Отчет о походе

Туристка
7 день похода, 26 июля.
       
Я сижу в квартире в Домбае. Ребята ушли гулять. Я хотела спать и поэтому осталась дома. У меня комната с балконом и я вижу облака и ёлки на противоположном склоне. Это очень красиво, но мне все еще не хватает гор. Хочу чтобы они были везде, хочу спать в цирке перевала на площадках, отвоеванных у сыпухи. Сейчас, в нашем велопоходе это невозможно, но может быть, на следующий год пойду в обычный горный поход…

Ребята решили, что дневник похода должна писать я. Ну что ж, попробую. Сперва надо рассказать, с кем и каким образом я оказалась в походе.
Фигура номер 1 - Алексей Дондов. Он велосипедист чистой воды. Познакомились мы с ним в аське, то ли он что-то у меня спрашивал, то ли я у него - не помню. Приду домой и посмотрю хистори. Вообщем, в один прекрасный день я поняла, что у меня нет никакого запланированного похода на лето, ехать паломничать почему-то тоже совсем не хочется, и я стала думать варианты с велопоходом - голубой мечтой прошлого лета. Нашла на форуме предложения о велопоходе на Алтай, начала узнавать что да как, попутно спрашивая у всех знакомых какую-либо информацию по веловыездам. Один велосипедист из клуба предложил поездку в Норвегию, но, т.к. за месяц до выезда невозможно сделать и загранпаспорт и визу, я продолжила искать другие варианты отдыха. Поездка на Алтай тоже не очень нравилась тем, что туда долго и дорого ехать. В голове сидел Кавказ, дорога, узнанная из пешего похода из Верхнего Баксана, через Жалы-Су в Кисловодск. Но что либо готовить, набирать кого-либо, не было желания. Почему я вдруг спросила Алексея о планах на лето - я не знаю. Но его ответ о велопоходе на Кавказ очень обрадовал. Он прислал маршрут, мы договорились о скатке - и пошло поехало. Он никогда не бывал до этого в больших горах, хотел увидеть Эльбрус и ледники, в мае ездил от Кисловодска по асфальтовым дорогам. На скатку он приехал с велорюкзаком, с горелкой, канами, одеждой... Из-за груза ехал позади, поэтому решил, что я супер крутой гонщик. Наверное, за этот поход, где я все время отстаю, он изменил свое мнение.

Нас было двое, желающих проехать маршрут. Он был не против ехать таким составом, а мне идея ехать на Кавказ вдвоем казалась слишком безрассудной и я стала искать еще спутников. Через участника зимнего похода нашелся человек Сергей. Когда я в первый раз услышала его по телефону он мне жутко не понравился. Он очень медленно говорил, при этом у него такой тембр голоса, который очень напоминает классический голос "братка" из кино: "слышь, чего там". В голове рисовался огромный дядька с пивным пузом. В реальности Сергей оказался маленьким, щупленьким, с забавным чубчиком на затылке, и - что выяснилось уже на маршруте - неутомимым ездоком по бездорожью. Он прекрасно готовит еду, используя минимальное количество газа – кстати надо у него поучиться готовить рис за 30 секунд кипения. Он спускается на велосипеде по таким склонам, где страшно и просто идти. При всем при этом у него была сломана спина, и он говорит, что видно железные протезы на позвоночнике. Он вечером рассказывает страшные истории, про то, как он прыгал со скалы в море с 17 метров, и набивал синяки водой, про сумасшедшие индийские автобусы...

Третий парень этого путешествия - Андрей. Он постарше нас всех. Он - можно сказать - мультипоходник. Ходил и в водные, и в пешие, и в велопоходы. Он может постоянно что-то рассказывать и обладает умением мгновенно засыпать. При наличии умения храпеть во сне это умение не кажется нам, остальным, таким полезным. Хотя, если его просить не храпеть, он слушается. Он ходил в поход с Лежебокой. Он тащит всю нашу палатку целиком. Он имеет самый тяжелый велосипед и самый тяжелый рюкзак. И при этом хорошо идет. Он, видимо, самый опытный велопоходник из нас всех.

Еще вчера мы завтракали у Эльбруса. Путь туда был трудный. По длине - 34 километра от Кисловодска до Долины Нарзанов, потом еще 53 до Жалы-Су, потом 10 до перевала, 4 вниз. Считаешь - мало. Считаешь вело-мерками - очень мало. А на все на это было потрачено 5 дней.

1 день похода.
Справочные данные:
Дата 20 июля 2008 г.
Километраж 32,15 км
Набор 1414 м
Сброс 879 м
Точка старта 812 м Кисловодск
Точка финиша 1347 м Долина Нарзанов

Первый день: Кисловодск - Долина Нарзанов - самый простой. Почти до селения Кичи-Балык асфальтовая дорога, после - грейдер. У Алексея после выезда из Кисловодска пробило камеру и мы сидели у края дороги и завтракали. Припекало. Проезжающий мимо местный велосипедист узнав, что мы собрались в Жалы-Су, сказал, что дорогу туда размыло. Мы решили, что поедем, докуда будет дорога. И правильно сделали.

