Неолитическая Вожмариха Святыни России

Петр Золин
Это один из северных "протогородов" России.
Окрестные места ныне активно исследуются преимущественно усилиями энтузиастов. Здешние находки практически ничего не говорят в пользу норманизма и - более всего -подтверждают сравнительно высокий уровень развития пращуров-земляков россиян вплоть до нынешних времен – в составе Республики Карелия и единой России.
Вот, правда, материалы музея-заповедника публикует в Петрозаводске издательство "Скандинавия" http://kizhi.karelia.ru/specialist/pub/library/kizhi_40/
Свои пока на се не очень богаты. А мировой науке такие сведения не очень нужны, если они работают на имидж России.

Своеобразный мезолитический «город» (площадью только у одной Вожмарихи до 60 гектаров, правда, меньше 90 га палеолитических Костенок) включает большой комплекс археологических памятников у берегов Онежского озера.
Вертилово 1. Поселение. Хронология не определена.
Вертилово 2. Поселение. Энеолит. (IV - III тыс. до н.э.).
Вертилово 3. Поселение. Неолит. (V - IV тыс. до н.э.).
Вертилово 4. Поселение. Мезолит. (VI - V тыс. до н.э.).
Вертилово 5. Поселение. Мезолит-неолит. (VI - IV тыс. до н.э.).
Вертилово 6. Поселение. Хронология не определена.
Вертилово 7. Поселение. Неолит. (V-IV тыс. до н.э.).
Boжмapиxa 1. Поселение. Неолит. (IV тыс. до н.э.).
Boжмapиxa 2. Поселение. Неолит. (IV тыс. до н.э.).
Boжмapиxa 3. Поселение. Неолит. (IV тыс. до н.э.).
Boжмapиxa 4. Поселение. Неолит. (IV тыс. до н.э.).
Boжмapиxa 5. Поселение. Мезолит. (VI - V тыс. до н.э.).
Boжмapиxa 6. Поселение. Мезолит. (VI - V тыс. до н.э.).
Boжмapиxa 7. Поселение. Неолит. (IV - III тыс. до н.э.).
Boжмapиxa 8. Поселение. Неолит-энеолит. (IV - II тыс. до н.э.).
Boжмapиxa 9. Поселение. Неолит-энеолит. (IV - II тыс. до н.э.).
Boжмapиxa 10. Поселение. Неолит-энеолит. (IV - II тыс. до н.э.).
Boжмapиxa 11. Поселение. Неолит. (IV тыс. до н.э.).
Boжмapиxa 12. Поселение. Неолит-энеолит. (IV - II тыс. до н.э.).
Boжмapиxa 13. Поселение. Мезолит. (VI - V тыс. до н.э.).
Boжмapиxa 14. Поселение. Мезолит. (VI - V тыс. до н.э.).
Boжмapиxa 15. Поселение. Неолит, энеолит. (IV - II тыс. до н.э.).
Boжмapиxa 16. Поселение. Неолит. (IV тыс. до н.э.).
Boжмapиxa 17. Поселение. Мезолит. (VI - V тыс. до н.э.).
Boжмapиxa 18. Поселение. Энеолит. (III - II тыс. до н.э.).
Boжмapиxa 19. Поселение. Энеолит. (III - II тыс. до н.э.).
Boжмapиxa 20. Поселение. Неолит. (IV-III тыс. до н.э.).
Boжмapиxa 21. Поселение. Неолит-энеолит. (IV-III тыс. до н.э.).
Boжмapиxa 22. Поселение. Мезолит. (VI тыс. до н.э.).
Boжмapиxa 23. Поселение. Мезолит. (VI тыс. до н.э.).
Boжмapиxa 24. Поселение. Мезолит. (VI тыс. до н.э.).
Boжмapиxa 25. Поселение. Неолит. (V тыс. до н.э.).
Boжмapиxa 26. Поселение. Неолит. (V тыс. до н.э.).
Boжмapиxa 27. Поселение. Неолит-энеолит. (IV-III тыс. до н.э.).
Леликово 1. Поселение. Неолит. (IV тыс. до н.э.).
Леликово 2. Поселение. Неолит.
Oлeнeocтpoвcкий мoгильник. Мезолит.
Ceвepный Oлeний ocтpoв. Пoceлeниe. Неолит, энеолит.
Ceвepный Oлeний ocтpoв 2. Поселение. Мезолит. (VI тыс. до н.э.).
Сенная губа 1. Поселение. Мезолит.
Сенная губа 2. Поселение. Мезолит.
Южный Oлeний ocтpoв. Пoceлeниe. Мезолит.
Южный Олений остров 2. Поселение.
Здешние места окончательно стали пригодны для заселения после полного отступления Валдайского ледника и возникновения в Прионежье условий для жизнедеятельности людей. Геродот почти 25 веков назад рассказывал о гипер-бореях (крайне северных жителях), которые с культовыми дарами задолго до историка появлялись на острове Делос.
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/002a/02110019.htm
