2- Разбойницы - Василь Ганжар

Конкурс Времена Года
       Заметки натуралиста
Мир птиц, как и всех животных, делят обычно на травоядных и хищников.
Но надо признать, что это деление очень условно. К какому разряду принадлежат, например, собравшиеся у мусорника пернатые? Ну голуби, ясно-самые мирные мусоросборщики. Также как и воробьи. А вот куда отнести расхаживающих невдалеке вольготно двух серых ворон? Тоже вроде бы мирные мусорщики. Но не спешите с выводами. Пусть вас не вводит в заблуждение их беспечный и спокойный вид. Это настоящий хищник, наглый и беспощадный, ждущий только удобного случая и подходящую жертву.
       Хотите примеры. Пожалуйста. Как-то я шел по тротуару, рядом с которым собралась над крошками вечно голодная стайка голубей. А в нескольких метрах от нее дефилировала постепенно приближавшаяся пара ворон. И вдруг одна из них одним резким прыжком налетела на голубей, которые , естественно, бросились врассыпную. Но один не успел вспорхнуть и вмиг очутился прижатым к земле когтистой лапой вороны. Моментально с его шеи полетели выдранные хищником перья.
Испугавшись моего устрашающего взмаха, хищница отпрянула и выпустила взметнувшегося прочь теряющего перья перепуганного голубя. Вид вороны был, как у настоящего хищника: взъерошенный загривок, злобный взгляд. Не хватало только острых зубов в большом клюве для полного сходства с летающим ящером.
А уж сколько гнезд разоряют эти безжалостные бандиты. У меня на огороде в густом кусте калины на высоте примерно двух метров свили гнездо овсянки. И постоянно рыскавшие вороны, гнездовье которых было невдалеке на высокой березе, конечно же, разорили мелких пташек. За этим занятием их застал мой залаявший Дик. К несчастью, было уже поздно.
Что говорить об овсянках. Однажды утром я проходил на метро « Юго-западная» мимо домов-хрущевок, дворы которых заросли деревьями, где висели скворечницы, и у слышал тревожные крики скворцов и громкое хлопанье крупными крыльями. Оказалось, это серая ворона засунула голову в леток скворешницы за добычей. Но туда голова проскользнула, а обратно мешали взъерошенные перья. Будь скворцы порешительнее, туго бы пришлось разбойнице.С большим трудом серая вырвалась из неожиданной ловушки, взлетела на соседнее высокое дерево, как мне показалось , с удивлением и испугом трясла головой.
«Что ж, поделом тебе»,- удовлетвворенно подумал я.
       В отличие от грачей , селящихся колониями, серые вороны - одиночки. Они строят гнезда далеко друг от друга, видно инстинкт подсказывает, что не стоит доверять даже своим соплеменникам.
Эта наглая птаха бывает гоняет не только кошек, но даже собак, потерявших рядом с человеком свои охотничьи качества и решительность.
А однажды я стал свиделем уж совсем не поддающегся разумению случая. Из окна третьего этажа мне был хорошо виден двор, на котором бродили две вороны, судя по виду, молодые слетки (дело было в июле), а третья -старая- сидела на трасформаторной будке. Невдалеке шла женщина с сумкой, видно из магазина.
Сидевшая на будке ворона, настороженно посмотрев в сторону женщины, вдруг налетела на нее. Её молодые товарки тут же поспешили к ней за компанию. Нет, это не было типичное шумное сопровождение, которое устраивают птицы при нарушении территории гнездовий. Гнезда ворон поблизости нигде не было и нападали они даже опасно, но бесшумно. Скорее всего их привлекла или переполненная сумка, или пышная прическа. Женщина сначала попыталась было отбиваться сложенным зонтом, но куда там! Нахалки налетали всё яростнее. Кончилось это тем, что женщина побежала в подъезд дома. Такого я еще не видел даже со стороны голодных бродячих кошек.
Слава богу, что эти разбойницы не сбиваются в стаи, иначе это были бы ужастики похлеще Хичкоковских «Птиц», где он, по-моему, безосновательно обвинил в агрессии миролюбивых чаек .