Лекция Далай-ламы. Вызов неведению

Валентина Томашевская
Когда мы говорим о неведении,есть два типа неведения:
- отсутствие знаний о реальности
- ложное представление о реальности.

Противодействие неведению – это мудрость, которая правильно воспринимает реальность и понимает ее. Это фактор, уничтожающий неведение. Мы говорим, что неведение, это ложное представление о реальности, поэтому понимаем, что одновременно в сознании не может существовать ложное и правильное представление о реальности.
Когда говорим о мудрецах, постигающих реальность, то они воспринимают реальность как она есть, а неведение видит объекты в ложном свете, неправильным образом.

Третья благородная истина – истина прекращения, мудрость, постигающая пустоту, или высшая истина. Это прекращение отрицательных эмоций, которое достигается методом правильного пути к мудрости. Это состояние, когда прекращены отрицательные эмоции и называется состоянием прекращения.
Необходимо развивать постижение реальности, необходимо пройти путь.

Четвертая благородная истина и есть истина пути. Что здесь называется реальностью?
К внешним или внутренним объектам относится наш опыт. Вещи являются нам. Сегодня с помощью научного подхода мы не смогли еще найти разграничение между явлениями и реальностью. Нам, обычным существам, все, что является, кажется существующим самим по себе. Тем не менее мысль не удовлетворяется кажущимся, и когда сознание устремляется раскрыть истинное значение объекта, уловить его, возникают трудности. Номинально мы можем говорить, что существует я, личность, но когда мы попытаемся увидеть что-то , все я, отличное от тела, эмоций и сознания,

Когда нам кажется, что тело является собственником, владельцем сознания, или, наоборот, что я являюсь собственником тела, ума, эмоций. И это правда. Но когда мы попытаемся понять, что же за я, где оно, то мы ничего не находим. Я существует, но существует не так, как является. Когда мы чувствуем ненависть или привязанность, мы видим очень сильные кажимости. Когда мы пытаемся найти объект и находим его, это значит, что вещь существует, но если не находим объекта, это не значит, что он не существует. Это значит, что мы восприняли его не так, как он существует в действительности. Это приводит к еще одному вопросу: каким образом существует сознание? Объекты существуют как пересечение причинно-следственных связей, как результат причин и условий. Таким образом, все существующее существует благодаря каким-то другим факторам, а не само по себе. Поэтому высшая рельность всех явлений и состояний в том, что явления не имеют независимого существования. Такое понимание реальности прямо противоположно отрицательным эмоциям. Эмоции противодействуют им. Это относится и к практике освобождения полностью от негавных эмоций, устранениюих из сознания – освобождение, спасение. Устраняя отпечатки, остается неведение, мы устраняем всякую возможность возникновения неведения в будущем и таким образом находим состояние Будды.

Если нам удается понять непостоянство, мы понимаем, как устроены отрицательные эмоции, и в чем состоит природа страдания. Чтобы практиковать это, совершенно необходима медитация, размышление. Об изложенных типах..., необходим контроль над сознанием. В нашей новой жизни необходимо внимание, восприимчивость, бдительность.

Надо постоянно наблюдать себя, чтобы обращать свой ум внутрь, очень покорно наблюдать за дыханием. Это позволяет установить контроль над сознанием.

Когда говорим об истине прекращения, то можно сказать об учении Будды «дхарма».
А человек, который освоил учение и сумел преодолеть все отрицательные эмоции, называется сангха, община, а человек, который полностью устранил отпечатки в сознании, способен вызвать неведение, называется Будда- пробужденное существо.
Мы произвели короткую разминку, устремленную к пробуждению, без химических средств. Сначала представим перед собой Будду, затем четыре благородных истины.

Все явления возникают из причин.
Устремленность к полному пробуждению на благо всех существ.
Покуда длится пространство, пока живые живут, пусть в мире и я останусь страданий рассеивать тьму.