дахаки связано с дахами, которых якобы создал Ангра-Манью. Дахами также называют саков-хаумаварга. Детьми Трайтаоны были Сайрима, от него сарматы, Тур, от него туранцы. Третьим сыном был Арья-Иран, от него арии-иранцы.
Первый царь династии Парадата в Варне уничтожил служителей Друджа (друидов?). Считают, что Варна – это Фергана (Давань у китайцев).

15).Хапта-Хинда (Семь Инд-Семь рек), там неурочная жара. Вероятно это Семиречье у озера Балхаш.

16).Страна у истоков Рангхи, cамая дальняя, там зима и правитель таожья. Рангха протекает на краю света, вытекая из моря Ворукаша или со склона горы Хукарья (в горном хребте Хара Бэрэзайти, отделяющего Хванирату от окраинных кешваров) от источника Ардви, огибает одну из сторон Хванирата (место в центре населённое людьми), отделяя его от окраинных кешваров и вновь впадает в Ворукаш. Ворукаш – мировой океан отделяет Хванират от необитаемых кешваров. У моря Ворукаш герой ариев Тиштрия воевал с Апаошей. Заотра там очищал молоко, заключающее хаому. Йойшта из дома Фриянов соперничал там у реки Рангхи с Ахтьей и жил в городе Фрашнвизаран.

Перейдём теперь к рассмотрению легендарной Велесовой книги, которую можно назвать славянскими Ведами. Эта книга была завершена уже при князе Рюрике, то есть в IX веке нашей эры или примерно через тысяча пятьсот лет после Авесты. Приведём некоторые выдержки из Велесовой книги:

Cварог – дед богов.

Сварог – отец, а прочие – суть сыны его. И мы должны были покоряться Ему, так же, как покорялись Родителю, потому что он – отец рода нашего. И этот род – витязи от Кия до князей киевских.

...умывание установил для нас Сварог...

Следом идут (боги) Сива (Шива, Сиф?), Яр и Дажьбог.

Славили мы Дажьбога, который во Сварге пречистой... И Щура (Сурью?) и пращуров, которые умерли сотни лет назад.

... мы – славные потомки Дажьбога, родившего нас через корову Земун. И потому мы – кравенцы: скифы, анты, русы, борусины и сурожцы. Так мы стали дедами русов, и с пением идём во Сваргу синюю.

Она (земля наша) тянется от нас до полян, и дреговичей, и русов... И только от руси мы имели помощь, потому что мы – Дажьбоговы внуки.

Да святится имя Индры! Он бог наших мечей. Бог знающий Веды.

И тут Индра пришёл к нам, чтобы мы сохранили свою силу в бою...

И там мы сложили песни наши об Индре и Валу.

Мы молили Патара Дыя, чтобы он низверг огонь.

И вот храни приняли Патера Дыя, чтобы он стоял особо напротив Матери.

И смотрим в воду, чтоб быть плодовитыми. И это даёт мужам своим Патер. И обещает нам, что у нас будет много плодов, и овощи, и зерна.

И вот сушь быстро течёт из чужого края. И это происходит в тот час, и Патер отводит её, неся тучи мороком.

Велес шёл в Сварге по молоку небесному (Млечному пути).

Велес учил праотцев наших землю пахать, и злаки сеять, и жать солому...

Из Ясуни притёк бог Велес...

Матерь Сва, бьёт крылами, летает она в Ясуни – Сварге.

Матерь Сва ... оборонила её (землю) от дасу и гуннов...

Матерь Слава крылами бьёт.

Матерь Сва-Слава поёт нам, чтобы мы воспевали походы на врагов, и мы верили ей, так как эти слова от птицы Вышня (Вишну?), от Сварги...

Богумир муж Славы, их дети: Древа, Скрева, Полева, Сев, Рус.

Вновь и вновь приходила великая стужа (в Ирие). И многие стали говорить, что не нужно обращаться к Роду... Будем... тепло искать.

Придёт сама Жаля великая с Карною к тому, кого не вразумили эти слова.

Cолнце-Сурья сотворило то, что он (мёд в воде) забродил и превратился в сурицу.

Вот жертва наша – это мёд Сурья...

И Сурью антскую, которая была с нами, мы никогда не забудем.

Течет там Ра-река (Волга), что разделяет небесную Сваргу и Явь.

Как умрёшь, ко Сварожьим лугам отойдёшь (в Вальгаллу у Волги).

