Из дневника и переписки с друзьями, 235

Виталий Иванов
Искреннее спасибо вам за всё!
Я абсолютно нормально и с благодарностью отношусь к дельной критике. И объясняю собственную позицию. Единственно что… всегда рассчитываю на взаимность. И полагаю, у нас с вами случайных строчек практически не бывает!

«Возвращение блудного сына»
http://www.stihi.ru/2002/01/16-472
В стихе рифмы практически все– ассонансные.
«ветер - заметней
Знаки – галактик
Буквы – компьютер
Ракурс – статус
Бездна – разверзла…
На этом построено стихотворение. И скорее, надо менять все остальные рифмовки, «правильные».
Посмотрите, «ракурс – статус» - ничем не хуже других!
Конечно, всегда можно найти десять замен. Но! Смысл? Здесь?..
Хорошо, я еще подумаю.
Ей, богу, я уже почти со всем согласился, столько всего поменял. Давайте хоть раз согласимся с мнением автора!

В любви порой мы сжигаем друг в друге лучшее. А иногда зажигаем.
Сначала поджигаем себя и любимого человека. А потом сгораем в этом огне.. живой человеческой любви.. божественной.. которая, случается,-  выше человеческих сил!

У меня в старых тетрадях довольно много лирики, в чем-то пересекающейся с Есениным, Лермонтовым, Пушкиным… Но почему-то среди так называемых «профессионалов» чаще такие стихи считаются не самостоятельными, подражательными и не достойными публикации.
Вот, все они и не опубликованы до сих пор. Спасибо Интернету, а то бы все это, вообще, просто пропало.
Рад, что понравилось. Будем жить!

«Ничего» - действительно, подразумевается. Абсолютно очевидно.
Одна из характерных особенностей современного русского языка – избавляться от лишних слов в предложении, делать его максимально емким с использованием минимального количества слов.
Вроде бы, всем все понятно. В том числе и тебе, верно? А это – самое главное! Значит, все хорошо. Спасибо!

«Живи поэзией»
http://www.stihi.ru/2003/09/29-501
Согласитесь, не обязательно мыслить всем одинаково. И даже у одного человека по любой теме могут быть тысячи разных мыслей, подходов, которые, если не брать их все в комплексе могут казаться даже прямо противоположными.
У меня масса стихов о поэзии, вдохновении, Музе, в том числе юношески восторженных, оптимистических.
Вот, например:

Я ждал Тебя, прекраснейшая Муза.
И вот Ты здесь… Богиня, я готов
Дать клятву вечного союза
На сочинительство стихов.

За дар бесценный вдохновенья
Всю жизнь Тебе я отдаю.
И Твоего благословенья,
Как счастья высшего, молю!..

А это стихотворение - больше трагическое.
В следующий Альманах могу предложить подборку совершенно другую – светлую лирику о любви и природе.
Ниже в комментариях я уже пробовал объяснить авторскую позицию в этом стихотворении.
Речь идет о Мгновениях вдохновенья. В эти Мгновения ты живешь полноценною жизнью – идешь… Куда ты идешь? – Об этом ты в эти Мгновенья не думаешь. Но оказывается, что – на эшафот, очень часто оказывается, увы, именно так. Для Поэта! Повторю примеры – Пушкин, Лермонтов, Есенин, Маяковский… практически все лучшие наши поэты.
«Эшафот» - не в буквальном смысле, конечно. Их не повесили, но их всех – убили!
Цена вдохновения – кровь. Высокое вдохновение оплачивается сокращением жизни. Очень часто. Но, конечно же, не всегда. Слава богу!
Но разве и сегодня поэзия – востребована по-настоящему? Разве нет внутренней трагедии поэтической личности – у многих, и многих поэтов? Разве своего рода – это не «эшафот»?
Вот приведу вам еще одно свое стихотворение «Пять минут»:

