Жизнь продолжается

Ольга Климова
               
Уже второй год Анютка ждала возвращения мужа. Ждала не из армии, не из командировки какой долгосрочной, все было намного хуже: она ждала его из тюрьмы.

Зима выдалась холодная, Анютка с трудом справлялась с домашним хозяйством. Она перетаскивала уголь, небрежно вываленный прямо возле дома. Широкой лопатой она нагрузила полную тележку, закатила ее во двор и, поправив съехавшую на глаза шапку, села прямо на снег и задумалась.

«Все, больше не могу, помог бы кто»,- подумала она. Но помощи ждать было неоткуда. Отцу сейчас не до нее, впрочем, как всегда.

  Родители всю жизнь проработали на текстильном комбинате. Отец в молодые годы был первым красавцем. Кудрявые черные волосы, плечистый, коренастый. Незамужние текстильщицы, так и вились вокруг него, приглашая на разные вечеринки. С этих посиделок отец возвращался пьяный и злой. Особенно злился он  на жену, рано поблекшую, а в недавнем прошлом миловидную женщину, если той не было дома. Мать он бил страшно. В такие моменты Анютка с сестрами прятались в шкаф и,  дрожа, как маленькие котята,  крепко прижимались друг к другу.
 
Однажды, после очередных побоев, мама пролежала в кровати неделю. Когда она, наконец, поднялась, ноги ее стали отечными, синими, спина не гнулась. Тогда все дела свалились  на старшую из троих дочерей – Анютку, которая к тому времени заметно повзрослела и похорошела. В то время она и познакомилась с Андреем, а потом и быстренько, не раздумывая. выскочила за него замуж.  А ей за месяц до свадьбы всего лишь восемнадцать исполнилось!

 
С этих мыслей память невольно перенесла ее в события двухлетней давности. Тогда Анютка надеялась, что после замужества ее жизнь измениться к лучшему.
 
Сначала у них все было хорошо. Андрей  всегда ласковый с  молодой женой, спешил после работы домой, баловал ее разными угощениями: то шоколадку, то мороженое, то безделушку какую-нибудь принесет. Так было, пока он не подружился он с Виталием.

Виталий, очень крупный, суетливый, парень с выпученными, без намека на интеллект,  глазами,  сразу не понравился Анютке.
- Я заберу твоего мужа на часок?- с натянутой веселостью спрашивал он хозяйку, допивая в их доме четвертую кружку чая.

  Анютка пожимала плечами, ей не хотелось, чтобы муж уходил из дома в столь поздний час, но отказать постороннему человеку она не могла.
Потом и вовсе никто не спрашивал ее разрешения, и Андрей пр
опадал с Виталием  каждый вечер.

Один раз Анютка попыталась воспротивиться уходу мужа:
- Андрей, во дворе бы убрать…
Андрей уже намеревался вернуться, но Виталий остановил:
- Что у тебя жена и подмести не может. Метлу в руках не держала? Уборка- дело женское.
Андрей поднял голову и доверчиво посмотрел на друга. Его слова звучали убедительно.
«И правда»,- подумал Андрей и, со спокойной совестью, шагнул за ворота.

 Андрей дома не ночевал. Анютка ни на минуту не сомкнула глаз, то ей мерещилось, что скрипнула калитка, то слышались в тишине знакомые шаги.

В эту самую длинную в жизни ночь она лежала на кровати, рассматривала полоски  на потолке и стенах, создаваемые светом фар  проезжавших машин, и размышляла.

Она подсознательно чувствовала вину за то, что происходило в их с Андреем жизни. Ведь не гуляют мужья у подруг! Наверно, что-то не так она делает в жизни, в чем- то провинилась, за это и наказана.

Андрей совсем ее не замечает. А как хочется чувствовать себя молодой и красивой, быть хоть кому- нибудь нужной, ну хоть ребеночку…

На рассвете Андрей ввалился в избу совершенно пьяный. Весь воротник рубашки был испачкан помадой.  Затаив в душе обиду, Анютка терпеливо раздела его и уложила в постель. Проснувшись, Андрей опять хотел куда-то улизнуть,  но не нашел чистой рубашки и с возмущением потребовал ее у жены.

Анютка не выдержала и влепила мужу смачную пощечину. Не протрезвевший мужчина  ударил в ответ, и они сцепились в драку. Анютка хватала попадавшиеся под руку предметы: книги, коробки из-под дисков, плойку и с остервенением дубасила ими мужа. Ей хотелось отомстить за себя, за мать, за маленьких сестер, за всех женщин, которых когда-либо били пьяные мужья. Андрей, чувствуя свою вину, не сопротивлялся. Наконец, он изловчился  и крепко обхватил жену, не давая ей пошевелить руками, и держал так, пока она не перестала биться и вырываться.

