Друзья и люди

Вадим Анатольевич Засыпкин
Друзья в целом похожи на людей, только нам кажется, что мы их лучше знаем. А еще нам кажется, что друзья нас любят и мечтают, как бы помочь. И главное, что так действительно бывает, но лучше не проверять...

Интересно, что тот единственный любимый человек находится чаще среди людей, а не среди друзей.

А еще, друзья - это те, кого так легко обидеть, это те, кого порой обижаем мы. Люди так не обижают, или просто мы на них так не обижаемся.
При этом всем хочется, чтобы их понимали, и такой лом понимать других.


1. Соперничество и критика

Как всем хочется покритиковать творческого человека, друзьям особенно, ну а креативным друзьям - вообще чрезвычайно хочется.

Вот Игореха с Михой точно креативные пацаны, дружат лет 20 и спорят столько же. Один заядлый рекламист, другой умелый коммерсант. А еще оба они пейсатели, и критики обоих приметили и даж на сайте специальном охарактеризовали. Игореха, мол, со словом дружит, пишет складно, сюжетом интригует, мысли завершает. Но гонится, гад, за объемом, отвлекает читателя мыслями разными, сюжет не развивающими. И особенность авторская подмечена и очень лаконично изложена - все герои Игорехиного творчества оказываются подлецами кончеными, что по мнению критика отворачивает от него читателя.

Михе тож досталось от критика. И слог рваный, и мысли запутанные, и сюжеты нераскрытые, а то, что идеи яркие попадаются, так запутанные какие-то, напрочь от реальности оторванные. Ну и особенность Михина пейсательская подмечена - торопливость в написании, как-будто сволочь такая от мыслей тревожных избавиться спешит, а потому затрамбовывает идеи в формат рассказа. В общем лентяй Миха, и это плохо, ведь лень хороша лишь в отношении читателя, очень уж часто у нас лентяи с книжкой дружат, от тоски избавляются.
Надо заметить, что критики - это просто люди, хоть и вредные, но все же не друзья.

***
Сошлись как-то Миха с Игорехой на пиво. К слову, сходки эти постоянно спорами непримиримыми заканчивались Бокал за бокалом, анекдот за анекдотом подбирались друзья к ссоре.

Первым на спор рвался, Игореха:

- Слушай, Миха, ты когда за голову возьмешься, бросишь лениться и напишешь что-нибудь внятное?

Миха оторвал чуть посоловевшие глаза от бокала, поймал взгляд Игорехи:
- Зачем? Чтоб такую же хрень как ты писать, на продажу?

Игореху задело:
- Сам какое-то говно накрапает, которое ни понять толком, ни продать. Жаль идеи твои пропадают, бывают же интерессные.

- У меня, Игореха, одна идея в контексте всего написанного и сказанного тобой: я утверждаю, что люди - не поголовно козлы.

- Ну, это уж точно не так! Люди изначально агрессоры, жаждущие отнять друг у друга лакомый кусок: еду, одежду, оружие, женщину, веру, жизнь... Иначе, зачем кому-то понадобились все эти религии? Да для того лишь, чтоб законы придумать и заветы всякие, запрещающие людям создавать причины для убийства друг друга.

- Эти заветы написаны для сильных, а слабые всегда в большинстве были. Да и слабы они быть может потому, что законы божьи не казались им насилием над личностью, а просто совпадали с их мировоззрением.

- Если бы. Слабак только и ждет, когда сильный поскользнется, чтобы добить его ногами. Представь себе, Миха, что ты сильный, а значит носитель не только некоей простой идеи, но и денег для ее воплощения. И идея эта сводится к открытию продуктового магазина. Идея эта однозначно доходная, но хлопотная, по причине усиленного влияния человеческого фактора. Сам подумай, что станет с твоей идеей, если товаровед начнет откаты с поставщиков брать. Мало того договорится с кассиром и начнет свой личный товар подставлять? Бухгалтер найдет подработку и просрочит налоги? И так все.

- Блин, почему ты решил всех подлецов собрать вместе?

- Да потому что других не существует, пойми.

- Не пробовал им достойную зарплату платить?

- А рентабельность не позволяет.

- Значит носитель идеи говенный, или идея - дерьмо.

- Нет, идея нормальная, просто этих людей надо заставить работать по твоим правилам и контролировать.

- Вот твоя идея и свелась к банальной эксплуатации и насилию. А насилие чревато, и именно оно превращает нормальных людей в козлов, причем только для носителя идеи.

- Ты дурак, Миха. Меня не интересуют люди вообще, интересуют только те, кем я могу манипулировать.

- Тогда так и напиши в предисловии к своим книгам. Пусть читатель знает главное кредо автора.

- Мои книги о реальной жизни, сильный увидит что-то новое из опыта другого сильного, слабый возможно перестанет лениться и попробует стать сильным.

- Ты действительно считаешь, что главное отличие сильного от слабого - это лень?

- Именно так. Одному лень строить других и иметь их, и он соглашается, чтобы имели его. Другой вывернется и построит многих, только не даст тем, кто жаждет отыметь его самого.

- Слишком примитивно. Я думаю, что сильный просто наглее, и наглее потому, что ему чужды сострадание и все те заветы, что заложены в человеке изначально.

- Не смеши меня. И посмотри на себя. Ты, не считающий себя сильным, неужели никогда не использовал других? Не нарушал заветов?

