Секрет богатства

Нина Изюмова
Как вы думаете, какая религия в мире имеет сегодня наибольшее число наиболее искренних приверженцев? Кто мы? Во что мы верим и чего по-настоящему хотим? Вряд ли тут нам помогут формальные критерии. Вот если бы существовала, как в фильме Тарковского «Сталкер», некая комната, после посещения которой человеком, исполняется его самое заветное желание, но не то, которое он декларирует, а то, которое действительно пронизывает все его существо. Прямо скажу, я не решилась бы войти в такую комнату. Кто знает, что ожидало бы меня по выходе? К примеру, я прошу здоровья для ближнего, а он возьми и умри, потому что я устала ухаживать за ним и в тайне (или почти в тайне) мечтала о его смерти. А если он не выздоровеет и не умрет, а я вдруг просто получу кучу денег. Деньгам-то я, наверное, обрадуюсь, но ужаснет ли меня открытие, что «презренный металл» оказался для меня важнее всего на свете? Спокойнее, конечно, ничего этого не знать и жить с верой, что я – хороший человек.

Наши желания напрямую зависят от нашей иерархии ценностей (конечно, опять же истинной, а не придуманной). Отсюда-то и выстраивается «сад расходящихся тропок». Для одних ценно то, что полезно для души, для других на первом месте окажется здоровье, престиж или деньги. Иные же – во власти таких страстей, что их удовлетворение – вопрос жизни и смерти уже в медицинском смысле слова. То есть можно дойти до такой степени рабства, что для человека выбора уже не остается: страсть решает за него. И как святой выходит за рамки «только человеческого» в смысле неподвластности страстям, так и порабощенный страстью человек – уже не вполне человек: его вытеснила страсть. Так и получаются плюшкины, маниловы, собакевичи. Мы будем говорить о тех, кто находится в человеческом измерении. Похоже, что в наше время остаться в этом измерении – уже подвиг. И для нас ценно то, во что мы верим.

По этому поводу есть замечательные стихи на stihi.ru, написанные автором под псевдонимом «Звеньевая»:

Якову с рук сошло "вероломство":
Суп - Исаву, себе - первородство.
Веришь в супы - получай похлёбку -
От первородства не будет толку.

Якову в жизни было б непросто,
Не прояви Всевышний потворства:
Ровней признав, допустил богоборство,
Благословив его вместе с потомством.

Итак, Исав, старший и любимый сын Исаака, которому тот хотел отдать первородство, проголодавшись, не раздумывая, продает первородство Иакову за чечевичную похлебку (которую некоторые комментаторы считают символом кровопролитья). Такова была система ценностей Исава, поэтому Бог не счел вероломством хитрость Иакова и его матери, которые ценили первородство превыше всего, не говоря уж о похлебке. По вере всем и воздалось. Таким образом, Иаков был тем редким избранником, который знал, что нет ничего выше Божьего благословения, поэтому даже богоборство не вменилось ему в грех.

Мы, простые смертные, как правило, сами не понимаем, во что верим. Недаром Святые Отцы говорят, что человек не может судить о своей вере. Иначе говоря, человек не знает себя, так как он и есть то, во что он верит. Но, мне кажется, что пусть не прямым, но косвенным указателем нашей веры и являются наши наиболее устойчивые, наиболее поглощающие нас желания и, соответственно, устремления.

Если вечером, когда отступают волны дневных забот, постараться вспомнить, о чем мы больше всего думали, чему уделили больше всего времени, чему больше всего радовались и о чем больше всего переживали, то для очень многих из нас может оказаться, что поклоняемся мы ни чему иному, как золотому тельцу. Чего стоит, например, расхожая фраза «за все надо платить»? Ее люди произносят, когда хотят продемонстрировать свое знание жизни. Но это вовсе не констатация некоего несомненного факта (ведь не надо платить за воздух, солнечный свет, любовь, красоту природы, т.е. за все то, что действительно важно в жизни), а своего рода «символ веры» в золотого тельца. Ведь произносящий эту «сакраментальную» фразу, говорит тем самым, что без денег он НИЧЕГО иметь не будет.

Первоначально, по Библии, под служением золотому тельцу понималось идолопоклонство, но со временем оно стало означать возведение в культ денег. Может быть так случилось из-за того, что телец был золотой, а может, и даже очень может быть, что весьма многие культы (точно так же как многие наши пороки) в конечном счете сводятся к поклонению деньгам. Другой вопрос, правомерно ли назвать это религией. Думаю, что да. Существует великое множество определений этого понятия, что обусловлено разнообразием самих религий. Вот одно из них: религия есть определенный вид взаимосвязей и взаимоотношений людей по поводу каких-то объектов. Конечно, данная формулировка весьма далека от христианского понимания религии, как Богообщения, но, как по другому поводу выразился патриарх Тихон, «по мощам и елей».(А выразился так Патриарх, когда вскоре после сооружения мавзолея Ленину, на Красной площади прорвало канализацию).Задолго до октябрьского переворота 1917 года такого рода религией стала в России экономическая теория Маркса, в которой именно деньги, «всеобщий эквивалент», становятся целью и мерой всех вещей. Заметим, что одним из «предтечей» «экономического» подхода к жизни можно считать Евгения Онегина, прилежно читавшего Адама Смита. Не исключено, что читай он книги другого рода, он настроился бы на иную волну и не проморгал такую женщину, как Татьяна Ларина.