  Анютка почувствовала полный упадок сил , удивленная своим внезапным приступом ярости, послушно села на стул, предложенный Андреем.

- Анют, виноват я перед тобой, прости,- начал тяжелый разговор Андрей.- Перебрал вчера, не помню как домой вернулся.
- А по- моему неплохо провел время,- Анютка указала рукой на вчерашнюю  рубаху, скомканную и грязную.
Андрей принялся собирать разбросанные вещи. Вид у него был жалкий, помятый.
-Почему у нас все так ? Почему жизнь семейная под откос катится? –с горечью спрашивала Анютка,- Еще Виталий этот…  Обещай, что не увижу его больше около тебя.
- Ты пойми, не могу я этого обещать, у нас с ним дела общие.
- Дела? Какие дела?
- Нельзя тебе этого знать. Я деньги зарабатываю, для тебя, между прочим, стараюсь. Ну не расстраивайся ты так!- сказал Андрей, заметив у жены слезы. - Хочешь, я сегодня никуда не пойду?

       Этот серьезный разговор не принес тогда успокоения. А от таинственности, связывающей его с Виталием, в ее душе появилось ноющее беспокойство, предчувствие новых бед.
  Андрей все чаще начал приносить в подарок жене  уже  не безделушки, а вещи добротные, дорогие.  Когда Анютка примеряла коротенькую шубку, Андрея просто распирало от гордости, что он сумел принарядить жену.
- Откуда?- удивлялась Анна.
- Не спрашивай, заработал.

Неожиданно нагрянули те самые неприятности, которых так боялась Аня. Однажды к ним пришли двое мужчин, показали удостоверения и пригласили Андрея пройти в отделение. Вскоре выяснилось, что его задержали за кражи, которые совершал он вместе с дружком своим, Виталием. Хитрющий Виталий  надоумил взять всю вину на себя-  меньше срок дадут.

«Для кого- то четыре года срок небольшой, а у меня вся молодость пройдет!» - думала Анютка, переживая из- за случившегося. А через неделю, узнав, что беременна, почему- то успокоилась. Она часами крутилась перед зеркалом, рассматривая себя в новом положении и с усердием школьницы- хорошистки старательно выполняла все наставления врачей, гордая собой, и довольная, что прикоснулась к самой большой тайне на земле- появлению нового человека.

Ребеночек родился здоровеньким и крепеньким. Увидев его, Анютка сначала заплакала, а потом испытала радость, доводящую ее до отупения, сильнейшее желание  жить, и сделать все возможное и невозможное для этого крохотного человека.
- Назову Андреем,- рассуждала Аня, стоя с матерью  в холодном коридоре роддома.- Имя красивое и Андрей рад будет.
-Имя это одно. Ты лучше скажи, как вы с ним одни-то будете жить?- всхлипывала мать. По рассеянному выражению лица было не понятно, рада ли она рождению внука, болезни совсем ее  доконали.
- Ничего. справимся как- нибудь,- успокаивала ее, а заодно и себя молодая мать.


Анютка очнулась от воспоминаний. Надо скорее заканчивать с углем, Ее младшая сестра Светка уже устала сидеть с шаловливым Андрейкой, бледное личико уже не в первый раз показывалось в  окне.

На улице, состоящей в основном из стареньких деревянных строений, было немноголюдно. По дороге, тяжелой походкой, соответствующей ее большому телу, проходила тетя Галя, мамина подруга. Заметив Анютку, она остановилась. 
-  Вон как тебе приходиться работать!- посочувствовала она девушке.- Как сынок твой?
- Хорошо, ходить научился,- отвечала довольная мать. - Разговаривать учимся.
- Да, вы с Андрейкой молодцы,- отвечала приветливая женщина. А отец ваш скоро вернется?
- Пишет, что ведет он там себя хорошо, нет к нему никаких нареканий, поэтому раньше отпустят,  когда точно не знает.
- Ох вы, горемыки, тяжело вам приходиться! Андрей- то хороший парень, покладистый, да вот  Витальке зря поддался. А Виталька, говорят, наркотиками балуется,- тетя Галя снизила голос до шепота.- А раньше спортом занимался, борьбой какой- то. Но что- то  у него там не сложилось, травма что ли была серьезная.