После указателя на совхоз асфальт кончился и пошел грейдер. По нему мы спустились в Кичи-Балык. Там съели мороженое и встретились с группой велосемейников - парень, муж с женой и ребенок. Они ехали куда-то в другую сторону, но все равно было приятно встретить тут родных по духу людей. Мы продолжили путь по дороге. Проехали мост и стали подниматься наверх. После первого жуткого подъема на плато после с. Кичи-Балык, на развилке Нальчик-Долина Нарзанов, мы увидели толпу мотоциклистов. Я в первый раз видела столько мотоциклистов на такой плохой дороге. В Москве байкеры собираются большими стаями и сияют хромированными деталями. А тут, все в пыли, они ехали по дороге к Нальчику. Еще через некоторое время показались джипы и разные внедорожники - нивы и еще какие-то. Все они ехали нам навстречу. Их было очень много. Я не понимала, что они забыли в Долине Нарзанов. Все с номерами, все в пыли и грязи, все с довольными водителями.

Дорога с плато пошла вниз. Джипы встречались все чаще. Приходилось останавливаться на краю дороги и пропускать их - иногда было слишком страшно пытаться разъехаться. А дижпы были разные. Они сигналили, мы махали руками. После проезда очередной группы, когда освобождалась дорога, ехали мы. Какое же это счастье ехать вниз на велосипеде!

Держишься за руль, руки немеют на тормозах, и летишь, летишь... Если бы еще не было рюкзака на багажнике - он серьезно ухудшает динамику. Когда долетели до моста через реку Хасаут около турбазы Долина Нарзанов было несколько джипов. Мы подъехали к ним и Алексей спрашивал, кто и откуда они. Оказалось, что это ростовский внедорожный клуб «Пилигрим», и у них тут проходил "слет" - Джип-фестиваль Ледниковый период-2008. Они ездили к Жалы-Су. Они дали свое описание дороги, успокоили тем, что дорога есть и по ней можно проехать. Пожелали счастливого пути и поехали домой. А мы сели у ручья, пили воду и стали думать, где переночевать. В горах трудно найти место для стоянки, чтобы оно соответствовало трем условиям: было безопасно было ровным и чтобы там была питьевая вода. Долина Хасаута очень маленькая, там где ровно - идет дорога вдоль реки. Там, где неровно - не поставишь палатку. Вода из реки мутная, питьевая есть в ручье, который течет около ворот турбазы Долина Нарзанов. Турбаза почти не работает. Там остались домики, остался зАмок и живут двое-трое местных, следящих за турбазой.

Ничего и не придумав, мы с Алексеем и Андреем пошли за нарзаном. Нарзанный источник расположен совсем у реки, внизу. От дороги надо войти в ворота, пройти через всю базу, спуститься по лестнице вниз - и видна рыжеватая от осевшего железа ванночка. Там и булькает нарзанный источник. На обратном пути нам встретился местный человек, у него Алексей спросил, где можно переночевать. И, узнав, что домик стоит всего лишь 150 р. с человека за ночь, решил остаться. Сергей возразил, что это не спортивно, но не стал отдельно ночевать в палатке. На улице на горелке Сергей с Андреем приготовили еду. В комнате на полу постелили спальники. Поужинали и легли спать. Первый день пути подошел к концу.

День 2.
Справочные данные:
Дата 21 июля 2008 г.
Километраж 24,24 км
Набор 1394 м
Сброс 764 м
Точка старта 1347 м Долина Нарзанов
Точка финиша 1918 м р. Харбас

Утром следующего дня я поняла, что не люблю подъемы вверх по дороге. Да еще с велосипедом. Да еще и под солнцем. Велосипед не ехал. Руки уставали. В голове шумело. Было очень жарко. Да еще Алексей убежал вперед. Я шла и ругалась на всех парней, на то, что они не умеют ходить в горных традициях, на то, что они убежали и оставили меня одну, на то, что велик такой тяжелый и неповоротливый, на то, что печет солнце... Вспоминала эту дорогу по прошлому пешему походу и гадала, когда кончится подъем. Вроде бы, он должен был стать менее крутым когда кончатся деревья. А они все не кончались... Когда я добрела до ребят, все что я могла сказать, это было : "тридцать -десять! тридцать-десять! тридцать минут идем, десять отдыхаем! Пожалуйста!"Почему у меня такой тяжелый рюкзак? Почему? Почему я так плохо иду?
Наконец вылезли на плато. Стало возможно тихо ехать. Передача 1*1, изредка 1*2. Есть спуски на которых разгоняешься изо всех сил. И потом опять подъем. В конце одного из подъемов наткнулись на Камаз и экскаватор. Они чистили дорогу. Загляделись на них и стали там перекусывать. Ближе к 5 вечера спустились к р. Харбаз. Дорога пересекала реку по мосту, и снова забиралась на склон. Набрали воды. начали подниматься с расчетом заночевать на плато. Заночевали на трети подъема.
Только к середине похода Андрей с Алексеем стали считать путь не только в длину, но и в высоту.

