1960 г. Поход в каменоломни Евпатории

Вадим Качала
Однажды осенью мы решили посетить наши евпаторийские Мамайские каменоломни. Многие слышали о катакомбах Одессы и Керчи, но о евпаторийских – мало кто знает.

Собралось нас человек 15 одноклассников и еще два парня постарше, которые имели опыт хождения в каменоломни. Одно из важнейших снаряжений для подземных походов – средства освещения. Фонарики мы сочли недостаточно мощными и надежными, поэтому дополнительно заготовили факелы. Факелы делали у меня во дворе. Технология изготовления такая: на палку наматывается ветошь, разогревается емкость с керосином, куда добавляется смола, конец палки с ветошью пропитывается теплой смесью. Факел готов.

Каменоломни находились на северо-западе от города, а мы жили в юго-западной его части, поэтому добирались мы около 2-часов. Выйдя из города, пошли вдоль авиационного завода, где ремонтировали реактивные истребители. Далее пошли мимо цементного заводика. Наконец пришли к изуродованной холмиками степи – это начинались каменоломни.
Каменоломня – подземное производство камня-ракушечника – основного строительного материала Крыма и юга Украины. Под 1-3 метровым слоем почвы шел толстый пласт ракушечника, который почему-то предпочитали добывать подземным способом, хотя дешевле было бы добывать открытым способом (что в последствии и стали делать). Камень выпиливали, после чего оставались штольни шириной около 3-х метров, а высотой около 2-х. Штольни уходили до 9 метров в шлубину.

Входов в каменоломни было несколько, еще были дырки в местах обвалившихся сводов. Мы сделали несколько пробных заходов, а потом решили пойти в глубину штолен. Два человека не решились на такую «авантюру» и остались на поверхности. И это было правильно с позиции нашей безопасности – будет кому звать на помощь.

Мы смело ринулись в лабиринт ходов, не пытаясь даже особенно запомнить путь. Хотя это в принципе невозможно – больно однообразны эти подземные «улицы». Мы плутали по этому подземному городу, находя очень интересные надписи на стенах: «Штаб», «Лазарет», «Клуб». Там же находили нарисованные портреты вождей и портрет командира партизанского отряда И. Петриченко. Дело в том, что каменоломни служили местом базирования партизанский отряд большевиков "Красные каски" в гражданскую войну, а в Отечественную – служили прибежищем для спасшихся бойцов евпаторийского десанта. Когда мы позднее рассказали в городском музее о наших находках, то там проявили интерес к портрету командира и просили проводить их в каменоломни для того, что бы выпилить портрет для музея. Я не отслеживал, как развивались события дальше, но, кажется, все кончилось ничем.

Прошло минут сорок, пора было думать о возвращении. И тут мы немного заволновались, начали плутать в поисках выхода. Факелы еще горели, но на долго ли их хватит? В концах темных коридоров по щенячьи тявкали лисицы. Наше волнение нарастало. Мы начали метаться в поисках выхода, пытаясь рассмотреть в конце тоннеля проблемки света, но выхода нигде не было. Иногда над головой появлялись небольшие проемы размером с футбольный мяч, но вылезти через них не было возможности. Мы пытались кричать, но кто услышит наш крик? И тут мы обратили внимание, что новые туфли Гены Зимогляда оставляют очень четкий и необычный отпечаток на пыльном полу. Это стало нашей Ариадной нитью, благодаря которой мы выбрались из подземелья.

Обрадованные и голодные мы набросились на принесенные из дома продукты.
Только сейчас понимаешь, насколько мы рисковали: закончили бы гореть факелы и долго бы мы проблуждали? Самое интересное, что наши родители либо не знали о целях нашего похода, либо не придали большое значение опасности нашего мероприятия.

О протяженности мамайских каменоломен известно мало. Но, если там скрывался целый партизанский отряд, то это целый подземный город. Еще говорят, что подземными ходами можно выйти от железнодорожной станции «Евпатория-товарная», что на северо-восточной окраине города, к Морскому вокзалу.