О свободе

Андрей Рамин
       Люди не хотят расставаться с Абсолютами. Если всё относительно – теряется почва под ногами, почва уходит из-под ног. Приходится принять относительность Абсолюта, а значит его отсутствие.
       У каждого человека сидит «царь» в голове. Пришло время его свержения. Люди не хотят быть свободными (более свободными, чем ранее) – что они будут делать с этой свободой. «Верните нам «царя» в голову». Когда ты стоишь на перекрестке и видишь 10 дорог, думаешь по какой пойти, не можешь выбрать. «Верните мне «царя» в мою голову, пусть он закроет мои глаза на 9 дорог и оставит одну, пусть решит за меня, а я просто буду идти по этой одной дороге и в конце концов я увижу свет и меня ожидает радость». Современному человеку приходится выбирать не только как идти по дороге, но и по какой дороге идти. И вот эти два вопроса первый: «Куда?» и второй: «Как?» являются ключевыми. У человека прошлого был один вопрос: «Как?». Свобода – это всегда труд ума и души. Человек, который не прикладывает усилий – ленивый. Ленивый человек – не свободный.
       Незнание – это наркотик, необходимый рабу. Если его не принимать, наступает ломка. Знание приумножает скорбь, избавляет от лени и делает человека свободным. Но знание – это излечение. После ломки наступает облегчение.
       Свобода даётся человеку тяжелее всего, а потому нет ничего ценнее свободы.