Кавказский узелок

Николай Колядич
Шестой день горного похода по Западному Кавказу. Район реки Бзыбь. Вечером останавливаемся на ночлег у пастухов лошадей. Попить кумыса, поесть вяленой конины, послушать пастушьи истории и хорошо выспаться перед переходом через Главный Кавказский Хребет. Мы с Юрой дежурные. Надо приготовить ужин, и поддерживать костёр, чтобы угли сохранились для утреннего розжига.
Наевшись походной еды и пожёвывая сушёную конину в качестве жвачки, мы уютно расположились у костра пастухов. Их было двое. Когда стемнело, они распутали часть лошадей (освободили передние ноги от специальной обвязки) и отпустили их порезвиться на предгорье. А сами рассказывали нам про волков, которые недавно напали на табун, про медведей, которые пугают ночью лошадей и не осмеливаются их зацепить из-за боязни копыт.
Вдруг тишину и приятное потрескивание костра нарушило громкое (почти сумасшедшее) ржание лошадей. И в ту же секунду перед нашими глазами остановились в клубе пыли обезумевшие лошади. Все в белой потной пене, глаза вылезают из орбит и (о, ужас!) их роскошные гривы были заплетены в тугие косы. Которых (кос) совсем не было пол - часа назад.
У нас самих глаза на лоб! Кто? Когда? А пастухи, словно ничего не произошло, с ухмылкой говорят:
- А-а-а, «джантуганские» мальчики покатались, наверно…
Мол, не волнуйтесь, порезвились и всё тут…. С кем не бывает. Мы, преодолев непонятное ощущение страха и, не понимая, что происходит, спрашиваем:
-Что за такие мальчики?
- В горах много кто живёт, а эти (мальчики) повыше вас будут, с большой шерстью, чем – то на медведей похожи. Нас не трогают, и, слава богу! И лошадей до смерти ещё ни разу не загоняли. И на том спасибо. А гривы заплетать – так это их любимое развлечение. Пойдите, расплетите.
Мы, не чувствуя подвоха, подошли к лошадям, приласкали их. Они, почуяв ласку, немного успокоились и стали смиренно пощипывать траву. А нам дай гривы расплести. Не тут - то было! Такого жёсткого плетения ни разу в жизни не встречал. Концы кос связаны в такой тугой узел, что нам совсем не под силу их развязать. Понятно, мальчики крепче нас оказались. Не «снежные» люди, но большая вероятность…. Да и медведи на такое не способны.
 Пастухи никак не отреагировали на наши потуги, а мирно продолжали разговаривать. Присев ненадолго к костру, и не найдя больше темы для разговоров, все разошлись по палаткам. Посуду после ужина решили помыть рано утром. На рассвете приятнее. Все миски, котелки и ложки остались лежать на травке. Ночь звёздная, тихо, сон быстро завладел нами.
Юра проснулся первым и бодро стал будить меня. Встали, вылезли из палатки и, в лучах горного утреннего солнца просто остолбенели:
наша вся посуда была старательно вымыта (вернее, вылизана) и аккуратно в рядок выложена возле палатки. Костёр горел так, что уже нужно вешать котёл и начинать варить макароны. Словом, идеальная картина убранного бивака.
Кто? Когда? Пастухи ленивые, так шутить не будут.
Наши с Юрой взгляды встретились, и стало понятно: «джантуганские» мальчики помогли…