Автоболезнь

Дмитрий Ковригин
       Автоболезнь.

Эпиграф:
«С точки зрения здравого смысла историю человечества не понять. Разве Кант, Аверроэс, Сократ, Ньютон… поверили бы, что в двадцатом веке бичом городов, отравителем лёгких, свирепым убийцей, объектом обожествления станет жестянка на четырёх колёсах, а люди предпочтут погибать в ней…».
       Станислав Лем, «Футурологический конгресс».

       АВТОБОЛЕЗНЬ

       Почему-то считается, что пользование личным автомобилем – Неотъемлемое Право каждого. Более того – Право Священное.

       Однако это далеко не так. Если права потребителя не урезать – он, в конечном счёте, употребит ВСЁ, включая и самого себя, любимого.

       Право на личное автовладение отменяет более существенные права:
- Право всех на здоровье.
- Право всех на чистый воздух, просто приятный и хорошо пахнущий.
- Право всех на отдых и покой.
- Право всех на скверы, детские площадки, удобные тротуары…

       И… - право всех на комфортное, быстрое и удобное передвижение по городу.
Прежде всего – право детей, стариков, людей с ограниченными физическими возможностями, и тех, наконец, кто не приобретает автомобиль по «идейным» соображениям. (Тяжело быть НЕ потребителем!).

       Город становится местом, где более-менее «живут» только «здоровые и богатые».
Авто-лю-бля-тели.
Остальные – уворачиваются и выживают. Часто – вопреки…

       Массовая автомобилизация – болезнь больших городов. Автоболезнь.

       Из-за чрезмерного насыщения улиц этими жестянками, даже пешее передвижение по городу затруднительно, неприятно и опасно.

       * Когда я имел счастье добираться до работы пешком, то прокладывал маршруты так, чтобы пересекать как можно меньше оживлённых трасс, вообще – двигаться внутри кварталов, через скверы,… где потише, и есть чем дышать. Такая прогулка – чем-то приятна, если не участвовать во всеобщей спешке, а просто идти и размышлять.
       Дороги же, которые, увы, переходилось пересекать, делил на «опасные», «неприятные»,
и – «два в одном».
       «Опасные» - широкие, с непредсказуемым движением, где наряду с заторами случаются непредвиденные прорывы.
       «Неприятные» - кривые, разбитые…– там всегда затор, шум и вонь…
Но можно перейти безопасно. Относительно, конечно.
Ну а «два в одном» - попробуй, представь, но и такое бывает.*


Основной, видимый вред от автоболезни – пробки. Власти пытаются бороться с ними, за счёт полезной территории города... Обрезают тротуары, сносят скверы, срывают живописные склоны…
       Но всё это бесполезно…
Чтобы автомобили могли ездить «зело борзо» и где-то удобно стоять – надо закатать в асфальт весь город. По самые… двери.

       Давайте прикинем: автобус, который в час пик везёт около 80-ти человек, занимает на дороге около 10 погонных метров. Автомобиль, в котором, как правило, 1 человек – занимает около 4-х метров, включая дистанцию.
       Так вот: 80*4= 320. Триста двадцать – это столько метров дороги потребуется для перевозки автомобилями пассажиров одного автобуса. Ну – триста. Против 10-ти!

       Теперь умножим 4 метра на 100 000 человек, - для наглядности.
4*100000= 400.000м = 400 км.
Четыреста км. На сотню тысяч перевозимого населения! Есть ли в вашем городе столько дорог!?
       Автобусу же понадобится: 100.000человек/80вместимость одного автобуса*10 метров, нужных автобусу = 12500 метров, или около 12-ти с половиной километров.
       И это – если не учитывать того, что автобусы оборачиваются, а машины возят одного, единственного и неповторимого.
       Комментировать, по-моему, нет необходимости.

       А если ещё учесть тот факт, что машинам где-то надо стоять, причём, как и в точке выхода, так и в пункте назначения, в то время как автобусу, как правило, нужен один гараж…
       Если при этом рассчитать занимаемые площади…
       А если учесть, что катера и электрички вообще не пересекаются с автотрассами и не «жрут» жалкие городские метры…

       Да что я агитирую за очевидное и вычисляю. Вспомните «социализм»: - в любой, самый отдалённый район, можно было доехать минут за 20, полчаса максимум.
Жили же тогда люди без личных «тачек». И жили не намного хуже. И отдыхали «на природе». Только не возили тогда туда столько мусора. Значит – отдыхали в большем комфорте!..
       И… работали. Работали намного лучше. По крайней мере – ели и носили, в основном, отечественное. Да и ездили на своём…

       Вывод один, да и настолько очевидный, что я сам себе удивляюсь, - зачем столько слов:

       ЛИЧНЫЙ АВТОТРАНСПОРТ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СРЕДСТВОМ ГОРОДСКИХ КОММУНИКАЦИЙ.

       Он не может участвовать в «решении проблем пассажирских перевозок».
Более того – сам является серьёзной проблемой.
В более узком смысле – помехой на дорогах.

       Это, опять же, весьма очевидно.
Писать об этом приходится потому, что многие руководители испытывают на этот счёт некоторые иллюзии. Весьма вредные…

       Для создания нормальной и пригодной для жизни городской инфраструктуры необходимо развивать транспорт общественный, сокращая личный.

То есть:
1. – Всеми мерами добиваться снижения числа личных автомобилей. По крайней мере – на дорогах.
2. Создавать удобный и комфортный общественный транспорт. Поездки на оном должны быть более привлекательными и ощутимо менее затратными.