Поэты долго не живут,
Они себя не берегут.
У них и сердце бьется чаще.
Там, в поэтической их чаще
Поэты водки много пьют.
Их любит Бог и вдохновенье
Поэтам дарит на мгновенья.
В мгновения сии – живут.
А в остальные – умирают…
Что не горит, то не сгорает,
Кто не рожден, те не умрут.
Поэты водки много пьют…
Там, в поэтической их чаще
Есть светоч жизни настоящей,
Где сердце на костер кладут.
И сердце прогорает ярко,
А поэтическая чарка
По кругу ходит пять минут.
Поэты долго не живут.
Ну, разве только – доживают,
Не узнают себя, теряют
И много-много водки пьют…
У каждого – лишь пять минут!
Кто знает, сколько в них «мгновений»
Окажется для вдохновенья?

И об этом тоже «Живи Поэзией».

Тире в строчке «Живи Поэзией – Мгновенья…» - как раз и говорит про «те» Мгновенья.
«Живи Поэзией (те) Мгновенья,
Пока идешь…» т.е. пока живешь! А куда идешь? Повторюсь, к трагической развязке – той или иной…
Спасибо вам за заинтересованный и серьезный разбор стихотворений! Дружески и с уважением, Виталий

Внутреннее расстояние между людьми не соответствует внешнему. Меньшее отвечает притяжению и любви, большее – отчуждению.

«Лествица»
http://www.stihi.ru/2002/10/22-351
Речь о духовном возвышении, когда в течение жизни своей как бы поднимаешь со ступени на ступень, выше и выше. Количество ступеней не определено. Но! все их пройти не дано никому. В этом – прелесть бытия, и тайна его!
Может быть, и после смерти каждый остается там, куда смог подняться. Или спустился.

Блестящая статья, Женя! К стыду своему практически не знаком с творчеством Юрия Беликова. Ситуация такова, что рабочие дни вынужден отдавать службе, совершенно не связанной с литературой. Поэтому на творчество времени почти нет, чтение – вовсе. Так, в Интернете глянешь иногда что-то… украдкой.
Позицию разделяю. Очень больно за Родину, за Россию… А хоть какую-то поддержку поэтам ощущаешь зачастую лишь из Израиля.
Можно лишь удивляться… Спасибо!

«Знаешь, один известный поэт сказал мне - Нельзя писать, что в России живется плохо поэтам!!
Но если это так. Живется тяжело всюду, но не везде затыкают рот - что больно думающему человека. А Юра - необыкновенный человек. Спасибо тебе.»
Евгений Минин

Не то, чтобы затыкают… У себя дома можно болтать сколько угодно. Или с друзьями. В Интернете – пожалуйста, почти без ограничений. Публиковаться за свой счет тоже можно. Но ведь надо на что-то жить… А вот платят – лишь тем, кто «заслуживает».
Ну, так это – везде!

«А о гонораре я молчу. Но Юре постоянно затыкают рот и увольняют, хотя он любит Россию, как дай Бог многим...»

Вот и приходится, чтобы быть независимым автором работать не по авторской части. Увы!

«Увы!! Виталь, ты не представляешь чувство, что ты можешь писать ЧТО ХОЧЕШЬ О ЧЕМ ХОЧЕШЬ.
О всем, что раздражает. И в подкорке нет тормоза!!»

У меня его, Женя, нет. Я и пишу, о чем хочу. Но прекрасно осознаю, что если бы попробовал жить чисто литературным трудом или работать где-то в издательстве, редакции, журнале… такой возможности у меня не было бы!
Поэтому искренне сочувствую Беликову, видимо, пытавшемуся жить при издательствах. Свобода с ними не совместима. И это заранее обусловленное трагическое противоречие.

«Так и я не рассчитываю на гонорар - надо быть величиной. Но могу публиковать что хочу ничего не опасаюсь...»

