Кодовое название Дервиш

Феликс Цыганенко
На снимке из Интернета: Санкт-Петербург, памятник морякам полярных конвоев

   Годы промчались, словно скоростной поезд Сапсан по маршруту Санкт-Петербург – Москва. Однако отчётливо вижу картинку: осенью 1967 года я поднялся в электроотдел Мурманского морского пароходства, расположенного на улице Коминтерна, 15. Это случилось по окончании Ленинградского арктического училища.  Самая добрая память осталась об этом морском учебном заведении в Константиновском дворце!

   За время работы в ММП доводилось сравнивать ледяные просторы арктических широт с западной Африкой, Кубой и юго-Восточной Азией. А интереснейшие встречи с людьми разных национальностей, цвета кожи, культур, занятий и характеров. И если бы по воле Господней начать жизнь с начала, я непременно выбрал бы пройденный путь!   
Об одной из памятных встреч, будучи в рейсе на теплоходе ММП, я хочу рассказать в своих воспоминаниях...
   
   В конце 70-х годов теплоход «Доброполье» доставил в Ливерпуль груз пакетированных пиломатериалов. Причём случилось это, аккурат в канун празднования Дня Победы. И мы благодарны судьбе за ту удивительную и незабываемую встречу с бывшими английскими моряками, ветеранами арктических конвоев в 1941-42 годах! А всё благодаря филиалу общества англо-советской дружбы, которым заведовал мистер Гибсон – пожилой, высокий, худощавый и необычайно энергичный англичанин. На встречу, посвящённую Дню Победы, моряки-ветераны второй мировой войны были приглашены из разных городов Англии.
 
   Хозяин двухэтажного дома из красного кирпича на окраине Ливерпуля, мистер Гибсон, любезно принимал гостей вместе с женой. Именно в его доме и располагался филиал общества. Супруга хозяина суетилась за стойкой бара, отпуская спиртное за наличные. Закуска же была бесплатной, чему моряки «Доброполья» приятно удивились. У нас появилось нескромное желание отведать красноватого цвета заморскую колбаску и всевозможные, аппетитные на вид бутербродики. Однако согласно ритуалу, перед фуршетом пришлось выслушать спич мистера Гибсона и помполита судна, Василия Григорьевича Романенко. С переводом помогал, специально прибывший из Лондона, предствитель агентства печати и новости (АПН), молодой журналист Сергей.
   
   Ветераны конвоев рассказывали об огненных героических походах в северных морях,  но мы ведь приписаны к арктическому пароходству. Удивительная получалась связь времён! По этому случаю был произнесён не один замечательный тост и выпит добрый стаканчик виски… Всё было чинно, благородно, но отличился токарь «Доброполья» Саша Горохов.
   
   Добродушный парень, с обаятельной улыбкой и борцовской фигурой был приглашён в женскую компанию. Чем-то он понравился сердобольным седым старушкам, жёнам ветеранов. Они наперебой угощали толстяка крепким шотландским виски. Стараясь не обидеть приличное общество, Горохов был не в силах отказаться от обильного угощения. И вот вам результат: не выдержав испытания, Саша, словно малое дитя, тихо и спокойно уснул на английском диване. Но эта пикантная ситуация вечера не омрачила, напротив, лишь подчеркнула домашний уют в доме мистера Гибсона.
К концу встречи наши уважаемые собеседники с удовольствием приняли приглашение посетить «Доброполье» с ответным визитом...
   
   В кают-компании теплохода и произошло событие, изрядно развеселившее моряков обоих поколений. Судовой повар Нина Ивановна, родом из далёкой от моря Винницы, хорошо знала своё дело – общий длинный стол в кают-компании ломился от закусок. А от украинского борща с пампушками британцы были просто в восторге. Что касается спиртного – мы всегда были впереди планеты всей!
   
