Барон

Нина Матунова
       Однажды в пять часов утра меня разбудил собачий лай. В августе ночи ещё тёплые, и открытое окно впускало в комнату этот тревожный, непохожий на обычный пустобрёх, лай, который временами переходил в мрачное подвывание. По тембру было понятно, что лает большая, серьёзная собака. В пять часов утра ещё очень хочется спать. Я попытался уснуть, но лай не прекращался, он звал и звал на помощь.

       Я подошёл к окну, посмотрел во двор - он был пуст. Освещённая фонарём детская площадка со своими качелями и каруселями отдыхала от дневного наплыва детей. Деревья замерли в предутреннем сне. В доме напротив все окна зияли темнотой. Всё спало, и только этот собачий лай настойчиво взывал о помощи.

       Вдруг в доме напротив зажглось одно окно, и через какое-то мгновенье на балкон вышел мужчина. Он стал вглядываться в предрассветное пространство двора.

       - Не видно, где он лает? - спросил я.

       Мужчина обернулся на голос. Я помахал ему рукой. Он опять окинул взглядом двор и ответил:

       - Нет. Не видно. Дерево весь обзор закрывает.

       Собака, услышав разговор, сначала замолчала, а потом залилась каким-то радостно-тревожным лаем. Она звала нас на помощь.

       - Ну, что, выйдем? - спросил сосед.

       - Выйдем, - согласился я и стал одеваться.

       Встретившись в центре двора, мы поспешили на голос собаки. Он доносился из-за трансформаторной будки, стоявшей в нашем дворе. Завернув за угол, мы тут же отскочили назад. Огромный рыжий пёс грозным рычанием преградил нам дорогу. За ним мы увидели лежащее на земле тело мужчины. Наш порыв подойти к нему вызвал неадекватное поведение у собаки: она села, загородив собой хозяина, и приготовилась защищать его ни на жизнь, а насмерть. На любое наше движение она скалила зубы и рычала так, что мороз шёл по коже.

       - Охраняет, - сказал сосед, - Инстинкт. Это ведь Московская сторожевая. Никого к нему не подпустит.

       - Надо скорую помощь вызвать. Может он живой ещё, вроде шевелится,-
 сказал я

       - Да, нет, не шевелится, это пёс его за поводок дёргает, когда на нас скалится. Щас, я за телефоном сбегаю.

       Сосел удалился, а я остался один на один с собакой.

       - Что ж ты, друг, хозяину своему не даёшь помочь? - заговорил я, не двигаясь с места.

       Пёс понял, что я обращаюсь к нему, он наклонил голову набок и тихонько заскулил. Я подумал, что он хочет подпустить меня, и сделал шаг, о котором потом очень сильно пожалел. Пёс кинулся в мою сторону, страшно скалясь всеми своими зубами и издавая грозный рык. Я отскочил назад, холодный пот прошиб меня, а душа ушла далеко в землю.
Я стоял, боясь пошевелиться, и не чувствовал своего тела. Пёс, решив, что угроза его хозяину миновала, снова принял сторожевую позу и, как ни в чём не бывало, смотрел на меня.

       Сосед пришёл вместе со своей женой. Она знала хозяина собаки.


       - Петрович, - сказала она, - во втором подъезде живёт. Жену недавно похоронил.

       - С кем живёт-то? - спросил муж.

       - Один. С собакой вот. Она у них уж лет десять, щенком покупали. Всегда была милая собака, хоть и огромная, а никого не обижала. Барон, Барон, - обратилась она к собаке.

       Пёс сначала вильнул хвостом, услышав своё имя, но, когда женщина попыталась сделать шаг в его направлении, грозно зарычал, показывая всем своим видом, что никому не даст в обиду своего хозяина.

       Сосед набрал номер скорой помощи и объяснял оператору ситуацию:

       - Не знаю я его фамилию. Лежит во дворе. Нет, не БОМЖ, живёт в нашем доме. Один живёт. Какая температура? Да откуда я знаю?! Он без сознания или умер уже... Мы подойти не можем, собака его охраняет. Кого? Ветеринаров? Хорошо. Ждём, - он продиктовал адрес, а потом объяснил нам - Сказали, что вызовут ветеринаров, у них такие случаи были, собака врачей не подпускает, а ветеринары усыпят её на время.

       Мы стали ждать. Утро постепенно развеяло мрак ночи, стали зажигаться окна, захлопали двери подъездов.

       - Вон, сосед его вышел,- сказала жена соседа их дома напротив. Она бросилась к мужчине, вышедшему из второго подъезда, и вскоре тот уже пытался вступить в контакт с собакой:

       - Барон, здравствуй. Это же я, Василий, друг твоего хозяина. Ну, что там с Петром случилос? Дай хоть пульс потрогаю.

       Собака, увидев знакомого человека, обрадованно заскулила, замахала хвостом, но стоило ему сделать движение в сторону её хозяина, как инстинкт тут же заставил её оскалиться, зарычать, принять боевую стойку.

       - Бесполезно, - констатировал сосед их дома напротив.

       Подъехали сразу две машины скорой помощи, одна из которых оказалась ветеринарной. Увидев людей в белых халатах, Барон почувствовал неладное, залился грозным свирепым лаем с вырывающимися из звериного оскала и разлетающими во все стороны брызгами слюны.

       - Тихо, дружок, тихо, - успокаивал его подошедший собачий доктор. Затем он вынул из кармана халата пистолет и выстрелил бесшумным выстрелом. Огромный пёс,словно споткнувшись, упал наземь.

       - Усыпил,- голосом знатока произнёс сосед.

       Подошли санитары, отцепили поводок от ошейника, погрузили огромного пса на носилки, отнесли в машину, и машина уехала.

       - Ой, а что же они не сказали, куда повезли его? - опешил Василий, - Где теперь искать Барона?

       Врачи осмотрели Петровича. Он был жив. Его быстро погрузили в машину скорой помощи, записали данные со слов соседа и умчались оказывать медицинскую помощь.

       - Вот ведь как бывает,- грустно сказала женщина, - была семья, собака, а враз и нет никого.

       - Да не каркай ты! - накинулся сосед на жену.

       - Выздоровеет Петька, он сильный, - сказал Василий,- и дочь у него есть. Сообщу ей об отце. Она, правда, мужа год назад похоронила - на машине разбился. Весь год как потерянная ходит. А три месяца назад мать её, жена Петькина, умерла. Беда за бедой. Хоть бы Петька выжил... Да выживет он, он крепкий.



       Закончилось лето, отплакала дождями осень, отпуржила зима. Я ничего не знал о судьбе Петровича и Барона, но, когда слышал собачий лай, непременно подходил к окну в надежде увидеть их во дворе. Собак, похожих на Барона, во дворе не было. Зато весной каждое утро по двору стала прогуливаться странная пара: старик с поводком в руке и женщина, которая всегда шла за ним на небольшом расстоянии, держа в руках другой конец поводка. Я спросил о них у дворника, и он рассказал мне, что это Петрович. Он оправился от инсульта, но рассудок его нарушен. Он принимает свою дочь за Барона, и каждое утро она покорно прогуливается с ним, взявшись за поводок. А Барон умер. Не проснулся от снотворного. Ветеринар говорит - стресс не пережил.

       Вот такая грустная история случилась в нашем дворе.