Виктор Пелевин Empire V

Алхел Манфелд
Грустно, когда ожидания обманываются. Раскрывая очередную книгу В. Пелевина, хочется еще раз получить то интеллектуальное удовольствие, которое несли в себе «Затворник и Шестипалый», «Чапаев и Пустота», «Generation «П», но, переворачивая последнюю страницу «Empire V», видишь перед собой уставшего, обиженного на весь белый свет писателя, который хочет вылить на тебя всю ненависть и грязь, которые накопились в его душе.
У Пелевина сейчас уже с уверенностью можно выделить три периода:
- ранний;
- средний;
- текущий.
И если в «среднем» периоде он предстает перед читателями в качестве Мыслителя, глядя на которого все время задираешь голову вверх, то в сегодняшнем Викторе Олеговиче проступают отнюдь не лучшие черты Пелевина-раннего.
Прежде всего, это прямо-таки патологическая ненависть к богатым. Уж не знаю, чем они его так обидели, но то, что копилось в «Греческом варианте», «Who by Fire», и прошло все-таки фоном в «среднем периоде», расцвело пышным цветом в «ДПП», «Священной книге оборотня» и получило свое логическое завершение в высшей цели всего человечества – производстве баблоса.
Второй неприятный, по крайней мере для меня, момент – это постоянный отсыл к гомосексуальным мотивам.

«Empire V», можно сказать, «развивает» идеи, заложенные в «Generation «П», последней вершине «среднего периода».
Все так же главным «теневым» героем является богиня Иштар, которая и производит баблос. А вампиры переквалифицировались из сосания «красной жидкости» в сосание другой крови – экономической – квинтэссенции денег. И вообще, все люди выведены вампирами из обезьян именно для производства баблоса.
Совершенно тупиковая, на мой взгляд, идея, к тому же весьма слабо реализованная с литературной точки зрения.
(Справедливости ради необходимо отметить и наличие «отщепенцев», почему-то названных в романе толстовцами, которые предпочитают по старинке закусывать человеческой кровью).

Суть литературы – отображение идей в образы. Последние романы Пелевина превращаются в голые идеи, слегка приправленные литературным обрамлением. Герои по поводу и без повода вдруг пускаются в пространные рассуждения, совершенно не мотивированные сюжетной линией. И очень трудно отбиться от мысли, что перед тобой очередные «Избранные места из переписки с друзьями».

Литература – это всегда исповедь. Писатель «вынужден» выворачивать себя наизнанку, иначе текст превратится в набор слов, за которыми ничего не стоит. Не уверен, что мне приятно глядеть на сегодняшние «внутренности» Виктора Олеговича. Слишком много там накопилось ненависти и черной желчи. По всей видимости, кризис среднего возраста наложился на творческий, а жесткий контракт с издателем требует выдавать каждый год по роману.