Геродот признавал, что гораздо больше о гипербореях рассказывали делосцы (на острове Делос гиперборейка Лада-Латона родила от Зевса Аполлона и Артемиду). По их словам, гипербореи посылали скифам жертвенные дары, завернутые в пшеничную солому (поэтому попытки особенно «польских товарищей» приватизировать Лаодику, о чем упоминает Б.А.Рыбаков в своих книгах по язычеству славян, не совсем оправданы).
От скифов дары принимали ближайшие соседи, и каждый народ всегда передавал их все дальше и дальше вплоть до Адриатического моря на крайнем западе. Оттуда дары отправляли на юг: сначала они попадали к додонским эллинам, а дальше их везли к Малийскому заливу и переправляли на Евбею.
Здесь их перевозили из одного города в другой вплоть до Кариста. Однако мимо острова Андрос, так как каристийцы доставляли святыню прямо на Тенос, а теносцы – на Делос. Так, по рассказам делосцев, эти священные дары, наконец, прибывали на Делос.
В первый раз, говорили делосцы, именно гипербореи послали с дарами двоих девушек, по имени Гипероха (Великая, Превосходная; по словообразованию имя близко типу Настюха, Евдоха и т.п.) и Лаодика (сближают по созвучию с Ладогой).
Имя Гипероха подозрительно по словообразованию напоминает Вожмариху, делая допустимым существование подобных ононимов на Русском Севере хотя бы во времена Геродота, задолго до нашей эры.
Вместе с ними были отправлены провожатыми для безопасности девушек пять гиперборейских горожан (это особо стоит подчеркнуть, так как почти все археологи городов на Северо-Западе России – части гиперборейских земель – в упор не находят).
Это те (горожане), кого затем называли перфереями (имеющими атуировки, наколки?) и весьма почитали на Делосе. Однако, когда посланцы не вернулись на родину, гипербореи испугались, что посланцев всякий раз может постигнуть несчастье и они не возвратятся домой. Поэтому они стали приносить священные дары, завернутые в пшеничную солому, на границу своих владений и передавать соседям с просьбой отослать их другим народам.
И вот таким образом, как сообщали Геродоту, дары отправлялись и, наконец, прибывали на Делос. Геродоту самому было известно, что и в других местах происходило нечто подобное со священными дарами. Так, близкие скифам фракийские (округа Болгарии) и пеонийские женщины при жертвоприношениях Артемиде-Царице всегда приносили священные дары завернутыми в пшеничную солому. Ныне глубину этого культа определяют в 7 – 9 тысяч лет. А культовые женские фигурки Севера России являются одним из подтверждений этому.
В честь гиперборейских девушек, скончавшихся на Делосе, тамошние девушки и юноши – на острове Латы-Лады, — стригли себе волосы (так, вероятно, продолжались древние обряды инициации, которые совершались при переходе в зрелый возраст). Девушки перед свадьбой отрезали локон волос, обвивали им веретено и затем возлагали на могилу гипербореянок (могила эта находилась в святилище Артемиды при входе с левой стороны; у могилы стояла маслина). Юноши тоже наматывали свои волосы, но на зеленую ветку и также возлагали на могилу. Такие почести жители Делоса воздавали гиперборейским девушкам.
По рассказам делосцев, еще раньше Лаодики и Гиперохи (глубина мифа достигает 4 – 5 тыс. лет) из страны гипербореев мимо тех же народов прибыли на Делос две молодые женщины – Арга и Опис (например, находят созвучия с ононимами типа Карга и Опочка). Они несли Илифии (богине удачных родов) священные дары, обещанные за быстрые и легкие роды (Лады-Латоны ?). Как передавали, Арга и Опис прибыли из гиперборейской страны вместе с самими божествами [Аполлоном и Артемидой], и делосцы им также воздавали почести. В их честь делосские женщины собирали дары.