И падшему в поле Перуница давала выпить воду живую. И выпивший её отправлялся к Сварге на белом коне. И там Перунько его встречал и вёл в благие чертоги свои.

Кому присудил Перун, тот попадёт в рай – есть яства вечные в Сварге.

И тогда приходили мы к синей реке, стремительной, как время, а время не вечно для нас. И видели там пращуров своих и матерей, которые пашут в Сварге, и там стада свои пасут, и снопы свивают, и жизнь имеют такую же как наша, только нет там ни гуннов, ни эллинов, и княжит там Правь. И правь эта истинная , так как Навь совлечена ниже Яви... И это Заребог шёл в этот край и говорил нашим пращурам... И Велес идёт там править стадами.

Вокруг нас была жемендь (жмудь?), а также была литва, и они назывались ильмами, а от нас они были наречены ильмерцами.

Мало осталось лиров, и они были наречены нами ильмерцами...

...лиры были поглощены нами – и не имеем мы теперь их.

...ильмеры наши родичи.

...народ ильмерский, имевший от ста до двухсот краёв...И были они нам братьями, подобными нам. И даже если они от нас отличались, всё же охраняли нас от зла.

И вот жмудь сказала нам, чтобы мы выходили из домов наших. И так поддержали они нас против врагов наших...

Прекрасный Ирий.

Мы сами – арии, и пришли из земли Арийской в край Иньский.

И ей (матери Сва) мы песни поём ... о святом Семиречье нашем, где мы имели города, где отцы наши сражались.

Создались роды те в Семиречье, где обитали мы за морем в крае зелёном, когда были скотоводами. И было это за тысячу триста лет до Германареха.

...ушли мы из Семиречья с гор Арийских из Загорья...

Квасура получил от богов тайну – как приготавливать сурину.

Передал он (тайну) отцу Богумиру, и тот получил поучение от Сварожича, как творить квасуру, называемую сурыней.

После Богумира был Орей с сынами. А когда гунны затеяли великую войну за образование своей великой земли, мы ушли вон оттуда на Русь.

...гунны пришли из края иньского...

Ушли мы из края Иньского... мимо земли Фарсийской (Персии).

От Орея – это общий наш отец с борусами.

Борусичи не оставили грекам земли свои и бились на них.

Матерь Сва ... оборонила её (землю) от дасу и гуннов...

И пошли на них берендеи. И вот они имели князя Саха, и был он премудрый ... в ладах с русами, и был нашим другом.

Вот такие получились интересные выдержки из Велесовой книги. Некоторые считают, что эта книга подделана и, следовательно, её герои вымышлены, как были вымышлены, например, Полемон и Колумн в Литве, Вотан – в Скандинавии, Милид – в Ирландии, Уран – в Греции, Индра – в Индии, Ахура Мазда – в Персии, Ра – в Египте и Энки – в Шумере.

Конечно, в каждом предании подобного рода есть доля вымысла, неточностей, возможно, в этой книге есть и более поздние вставки, но задача исследователя как раз и состоит в том, чтобы отделить вымышленное или придуманное от реального, прежде всего, путём сравнения преданий разных народов друг с другом. В данном случае мы можем сравнить между собой Веды, Авесту и Велесову книгу.

Так о чём же говорят выдержки из Велесовой книги при сравнении с Ведами и Авестой? Прежде всего, они подтверждают часть из того, что мы отметили в Ведах и Авесте.

Во-первых, Велесова книга, как и Веды называет раем тоже страну Сваргу. Кроме того, в этой стране пращуры славян пашут и пасут скот. Находится эта страна возле реки Ра (Волги), которая отделяет Сваргу от Яви. То есть Сварга – это не только рай, куда попадают павшие воины, но и земля наших предков, которые жили там когда-то до ухода славян в край Иньский. Причём эта земля предков названа землёй Арийской, а это уже подтверждает, что Сварга не только была страной авторов Вед, но и авторов Авесты.

Из Велесовой книги также следует, что не все племена, названные впоследствии славянскими, ушли из Сварги в край Иньский. Часть племён осталась, и их встретили славяне, когда шли обратно из края Иньского, подгоняемые гуннами, к Непру-реке (Днепру). Княжила в то время у этих племён Правь, а Велес ходил там править стадами. Звались эти племена лирами, жмудью и литвой, а славяне называли их ильмерами, потому что жили они возле озера (Ильмень). Лиры поглотили ильмеров, а славяне поглотили лиров, и не осталось их. Эти строки Велесовой книги показывают нам родство славян, прежде всего, с лирами, жмудью и литвой. Причём жили эти народы не только у Волги, но и у озера Ильмень.