Еще одно отступление. После Харбаза стоит табличка о том, что это Эльбрусский заповедник. И что нельзя ставить палатки и разводить костры. Чуть подальше наверх стоит домик, пока пустующий. Возможно, там будет пропускной пункт.

 Место под палатку выбирали так, чтобы с дороги ничего не было видно и слышно. На этой ночевке познакомились поближе с растением борщевик. Кроме борщевика никто не пострадал.

День 3.
Справочные данные:
Дата 22 июля 2008 г.
Километраж 22,32 км
Набор 1271 м
Сброс 641 м
Точка старта 1918 м р. Харбас
Точка финиша 2533 м поляна Эммануэля

Утром после Харбаза быстро собрались и опять пошли наверх. идти вверх с велосипедом тяжело. Скорость ниже скорости пешеходника. Но зато когда выбрались на плато оттуда стали видны большие горы. Я увидела Эльбрус. Огромная куча мороженного возвышающаяся над холмами. Он сиял на солнце, на небе ни облачка. А за ним уже - горы, нормальные горы с ледниками, трещинами, скалами, снежниками. Мне хотелось прыгать и смеяться - я наконец-то увидела то, ради чего езжу в горы, то, что у меня ассоциируется с большими, настоящими, летними горами.
 
Еще одно лирическое отступление, или примечание. В этих краях я бывала не раз. Кавказ, приэльбрусье - слова, давно ставшие обычными в горнотуристком лексиконе. Ничего необычного в открывающейся картине для меня не было. Я возвращалась. Так же, как возвращаются домой, после долгого отсутствия. Подмечают изменения, радуются солнцу и скорому прибытию. Остальные могут писать про чудные картины гор, которые навсегда остаются в памяти. Я же буду писать лишь о том, что Эльбрус был на месте, что вдали виднелась Ушба, что вокруг было солнце и ветер и что по дороге изредка проезжали машины с местными...

Мы ехали и ехали. После перекуса, спустившись в очередную ложбинку, увидели несколько палаток. Странное место для лагеря. Обычно этот путь от Харбаза до Жалы-Су ходят за один день. Сергей, ехавший впереди, остановился около палаток. Мы подъехали к нему. Палатки принадлежали людям, которые изучали менгиры и гору Тузлук. Они показали нормальный ручеек и северный алтарь.

Северный алтарь - это камень, достаточно большой, я бы и не сказала, что это алтарь. Это камень, достаточно странной формы в той части, что выходит из земли. Провожатый сказал, что это череп человека, но что ему кто-то выломал ноздрю. И что два алтаря - северный и южный - показывали то направление, в котором стоит солнце в дни солнцестояния. Нет, какая-то чушь. Уже не помню, что они указывают. После осмотра алтаря мы спустились к лагерю изучателей и там, чуть ниже, они нам показали замечательный ручей с чистой водой - то, чего нам так не хватало на плато. Эти люди сказали, что до Жалы-Су осталось 4 километра ,и что скоро будет развилка. Мы доехали до развилки и поехали на перевал Каяэшик, по той дороге, что была в описании. Опять толкали велики. Опять разъезжались ноги от мелких камней. Сергей держался впереди. А я шла и думала, каким образом здесь ездят машины, как разъезжаются, когда едут навстречу... Внизу уже видны были постройки Жалы-Су. Подъем кончился. Сергей сел на велосипед и поехал. Я посмотрела на него, прошла немного вперед, тоже села - и начались те несколько минут кайфа, ради которых стоило тащить велик по этой дороге... Опять ветер, зажатые тормоза, дорога... Все вниз, вниз... На одном из поворотов, почти совсем внизу, стоял Сергей. Живой. Здоровый. Я тоже остановилась и мы стали ждать остальных. Приехал Андрей. Потом Алексей. Он не очень любит спуски. Но он очень любит фотографировать. Он сказал, что снял некоторые виды со спуска.

Мы посмотрели на кучки палаток на поляне на этой стороне реки. На коров. На дальние палатки на той стороне. Ребята сначала хотели сразу перейти на ту сторону через реку и остановиться у дальних палаток. Но автомобильный брод был страшным. МЧС-овский мостик показался так же не внушающим доверия. Все мысли сошлись на том, что надо не переходить, а сразу становиться лагерем, поближе к той группе палаток, которую видели на спуске. И мы пошли по дороге к палаткам. По пути встретили альпиниста. Спросили про брод через реку, про долину Кызыл-Кола, и - наконец-то - про то, можно ли встать рядом с их лагерем. Он ответил, что можно, подарил 1.5 литра нарзана и мы встали на ночевку.