Когда мы видим на долларе (дизайн которого, кстати сказать, выполнял Н.Рерих) надпись, «IN GOD WE TRUST» (МЫ ВЕРИМ В БОГА), то невольно возникает мысль, что «иконой» упомянутого там бога как раз и является сам доллар.

Очень интересна история поклонения золотому тельцу. Быку Апису, символизирующему фараона, издревле поклонялись египтяне, и никто не вменял им этого в грех. Но когда богоизбранный народ, соскучившись по уютному египетскому рабству и утомившись ждать в пустыне Моисея, общавшегося на горе Синай с Богом, стал требовать себе для поклонения золотого тельца, это было воспринято Богом как неблагодарность и вероотступничество. Гнев Бога был так велик, что Он уничтожил бы Свой народ, если бы Моисей не вымолил у Него прощения. Библия, как всегда, очень правдива. Она не скрывает, что Аарону, первому из священнослужителей Израиля, не удалось остаться на высоте своего призвания. Он уступает насилию народа и устанавливает для поклонения золотого тельца. Интересно, что Коран не может примириться с такой слабостью и в водружении идола обвиняет некоего Самири, которого за этот поступок Моисей (Муса) изгоняет из среды народа. А Аарон (Харун), не запятнавший своего служения, имеет в исламе прозвище Абул-Фарадж, «отец утешения».
Что же произошло? Вдумаемся в Священную историю. Ко временам Авраама люди забыли о Едином, Вездесущем и Всемогущем Боге. Авраам был тот человек, в душе которого (единственного тогда в мире человека!) воскресла память об этом Боге. Поэтому, вопреки законам физического мира (ведь его жена Сара была уже очень стара), Бог производит от праведника народ, задачей и целью которого является сохранение этой вновь обретенной Авраамом веры. И вот евреи отказываются от этой веры, и, хотя не отрицают своего еврейства, но говорят: «Теперь наш бог — золотой телец». Они так возжаждали кумира, что ради его создания не пожалели своих золотых вещей, поэтому в данной ситуации невозможно обвинить народ в корыстолюбии. Скорее, дело в том, что поклоняться видимому, осязаемому, сверкающему кумиру много легче, чем служить требовательному невидимому Богу, не склонному потакать человеческим порокам. Интересно, что, согласно преданию, народ больше любил и сильнее оплакивал мягкого Аарона, чем непреклонного Моисея. В Библии тоже отмечаются кротость и миролюбие Аарона. В православии Аарона вспоминают в Неделю святых праотец. Его изображение есть в алтарной части Киевской Софии, его пишут в пророческом ряду иконостаса. С тельцом дело обстояло иначе. Моисей «взял тельца... и сжег его в огне, и стер в прах и рассыпал по воде...»
Но, увы, поклонения золотому тельцу искоренить не удалось. Израильский царь Иеровоам I установил в своём царстве даже двух золотых тельцов: одного в Вефиле, другого в Дане. Им поклонялись все время существования этого царства. Считается, что с течением времени всякая сакральность выветрилась из идиомы «золотой телец» и ныне она означает всего лишь богатство и поклонение богатству. Важно, однако, отметить следующее. Независимо от того, что именно манифестируется в золотом тельце – фараон (т.е. власть, земная или небесная), богатство или что иное, само поклонение ему (или иному идолу) не просто воздействует на поклоняющихся ему людей, но и подвергает их поразительным метаморфозам. Например, существует загадочный текст о Самири и золотом тельце: «Люди низкого пошиба целуют Тельца и их уста делаются золотыми. Не серебряными, не медными, не деревянными, а золотыми!» И дальше следует комментарий: «Это означает, что сущность Тельца стала их сущностью». Вспоминается в этой связи миф о фригийском царе Мидасе. Дионис исполнил просьбу алчного царя о том, чтобы все, к чему он ни прикасался, превращалось в золото. Стоило Мидасу сорвать с дерева цветущую ветвь, она немедленно становилась золотой. Вода скатывалась с его рук золотыми каплями. Но ликовал царь лишь до тех пор, пока не пришло время обеда, ибо в золото превращалось и все то, что он пытался съесть или выпить. По словам Овидия, даже «вода лилась ему в рот расплавленным золотом». Мидасу с трудом удалось умилостивить Диониса и избавиться от гибельного дара. А вот дед и баба из русской сказки совсем не обрадовались золотому яичку, которое снесла им Курочка Ряба, потому что они не стремились к богатству, а просто хотели кушать. Когда яичко все же удалось сломать, и оно и внутри оказалось ненастоящим, дед и баба горько заплакали. Умная курочка поняла, что утешить их сможет только «правильное» яичко. Опять вспоминается Пушкин: «не нужно золота ему, когда простой продукт имеет». В Великой Византии, которая создала мощнейшую в мире финансовую систему, всегда существовал и поощрялся натуральный обмен, что давало людям возможность прекрасно обходиться без денег, если они так предпочитали. Поэтому когда говорится, что там были созданы наилучшие для спасения души условия – это не пустые слова потому, что воздействие денег на людей далеко не безобидно из-за склонности человека превращать деньги в объект поклонения.