В гимне, сочиненном ликийцем Оленом (ищут созвучия с ононимом Олень; Олений остров по случаю дал археологам любопытные находки), женщины призывают их поименно. От делосцев переняли этот обычай жители других островов и ионяне: они также пели гимн, призывая Опис и Аргу, и собирали им священные дары. Сам Олен пришел на Делос из Ликии (мест и подвигов Беллерофонта) и сочинил также и другие древние гимны, которые исполнялись на Делосе. Пепел от бедер жертвенных животных, сожженных на алтаре, рассыпался на могиле Опис и Арги. Могила их находилась за святилищем Артемиды на восточной стороне в непосредственной близости от зала для пиров кеосцев. И здесь обратим внимание на европеоидов, живших до 8 тыс. лет назад на Оленьем Острове в нескольких километрах от Кижей.


Оленеостровский могильник (иллюстрации в материале изображают находки в нем) — это наиболее яркий памятник археологии эпохи камня на Северо-Западе России. Благодаря хорошей сохранности скелетов погребенных, изделий из кости и рога, он является чрезвычайно ценным источником для реконструкции хозяйства, образа жизни, общественных отношений, искусства и религии древнего населения, а также воссоздания внешнего вида людей, живших 7-8 тыс. лет назад на территории средневековой Новгородской земли.
Могильник, располагавшийся на Южном Оленьем острове, в 7км юго-восточнее о.Кижи, был открыт при разработках известняка, разрушивших большую часть погребений, и исследован в 1936-1938 годах экспедицией под руководством известного ленинградского археолога В.И.Равдоникаса. Материалы памятника были опубликованы другим ленинградским ученым Н.Н.Гуриной в 1956 году (она затем подтвердила и древность Костенок у истока Волхова).

В ходе археологических раскопок на общей площади 2350 м2 было вскрыто 177 погребений, представляющих из себя могилы прямоугольной формы размерами 2 х 0,7м, глубиной 0,6 х 1,1м. При засыпке большинства из них использовалась минеральная краска красного цвета — охра (как в палеолитических Костенках и Сунгири).
Все погребенные были положены в могилы головой на восток, иногда с отклонениями к северу или югу. В большинстве случаев умершие лежали на спине, редко на боку, в вытянутом или скорченном положении. Выделяются четыре захоронения, где покойные были помещены в могилу вертикально. В трех могилах находилось по трое погребенных, в 16 — по двое. В 37 могилах были похоронены женщины, в 49 — мужчины; в 73 погребениях находились люди возмужалого или зрелого возраста, в 23 — детского или юношеского (детей моложе 5-6 лет нет), 15 — старческого. Средний рост у мужчин достигал 171,6см, максимум 181,9см, у женщин соответственно 166,2см и 171,3см.

Вместе с умершими клался разнообразный инвентарь. Всего было найдено 7132 предмета. Это орудия охоты и рыболовства: наконечники стрел, гарпуны, ножи и кинжалы из кости и камня; украшения: подвески из резцов лося, бобра, клыков медведя, пластинки из резцов бобра, костяные и каменные подвески; предметы культа и скульптурные изделия: жезлы в виде головы лося, скульптурные изображения змей и антропоморфные изображения.
Особо выделяется самое древнее (радиоуглеродная датировка 9910+-80 лет назад) погребение № 100 могильника. Скелет в нем находился в вертикальном положении, был обложен камнями и густо засыпан ярко-красной охрой. Умершего сопровождало большое количество изделий из камня и кости (около 500). Все это позволило археологам предположить, что захоронение принадлежало родовому или племенному вождю.

По расположению украшений на скелетах был восстановлен костюм оленеостровцев. Он состоял из обуви, штанов, куртки и капюшона, сделанных из шкур крупных животных и отвечал требованиям северного климата. Для шитья использовались костяные иглы или проколки, в качестве ниток, вероятно, — волокна крапивы, лыка и других растений, сухожилия копытных животных. Одежда украшалась резцами лося и бобра, клыками медведя, подвесками из камня и кости.
Основными занятиями древнего населения, судя по найденным костям животных, птиц и рыб, были охота и рыбная ловля.
Оленеостровский могильник, по данным радиоуглеродного анализа костных останков, функционировал в промежутке 7470-6790 лет назад (калиброванные данные 6320-5640 лет до н.э.). Население, которое жило в то время на территории Карелии, по мнению большинства археологов и антропологов, принадлежало к архаичной восточной ветви европеоидов. Ныне уточненные датировки с окраин кладбища иногда доходят и до 3 – 2 тыс. до н.э.