В то же время историкам известно, что река Волга и озеро Ильмень с очень древних времён входят в ареал расселения, прежде всего, угро-финских народов. Среди них на Волге до сих пор живут марийцы и мордовцы, а в древности жили ещё и меря. В районе озера Ильмень проживали ижоры, вепсы, водь и чудь. Ближе к Балтийскому морю и на его берегах до сих пор живут карелы, финны, эстонцы и ливы. К северу от Волги живут удмурты, зыряне и пермяки. К финно-уграм относятся и угры. Среди них известны венгры, проживающие на Дунае, а также ханты и манси, проживающие на Оби.

       Согласно Велесовой книге, получается, что ильмеры, лиры, жмудь и литва тоже жили среди этих народов и, следовательно, тоже могли относиться к финно-уграм. В то же время мы знаем, что сегодня литовцы живут очень далеко от озера Ильмень и по своему языку ближе к кельтам, а не к финно-уграм. Жмудью же когда-то назывался народ, проживающий в Жемайтии, то есть на западе Литвы, поэтому он вроде бы тоже не должен относиться к финно-уграм. Что касается лиров, то может быть это сегодняшние ливы. Но они действительно относятся к финно-уграм и проживают на севере Латвии.

С другой стороны, мы знаем, что финно-угры меря поклонялись богу Велесу. В Ростове Великом, расположенном в центре страны Меря, на Чудском конце долгие века стояло его каменное изваяние. Этому же богу вплоть до своего крещения поклонялись и литовцы. Выходит, что те литовцы-жмудь, которых упоминает Велесова книга, действительно когда-то были финно-уграми. Часть их могла уйти к Неману, где под влиянием прибывших сюда кельтов в лице галлов, кимбров и венетов язык их мог претерпеть изменения и стал отличаться от угро-финского. Подобное случалось и с другими народами Европы, например, с галлами, англами и болгарами.

В итоге получается, что когда-то славяне жили вместе с финно-уграми на Волге и образовывали единый народ. Велес учил их пахать, сеять и жать. Затем после прихода нескольких очень холодных зим племя разделилось на две части. Одна часть, которая больше жила охотой, осталась в Сварге. Это, вероятно, были лиры, литва, жмудь и другие. А вторая часть, которая больше жила земледелием, ушла в более тёплые края. После того, как гунны начали теснить славян в крае Иньском, последние были вынуждены вернуться к родине своих пращуров, где встретили их в лице ильмеров, лиров, литвы и жмуди. Таким образом, состоялась встреча родных братьев, рождённых единой матерью Сва. При этом славяне, как более многочисленное племя, ассимилировали какую-то часть ильмеров, лиров, литвы и жмуди. В отличие от славян и кельтов, финно-угры почти никуда не уходили из Гипербореи-Сварги и оставались здесь жить вплоть до возвращения славян. И хотя основная их масса была ассимилирована последними, но какая-то часть сохранилась до сего времени.

Теперь следует остановиться на таком понятии, как край Иньский. Именно в этот край славяне ушли из Сварги, земли Арийской. Что известно про Иньский край в Велесовой книге?

Прежде всего, Велесова книга отождествляет этот край с Семиречьем. В Авесте эта земля называлась аналогично: Хапта-Хинда (Семь Инд или Семь рек). Жили славяне там в горах Арийских в Загорье, строили города. В Иньском же краю потом появились гунны.

Cуществуют различные мнения о месте расположения Семиречья. Одни называют Семиречьем Пенджаб в Индии, другие – землю возле озера Балхаш и гор Тянь-Шань. Если учесть, что в Иньском крае бывали и гунны, то тогда получается, что мы должны считать в данном случае родиной славян то Семиречье, которое располагается в районе озера Балхаш и гор Тянь-Шань, а не то, которое находится в Пенджабе.

Выходит, если верить Велесовой книге, славяне жили в Семиречье. Причём жили они там не только у Арийских гор, но и в Загорье, то есть за Тянь-Шанем, в Китае, который действительно назывался тогда Иньским краем. В Авесте все эти земли назывались Тураном, Чином и Мачином.