Поляна, где мы ночевали называется поляной Эммануэля. Тут была ставка генерала Эммануэля, отсюда было совершено первое восхождение на Эльбрус. На этой поляне, у дальнего коша находится нарзанный источник. Он газированный и слабоминерализованный. Самый вкусный нарзанный источник на Кавказе, на мой взгляд, и единственный из диких источников, воду которого я могу пить. На этой поляне стоит два коша. В каждом коше пастух. У пастухов туча коров. Они ходят везде, не разбирая дороги и едят все подряд. Их нужно было отгонять от палаток и от великов. Еще там мы постоянно спрашивали про брод через Кызыл-кол, про дорогу на Бурунташ и Балк-Баши. все в один голос говорили что брод через Кызыл-кол - гиблое дело, что нужно тянуть переправу или обходить по леднику. Но на леднике не обойтись без кошек! Вообщем, настроение было немного грустное. Нервничали очень - если не пройти перевал, то оттуда только назад.

День 4.
Справочные данные:
Дата 23 июля 2008 г.
Километраж 11,05 км
Набор 859 м
Сброс 473 м
Точка старта 2533 м поляна Эммануэля
Точка финиша 2898 м р.Кызылкол

На утро после выхода в Жалы-Су проснулись, собрались, припрятали велики в камнях и пошли смотреть Калинов Мост, источники... Потом спустили велики до МЧС-овского моста (табличка:"проходить строго по одному"), перенесли велосипеды и рюкзаки...
 Это была не очень простая задача. У моста с одной стороны не хватало троса-поручня. Сергей сразу перенес и велик и рюкзак. Ну, человек он такой, но смотреть со стороны на это было страшно. Андрей - по отдельности. Я взяла пример с Андрея - перенесла сначала рюкзак. Собралась тащить велик - Алексей взял и сам его перенес. Спасибо ему большое.

Дальше пошли по грунтовой дороге вверх к МЧС. Там прошли по тропе лагерь, потом еще один, потом сели на камушках отдыхать. Андрей с Алексеем сбегали и в который раз спросили про брод через Кызыл-Кол. Около камушков был лагерь, огороженный высоким сетчатым забором. Я пошла спросить, что это такое. Женщина-повар рассказала, что это от коров. И что это коммерческий лагерь, что они организуют подъемы на Эльбрус.

После лагеря МЧС тропа пересекала ручеек и забиралась на плато. Наверху, ближе к концу подъема, лежало что-то большое и железное. Андрей сказал, что это осталось от геологов. Сверху шла группа туристов- пешеходников. Про Кызыл-кол они сказали, что только что его перешли. Своим видом, тем,что они живы и здоровы после брода они вселили уверенность что он проходим. Тропа шла по плато, затем начала медленно спускаться к Кызыл-Колу. После второго ручья, пересекающего дорогу, она пошла вдоль орографически правого берега реки. Долина реки поворачивала налево, к Эльбрусу. Недалеко от ручья стояла ветрозащитная стенка. Там поставились, пошли смотреть брод. В это время с другой стороны долины спустилась группа туристов, и тоже начала ставиться. Мы покричали друг другу через реку, ничего не было понятно, и пришлось оставить это занятие.


День 5.
Справочные данные:
Дата 24 июля 2008 г.
Километраж . 9,87 км
Набор 906 м
Сброс 915 м
Точка старта 2898 м р.Кызылкол
Точка финиша 2883 м р. Битиктебе

На утро пришло время переходить реку. Андрей без рюкзака перепрыгнул поток, ему ребята перекидали все рюкзаки, страхуя их веревкой шестеркой. На более узком месте, на двух огромных камнях, передали все велики. Алексей где-то подальше перепрыгнул. Сергей - не помню где перешел. Я прыгнула там же,где Андрей. Меня пытались поймать и Андрей, и Алексей, но я каким-то образом спокойно шлепнулась в воду недалеко от берега. После вылезли на травку и стали готовить завтрак.

После завтрака по тропе поднялись до перевала Бурунташ. Сняли там записку, положили свою, и пошли на Балк-Баши.

Путь лежал по тропе, траверсирующей склон. Идти было неудобно. Склоны горы здесь осыпные, каменистые. Велосипед по таким не катится. Чаще всего, его приходилось брать и нести. Конечно же, это было неудобно. Вперед вырвался Сергей. Он спокойно шел, и наверное, ни разу не остановился до самого перевала. Я за ним не поспевала. Устав его догонять, села на тропе отдохнуть. Подошел Алексей и предложил сделать перекус. Я ответила, что до перевала перекусывать не буду, что от перекуса только хуже пойду. Он сказал, что съест сейчас свою четверть, а мы как хотим. Андрей его поддержал и тоже стал кушать. Мне не хотелось раззадоривать свой аппетит и я пошла дальше.

На перевал незадолго до нас поднялась пешеходная группа. Как только они увидели велосипеды, тут же попросили их, чтобы сфотографироваться. Перевал. Балк-Баши. 3960м. Прибор показал – 3710. Не знаю, чему верить. Написали записку. Съели шоколадку. Сфотографировались. И пошли вниз по тропе. Она шла по правому хребту по ходу движения. Спустились до какой-то полянки над ручьем и встали на ночлег.