Геродот считал эти сведения о гипербореях достаточными. Он не хотел упоминать сказание об Абарисе, который, как говорят, также был гипербореем. Тот странствовал по всей земле со стрелой в руке и при этом ничем не питался (в существование гипербореев Геродот вообще-то не верил). Ведь если есть какие-то люди на крайнем севере, то есть и другие – на крайнем юге (свои «гипер-южане»).
Для «отца истории» смешно было видеть, как многие люди уже начертили карты земли, хотя никто из них даже не мог правильно объяснить очертания земли. Они изображали океан обтекающим землю, которая кругла, словно вычерчена циркулем. И Азию они считают по величине равной Европе. Поэтому онкратко рассказал о величине обеих частей света и о том, какую форму имеет каждая.
Золин П.М. Лаодика-Ладога – путь обратно // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.11076, 19.03.2004

Спасаясь от индоевропейства Олена и Оленьего острова ОЛЕНЬИ ОСТРОВА В.А.Агапитов (Марциальные Воды) пошел по такому пути

Оленьи острова хорошо известны своими уникальными археологическими памятниками, особенно Южный Олений остров, где еще в 30-е годы XX в. были обнаружены захоронения людей эпохи мезолита. В одной из могил внимание ученых привлекло скульптурное изображение головы лося. Уникальность Оленеостровского могильника – в прекрасной сохранности инвентаря. В захоронениях были найдены наконечники стрел, кремневые ножи и кинжалы, резцы лосей, бобров, клыки медведей, скульптурки лося, змей, людей. Давние споры идут среди специалистов о расовой принадлежности оленеостровцев.
Современное название островов – Оленьи – является, видимо, переводным с одного из прибалтийско- финских языков. Принимая во внимание тот факт, что в некоторых современных прибалтийско- финских языках (эстонском, ливском и водском) слова poder, pedder, pedra означают лося, а не оленя (ср. фин. peura, petra), то, вероятно, и в древних прибалтийско-финских языках сходно звучавшее слово (petra, pedru) первоначально могло означать лося, а не северного оленя. Не исключено, что когда-то два заонежских острова звались *Petrasaaret (Pedrusuaret) – т.е. лосиные острова. Но уже в период контактов с русским населением местное прибалтийско-финское население переводило это название как Оленьи острова.
Оленьи – это Оленьи (не Petrasaaret; кстати «петра» - индоевропейский «камень» вплоть до петроглифов). Да и был поэт Олен, сочинявший стихи в честь гиперборейских красавиц еще до времен Геродота.

К версии В.А.Агапитов мы еще вернемся.

Кладбище на островах Олена явно существовало тысячи лет. Например, в ходе работ вдали от Кижей - на могильнике Большого Оленьего острова Баренцева моря в 2001-2002 г. г. была отобрана серия образцов для радиоуглеродного анализа. По двум образцам в этом году в лаборатории Кембриджского университета были получены даты.
Образец из погребения № 12. На анализ был взят фрагмент ребра. Полученная дата - 3237;32 лет тому назад. При пересчете в календарный возраст с точностью до 68,2 % был получен промежуток 1525-1440 г. г. до н. э. При пересчете в календарный возраст с точностью до 95,4 % был получен промежуток 1610-1420 г. г. до н. э.
Образец из погребения № 13. На анализ была взята коленная чашечка. Полученная дата - 3195;39 лет тому назад. При пересчете в календарный возраст с точностью до 68,2 % был получен промежуток 1500-1430 г. г. до н. э. При пересчете в календарный возраст с точностью до 95,4 % был получен промежуток 1530-1390 г. г. до н. э.
 При пересчете радиоуглеродных дат в календарные была использована компьютерная программа OxCal.

http://kae.rekvizit.ru/dl/kolrep03.doc
Могильник – по данным современных ученых - не исследован до конца, а значительная площадь в восточной и южной части могильника сохранилась не тронутой.