       Для снижения численности автомобилей нужно сделать следующее:

1).«Спешить» тех, кто вообще не имеет права сидеть за рулём:
- Различных наркоманов, алкашей, патологических «гонщиков»…, т.е. – людей с явными психическими отклонениями.
- Людей с плохим зрением, замедленной реакцией, сердечными патологиями…

       Для этого необходимо расширить и ужесточить список медицинских противопоказаний. Все аварии должны тщательно разбираться и список этот необходимо систематически пополнять.
       И тут – лучше даже «переборщить».

       Далее – необходимо сделать так, чтобы медсправку на вождение нельзя было купить ни за какие деньги. Ввести абсолютную прозрачность. Лица, выдающие справки, должны быть занесены в компьютеры. Им необходимо присвоить шифр.
В базе данных ГИБДД должны быть сведения о тех, кто выдавал справки на те или иные права. Так можно «убить двух зайцев»: дополнительно проверить права «на вшивость» и найти виновного в случае неправомерной выдачи справки.
       Ответственность за выдачу «неправильных» справок должна быть адекватной нанесённому вреду. Такая, чтобы больше не хотелось…

- различных нарушителей ПДД, и частых участников аварий.
       Необходимо расширить число автопреступлений, за совершение которых наступает пожизненное лишение прав.
       Далее – ввести понятие «критическое число правонарушений».
Если водитель накопил такое количество происшествий мелких – значит с ним что-то не так. Права… - правильно – лучше отобрать. На «всякий пожарный»…

- Ну, и естественно – при умышленном хулиганстве за рулём и использовании общественных автодорог не по назначению. Например, для различных «гонок»…

2). Применить меры экономические.
- Увеличивать существующие и вводить новые штрафы и сборы.
За нарушение ПДД, за неправильную парковку, потраву газонов, слив отработанного ГСМ, мойку в неположенном месте…

- Токсичные приборы и материалы должны подлежать строгому учёту.
Такие «вещи», как отработавшие аккумуляторы и грязные фильтры должны сдаваться на спецпредприятия по их утилизации. Штрафы за самовольную утилизацию должны быть максимальными, как за тяжкие нарушения.

       Далеко не весь вред от автомобиля учтён. А в денежном выражении – далеко не подсчитан. Поэтому – любые штрафы будут разумны и справедливы.

       Если все эти меры не приведут к желаемому сокращению личных авто, то следует применять и прямые ограничения. Чередование чётных – нечётных номеров, запрет на движение по тем или иным участкам и.т.д.




Для совершенствования общественного транспорта нужно сделать следующее:

- На основных магистралях и центральных улицах расчистить полосу для пассажирского транспорта и спецмашин. Въезд, даже случайный, личного автотранспорта – строго пресекать и неотвратимо наказывать.
       Запретить выезд из боковых улочек через разделительную полосу.
       Сейчас по городу быстро передвигаться не может даже «Скорая», что совершенно недопустимо.
       Сплошной поток транспорта «расступиться» не может физически. А это уже угрожает работе всех служб в случае чрезвычайной ситуации.
       Автобусов же немного, и по необходимости они могут убираться в специальные «карманы», как на остановках, так и между ними.
Если автобусы будут ездить беспрепятственно, уменьшатся потери времени на линии, и значит, меньшее количество автобусов будет перевозить большее число пассажиров.
Возможно, - будут снижены и цены на билеты.
       Кроме того, «общественный» пассажир сможет добираться до пункта назначения существенно быстрее «автолюбителя», что повысит привлекательность такого способа передвижения.

       Масса автомобилей всё равно стоит, стояла и будет стоять в пробках. Но должен же реализоваться приоритет общественного над личным!

- Создавать и альтернативные, внедорожные виды транспорта: канатные дороги, наземное метро, катерные и паромные линии…
       Расчёт такой: в обычное время пассажиры должны быстро и с максимальным комфортом перемещаться по самым напряжённым маршрутам. Поездки стоя, и тем более, в давке – «допустимы» только в часы пик, да и то временно.

- Создавать удобные дорожки для пешеходов, крытые галереи, воздушные переходы и т.д.

- Создавать велосипедные дорожки, отделённые от автодорог и всячески пропагандировать здоровый образ жизни.

       Думаю, что всё это в комплексе могло бы значительно сократить число личных автомобилей. И город мог бы вздохнуть свободно и… заняться решением других проблем, которые пока только накапливаются…

 Оставшиеся личные автомобили со временем можно было бы перевести на «экологические» виды топлива.

       Я считаю, что города будущего должны быть чистыми, безопасными и… несуетливыми. Это и саму их жизнь сделает более основательной, осмысленной.
Люди не должны жить на шумной и опасной «стройплощадке».

       Да что там будущее! Рассматривал старые фотографии. Ещё в 80-х годах прошлого века, дороги были узкие, но при этом – полупустые. По широким тротуарам, украшенным деревьями и кустами, спокойно фланировали горожане. Лица довольные.
Они… просто гуляют. Удовольствия ради. (!) Вы только представьте!

       Сейчас же мест таких почти не осталось. Большую часть городского пространства хочется проскочить побыстрее. В голову приходят мысли о затычках для ушей и противогазе.

       Пора прекращать этот автобардак. Ничего хорошего от него ждать не стоит.
Город стал рождать слишком много уродов…
       

       Ковригин Д.Э., 14 ноя. 08 г.

*   *   *   *    *   *    *

Добавка от 19.11.2010:

Есть ещё хороший стих:
 - анти авто":
"Ехала на тачке сучка - криворучка"
http://stihi.ru/2010/10/13/848

и там ниже - список работ на антиавтомобильную (транспортную)
тематику.