Образование

Алексей Богословский
Образование

Все любят критиковать образование – кожей чувствуют. Что-то неладно. Неладно в обществе и, как следствие, в образовании. Неладно в образовании и, как следствие в обществе. Ещё более неладно в обществе для понимающих, что изменилось качество исходного, человеческого материала. Вся промышленная революция свершилась с помощью крестьянского материала или материала, схожего с крестьянским к вполне определенному набору национальных культур. Относительно спокойная жизнь в деревне, слободке, местечке производила людей с достаточно устойчивой психикой, если сравнить результат с качеством жизни. Да, жили бедно, но в стабильных семьях, дышали чистым воздухом, имели четкий набор жизненных ценностей и могли выдержать достаточно сильное давление внешней среды. Кто не выдерживал – погибал. Рождаемость позволяла не слишком обращать внимание на затратный механизм использования человеческого ресурса. Теперь иначе, человеческий материал стал иным. Привлечение мигрантов уже упирается в эту проблему. Во-первых, мигранты слабо образованы, во-вторых, они уже исповедуют рыночные ценности в более концентрированном виде. Это как раствор уксуса заменить на уксусную эссенцию.
Пресловутый промышленный рост в Азии именно на качестве деревенского материала держится. Филиппинке можно доверить работу воспитательницы, медсестры или домашней прислуге. Попробуйте найти хорошую прислугу среди таджичек, грузинок или азербайджанок. Испугались? Правильно сделали. Хотя, казалось, такая простая работа. Вы думаете, если человек не может делать простую работу, то он будет хорошо делать сложную? Ох, ошибаетесь. Можно создать иллюзию. Кто-то рядом будем нести двойную нагрузку – дополнительно контролировать, выдерживать избыточное психическое давление и будет перед выбором. Или дайте такому человеку дополнительную власть и дополнительную зарплату, или будет потеряна мотивация к трудовой деятельности. Нынешний рынок труда задыхается от нехватки рабочей силы при избытке безработных. Объясняется этот фокус крайне просто – нужны люди, способные выдерживать роль «амортизаторов» при рабочей силе плохого качества. Скажем, работает бригада таджиков. Кто-то из таджиков или русских внутри бригады обязан играть стабилизирующую роль. Иначе бригада будет неуправляемой. Раньше дворники работали в одиночку. Сейчас работают бригадами. Нельзя многих оставить работать в одиночку. К образованию данная проблема имеет самое прямое отношение. Предполагается, что образование решит проблему. Не решает и не решит. По правилам игры амортизатор не имеет право на дополнительную зарплату. Иначе ему нужны особые права в придачу к зарплате.
На более высоком уровне данная проблема имеет совсем прямую связь с образованием. Возьмем офис. Там работает особый вид планктона – человеческий. Ему нужно образование. Одним хватит 11 классов, другим нужно высшее образование. Иллюзия в том, что офисный планктон получает деньги за знание. Деньги платят за функциональное соответствие, а функциональное соответствие и знания – две большие разницы. Офисный планктон постоянно занимается стабилизирующими функциями – выдерживает дурное настроение клиентов, начальства, бухгалтерши и т.д. Кстати, и бухгалтерша – часть офисного планктона, чьё положение куда больше зависит от расположения начальства, чем уровня квалификации. Выше какого-то уровня квалификация не имеет значение. Соответственно, кто идет работать в образование? Лица, заведомо неспособные выполнять функции офисного планктона, или карьеристы, жаждущие стать чиновниками от образования. Сколько бы не получал преподаватель, по правилам рыночной игры планктон обязан получать больше. Иначе возникнет соревнование за зарплату между двумя секторами экономики, а решаться он может только через избыток лиц с высшим образованием. Вот этот избыток лиц с высшим образованием сейчас уничтожает качество образования. Причем уничтожает очень простым образом.