А мне бояться чего? Одно время Глейзера опасался немного… Но потом понял, у него не такие длинные руки. Тем более, в современной России!
Это шутка, конечно. Что делать, остается – шутить. И быть самим собою, насколько это возможно.
Вот наша честная позиция – Беликова, твоя, моя… и многих других – только и дает нам надежду на светлое и справедливое будущее.

Глейзер хотел быть Беней Криком сайта. Кто не с ним - те против.
Страшно, когда кто-то сверху указывают. Я вижу здесь писателей, в которых внутренняя цензура сидит до сих пор!

Вот-вот. Масса вопросов, которые авторы боятся поднять. Но я лично пытаюсь избавляться от этого. И если есть какие-то мысли, идеи, - свободно высказываю. Единственно что, стараясь соблюдать нормы внутренней этики, чувство справедливости и достоинства.

«Страничка Мечты»
http://www.stihi.ru/2002/03/15-422
Если понимать все буквально и каждое слово - в отдельности… не представляя общую картинку себе… тогда – да.
Но на самом деле все просто. Светит месяц. И свет его освещает всё, в том числе попадает в тетрадку – раскрытую! Освещает лес и поле… и Принцессу. Вместе со мной. Более того! Он «вплетается» в кудри Принцессы. И хочет её. «Мечтает любить до зари».
Хочу подчеркнуть, что стихи – это не учебник для школьников. В котором надобно разжевывать правила, начиная с начала.
Это, естественно, не означает, что каждое сказанное поэтом слово является совершенством и понятно для всех. Во всем хороша мера. В том числе, даже в букве выискивания примитивного смысла. Короче, здесь, извини, автор с тобой не согласен.

Я вообще-то думаю, когда пишу. А, в особенности, – когда редактирую, без конца, т.е. - безконечно тексты свои.
Я весьма благодарен за любые! тем более профессиональные мнения ОЧЕНЬ ХОРОШИХ ПОЭТОВ. Но можно как-нибудь не в такой категорической форме?
Каков вопрос, таков и ответ. У меня как-то иначе не получается. И вряд ли получится.
Я прислушался к мнению Татьяны и конкретно подредактировал стихотворение. Но! Что-то укладывается в авторскую концепцию, что-то – нет. Что-то можно изменить, а что-то не получается и… на авторский взгляд, не обязательно нужно.
Дружески, Вит

Какие «кудряшки» у Принцессы, Джон?!!! Это слишком фривольно.
Ты же не предполагаешь у Дракона кудряшек?
А продолжение темы и перечисления, о котором ты говоришь, есть – но, конечно, не от «открытой тетрадки», а от света, струящегося в открытую тетрадку.
«Струится в тетрадку раскрытую свет…
. . . . . . .
Вплетается месяц и в кудри твои…»
Т.е свет месяца. Свет месяца «струится… И… вплетается».
Я не думаю, что это место чересчур сложно для читателя среднего уровня. При минимальном желании понять автора и искреннем интересе к поэзии.
Но скажу больше!
Меня эта строчка привлекает еще и музыкой исполнения. Это троекратное ударное «и»:
«И в кудрИ твоИ» - вряд ли можно заменить чем-нибудь равнозначным - ценителю прежде всего музыки стиха и цельности образа.
Если же жертвовать поэзией, музыкой, цельностью образности произведения неким, на самом деле, далеко исторически не постоянным - и еще вопрос кем! надуманным - «правилам русского языка», - который мы, между прочим, вместе с тобой, и не только мы – СОЗДАЁМ ! ЖИВОЙ ! непрерывно! тогда – ставьте «кудряшки». Но без меня.
Дружески и с надеждой на понимание, Вит.

Надежда! А как состояние у Сергея? Что говорят врачи?
И нельзя ли еще какие-нибудь подробности. Как это случилось? Хоть задержали этих «азербайджанцев»? Будет ли суд? Были ли какие-то сообщения в газетах, на телевидении об этом вопиющем случае? Этой трагедии!
Нужна ли помощь какая-нибудь?