По В.И.Далю, относительно привлекательна для трактовки ононимов округи Кижей – к примеру - ВОЖЖА, возжа ж. веревка, пристегиваемая кляпом или пряжкой к удилам запряженной лошади, для управления ею: вожжи коренной и дышельных лошадей бывают парные, от пристяжной одиночные, привозжа или привозжек.
Дом вести, не вожжей трясти, не погонять только, а толком распоряжаться. Воз под горою, а вожжи в руках, о плохом вознице. На ретивого коня не кнут, а возжи. На вожжах и лошадь умна… Вожжица, бечевка или нитка, на которой что-либо ходит на привязи: нитка, на которой пускают бумажный змей: она же возженица или везжица. Ребятишки слепня на возжице пускают. Возжанка ж. ниж. веревка, годная на вожжи. | Сиб. разбор беличьих шкур средней руки. Возжанки ж. мн. вареги, шерстяные, суконные рукавицы, для правки возжами. Вожжевый, вожжевой, принадлежащий, относящ. к вожжам. Вожжевая снасть, волжск. оттяжки с боков, от коноводки к подчалку, чтобы менее отуряло ветром. Вожжать лошадь, пристегивать вожжи, взважживать, заважживать; | дергать, бить вожжой: вожжание ср. действ. по глаг. Вожжаной, сделанный из вожжи. Вожженый конь, езженный, упряжной. Возжиться с кем, орл. тамб. знаться, дружиться, водиться; | во что, мешаться во что, соваться, связываться, С кем повозжаешься, от того и переймешь.
Или полезны здесь ВОЗМЕРЯТЬ, возмерять или возмерить кому, что или чем, вознаграждать, верстать, оказать возмездие -ся, быть возмеряему. Возмеряние (возмерение) ср. вознагражденье. В ню же меру меряете, возмеряется и вам.
ВОЖАК, вожатый, см. водить.
ВОЖАМОНИТЬСЯ смол. важничать, величаться; жеманиться.
ВОЖГАТЬСЯ перм. (вошкаться?) трудиться, биться над чем.
ВОЖДЕЛЕВАТЬ малоупотр. вожделеть что, сильно желать, хотеть. Вожделенный прич. страдат. желанный, моленный, призываемый. Вожделение ср. сильное желание, стремление, страстная наклонность к чему, влечение; похоть. Вожделенность ж. то же, в знач. свойства предмета, вожделенного события.
http://vidahl.agava.ru/P022.HTM#3397
В.И.Даль как бы указал в основе Кижи – глагол КИДАТь с вариациями Кинуть, кидывать что, куда; чем во что; бросать, метать, швырять, лукать, вергать; валить, класть как ни попало; покидать, оставлять; небречь, бросать без надзору, без вниманья и т.п. В этом ряду оказывается и Кижа (кидать, хижа. хиль?) вологодск. кижа тамб. - снег, валящий большими хлопьями, густо, и ложащийся рыхло.
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc2p/255046
По Этимологическому Словарю русского языка М.Фасмера, КИЖА тоже "рыхлый снег, падающий большими хлопьями". От кидать, из *kydia. Ср. кидь ж. "мягкий, рыхлый снег".http://www.slovopedia.com/22/202/1634936.html
Близко Жиже – месиву, грязи. Болотистые места округи Кижей нередко способствовали такому названию.
Карельские аналоги созвучий, вероятно, не столь близки русским, но привлекательны по значению. Ki;a; ki;a; ki;a - игра сущ.; хоровод сущ.; шалость сущ. финнское kisa ; kisa ;kepponen . Обычно эту этимологию на экскурсиях и приводят.
Ведь в этом гнезде такие привлекательные слова
ki;ata
ki;ata
ki;ata
ki;ata
ki;ata
ki;ata
ki;ata
баловаться гл.
играть гл.
поиграть гл.
разыграть гл.
сыграть гл.
тешить (забавлять) гл.
шутить гл.
(финнские аналоги)
peuhata
kisata
leikki;
pelata
pelata
huvittaa
laskea leikki;