День 6.
Справочные данные:
Дата 24 июля 2008 г.
Километраж . 71,91 км
Набор 809 м
Сброс 2131 м
Точка старта 2883 м р. Битиктебе
Точка финиша 1554 м Домбай
Почти весь подъем - на машине

Утром надо было пройти где-то полкилометра по тропе до домиков. От домиков шла грунтовая дорога по которой можно было ехать. Но полкилометра тропы стали для меня пыткой. До похода я много ездила на велосипеде, но совершенно забыла про бег и про остальную ОФП. Утром после вчерашнего спуска у меня болели икры, колени, бедра. Казалось, что я не спущусь, что развалюсь на кусочки прежде, чем дойду хоть куда-нибудь. Спускаться по тропе вниз было очень больно. Я шла медленно, хотя дорога была достаточно хорошей. Как хорошо, что спуск скоро кончился!

Тропа перешла в дорогу около домиков. Там, за забором стояло несколько палаток. Это оказались палатки тех людей, что вчера были на перевале. Они показали нарзанный источник и пожелали счастливого пути. Начался спуск.

На этом спуске случилось три события: полетел с велосипеда Сергей, у меня сломался багажник, и я полетела с велосипеда. Сергей отделался ушибами и ссадинами на ноге. Это то, что было видно. Были ли у него еще какие-нибудь повреждения неизвестно. Багажнику потребовалась новая стойка. Андрей гениально изготовил ее из дерева. Стойка прошла весь дальнейший поход. Я полетела с велосипеда. Тоже только ссадины. Хотя когда ложусь на левый бок что-то иногда болит. Но все живы. Хотя, после этого падения некоторое время мне было страшно ехать с горки.

Дорога дошла до Хурзука, и там мы вылезли на асфальт. Алексей так обрадовался, что тут же исчез где-то впереди. Доехали до Учкулана. Там зашли в магазин, купили булочки, мороженое и воду.

Алексей сказал, что без багажника мне нельзя продолжать путь – да оно и так было понятно. Еще он сказал, что в Карачаевске могут быть автосервисы. И что там можно попросить сделать багажник. Мы ехали до Карачаевска от Учкулана. Вниз по асфальту, не знаю с какой скоростью, но я ехала то на 3*7, то на 3*8 и не уставала. Руки немного зудели от долгой поездки по асфальту. Я, по примеру Андрея, их периодически встряхивала. Плечо после утреннего падения почти не болело. Как это хорошо - ехать вниз! Снежные горы остались за спиной. Скальные тоже давно исчезли. Остались лесные горы по обе стороны дороги. И речка. Возле какого-то поворота остановился Алексей и поджидал нас всех. Там устроили перекус: колбаса, сухофрукты, конфеты, вафли, сухарики... В ручье, пересекающем дорогу, искупался Сергей. Пришел в мокрой футболке и восторженно рассказывал об искусственном водопаде, образованном трубой, который делает замечательный массаж спины. Выслушав его рассказ, мы все по-очереди выкупались. Вода была теплой и купаться было приятно.

В Карачаевске автосервиса не нашлось. Местные не понимали, о чем их спрашивает Алексей. Видимо, слово «автосервис» у них не используется и машины у не ломаются. Один водитель "Газели" подсказал мастерскую на другом конце города. Но было неизвестно, работает ли они в пятницу, в 6 вечера. По пути к этой мастерской Андрей увидел хозяйственный магазин, и пошел туда в надежде купить багажник для "Украины". Багажника там не было, и мало-мальски пригодных деталей тоже. Хозяин магазина посоветовал обратиться к токарю-Мустафе, сказал, что тот все починит, и объяснил, как его найти. Андрей рассказал про токарая Алексею, тот ответил «Это то, что нам нужно!» И мы поехали во дворы искать токаря.
Токаря не было дома. Во дворе стояло несколько рядов гаражей. Там были мастера, но никто из них не хотел делать багажник. Сергей куда-то отлучился, потом вернулся и сказал, что договорился с машиной до Домбая за 2000т.р., и что машина будет через полчаса. Чуть раньше, на перекусе, мы договорились, что будем брать машину до Домбая, т.к. иначе не останется времени на перевал Чилик. Пока ждали машину, Андрей с Сергеем сбегали за продуктами, а я грустила - еще два дня Домбая, и все, поход окончен для меня окончен. А мне очень не хотелось домой. Я еще не нагулялась в горах этим летом. Пять дней в горах - это же так мало!

Тем временем подъехала машина. Ребята начали погрузку. Алексей проехал мимо гаражей и заметил там какое-то новое движение. На пороге сидел человек и что-то делал болгаркой. Алексей сказал об этом, и мы с ним поехали к гаражам. Там нам быстро сделали три стойки для багажника из ненужного алюминиевого прута. И не взяли денег. Машина на Домбай ждала. Проверить стойки не представлялось возможным. Андрей погрузил из в рюкзак, сказал, что они подойдут, и мы поехали. Я радовалась. Поход продолжается!