- И использовал, и нарушал, но всегда раскаивался и страдал. А твои герои, совершая подлости, никогда не раскаиваются, наоборот пытаются оправдать себя, мол все такие.

- А все и есть такие, и лично ты такой. Неужели никогда не пытался оправдать себя?

- Пытался, но только не тем, что все такие. Может быть ситуацией... Ты вспомни, Игореха, вся русская классика построена на раскаянии.

- Да кому нужна эта классика? Кто читает ее сейчас? Люди ждут новинок, и мои книги - это лекарство для тех, кто только встал на дорогу сильных, кто еще сомневается. Чтобы поняли они, сильные все такие.

- Ага, типа, не бзди, читатель, ты козел, но ты не один. Вот ты и нашел автора, который осчастливит тебя тем, что он еще козлее тебя. Хрень все это! Любому человеку, совершившему подлость, хочется забыть об этом навсегда. И любое упоминание только отвернет его. Лично я люблю книги, после прочтения которых хочется жить. Булгаков, Орлов, Экзюпери, Вербер..., да мало ли еще.

- Да говно твой Булгаков. И сам ты пишешь говно!

***
 Слова обидные, зато сравнение лестное. Может потому и дружат 20 лет эти люди…, или все-таки друзья?


2. Сотрудничество
 
Только друзья способны поднять нас посреди ночи, потому что им скучно. Люди же позволяют себе такое, когда им страшно.

***
Поздний звонок только поначалу показался тревожным, слава богу, ничего не случилось. Мало того, голос друга был наполнен прямо таки отцовской заботой:
- Знаешь, дружище Олег, я тут подумал как-то, что знакомы мы уж без малого лет 20, и ближе тебя у меня никого нет. Вот кручусь я в бизнесе, в потоках денежных, а тебе так ни разу и не помог. Давай встретимся прямо сейчас, шары покатаем, пивка выпьем, ну и разговор есть.

Олега разговор напряг, с чего бы такая забота? Но на встречу собрался быстро.
Олег за жизнь ничего особо не нажил, так к середнячкам подбирался. Андрюха же яростно прокладывал себе дорогу к успеху. Это было заметно по всему: и по машине, и по костюму, и по квартире.

По пути в бильярдный клуб Олег понял, что напрягся звонком не зря.

- Ты посмотри, старик, как ты живешь? Квартиру расширять надо, машину покупать пора, а ты все в найме трудишься.

- Зато люди меня любят, я никогда и никому не пытался сломать хребет через колено.

- Сам удивляюсь иногда, как это у тебя получается. Самое удивительное, что я в действительности знаю людей, которые любят тебя, - Андрюха выдержал паузу и продолжил с жизнерадостным напором: - Я предлагаю тебе за месяц заработать 50 тысяч долларов.

Андрюха замер в предвкушении восторга:
- Ну, ты согласен?!

- Даже не знаю... Смотря что делать надо, - в глазах ничего кроме сомнения.

- Ну ты даешь! За такие деньги можно сделать все!

- Тебе можно, но к счастью мы с тобой разные, у меня при слове ''деньги'' эрекции не возникает.

- Клево сказано! Но деньги по-настоящему хорошие, за них пахать и пахать. А надо то всего... Короче, слушай: одной кременчугской фирме надо позарез легализовать газовое оборудование, купленное в России за нал. Ты создаешь фирму, которая поставит это оборудование названной фирме, последние загонят тебе деньги за оборудование, а ты оплатишь им ту же сумму за сахар, и они поставят тебе сахар, а ты сахар отгрузишь на бабочку. За это ты получишь 50 тыс., половину отдашь мне.

- Сколько стоит оборудование?

- 5 лимонов.

- То есть ты хочешь, чтобы я сделал за 1% то, что стоит 5%?

- В смысле? - глаза смотрят предельно искренне.

- А в прямом смысле. Вешаем оборудование в приход от бабочки, сахар тож отгружаем на бабочку. Я договариваюсь за 4% и по 25 штук зарабатываем без попадалова для меня.

- Зато с попадаловом для них. Думаешь они сами бабочку не найдут. Их волнует чистота схемы сделки.

- А меня волнует моя безопасность. То, что ты предлагаешь мне, это срок.

- Но ведь Витек согласился и купил квартиру, да и отмазаться ему я помог, ты ж знаешь, я своих не бросаю.

- Ты их подставляешь. И зарабатываешь на них. Ты начал разговор с заботы обо мне и суммы в 50 тысяч, а закончил заботами о кременчугской фирме и располовиниванием денег в свою пользу, не беря на себя никакой ответственности.

- Я даю тебе шанс заработать кучу денег и гарантирую их получение. И предлагаю именно тебе, как замечательно умному человеку. Ты со своей башкой точно шлифанешь и отполируешь схему и риски минимизируешь. Если не ты, то кто?

- А ты сам фирму под это создай, на себя. Я тебе за 25 штук такую схему нарисую, офигеешь.

- Не могу я, сам увяз уже в этой схеме. Подумай. Деньги немалые. У тебя времени на раздумья 12 часов. Мне пора, я позвоню.

- Подожди. Скажи, когда ты говорил о людях, которые любят меня, ты имел в виду и себя?

- Я ведь подумал о тебе…

- Не продолжай, а то желание заехать тебе в морду перестанет быть управляемым.

***
Светало. Где-то там за множеством окон спали люди, казавшиеся Олегу замечательными хотя бы потому, что не подозревали о его существовании и не могли заботиться о нем.