Образованию декларативно нужны работники с избыточными знаниями. Реально для работы в школе даже высшее образование не нужно. Хватит пары курсов в институте. Не нужны в школе лица, тонко понимающие литературу. Хорошему переводчику работать в школе – забыть язык. Настоящий физик не пойдет в школу. Но, если в школе нет умных людей, дети учатся брать пример с дураков. По правилам игры учитель обязан быть авторитетом. Теперь посмотрим, к чему приводит перетягивание каната между офисом и школой и институтом. Как только в школе начинают хорошо платить, туда устремляются все, кому не лень, и начинается конкуренция. Ответная реакцию – резкое увеличение нагрузки на преподавателя. Увеличение нагрузки отупляет и приводит к имитации процесса. Выживают весьма специфические Марьи Ивановны. Умные люди бегут из школы в никуда. В офис их уже не примут. В офисах избыточные знания не нужны. Нужны удобные люди, привыкшие к унижению в обмен на хорошую зарплату. Это общее положение. В Америке фрилансеров в фирмы не берут по вполне понятным причинам – не сможет комфортно чувствовать себя никем. Фрилансер – клеймо. Если офисная креветка в США была безработной больше двух месяцев – уже плохо. От безделья человек перестает чувствовать себя никем перед взором начальства. Наш работодатель вечно страдает от нехватки молодежи. Молодежь легче переносит унижение. Пожилого человека, казалось, унижать можно не меньше, но у молодого психика легче восстанавливается. У него от унижения качество работы меньше падает. По той же причине предпочитают женщин. Дело не только в сексуальных аппетитах наших бизнесменов. Женщина легче переносит унижение и нервные взбучки. Это видно даже по бабьим склокам. Уж так переругаются, что мужики на их месте передрались бы и с месяц синяки и переломы залечивали бы, а тут – поругались, успокоились и готовы снова ругаться. Это как в спорте – с взрослыми спортсменами работать тяжелее, чем с молодёжью. Взрослые хуже реагируют на неправильную дозу нагрузки.
Здесь я говорю об одном из главных противоречий современного общества. Объективно развитие общества требует повышения знаний, зато вознаграждаются совсем иные качества. В итоге мы имеем то, что имеем – избыточное население при нехватке кадров. Избыток мужчин с высшем образованием при падении качества образования. Избыток лиц пожилого общества при нехватке работников с опытом и готовыми навыками. Нехватку лиц низкой квалификации при избытке низко образованной рабочей силы.
Недаром в США отовсюду свозит специалистов. Здесь есть другой вид конкуренции – между наукой и офисом. Формально, хорошо, когда умные люди идут в науку. Только молодежь знает, что в офисе платят больше, а она, молодежь, по законам природы приспосабливается к унижениям в офисе легко и срочно востребована. Упаси Боже, если в офисе начнут платить меньше. В науке и так хватает имитаторов. Как только конкуренция за рабочее место в науке достигнет конкуренции за рабочее место в офисе, боссы от науки начнут предъявлять те же требования к ученым, как и боссы от бизнеса. На этом социализм погорел. Нехватку толковых специалистов приходилось решать через разбухание штатов. Наука превратилась в место грызни за кусок хлеба. Ученым перестали повышать зарплаты. Зачем платить лишнее… А кончили специальным указом, запрещающим образованным людям идти в таксисты и водопроводчики. В США решили проблему за счет закупки талантливой молодежи и готовых ученых из-за рубежа. В России способные приспосабливаться таланты пошли в офисы и министерства, неспособные подались во фрилансеры, уехали за границу и т.д. Началось вымирание науки. Всё просто, понизишь зарплату - разбегутся, повысишь зарплату – набегут имитаторы.