День 9.
Справочные данные:
Дата 28 июля 2008 г.
Километраж . 65,68 км
Набор 688 м
Сброс 1703 м
Точка старта 2134 м г. Бруш-Серт
Точка финиша 1114 м р. Зеленчук

Встали около р. Зеленчук, после села Нижняя Ермоловка. Здесь рядом замечательные места для купания. Пока Андрей с Алексеем решали, где лучше поставить палатку, приехали местные жители, смущенно спросили, можно ли искупаться. Сергей посидел с ними, поговорил, выпил. Вернулся довольный. Рассказал, что местного звали Мустафа Джигитович.

Сейчас сижу в палатке, спасаюсь от мелких, надоедливых и кусачих. Сегодня утром Алексей открым дверь палатки и сказал: "как в космосе". Вид был потрясающий. Холмы, под холмами облака, сияющее сверху на них солнце. Вечером прошлого дня мы попали в туман. Покушав, и пройдя немного, начали набирать воду в неприметном ручье у дороги. Пить очень хотелось, а воды вокруг почти не было. Пока Андрей черпал воду, подъехал человек на коне. Он успел еще внизу познакомится с Сергеем (у него кроме поварского видимо будет статус "менеджер по внешним связям"). Он предложил переночевать у коша и обещал показать дорогу на Хасаут Греческое. Ребята согласились.
Справочные данные по этому дню: 8 день пути, 27 июля 2008 г., километраж 65,09 км, набор 1416 м, сброс 890 м, точка старта 1554 м Домбай, точка финиша 2134 м г. Бруш-Серты.

Около коша был источник. Пастух Миша (его нормальное имя я не запомнила) показал и путь к ручью, и полянку, достаточно ровную, чтобы поставить палатку. Вечером он пришел поговорить, ребята угостили его коньяком. Он рассказал, что заработная плата у пастуха - 300 тыс. р. за полгода. Он пасет 185 коров. Ему помогает еще один парень, лет 18. С утра он показал дорогу на р.Аксаут. К 12 дня мы были уже у магазина. По дороге Андрей с Алексеем починили в четвертый раз мой багажник. Теперь он очень деревянный. Алексей шутит, что еще чуть-чуть и он покроется листьями. После Хасаута, после 5-ти бутылок "Груши", печенья, медовика, мы попытались пройти по хребту к Марухе. Через час пути по плохой скотогонной тропе ( по ней невозможно ехать и очень неудобно идти - там такие кочки от копыт!), Алексей решил, что дальше ломиться не имеет смысла, и мы вернулись обратно в Хасаут. Оттуда поехали по автомобилной дороге. 20 километров спуска были волшебны. Грейдер, асфальт, ветер в лицо... Перед станицей Кардонинская было большое водохранилище. Издалека, с дороги, оно казалось красивым и в нем захотелось искупаться, а вблизи оно оказалось мутным. В Кардонинской около магазина местные рассказали, что в Марухе стоят погранцы, и что тот маршрут через хребет, что был задуман изначально, без пропусков не возможно пройти. Пропуска возможно оформить в Черкесске. Это два потерянных дня. . Алексей решил вместо Марухи сразу ехать в Архыз и проходить перевал Чилик.

До Зеленчукской было ехать скучно: асфальтовая дорога, с большим количеством машин. Нам бибикали и осторожно нас объезжали. Я успела устать к тому моменту. По пути через станицу Зеленчукская два раза показались бабушки с арбузами и все оба раза мы быстро проехали мимо и остались без арбузов. Сергей долго шутил что мы несемся и ничего не видим. Мы свернули на дорогу к Архызу, начался небольшой подъем, скорость упала. Проехав Нижнюю Ермоловку встали на стоянку.

День 10.
Справочные данные:
Дата 29 июля 2008 г.
Километраж . 54,19 км
Набор 1114 м
Сброс 350 м
Точка старта 1114 м р. Зеленчук
Точка финиша 1861 м р. Архыз

Выехав с утра из лагеря мы двинулись по направлению к Архызу. Тяжело ехалось. Целый день всем кроме Сергея тяжело ехалось. Доползли до поворота на обсерваторию. Там, за мостом через р.Зеленчук стоял милиционер и шлагбаум. Милиционер спросил, куда мы направляемся, получив ответ - в монастырь, в городище - пропустил нас. На входе на территорию городища с нас взяли по 50 р. за вход. Смотритель рассказал, что здесь раньше - в 7-8в. н.э. был город Мадас государства Алания, через который проходил великий шелковый путь. Потом это государство приняло христианство, и тут были построены несколько церквей. В 19 веке здесь был Ново-Афонский монастырь. Мы пересекли ворота и поехали смотреть городище и искать церкви. Их всего три. Две из них - средняя и северная - большие, невосстановленные. Но все равно очень красивые, величественные. Одна - самая маленькая, Ильи Пророка, действующая. В ней может поместиться всего человека десять, вплотную, плечом к плечу. Но там так много частиц мощей собрано! Я не могла себе представить, что такое возможно на таком маленьком пространстве! Там мощи Оптинских и Киево-Печерских старцев, Тихона Задонского - это те, что я помню. Еще там икона Иверская Божией Матери - вероятно потому, что монастырь, который там был в 19 веке, был основан выходцами с Афона. И еще там была икона: Иисус сидит и плачет, а в руках у него детское тельце, разбитое на кусочки. По краям несколько надписей - поняла ту, которая на английском: в память(?) абортированных детей. Видимо, для меня до сих пор самое впечатляющее искусство - иконопись. Ни одна картина, ни одна фотография, мне кажется, не могла бы произвести большее впечатление, чем эта, где Бог плачет по детям.