Да и ki;ata peitoile прятаться; kisa - торба, кошель; ki;ai - гуляние; ki;avuo разгуливать; ki;;t; - резвиться; ki;uaju - игривый … Понятно, это привлекательнее жижи и Кижи – как рыхлого снега, большими хлопьями.
В карельском есть кида со значением кидать, но не густой снег.
Карельские kida кидать – бросать, (с учетом соседних могильников - в т.ч. мертвых ); кинуть - - обмануть.
Корень «кид» в карельском противоречив. Kida; kida; kida - гортань сущ.; зев сущ.; пасть сущ. То есть язык не достиг в этом направлении дифференциации понятий, известной русскому языку с различиями гортани, зева и пасти.
Аналогично одним словом kiduija обозначаются глаголы переживать, страдать, хворать … А Kid;ist; – ссориться, визжать. Кид - козленок, лайка, ребенок. Kid;erdi; - завивать кудри ( для русских – и кадрить ), Kid;erpi; – курчавый…
Но kidui;;ii - хворый ; Kidunuh – чахлый, кинутый; Kiduttua – морить. Kidalagi – небо. Kidukset – жабры.
Если убрать отдельные значения созвучных слов, то полиэтничный ононим Кижи означает место с обильными снегопадами, где – вероятно, обычно в хорошую погоду - проводились брачные и погребальные игрища. Возможно, для комплексной этимологии привлечение созвучий из других языков.
Из ностратических созвучий привлекательны
№ 343. (k’(w)ut(y)[h]-) «Сказать, говорить, звать» (ИЕ, ФУ) со смыслом по-кажи, с-кажи.
№ 342. (k’(w)ud-) «Ударять, ранить, ушибить» (ИЕ, Кар, Др) отчасти и «кидать».
№ 277. (k’iy-) «Разбивать, расщеплять, трещать, разрываться» (ИЕ, АА, Др).
№ 308. (k’(y)ib-) «Острие, зубец; указывать, торчать» (ИЕ, АА).
№ 284. (k’ir(y)-) «Гнить, изнашиваться, вянуть, расточаться, стареть» (ИЕ, Др).
№ 267. (k[h]ad-) «Вить, обматывать, завёртывать, гнуть» (ИЕ, Кар, АА, Др, Алт, Шум) и т.п., допускающие созвучие «k’iy-« со времен мезолита (с неизбежными последующими – ги, ди, жи – и вариациями смысла).

Если искать корень Вожм (с вероятностью Возм)
№ 484. (wus-) «Торговать, заключать сделки» (ИЕ, ФУ).
№ 529. (mal-) «Добрый, приятный» (ИЕ, АА). (Иллич-Свитыч № 278 «обильный, многочисленный»).
№ 490. (wum-) «Извергать, выплёвывать, выделять» (ИЕ, Др).
№ 508. (wuy-) «Делать усилие, действовать с энергией; сила, мощь» (ИЕ, ФУ, Алт).
№ 510. (wuy-ik[h]-) «Устраивать или приводить в порядок; прямой, правильный, правдивый, точный» (ИЕ, ФУ, Др).
№ 474. (wad-) «Брать, вести, нести» (ИЕ, АА, ФУ). С неизбежностью – водить, возить.
№ 133. (t’im-) «Делать, придавать вид, создавать, строить» (ИЕ, Шум, Этр).
№ 215. (t(l)’im-) «Скреплять, вязать, или соединять вместе» (ИЕ, АА, Ур, Шум).
№ 509. (wuy-) «Плавать, спускать на воду» (АА, Ур, Алт) и т.п.
То wus- mal – хотя бы место заключения приятных сделок и сама «приятная сделка». Есть и еще ряд вариантов, уводящих Вожму от привязки только к болотам.
Для Вожмарихи обычно привлекательны
№ 483. (wat’-) «Увлажнять, мочить; вода» (ИЕ, ФУ, Др). с учетом переходов т-д-ж.
№ 530. (mar-) «Любая масса воды: озеро, море» (ИЕ, АА, Алт). (Иллич-Свитыч № 294 «влага, влажный»)
№ 444а. (?a-) Частица, указывающая на удаленный предмет (ИЕ, Кар, Ур, Др, Алт, Этр).
№ 470. (?iya-) Основа личного местоимения 1 лица (послеименное действие обладания) (АА, Эл-Др).
№ 102. (t[h]i) «Ты» (ИЕ, АА, Ур, Эл-Др, Алт, Шум, Этр).
№ 241. (k[h]a-) Указательная местоименная основа (ИЕ, Кар, АА, Этр).
№ 103. (t[h]a) «Это» (ИЕ, АА, Ур, Др, Алт, Этр).
С выходом на смысл типа wat’ mar- t[h]a – Увлажненное озером (морем) место; это (селение) у воды озера. И глубина топонима уходит к 10 – 15 тыс. до н.э.
В.А.Агапитов (Марциальные Воды) в статье «ТОПОНИМИЯ И АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ ЗАОНЕЖЬЯ»

