Размышления об уме и разуме

Олег Михайлец
Долгое время не мог для себя сформулировать, в чем различие между этими терминами. Вроде одно должно подразумевать другое. После поступления в институт, когда круг общения вырос до достаточных размеров, начал замечать людей со слабым развитием одного их этих качеств. Например, девочка учится только на пятерки, всё сдает вовремя, отвечает на вопросы, но по жизни дура дурой. Парень – умнейший человек, но может спокойно не прийти на экзамен просто так, задумавшись о чем-то.

Труды философов внесли в рассматриваемый вопрос только неразбериху, вероятно потому, что читал не в оригинале, и то, о чем именно хотел сказать автор, потерялось при переводе. Понемногу от знакомых перешел к известным людям, к их поступкам. Затем в поле зрения попали целые нации. Когда примеров набралось достаточно начал анализировать, и пришел к таким выводам.

Получается, что разум – это в первую очередь способность дать оценку «надо или не надо». Так же как душа дает оценку «плохо или хорошо». Т.е. это инструмент качественной оценки событий и желаний. От инстинктов отличается большим набором критериев оценки. Если появляется чувство голода, то инстинкт при виде еды говорит «бери и ешь». Разум в тех же условиях обсчитывает и качество еды, ее доступность, достаточность и многое другое.

Так оценивается всё. На основании этих оценок разум выстраивает модель поведения и жизни. Только эта модель предельно схематична (базовые точки и вектора развития) и корректируется другими способностями человека. Маловероятные и незначительные критерии отбрасываются, поэтому разум довольно дискретен. И чем дальше по времени от текущего момента, тем меньше базовых точек, тем разреженнее получается модель.

Разум выступает как регулятор эго, барьер между инстинктами и желаниями с одной стороны и окружающим миром с другой.

Ум – инструмент познания окружающего мира. Он слабо связан с остальными человеческими качествами и не даёт оценок (оценивают за него разум и душа), так как существует отдельно от эго Занимается в основном аппроксимацией, т.е. по имеющимся в его распоряжении данным строит заключения, как на заполненном данными событийном промежутке, так и на перспективу, где таких данных пока нет. Если данных не хватает, находит возможность их получить. Предметом изучения ума может быть любое событие или тема, конкретная или абстрактная, даже напрямую не связанная с самим размышляющим. Именно скорость обработки различных данных и построения умозаключений и определяется тестами на IQ

Ума и разум разные инструменты и каждый выполняет свою работу. Уровень развития каждого из этих инструментов может быть разный, что мы и видим в окружающей жизни.