«Ночь в лесу»
http://www.stihi.ru/2002/03/13-324
«копытцем» - подумаю над этим вариантом.
Но, вообще говоря, уменьшительно-ласкательные не очень катят.. в настоящей поэзии. Сразу думаешь – ага, «копытце», что ж, значит, - «луночка». Т.е. не Луна – серьезная женщина или.. здесь, в многомерном и многоярусном образе, может быть, лошадь – не важно! – но ведь не «луночка» же!!!
И приятная, действительно, ассоциация с олененком – как бы чуть-чуть из другого.. менее торжественного и значимого. Вот… все же, наверно, «копытом».
Но не исключаю. Подумаю еще на свежую голову. Спасибо!

«Она была прекрасна и чиста»
http://www.stihi.ru/2002/03/18-464
Юношеское стихотворение, так в плане шутки. Для серьезных людей с юмором.
Ничего страшного. Рифма-то – есть, это самое главное! А где – не всегда имеет значение. Точнее, в каждом конкретном случае – может иметь собственное значение.
При этом, в каждом предложении, если посчитать – по 21-ому слогу (в первых и вторых двух строках), что, строго говоря, совершенно соответствует всем канонам. В особенности, если из 4-х строк сделать две!
Вообще-то, у меня было, конечно, так:
Она была прекрасна и чиста,
Как первая мечта, была желанна.
И алые ее уста
Меня пытали, как фашисты - Корвалана!
Тогда получается тоже 21 – 21, но не 10-11-10-11, а 10-11-8-13.
Признаюсь, не удержался, перенес одно слово в строку предыдущую, вдруг, думаю, не заметят? Но вас так просто не проведешь!
А в остальных, между прочим, катренах всё вообще - хоки!
Может, ты не знаешь, кто такой Корвалан, и это испортило впечатление?
ЗЫ. Напомню, что в предыдущем стихотворении («Страничка Мечты») рифмы стояли у меня даже не в середине, а в начале строки. И даже самый строгий мэтр Джон не счел это недопустимым! Кстати, весьма интересно и твое мнение. Был бы рад! Надеюсь…

Хорошо, ссылаться больше не буду. Это верное замечание.
А вот насчет выставления старых стихов – не согласен. На мой взгляд, стихи написанные в юности.. и первой молодости – самые сильные. При условии, конечно же, их доработки до профессиональных кондиций. Этим я лично чаще всего и занимаюсь.
У меня много юношеских стихов. И не секрет, что первую свою книгу опубликовал через 30 лет творческого пути – было мне 46. А до этого писал в стол, и практически никто не видел моих стихов. Поэтому, именно сейчас, последние годы – я достаю из запасников стихи из старых тетрадей и их дорабатываю. С огромною благодарностью учитывая мнения серьезных читателей. Это правда!
Есть, безусловно, у меня и стихи написанные в последние годы, но их значительно меньше. Это уже другие стихи. Действительно. И, кстати, именно их я и предложил в Альманах «Весны».
Да… Так вот в стихах написанных в годы далекие – есть неподдельное чувство и музыка. Когда же их насыщаешь еще и смыслом.. каким-нибудь и доводишь, получаются иногда совершенно великолепные вещи! Лирические, конечно же, в основном.

«Она была прекрасна и чиста»
http://www.stihi.ru/2002/03/18-464
Женщины особенно прекрасны, когда улыбаются. Сначала немножечко сердятся, а потом - улыбаются…
Рад, что вызвал улыбку у вас. И удостоился даже награды. Спасибо за прекрасный экспромт!
Что же касается «бой-баб, напоминающих оружие массового поражения»… Нет, в стише говорится о совершенно индивидуальном оружии, да, по мощности сопоставимом даже и с целым Флотом американским, однако же это не секс-бомба. Теперь, увы, многие могут различать только такие вот секс-бомбы, но есть - и я думаю, вы знаете это - оружие намного более поражающее мужчин, даже и самых защищенных и опытных!

Лик Бога, которого создает и видит народ, и является его лицом собственным.