Книга-Роза. Город-Время

Наталья Ладнева
Автор: Ладнева Наталья


ГОРОД-ВРЕМЯ
Эссе-миниатюра (Из цикла «Книга-Роза»)



       Время – это дорога, по которой можно мчаться в любом направлении. Города и все остальные, мало и много населённые пункты, – это машины времени, которые могут доставить тебя в любую точку времени и пространства. Надо только выйти на большак, поднять руку и дождаться попутной машины. Однажды я так и сделала.

       На Дороге времени весьма интенсивное движение. Пока я стояла, да ждала, мимо меня проскочило немало разных, интересных и больших городов-машин и, ещё больше, средних и маленьких разномастных. Сев на одну из них, я легко могла добраться до Токио и его окрестностей, до Бухары или Рейкьявика, до Дели, Парижа, Нью-Йорка, Рима, Бангкока, Пекина и других интересных мест земли. Но с ними мне было не по пути. Весёлые грузины охотно взялись бы подбросить одинокую девушку до своего великого государства, но я отклонила их любезные приглашения.

       Дорога времени чем-то похожа на переплетение лент Мёбиуса. И потому движение на ней не прекращается никогда. Всё, что стремится оторваться от великого Нуля времени, к нему же в конечном итоге и возвращается. Можно лишь на некоторое время притормозить. А потом ты опять включишься в это движение. Даже, если ты вне Великой дороги, ты всё равно на ней. И тебе только кажется, что можно с неё сойти. Да, можно. И, возможно, ты сам однажды решишь, что можно, и попробуешь это сделать. Но, всё равно, это будет лишь иллюзией. Великая иллюзия правит миром.
 
       Автобус, притормозивший около меня, был огромным, и народу в нём было много. Но для меня всё же нашлось местечко.
       В автобусе шумно и не кончаются разговоры. Народ удивительный. Кого только нет. И пока доберёшься до места, много всего наслушаешься в пути.

       – Вы откуда?
       – Из Египта, третий век до новой эры.
       – Далёко?
       – На Русь.
       – О! Замечательно! Не пожалеете. Столько острых впечатлений получите!
       – А вы откуда?
       – Из последнего года правления миром Великой Атлантиды.
       – Из Атлантиды? В самом деле? Там, говорят, большая заварушка произошла?
       – Да, случилось кое-что…
       – И что же, много было жертв?
       – Много.
       – И весь континент, говорят, на дно океана погрузился?
       – Весь.
       – Сочувствую. А теперь куда?
       – В Египет, второй век до новой эры. С пересадкой на Руси.
       – О, как интересно! Мы оттуда – вы туда.
 
       Мудрый водитель моего Города-Времени не забывает вовремя объявлять остановки.
       – Остановка «Век девятый».
       Кто там по графику славяно-русской истории? Легендарные и загадочные братья Рюрик, Синеус и Трувор, надвинув маски, пробираются по салону. Лёгкой поступью идёт вослед за ними князь Олег и величаво ступает на русскую землю.

       – Остановка «Век десятый».
       Княгиня Ольга, подхватив на руки маленького сына Святослава, поспешает за мужем к выходу.
       Одиннадцатый век, двенадцатый…
       Спешите русичи. Мчится мой Город-Время. О нём ещё нет упоминаний в русских летописях. Но судьба его уже предрешена.

       – Остановка «Век двенадцатый: тысяча сто сорок седьмой год. Москва».
       «Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нём отозвалось!», – шепчет смуглый кудрявый мальчик, изумлённо глядя в окно. «Москва! Какой огромный странноприимный дом! Всяк на Руси – бездомный. Мы все к тебе придём», – вторит ему худенькая девочка с чёлкой на лбу. Взявшись за руки и радостно смеясь, дети бегут к выходу. «Стойте, вы куда? – останавливают их. – Рано! Вам, Александр Сергеевич, ещё ехать и ехать. Конец восемнадцатого века, как-никак! Не торопитесь. И вы, Мариночка, не спешите. Ваш выход почти на сто лет позже Сашеньки».
 
       Я разглядываю своих попутчиков. Вот наискосок от меня сидит грустная семья Годуновых. Недалеко от них о делах государственных, важных, призадумался первый император российский – царь Пётр I. А кто это там за ним? Две милые девушки-близнецы, в диковинных одеждах. Говорят, что их заждались в двадцать третьем веке. Они будущие инженеры-бионики и едут выращивать дома-растения. Ну, а за ними, за ними!.. Уж не мой ли это прадед Илья? Высокий, с окладистой бородой. Тобой всегда восхищался твой внук – мой отец. По его воспоминаниям ты был богатырём. И на лютом морозе мог легко размять, согреть в руках и вновь связать разорванный кожаный ремень от лошадиной упряжи. Мы чинно раскланиваемся друг с другом. Постой, куда же ты… Мне так о многом надо тебя расспросить! Но, ты уже вышел. Я машу тебе вслед. А ты улыбаешься. Я так рада была тебя встретить!
 
       И опять разговоры. Люди. Века. Мчится мой Город-Время.
       А как много интересного за его окнами! Переливами радуг, зеленью деревьев, чистотой снегов полнятся придорожные образы. Стелются поля, текут реки, сверкают моря. Разноцветьем великолепных, различной величины кристаллов сияют за ними, и проносятся мимо, города. А ещё дальше и выше в сине-белых небесах солируют, соревнуясь красотой звучания, прекрасные звёзды и птицы сирин подпевают им. Хорошо! Так бы ехать и ехать до скончания времён! Но, нельзя. Разве что потом, когда-нибудь, позже… Когда все души станут свободными и светлыми… И мировые печали растворятся в великом плаче… И плач, наконец, иссякнет… Многие тогда захотят вернуться во времена своих прежних рождений и вспомнить места, где появлялись на свет их души. Где жили они, страдали и любили, мужали и росли. И не будет слаще того мига! Когда-нибудь… Когда-нибудь это случится. Когда-нибудь… А пока…

       Мчится мой Город-Время. Всё вперёд и вперёд. И входят в него на остановках всё новые люди-души. И сходят, им на смену, другие. А город всё умирает и возрождается, и неповторимо сияние каждой души человеческой.
       Ну, вот, наконец-то, и моя остановка. Прощайте, дорогие попутчики. Вторая половина двадцатого века: год Дракона, по восточному календарю. Я вот-вот должна родиться в созвездии Скорпиона. Мой выход.
       – Здравствуй, Москва! Вот и я. Как светло вокруг!


       А Город-Время снова в пути. И едет, покачиваясь, всё вперёд и вперёд. И не стоит переживать о том, что где-то есть конечная! Время – это субстанция, не имеющая начала и конца. И, если соблюдать правила движения на Дороге времени, всегда можно попасть в нужное место. Города и все остальные, мало и много населённые пункты, – это машины времени, которые могут доставить тебя в любую точку времени и пространства. Надо только выйти на большак, поднять руку и дождаться попутной машины.

       Однажды все так и делают.



Весна 2007 г. – 03.02.2008 г.

______________________________

Примечание:
Большинство эссе цикла "КНИГА-РОЗА" вошло в сборник «Современная сетевая проза», Т. 2, 2010 г., (ISBN 978-5-98537-069-0).