Зато у нас есть спецслужбы и аналитические отделы. Может там хорошо? Хе-хе, когда аналитики узнают через год, что в США началась массовая переработка зерна на топливо от преподавателя английского и китайского, вроде автора этих строк, это полный финиш. Я подозреваю, что большинство среди аналитиков МИДа даже не поняли, что удар наносился таким образом в первую очередь не по экономике Китае, а по Индии. Или, когда специалисты по Китаю видят статистику и не могут понять, что цифры по производству мяса в КНР завышены раза в два. Более того, они ещё пожимают плечами и пытаются соблюсти гордый вид. Да, вы почитайте, что пишут о Китае! Одни громко вещают, что Китай не собирается разжиться территорией России. Другие видят долгосрочные планы экспансии. Между тем, реальный Китай принял серьезное решение работать на раздел России и присвоение Дальнего Востока сравнительно недавно. Год или два назад он реально принял решение о вытеснение русского населения, именно проплачивая нашим бюрократам замену китайцами местной рабочей силы с прицелом на её выселение на запад России. До этого Китай колебался – сильная Россия могла ему быть очень полезной. Что вы хотите от наших китаистов и аналитиков, если в их среде господствует принцип «чего изволите?». Они даже не заметили, как Россию из разряда стран способных к выздоровлению перевели в разряд неизлечимо больных.
А теперь снова вернемся к нашей школе. Кого мы готовим? Я как-то хотел написать хамскую статью под названием «Легкий способ изничтожить чеченцев». Основа – обязательное среднее образование. Суть проста – в основе образования приучение детей к господству женщины. Женщина как авторитет, женщина как носитель знаний, женщина, как существо, имеющее право наорать, выбросить на ребенка дурное настроение и так далее. Учительница – специфический вид женщины. Общение с детьми заставляет её опускаться до уровня детей. Только дети потом развиваются и умнеют в силу законов природы, а взрослые люди нет. Отсюда отупение и избыточно высокое представление о себе – привыкла считать себя умной. Учителям свойственна особая ригидность характера. Соответственно, если мы поднимаем авторитет учительницы, ей трудно найти мужчину. Она привыкла быть главной, она привыкла быть категоричной, она привыкла психически подавлять. Последствия мы знаем – большинство учительниц имеют огромные проблемы в личной жизни. Или они одиноки, или они конфликтуют с мужьями. В итоге они приобретают больную психику, которая невольно приучает ещё маленьких детей воспринимать ригидную, вечно напряженную внутри из-за недовольства жизнью, самку как нечто нормальное. Естественно, много учительниц вместе – гадюшник. Гадюшник начинает ломать или отторгать ещё нормальных женщин. Недаром большинство молоденьких училок в школе просто воют, пока не обтешутся, то есть не испортят себе психику. Дальше создаются стереотипы, воспринимаемые как норма. В итоге среднее образование способно сломать любую нацию. Мужчины школу не спасут, в школу нормальный мужчина пойдет только от полной безнадеги, там его быстро перекуют.
Но у нас ещё веселее. Школьные стереотипы всё глубже проникают в систему высшего образования. Раньше было просто. Профессор занимался наукой. То есть он регулярно подпитывал свои мозги. Сейчас институты и университеты не занимаются наукой, они имитируют научную деятельность. Понимаю, сказал ересь. В отчетах всё выглядит иначе. Хе-хе, когда для получения скромного результата нужно тратить избыток времени или привлекать десять студентов там, где хватит одного специалиста, уже начинается имитация. Это Менделеев занимался наукой, а современные доценты и профессора занимаются отписками. Они борются за прибавку к зарплате. Менделеев же боролся за результат. Он иначе был настроен. И его нельзя было выгнать. Сейчас же Менделеева сживут со света в два счета. Он не так мыслит, как принято.