http://saamruss.narod.ru/download.htmlВОЖМАРИХА это и подчеркнул, поясняя смысл ононима Вожмариха.
Крупное поселение находится на участке древнего побережья Онежского озера (ныне здесь болото). Поселение (с обитанием в VII - II тыс. до н.э., а по сути и до настоящего времени) уже в начальный период синхронно знаменитому Оленеостровскому могильнику. На сегодняшний день Вожмарихинский археологический комплекс включает 35 памятников. Часть из них находится по соседству с урочищем Вожмариха - в районе озерца Копаницы (ононим славянский), которое прежде называлось Нюкчозеро, Мадгубы и Печесельги (последняя является северной оконечностью Большого Леликовского острова).
По В.А.Агапитову, легко заметить, что указанные названия якобы являются саамскими по происхождению (к примеру, Нюкчозеро – ср. саам. nuhts – лебедь (но nuhts все же не Нюкч, а Нюкта – индоевропейская «Ночь», воспитывавшая самого Деониса и устраивавшая для него Мистерии, возможно – и на Мсте , Печесельга- ср. саам. piedts- сосна, ср.также хант. пиче сосна; но это и близкая ностратике «пихта»). Заметить-то легко, но однозначно связать трудно.
Вожмариха - залив Сенной Губы Онежского озера с прилегающим к заливу участком сильно заболоченной местности, через которую протекает небольшой ручей, берущий начало в районе бывшей деревни Липовицы (опять ононим преимущественно славянский). По течению ручья, в его срединной части находится крошечное озерцо Вожмозеро (озеро славянское - не финское «ярви»). Ононимы Вожмариха и Вожмозеро при единстве первых корней Вожм имеют разный смысл. Вожм-ариха – Превосходная (арийская) Вожма, условно – подруга гиперборейки Гиперохи. А Вожм-озеро – озеро Вожма или Вожмы. Тогда Вожма – одно из гиперборейских имен в ряду известных Геродоту – Опис, Карга, Лаодика, Гипероха…
По В.А.Агапитову , в основе названий Вожмариха, Вожмозеро можно предположить древнюю финно-угорскую лексему vasto, сохранившуюся в современных саамских говорах (ср.саам. vuocco «болото, в которое с окрестных более высоких мест стекает вода, вытекающая из болота через ручей», vuaccu «длинное узкое болото или залив», vuats «узкое болото?». Адаптация древнесаамского названия одним из прибалтийско-финских языков и придала кижскому топониму форму, близкую по звучанию современному названию.
ЛОКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЕ РУССКОГО СЕВЕРА
(Материалы IV научной конференции «Рябининские чтения-2003»)
Сборник научных докладов. - Петрозаводк, 2003.
Все приведенные финно-саамские аналоги дадут созвучия типа – васто, вуокко, вуакку, вуач и т.п. Вожмы (как и вожжей) здесь нет. Но можно напомнить, что река Вожма (в верховьях Ерика), правый приток Писты, что вытекает с территории Финляндии. Впадает Вожма в озеро Пистаярви (вот это нормальный ФУ ононим). Но по другим сведениям Вожма вытекает из Пелозера и впадает в Выгозеро около поселка Валдай. ktmz.boom.ru/library/wwte/kar10/south/ebel.html •
Валдай на Новгородской земле известен с 15 века, а река Валданис (Кубань) – с 7 века. Если идти от ностратики.
№ 367. (!al-) «Быть высоким, вознесённым, подняться высоко; над, за» (ИЕ, АА, Ур, Алт). Вплоть до русского «вала».
№ 89. (da-) «Вместе с, в дополнение к» (ИЕ, Кар, АА, Эл, Алт, Шум).
№ 464. (hal-) «Другой, иначе» (ИЕ, АА).
№ 294. (k’al-) «Поднимать, возвышать, делать высоким; возвышенный, высокий; вершина» (ИЕ, Кар, АА).
№ 550. (mal-) «Холм, гора» (ИЕ, Др). (Иллич-Свитыч № 286 «гора»)
№ 13. (bal-) «Быть или стать тёмным, смутным, слепым» (ИЕ, АА, Алт). (Иллич-Свитыч № 6 «слепой»).
№ 376. (!al-) «Вызвать огонь, светить, раскалить, зажечь, жечь» (ИЕ, АА). (Иллич-Свитыч № 140 «сжигать жертву»). Палить, пал.
№ 495. (wal-) «Развести огонь, жечь, поджарить, утеплить» (ИЕ, АА, Др).
№ 86. (dil(y)-) «Сиять, быть или стать ярким» (ИЕ, Кар, АА, Др, Шум). (Иллич-Свитыч № 68 «солнечный свет»).
№ 15. (bal(y)-) «Сиять, быть ярким» (ИЕ, АА, Др). (Иллич-Свитыч № 5 «сверкать»)
№ 82. (daG-) «Блестеть, сиять, гореть ярко; день» (ИЕ, Кар, АА, Др, Шум). (Иллич-Свитыч № 70 «светлый»).
wal- daG- (и подобные созвучия) для ранних языческих времен – преимущественно обозначение традиционных мест поклонения огню. Все остальное разнообразие трактовок оказывается подчиненным этому изначальному.
Если учесть ностратическое № 88. (day-) «Брать, нести, передавать» (АА, Др, Шум), то wal-day- - дарование огня. Тоже важная часть ритуалов, так как добыча огня в древности оказывалась делом трудным.
№ 85. (daw-) «Становиться истощённым, умирать» (Иллич-Свитыч № 76 «болеть, умирать»).
№ 172. (d(z)a?-) «Истощиться, стать изнурённым, увядшим; слабый, вялый» (ИЕ, Кар, АА, Др).
Эти окончания приведут ононим к обозначению «увядания огня».
№ 507. (wal-) «Ударять, ранить, разрушать» (ИЕ, Др). Валить.
№ 144. (d(y)aw-) «Расщеплять, колоть, пронзать» (ИЕ, Кар, Шум).
№ 144а. (d(y)aw-ar-) «Наносить удар, пронзать, проникать; любой острый предмет» (ИЕ, Кар, Шум).
Подобные соединения приведут к смыслу ононима – место, где могут (вероятно, в ритуальных целях) убить.