 После посещения городища мы немного вернулись по трассе чтобы посмотреть лик Христа на горе. Туда надо было круто подниматься по скалам и деревянным лесенкам. А потом чтобы получше рассмотреть и приложиться - еще и карабкаться сбоку. Лик нарисован (проступил?) на скале, на чуть наклонной (85-87 градусов) плоскости. У него видны огромные глаза, нос, борода... Глаза, которые невозможно забыть...

После посещения лика Сергей укатил вперед, а мы втроем в кафешке внизу поели хичинов и выпили "грушу". Потом, уже в Архызе, снова поели - шурпа, хичин, "груша". Видимо, приеду домой толстой, отъевшейся. Велопоходы немного плохи таким обилием кафешек.

После Архыза ехали по дороге, ведущей на Лунную поляну и Пхию. Хороший грейдер, мягко поднимается, почти все время ехали. Заночевали у моста через реку, рядом с ответвлением на тропу на Чилик.

День 11.
Справочные данные:
Дата 29 июля 2008 г.
Километраж . 12,08 км
Набор 1392 м
Сброс 659 м
Точка старта 1861 м р. Архыз
Точка финиша 2562 м оз. Чилик

Перешли перевал Чилик. Туман. Поели. Сидели. Лезли долго, по тропе. Думали н\к. В результате он точно 1а, если не 1б. На спуске было несколько снежников, обходили по кромке. Там было сыро, скользко. Сейчас ничего не видно. Несколько раз перегоняли на подъеме группу украинских альпинистов. Начали забираться на перевал - пошли не туда. Пастух перенаправил.

День 12.
Справочные данные:
Дата 31 июля 2008 г.
Километраж . 12,46 км
Набор 377 м
Сброс 1116 м
Точка старта 2562 м оз. Чилик
Точка финиша 1791 м р. Чилик

Выходы с Чилика. Вместо скучного дня с тропой и дорогой получилось нечто... Сперва мы шли по тропе. Альпиские луга, бараньи тропы, испуганные убегающие коровы... А потом это исчезло. Настал туман, тропа потерялась, коров не было ни видно, ни слышно. Но по травке и без тропы идется. Пусть и плохо. Алексей говорил, что мы идем по треку, Андрей высматривал подходящие тропочки. Наконец, перед лесом нашлась одна подходящая. По ней и пошли. Трекам и тропам на карте она не соответствовала. Вскоре она перешла в дорогу, потом эта дорога стала меньше читаться и стала опять тропой. Эта тропа привела к броду через реку. Перебродили реку. Дальше дороги почти не было видно. Алексей говорил, что видел, как вслед за бродом через маленький ручеек она пошла наверх - не знаю. Просмотрели. Пошли дальше. Последовали два часа ломежки вдоль русла реки: обходы скальных прижимов, прыгания с камня на камень, скалолазание с велосипедом, подьемы и спуски по мокрой траве, прорубания сквозь травяные заросли выше меня ростом... Скорость упала до 1 км\ч, если не меньше. Время начало близиться к шести - времени начала постановки лагеря. С неба вместе с туманом пошел дождь. Идти по свежевымоченной скользкой траве вверх стало совсем страшно и пришлось идти вниз. Заночевали на небольшой полянке с деревьями у реки. На ужин был бульон с сублимированным мясом и овощами. Не было печенья. Не было крупы. Была колбаса и пачка сухих хлебцев. Сегодня вечером по плану мы должны были выйти к магазину. А вместо этого - палатка, дождь, речка под боком, сушка вещей у костра. Может, глупо, но мне все это не кажется пугающим. Мне очень хорошо. Не знаю, когда отсюда выберемся. Может, завтра с утра выйдем наверх - и все будет видно. Может, выберемся - и ничего не увидим. может - не знаю, что еще может быть. Туман, как сегодня весь день. может, дождь. Может, солнце. Я уже ни о чем не волнуюсь.

Сейчас в палатке разговоры про то, что в таких ситуациях, как мы сейчас, приобретается опыт, что такие ситуации даются только в том объеме, который можно перенести... Да... Куда идти? Господи, помоги пожалуйста!