   Среди гостей выделялся пожилой, но очень крепкий мужчина - огромного роста и с широченной грудью колесом. Во время трапезы с ним побеседовал штурман Василий Казаков, общительный моряк, хорошо владевший английским языком. Василий Прокопьевич выяснил, что наш гость Рой Адамсон - участник печально известного конвоя PQ-17. Англичанин рассказал, как служил флагманским сигнальщиком на английском крейсере. Но не только. Бывалый матрос признался, что он... популярный оперный певец! Гости заулыбались и утвердительно закивали головами. Упрашивать ветерана долго не пришлось, желая побаловать русских моряков мировой оперной классикой, наш гость громовым голосом исполнил арию Бориса из одноимённой оперы «Борис Годунов».
   
   Тут-то и произошёл конфуз!
   
   От мощных децибелов певца сработал чувствительный датчик пожарной сигнализации на подволоке кают-компании. Как следствие: по судну загремели колокола громкого боя и загудели ревуны. Вахтенная служба, не ведая о причине срабатывания сигнализации, объявила общесудовую тревогу. Расписанный по боевым постам экипаж занял свои места, в машинном отделении запустили пожарные насосы. Гости с тревогой наблюдали за действиями моряков на главной палубе в большие иллюминаторы кают-компании. За несколько минут там были развёрнуты пожарные рукава, открыты ящики с инструментом и песком, подготовлены к действию станция углекислотного пожаротушения и пенный генератор. Русские моряки изготовились к борьбе с огнём!
   
   Успокоил всех старший помощник капитана Сергей Кузнецов, сообщивший по судовой трансляции, что тревога учебная. Так что бывший английский моряк, сам того не ведая, провёл тренировку с экипажем советского теплохода. 
   
   Глаза Роя Адамсона светились, наверняка он вспомнил Северную Атлантику и огненные походы в тревожном 1941 году! Отметив хорошую подготовку молодых мурманских моряков, оперный тенор предложил по этому случаю тост, в чём мы его дружно поддержали…

Прошли  годы…   

   Судьбе было угодно, чтобы мои пути вновь пересеклись с ветеранами конвоев. Случилось это на другом судне, теплоходе «Юта Бондаровская», под командой капитана Керова. Причём, в холодных водах Баренцева моря.  В 1991 году на Севере отмечали 50-летний юбилей союзных арктических конвоев.   
Мероприятие имело кодовое название «Дервиш»...
   
   Был создан символический конвой, где кроме кораблей Северного флота принял участие английский эсминец. В качестве условно конвоируемых судов использовали транспортные корабли Мурманского морского пароходства, в том числе и «Юту Бондаровскую».  А ведь мы следовали, под «завязку» гружёные, на Шпицберген. Однако поступило распоряжение идти в исходную точку, в распоряжение адмирала Северного флота Касатонова. Выстроившись в походный ордер, суда и корабли совершили символический переход в Баренцевом море.
   
   На борту «Юты Бондаровской» мы стали свидетелями реконструкции морского сражения.  Имитировалось нападение противника на торговые суда, всплывали подводные лодки, гремели выстрелы и взрывы, не осталась в стороне и авиация Северного флота.
   
   Прибывшие из Англии моряки-ветераны наблюдали за происходящим на госпитальном судне Северного флота «Свирь». Причём, сидя за накрытыми столиками у больших квадратных иллюминаторов. Это тепло и комфорт от союзников они вполне заслужили своими подвигами в холодных арктических морях!
   
   После мероприятий на воде английский эсминец бросил якоря на мурманском рейде. В центральном сквере города, напротив Главпочтамта, состоялось торжественное открытие памятного обелиска в честь юбилея. При большом стечении жителей города играл духовой оркестр военных моряков-англичан. Состоялось прохождение парадного строя. После чего, хлебосольные мурманчане пригласили английских моряков в гости, в свои дома.               
   
   Портовый диспетчер рассказывал, что подгулявшие моряки даже задержали выход эсминца в море, не явившись во время на корабль. Наверняка, они долго вспоминали гостеприимных мурманчан, их радушие и…  обильное угощение.
   
   Таким образом, благодарная судьба позволили мне дважды встречаться с моряками, героями полярных конвоев! А в третий раз – любоваться памятным обелиском в их честь! Героические северные переходы моряков разных стран  и  схватки с фашистами в годы Великой отечественной войны, останутся навсегда в памяти потомков…