Здравствуйте! А вот и я

Наталья Абрамцева
Только, пожалуйста, не надо думать, что я жалуюсь на судьбу. Просто меня просили, вернее, уговорили рассказать не только о моей творческой работе, но и о жизни. А жизнь выпала мне не очень легкая. В русском языке есть идиоматическое выражение – «прикован к постели». К сожалению, эти слова относятся ко мне.

Самое печальное в этой ситуации не то, что ты не можешь сам сесть или, тем более, встать, подойти к окну...

Пожалуй, самый грустный момент тонко почувствовал мой старший товарищ, журналист, написав обо мне: «...она не может отложить все в сторону, выйти из дома, сесть в автобус или трамвай и через полчаса оказаться в другом конце города, подняться на лифте к дверям друзей и сказать: «Здравствуйте, а вот и я. Не ждали?»

Не всегда было все так трудно. До двадцати лет я могла сидеть. С моими родителями на нашей юркой малолитражке мы объездили весь Крым, старинные города волшебного Золотого Кольца. И уж конечно, наш подмосковный лес был моим вторым домом. Ну а потом малолитражка развалилась от старости, а здоровье мое ухудшилось. <…>

Но хватит о грустном...

Поговорим о моих сказках. Когда окончательно выяснилось, что я не могу стать автогонщицей, водолазом или выбрать другую профессию, близкую мне по характеру, я задумалась: что же мне делать? Мой папа, человек авантюрного характера, посоветовал: «Пиши сказки! Набери команду зайчат, лисят, ежат, лягушат и придумывай для них истории».

Я попробовала. Что самое удивительное, получилось несколько забавных «Сказок-рассказок о лесных зверятах». <…>

Сказки – связь поколений. В этом их главное волшебство. Сказки надо читать и наедине и всей семьей; за общим столом, сидя на полу, на траве... Это уже сказка о дружбе! Сказки, прочитанные вместе, помогут нам в... в чем? В той ситуации, что нас сейчас окружает. Да и просто в жизни.

Вот и сейчас они помогли мне прийти к вам и сказать: «Здравствуйте! А вот и я. Давайте дружить!»
(Из письма редактору японского детского журнала «Костер» Ясуко Танако)

Наташа:
Добро, зло, ребенок… Как же важно, чтобы отношения между ними были правильными. А сказка поможет ребенку заметить добро, узнать его почувствовать. А столкнувшись со злом не испугаться и… не удивиться. А еще не взрослому человеку бывает трудновато сразу поверить, что вот это красивое, в цветах и бантиках, нормальное зло, а вон то, скрипучее, колючее, некрасивое – добро. Глаза, уши, разум – не помогут. Только сердце разберется.

- Почему я пишу сказки? – Наташа на мгновение задумывается. – Хочу, чтобы люди были добрее, чтобы умели ценить дружбу.
Так получилось, что одушевление неодушевленного стало для меня очень интересным и важным делом. Я убедилась, что неживого просто нет! Жив старый развалившийся дом, жив вышитый мотылек, жива сломанная тополиная ветка.

- Помнишь, сегодня возле лужи ты видел тощего бродячего кота и маленького воробышка. Они о чем-то беседовали. Странно? Голодный кот и воробей… А ничего странного. Они подружились. Очень мне не хотелось, чтобы воробышек стал добычей голодного кота. Как это часто бывает в жизни. Но тут рядом была я, Сказка!

Наташа о себе.

Когда окончательно выяснилось, что я не могу стать автогонщицей, водолазом или выбрать другую профессию, близкую мне по характеру, я задумалась: что же мне делать? Мой папа, человек авантюрного склада, посоветовал: пиши сказки…

С детства я научилась улавливать малейшие шорохи: познакомилась с хлопотуньями-белками, деловыми ежами, осторожными лисицами. Ну а полевые цветы и шиповник мне до сих пор дороже роз. Как все это мне пригодилось позже! И в работе, и в жизни. Ведь воспоминания – это вторая жизнь…

Так получилось, что одушевление неодушевленного стало для меня очень интересным и важным делом. Сказка – это эпиграф жизни, это дитя сердца. Как же важно, чтобы отношения между добром, злом и ребенком были правильными. А сказка поможет ребенку почувствовать, узнать добро. Здесь только сердце разберется… Вот я и пишу сказки. И буду писать. И постараюсь, чтобы после каждой из них можно было сказать задумавшемуся малышу: “А? Э-э… Так-то, дружок. В этом-то все и дело…”

…Кому и зачем нужны сказки?
Этот жанр я считаю необходимым. Сказка - это эпиграф жизни. Это молитва на сон грядущий, на грустное настроение, на плохую погоду. И для ребят, и для взрослых. Дети мудреют, взрослые возвращаются к чистому роднику детства, мягчеют, добреют, светлеют душой. Сказка - это связь поколений. В этом ее главное волшебство. Сказки надо читать и наедине, и всей семьей; за общим столом, сидя на полу, на траве… Сказки, прочитанные вместе, помогут нам в… в чем? В той ситуации, что сейчас нас окружает. Да и просто в жизни. Вот и сейчас они помогли мне прийти к вам и сказать: „Здравствуйте! А вот и я. Давайте дружить!“

Мама Наташи о ней

Она не была порывистой, внешне эмоциональной. У нее было все внутри, приглушенно, она была очень сдержанна, нетребовательна… Но, вероятно, была впечатлительной. В три годика, помню, очень плакала, когда в мультике растаяла Снегурочка…

О Наташиных сказках

В сказках Натальи Абрамцевой есть, эта глубоко скрытая мечта о каком-то огромном братстве всего со всем, где люди, звери, природа, живая и неживая, говорят на одном, общем языке и где само понятие среды человеческого обитания обретает особый смысл.

У всех сказочников действуют звери и люди. Иногда звери даже обходятся без людей. Звери есть и в сказках Наташи. Но, чтобы старый ветхий домишко выяснял свои непростые взаимоотношения с яблоней в саду, а сам сад – с дождем и снегом, чтобы тающая на солнце ледяная сосулька увлеклась и увлекла пролетавший мимо воздушный шарик, чтобы скатерть конфликтовала со столом, а цветное стеклышко с травой – такого нам еще читать не доводилось.

Цвет сказки? Да, представьте себе. Наташа и пишет их разноцветными фломастерами. Бывает, что на середине страницы откладывает один фломастер и берет другой: значит, сюжет потребовал иной краски.

Наташа Абрамцева нашла себя в сказках для других – маленьких и взрослых – людей. В этих сказках тепло и доброта, бескорыстие и готовность прийти на помощь другу. И еще обязательно – чудо.

Чудо - это душа. Вот в чем дело, оказывается. А если душа у человека щедрая, он делится ею с другими. Не может не делиться. И тогда появляются прекрасная музыка, книга, картина…
Сказка...

Эти сказки не просто чисты и нравственны, хотя и это сейчас выдающееся качество в литературе, в том числе в детской. Они полны образами, рожденными чистым, любящим и страдающим сердцем.

Может быть, кому-то покажется, что в этих сказках нет яркого закрученного сюжета. Но когда-то нужно отдохнуть от детективов и клипов! Зато в них есть глубина, трепетность и нежность. Они очень утешают страдающее сердце… И грусть в ее сказках сродни грусти Экзюпери в “Маленьком принце”. Кто-то назвал ее сказки психологическими. А кто-то сказал о них так:

“Это были не сказки, это были слова признания в любви. Любви к жизни…”