День 13.
Справочные данные:
Дата 1 августа 2008 г.
Километраж . 60,32 км
Набор 665 м
Сброс 1627 м
Точка старта 1791 м р. Чилик
Точка финиша 800 м Новоисправненский

Сегодня утром, незадолго до подъема началась гроза. Сверкало, гремело, капало. Поэтому подъем был позже, чем обычно. Ни вставать, ни вылезать из палатки не хотелось. Даже Алексей, который всегда вскакивает первым, долго валялся. Сергей встал и начал готовить завтрак. Вслед за Сергеем пришлось и всем остальным вылезать. Я даже успела собрать рюкзак внутри палатки. Кушать завтрак вернулись обратно в палатку. Во время еды опять началась гроза.

После грозы начался град. Ударял в крышу и скатывался по стенкам палатки. Завтрак - сублимат с бульончиком, сухарики и чай с сахаром и мятой - кончился, а дождь продолжался. Мы сидели в палатке, я пела песенки, читала вслух книжку про Архыз, ребята слушали и ждали, пока дождь кончится. Наконец, на палатке показались блики и тени, Андрей высунул голову наружу, сказал "просвет". Ребята быстро выбежали на волю, и начали собирать рюкзаки. Сергей пошел протрапливать путь по траве выше роста человека вверх по распадку ручья. Лезли долго. Сергея обогнала я - без велика, потом меня обогнал Андрей. Сергей и Алексей сразу тащили велосипеды. подъем казался бесконечным. Наконец, наверху показалась тропа. Мы на нее выбрались, она перешла в грейдер. На одном из поворотов стоял кош. Залаяла собака, вышел человек и сказал, что до военной части 5 км, и что за ней будет бетонная дорога. 5 километров по грейдеру - это просто счастье после подъема по ручью. Но мне шлось плохо. Вообще, я про себя поняла, что на мясе не хожу. Завтрак не лез в рот, весь подъем меня тошнило, ужас! Я шла по дороге, толкала велосипед, рядом шел Сергей и развлекал разговорами про разницу психотипов мужчин и женщин: скорость реакции, образ мыслей, логика...Через некоторое время мне стало лучше. К тому моменту дорога сменилась с грейдера на бетонную и пошла вниз. 30 километров до Сторожевой обернулись 2 часами кайфа. На середине спуска у Алексея лопнула камера. Он ее поменял, потом проехав немного, остановились перекусить - сухофрукты, колбаса, хлебцы... Дальше опять вниз. И долгожданный магазин. Ребята пошли закупаться. С неба опять стал накрапывать дождь, но он не мог испортить настроение: есть еда, есть хорошая дорога, мы выбрались из ущелья! Проехав еще несколько километров, около селения Ново-Исправненский нашли деревья, замечательную мятную полянку, и встали на ночевку.

День 14.
Справочные данные:
Дата 1 августа 2008 г.
Километраж . 88,19 км
Набор 377 м
Сброс 813 м
Точка старта 800 м Новоисправненский
Точка финиша 334 м Невинномысск
3 августа. Поезд.
Вчера, 2 августа, был последний день активного пути по маршруту. Встали, был туман. Я нехотя натянула сырую футболку. В этот раз мы не сушили вещи - костер мог нас демаскировать. Только только собралась надевать ботинки - Алексей предложил походить босиком. Это было приятнее сырой обуви. Потом была дорога, асфальт, вниз. Алексей с Андреем гнали вперед, я сидела у них на колесе. Сзади, недалеко, примостился Сергей. Ехать по дороге в тумане было бы приключением в подмосковной покатушке, но в походе, в последний день, после более интересных вещей, такая дорога казалась банальной и скучной. Велокомпьютер у Алексея показывал от 18 до 26 км/ч, GPS говорил, что мы постепенно снижаемся. Гор вокруг не было видно. Были маленькие чумазые домики, крошечные магазины, гуси, коровы, лошади. Кстати, гонять гусей на дороге - очень веселое занятие. Они бегут, вытягивают шеи, распскают крылья...

Перед поездом надо было помыться, и Алексей остановился у реки почти у Невинномысска. После купания начало выглядывать солнышко. В сухой переодетой обуви было очень тепло и приятно. Мы стали ехать еще медленнее, чтобы не потеть. Перед Невинномысском опять показались развалы с арбузами и дынями. И мы опять их проехали. И ничего не купили. Эх...

На вокзале были билеты только в купе. Я вылетела за бюджет похода. Я не очень люблю купе - слишком закрытое пространство. Ребята не любят потому, что некуда грузить велы. Но билетов на плацкарт не было вплоть до 6 августа. Мы с Алексеем попали в одно купе. Он каким-то образом уместил два велосипеда в багажном отсеке. Рюкзаки остались внизу.

Наши соседи - мать с сыном, Наталья Лукина и Антон - едут с лечения из Пятигорска. Женщина - мастер спорта по альпинизму. Они гуляли на Домбае, жили в Теберде... Она рассказывала, что каждый год они там проводят несколько дней. Как же нам повезло с соседями!