Что делает учащийся? В нем срабатывает защитный рефлекс. Для работы на фирме в первую очередь нужна устойчивая психика. Начальство терпеть – не в поле работать. Психику можно защитить только одним методом – не принимать слишком серьезно учительницу в школе и преподавательницу в институте. Разгильдяйство становится способом выживания. Потом мы удивляемся падению качества образования. Ещё мы удивляемся, что слишком много перестаравшихся, то есть хотевших как лучше, а получивших как всегда фиг без масла. Ещё больше мы удивляемся успешной карьере имитаторов и лентяев. Двоечник становится высокооплачиваемым рабочим. Он сохранил силы видеть, где его хлеб маслом намазан. Троечник, вроде Романа Абрамовича, покупает дорогие яхты, и только по чехарде с футболистами в Челси можно понять, что он был троечником и навсегда останется троечником. Хорошист-разгильдяй идет в институт, валяет дурака, но отлично устраивается на фирме. А что? Ума много не надо, главное сохранить душевное равновесие. Если он идет в науку, то становится светочем. И как не стать, если ребята поумней от такой конкуренции бегут за границу. И, конечно, на первые места выходит человек упертый, которого лучше не трогать – себе дороже. Такой человек не обязан быть интеллектуалом. Обычные признаки такой личности – рост средний или ниже среднего, плотный, пальцы короткие и толстые, рука отлично приспособлена к грубым, хватательным движениям, лоб невысокий, взгляд уверенный. Присмотритесь к молодым парочкам на улице – именно такой тип идет с самыми смазливыми девушками. Присмотритесь к менеджерам на фирмах – именно такой тип первый идет на повышение. Присмотритесь к молодежи за рулем. Такой тип на Жигулях не ездит. Он, правда, немного напоминает неандертальца. Но это нормально, как нам объяснил старик Маркс, при неандертальцах был расцвет матриархата и пещерного мышления. Эволюция пошла в правильном направлении.
Какое решение? Можно платить за ум и работу по поддержанию ума в рабочем состоянии, можно гарантировать дополнительные права при приеме на работу. Но пока это смешно. Общество куда больше готово к новому изданию социализма. Социализм парень с короткими пальцами кое-как выдержит. Необходимость подчиняться или получать меньше – ни за что. Самое интересное, наш «новый» неандерталец отнюдь не является корнем зла. Чему учит женское воспитание? Тот, кто расшатывает психику, имеет право считаться нормальным человеком и господствовать. Кто выживает в школе и в офисе из планктонной массы? Те, кто расшатывают другим психику. Данный тип людей отнюдь не обязательно имеет толстые пальцы и отнюдь не всегда процветает, но он неуловим и неистребим. Вот тут мы снова подходим к главной проблеме. Как только в обществе кончаются «люди-амортизаторы», перемены становятся неизбежными, а перед переменами начинается жуткий кризис межчеловеческих отношений. Затем следует кризис экономический, социальный, нравственный, короче, все проблемы в одном флаконе. Бум и реформы в Китае начались, когда стало мало китайцев, способных своим трудом и поведением (!) компенсировать убожество социалистических отношений. Вымирание населения России – вымирание в первую очередь тех, кто сперва компенсировал собой убожество социалистических отношений, а затем ещё большее убожество отношений современного общества. В США уже начался кризис межчеловеческих отношений. Иначе бы они не завозили бы массами людей, способных к иным отношениям у себя на родине – ученых из Индии, рабочих из Мексики. В России кризис межчеловеческих отношений ещё сильнее. Отсюда парадоксальная ситуация – нищета среди обилия ресурсов, неквалифицированные решения в стране с великолепными традициями образования, полная неспособность организоваться для решения проблем, хотя самих проблем избыток и хотя бы понять, что происходит со страной. Образование просто отражает текущие процессы.
Сомневающимся я предлагаю прочитать книгу Иванова «Учитель глобус пропил». Главный герой – учитель. Это шваль, которая даже не понимает, что она шваль. Психика расшатана, мозги набекрень, ещё нет тридцати нет, а уже алкаш. Учащиеся – дрянь. Да и как им не быть дрянью, если у них за плечами по восемь-девять лет обучения у соратниц нашего героя. И в мозгах этого учительшки нам предлагают копаться и принимать за несколько искаженную бытом личность. Наша школа себя и в литературе воспроизводит. Кризис, господа, кризис…