Приглашение к чтению

Виктория Леонтьева
Песни для души. Составитель Ю. Г. Иванов. Смоленск, 2001.

Невозможно сказать точнее о народной песне, чем это сказано в названии вступительной статьи сборника «Песни для души» - «В песне душа народа».
Из поколения в поколение лются народные песни, как реки. Почему так дороги и необходимы нам эти песенные памятники, истинные сокровища нашей культуры? Чтобы ответить на этот вопрос достаточно внимательно и осмысленно обратиться к песенным текстам, и тогда перед нами откроются и многообразие, и глубина, и смысл народной темы.
Первое, что замечешь в текстах песен – это забытые сегодня в нашем жестоком обществе обращения и названия. Сегодня мы говорим грубым языком, не характерным для речи нашего нрода; истинная речь и доброта, отраженная в этой речи, сегодня безвозвратно утрачены.
Действительно, тексты наполнены подобными словами:
матушка (Ах ты, степь широкая),
солдатушки, ребятушки (Солдатушки, бравы ребятушки),
маменьке любезной, милой любушке (Черный ворон),
калинушка, малинушка (Ой, да ты, калинушка),
бережок, Сашенька, Машенька, Душенька Парашенька (Вдоль да по речке),
сенички, соколик, батюшка, Ванюшка-пивоварушка (Ах вы, сени, мои сени),
сосенушка (Калинка),
балалечка, башмачки, кафтанчик (Во поле береза стояла),
соловейка, батенька, дружок (Ты воспой в саду, соловейка),
рассадушка, казаченька, раздушечка, дубравушка (Посею лебеду на берегу),
батюшка, сапоженьки, кафтанчик (У ворот, ворот, ворот...),
соловушки, батюшка, Дунюшка, матушка (Перевоз Дуня держала),
дороженька (Не одна во поле дороженька),
дороженька (Уж ты, сад),
славушка, садик, папашенька (Сама садик я садила),
садочек, пташки (У меня ль во садочке),
миленок, садочек (Во субботу, день ненастный),
Ванюша (У нас нонче субботея),
колокольчик, троечка, лапушка, поддевочка, беседушка, водочка, наливочка, юшечка, кума-душечка (Вдоль по Питерской),
глупенький разумок, паренек, миленький, душа, подарочек, перстенечек, дружок (По улице мостовой),
реченька, милый, сердечный друженек, яхонт дорогой, миленький, воротечки (Выйду ль я на реченьку),
утушка, молодушка, кусточек, молодчик, пруточек, гудочек, батюшка (Ах, утушка моя луговая),
холстик, рубашечка (Дуня-тонкопряха),
долинушка, калинушка, ручеечки, дороженька, надежа, сердце (Белолица, круглолица),
лужок, лесочек, собачки (Вечор поздно из лесочка),
Ванюша (Чтой-то звон),
матушка, ноченька, соловушек (Выйду на улицу),
головушка, молоденька, батюшка (Ой, со вечера, с полуночи),
милого ножки, птички-певуньи стежки-дорожки (Позарастали стежки-дорожки),
ноченька, друг милый, матушка, батюшка (Ах ты, ноченька),
пашенька, конопелька (В темном лесе),
лопушок, саменький, корешок, праздничек, коробочка (Во кузнице),
голубка (Когда б имел златые горы),
дорожка (По Муромской дорожке),
молодушка, ноченька, вдовушка, молодешенька (Помню, я еще молодушкой была),
полосонька (Раз полосоньку я жала),
Филюшка, простофилюшка (Я на горку шла),
зайка, душа-красна девица, башмачочки, чулочки, мил-сердечный, любчик, гусельки (Из-под дуба, из-под вяза),
Володенька, шалковенький, рублевенький, кудерушки, головушка, лужок, миленький дружок (Ти ня ты ко мне, малойчик, приходил),
Дешевочка, голубчик, жена сердешная, родимые детушки, малолетушки, калачик, гармонька (И как на улице Варваринской),
душечка, красна девица, Волга-матушка, парочка, лужок (Ах ты, душечка),
денечек, светочек (Последний нонешний денечек),
хуторочек (Хуторок),
бедняжечка, солнышко (Среди долины ровныя),
горюшко, зазнобушка, желанный, милый мой, жружочек ненаглядный (Зачем тебя я, милый мой, узнала),
глазки (Очаровательные глазки),
милый (Липа вековая),
колокольчик (Однозвучно гремит колокольчик),
девица-душа, сиротина (Вот мчится тройка удалая),
батюшка, матушка (Степь да степь кругом),
колокольчик, девушка, цветочек (Это было давно),
душа, красная девица, братцы мои, товарищи, Волга-матушка (Вниз по Волге реке),
старушка (Раскинулось море широко),
рубашонка, шапчонка (По диким степям Забайкалья),
дубинушка (Дубинушка),
сердечко (Что ты жадно глядишь на дорогу),
долок (Меж высоких хлебов),
зазнобушка (Коробейники),
Волга-реченька, бережок (Волга-реченька глубока),
калинушка, кусточек, соловьюшка, тоска-печалюшка, любушка (При долине куст калины),
ивушка, деревца, лодочка (Ивушки),
ночка, мой сладостный, мой радостный (Под окном черемуха колышется),
горочка (Вот кто-то с горочки спустился),
речка, бережок, сторонка, лужок, матерь-земля (Как пойду я на быструю речку),
кудерышки, ведерышки, мила ненаглядная, орешки, горсточки, тятенька, поглядочка, Ванюша, Танюша (Раз-два, люблю тебя),
лодочка, приятна, миленький, маменька (Мы на лодочке катались).


Продолжение следует