Музей-заповедник «Кижи» - яркий музей полиэтничной культуры Русского Севера. Только коллекция памятников архитектуры насчитывает здесь 87 построек. Основа собрания - выдающийся памятник народного зодчества ансамбль Спасо-Кижского погоста, возведенный на острове Кижи в XVIII-XIX веках. Ансамбль в 1990 г. включен в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. На остров перевезены церковь Воскрешения Лазаря (XIV в.), несколько часовен, более двух десятков крестьянских домов, большое количество хозяйственных построек – амбаров, риг, бань и пр. Архитектурное собрание музея включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России. Постройки объединены в три экспозиционных сектора: «Русские Заонежья», «Русские Пудожья» и «Пряжинские карелы», размещены и в двух деревнях Ямка и Васильево, исторический облик которых восстанавливается музеем. Отдельные памятники архитектуры находятся в окрестных деревнях за пределами острова Кижи.
Фондовое собрание музея насчитывает более 41 000 предметов. Это преимущественно этнографические коллекции, которые составляют характерные для Карелии XIX - начала XX века хозяйственно-бытовые предметы – орудия труда, посуда, утварь, мебель. Примерно тысяча икон XVI-XIX веков отражает своеобразие северной иконописной традиции. В музее и уникальное собрание результатов обследования памятников деревянного зодчества Карелии. Все более обширной становится археологическая коллекция.
Около полутора тысяч чертежей, десять тысяч фотонегативов доносят до нас облик построек, большинство из которых не сохранилось до настоящего времени. Активно формируется коллекция археологии. В музее ведутся исследования по истории, архитектуре и этнографии Карелии, проводятся конференции, издаются научные труды.

Дальнейшие исследования Вожмарихи неизбежно дадут отечественной (да и всей мировой ) истории очень важные сведения о реальном многотысячелетнем прошлом всей России.