Если страна Хапта-Хинда – это Семиречье, то четырёхугольная страна Варна, где родился Трайтаона, это вероятно страна, находящаяся где-то по соседству с Семиречьем. В Шахнаме она называется Тураном, граничащим с Ираном. А вот страны Чина и Мачина – это Семиречье и край Иньский за Тянь-Шанем. Историки называют эту территорию Восточным Туркестаном, связывая это название с турами. На территории Восточного Туркестана действительно когда-то жили индоевропейцы. Ими было построено много городов. На севере Восточного Туркестана были известны города Хами, Турфан, Харашар, Куча, Курля, Аксу, Кашгар, Пулэй. Среди них главным у гор Тянь-Шаня в Загорье был Турфан, столица княжества Чеши. Соседнее с Чеши княжество, которое располагалось в районе озера Лобнор, то есть ещё дальше к центру Китая, известно сегодняшним историкам под названием Крорайна. Правителями там, согласно китайским источникам, когда-то были Аньгуй (в 77 до н.э.), его брат Вэйтуци, позже Таджаки, Пепийа, Амкока, Махири, Вашмана. Несмотря на китайскую транскрипцию, можно усмотреть в этих именах индоевропейцев. В конце I века Крорайна присоединяет к себе княжества: Сяовань, Цзинцзюэ, Жунлу, Цемо. К сожалению, мы имеем дело с китайскими транскрипциями. А как эти княжества назывались индоевропейцами, мы пока не знаем.

Археологи подтверждают, что когда-то на территории Крорайны, Чеши жили европеоиды, а не монголоиды. Причём было это сравнительно недавно, а именно во II веке н.э. Затем, как известно историкам, эти территории стали ареной борьбы гуннов и китайцев. Индоевропейцам пришлось уйти отсюда, оставив здесь многочисленные города и храмы, которыми потом, как говорил Л.Н.Гумилёв, любовались археологи. В самой южной части Восточного Туркестана – Хотане, индоевропейцы жили вплоть до Х века нашей эры.

Обратим теперь внимание на имя одного из правителей Крорайны – Таджаки. С одной стороны, оно напоминает нам таджика, жителя Таджикистана, а с другой стороны, правителя Таожья в стране у истоков реки Рангха. Конечно, Таджаки жил примерно через тысячу лет после правителя таожья. Поэтому не обязательно чтобы Крорайна и страна у реки Рангха совпадали территориально. За тысячу лет племена и народы могли переместиться на большие расстояния. Тем не менее, последнюю страну Ахуры Мазда надо искать где-то поблизости от Чеши и Крорайны.

Воспользуемся названием реки и туранскими топонимами. Турфан – город в Восточном Туркестане на территории Китая, Туранск – город на Енисее, Туран – город в Туве и Бурятии, Тура – река на Урале, Туринск – город в Свердловской области на реке Тура. Тура – город на Нижней Тунгуске. Таким образом, эти топонимы и гидронимы встречаются не только в Семиречье и Чеши, но и севернее, в том числе в районе Минусинской котловины на Енисее. Может быть страна в этой котловине и была той шестнадцатой страной ариев. Тем более, что именно здесь и появились таожья.

Чтобы получить окончательный ответ на этот вопрос, обратим теперь своё внимание на реку Рангха. Что известно о ней в Авесте? По словам Авесты, страна у истоков Рангхи – это самая дальняя страна ариев. Река Рангха протекает на краю света, вытекая из моря Ворукаша или со склона горы Хукарья (в горном хребте Хара Бэрэзайти, отделяющего Хванирату от окраинных кешваров) от источника Ардви, огибает одну из сторон Хванирата (место в центре населённое людьми), отделяя его от окраинных кешваров и вновь впадает в Ворукаш. Ворукаш – это мировой океан, который отделяет Хванират от необитаемых кешваров. На основании этого описания можно сделать только один вывод: река Рангха тождественна реке Ангаре. Во-первых, названия похожи: Рангха, то есть Ра-анга или Анга-Ра. Во-вторых, Ангара действительно вытекает из моря (озера Байкал) и впадает в океан. Причём протекает по границе расселения ариев.

Согласно Авесте, у реки Рангха на вершине мировой горы жили сыновья Ахура Мазды: Рашну, верховный судья, и его братья Сраоши и Аши, которые помогали ему на мосту Чинвад. Слово Чинвад – можно перевести как страна Чин, то есть Китай. Вот что, оказывается, можно открыть в Велесовой книге, если сравнивать её с Авестой и Ведами.

       (продолжение см. глава 84. Тюрки http://www.proza.ru/2008/06/25/565)

(другие произведения см. http://www.proza.ru/author/bipopof)