В этой связи не могу не вспомнить, как много лет назад пришедший к нам в дом священник увидел на книжной полке фигурку танцующего Шивы в огненном кольце и спросил, зачем она мне. Я сказала, шутя, что хорошо отношусь к этому персонажу. Священник отнюдь не поддержал шутливого тона и возразил: «Вполне возможно, что ты к нему хорошо относишься, но вопрос в другом – как он относится к тебе». Фигурка оставила наш дом, но понадобились годы и печальные события для того, чтобы мне удалось хоть в какой-то мере оценить последствия моего, как мне казалось, чисто культурологического интереса к такой форме идолопоклонства, как индуизм.
Впрочем, позиция церкви и духовенства по этому поводу ясна. Интересно ознакомиться с мыслями людей, которых ни сами не претендуют на роль бессребреников, ни других не призывают к этому. Как раз наоборот. Обратимся к книге, которая многие годы была бестселлером в США и выдержала 42 издания. Речь идет о работе Наполеона Хилла «Думай и богатей». Хилл взял интервью у пятисот сумевших разбогатеть американцев и на этой основе построил свою философию личного успеха. Заметим, что «успех» и «богатство» для Хилла – синонимы; для него это настолько очевидно, что у него нет даже поползновения как-то обосновать это положение. Его так называемая «формула успеха», преподносится как более предпочтительное знание, чем то, что привычно называется образованием (последнее слово автор заключает в кавычки). По-видимому, Хилл не преувеличивает, когда говорит, что вне этой формулы добиться богатства нельзя. Действительно, существует статистика, по которой ни один миллиардер не имеет даже среднего образования. Эпиграф, выбранный издателями книги, гласит: «Вы держите в руках одну из самых чудодейственных книг во всем мире». Что ж? Фразеология вполне религиозная. Сам автор тоже ее не чужд. Вторая глава берет название прямо из Евангелия и называется «Имеющий уши – да услышит». Но какое же чудо должно произойти с читателем? Это чудо и есть превращение обычного человека в жреца золотого тельца с совершенно особым типом мышления. Такого, например, как у его Верховного Жреца – Джорджа Сороса, с гениальной простотой называющего деньги, потраченные на социальные нужды, «амортизацией капитала»! По-своему справедливо, что на щедрость идола может претендовать лишь тот, кто служит ему верой и правдой, не отвлекаясь ни на какие побочные дела, будь то любовь, образование, и в особенности, служение иному Богу. Этот сложный многоступенчатый процесс начинается с желания: «Не надежда! Не стремление! – заклинает Хилл, - Но жгучее желание, подавившее все остальное. Вот в чем суть». И дальше: «Запишите все: количество желаемых денег, время, к которому вы хотите их иметь, чем вы готовы жертвовать в обмен, план приобретения денег. Каждый день - перед отходом ко сну и утром – читайте вслух свои записи. Читая, представьте, почувствуйте и поверьте в то, что деньги уже ваши... Вы никогда не станете богатым, если не доведете до кипения страсть к деньгам». Чем не молитва золотому тельцу? Вторая ступень на пути к богатству – вера. Хилл пишет: «Если вера соединяется с мыслью, то возникающий почти молитвенный трепет ума тут же подхватывается подсознанием и переводится им в духовную плоскость... Единственно известный метод осознанного совершенствования чувства веры – вбивать его в подсознание, как это делают священники». Тут уже нужны уточнения. Во-первых, «духовная плоскость», о которой говорит Хилл, это сфера инфернальных духов, во власть которых с неизбежностью попадает всякий покоренный страстью человек. СО ВСЕМИ ВЫТЕКАЮЩИМИ ОТСЮДА ПОСЛЕДСТВИЯМИ. И во-вторых, слово «священник» надо заменить на слово «жрец золотого тельца». Священник, особенно православный, будет воспитывать у себя и своей паствы трезвенность, а не вбивать в подсознание страсти. Здесь не место (да и скучно!) разбирать «великие открытия» Хилла, но главное понять не сложно: пропитанное страстью к наживе подсознание само подскажет, во сне или наяву, эффективные способы добывания денег. В этом Хиллу можно верить! Деньги у вас появятся, но какой ценой? Автор на этом подробно не останавливается, он лишь вскользь предлагает «неофитам» сформулировать в своей молитве идолу, чем они готовы пожертвовать ради денег.
Мой вариант ответа прост – всем на свете!

Фото из интернета