Разговор прервался, внимание к себе привлекли  мальчишки, они галдели, смеялись и бежали за соседским Аркашкой, мальчиком лет десяти. Оказывается Аркашка обморозил уши. И без того большие и торчащие, они выглядывали из- под коротенькой закатанной шапочки, как толстенные локаторы.
Аркашке  больно и не до смеха. Он рукавом вытирал слезы и убегал от преследовавших его ребят.
- Никакому человеку на свете счастья нет-, обреченно сказала Галина, посматривая на мальчика.- У детей детские беды, у взрослых- взрослые,- проговорила она переводя взгляд с Аркашки на Аню.- Ну, не буду тебя отвлекать больше, поздно уже.

Анютке вдруг стало невыносимо жалко этого тощего мальчишку. Ей представилось, что ее сына будут когда- нибудь вот также обижать, а  ее не окажется рядом.

Похолодало. Аня, вкатив во двор последнюю тележку, побежала в магазин.
  Маленький сынок не дождался возвращения матери и уснул. Светка, получив за труды шоколадку, сразу отломила от нее большой кусок и, не задерживаясь ни на секунду, побежала домой.

Анютка подтопила печку, взяла теплый  плед и устроилась на диване. Ей захотелось вспомнить Андрея, но воспоминание получалось неясным и размытым. Рука потянулась за семейным альбомом, лежавшим на полке. В руку попал старый и изрядно потертый альбом, достался он Анютке от матери. Начала листать. Лица близких людей напоминали ей о приятных событиях. Детство. Мама. К матери она относилась очень трепетно, и ,хотя у них в семье не принято было говорить о любви,  всегда считала маму самым главным в жизни человеком. Мама родила ее, у нее есть теперь маленький Андрюшка, в нем жизнь  продолжилась. У сына тоже может родиться ребенок и так  бесконечно, если ниточка не оборвется…

Вскоре она придумала себе другое развлечение- искала черты сына в лице мужа. Тот же вздернутый носик, глаза узенькие, широкие скулы. Сходство было явным. Улыбаясь собственным мыслям, Анютка начала потихоньку засыпать и сразу увидела сон. Ей приснилось, будто ее, совсем маленькую конопатую девчонку, отец с матерью ведут в парк.  Родители нарядные, молодые. Отец трезв и добр к дочери. Мама веселая. Вдруг появляется чужой страшный мужик, хватает ее, Анютку за руку и тащит за собой. Она не хочет с ним идти, хватается за мамину руку, но мама отпускает и она шлепает за мужиком. Видит, не мужик это вовсе, а муж ее Андрей…

Аня проснулась от громкого стука в ворота.
Во дворе забилась, залаяла собака. Тревожно застучало сердце: уж не Андрей ли? Анютка накинула старенькую шубейку и со всех ног бросилась открывать. У ворот стоял, переминаясь с ноги на ногу, Виталий.
-Ты! Ко мне?- не скрывая удивления спросила девушка. Виталия уже давно не было видно в городе.
- Поговорить надо. Пошли в дом, нечего гостей на улице держать.
Только на кухне Анютка по мутным глазам поняла, что Виталий был не в себе.
-Деньги мои у вас лежат, Андрею я их отдал на хранение. Верни,- грубо сказал Виталий, вылупив на девушку свои коровьи водянистые глаза.
   Анютка, которую муж никогда не посвящал в свои темные делишки и знать ничего не знала ни про какие деньги.
- Нету у меня денег, с Андрея и спрашивай.
- Ну не хочешь отдавать, сам заберу.

Виталий начал обыскивать квартиру. Он обшарил все шкафы, полки, заглянул под диван, ощупал все подушки, медленно, потряхивая в воздухе каждой вещицей, выкинул одежду из комода.

Анютка очень испугалась, что он пойдет в комнату, где спал ребенок. Виталий перешел на кухню и заметил на столе, напротив печки, пакеты с продуктами.
- А это что? Жрем, значит. Мои денежки проедаем! Он схватил пакет и вытряхнул  содержимое. Слоеное печенье, которое так любил  маленький Андрейка, крошась и разламываясь на мелкие кусочки, посыпалось на пол, попадая в густую розовую лужу из разлившегося йогурта. Следом полетели конфеты.

Анютка нагнулась, чтобы собрать то, что уцелело, но Виталий внезапно пнул ее, и ,испытав наслаждение от власти над слабым существом пнул еще. Второй пинок пришелся в живот. Девушка согнулась, кривясь и корчась от боли. Понимание, того что Аня действительно ничего не знает о его деньгах. добавило ярости и он, совершенно озверев, набросился на нее с кулаками.

Виталий сплюнул. Теперь он испытывал брезгливость к избитой, распластавшейся на полу женщине, которая безуспешно пыталась подняться на ноги.
«Крепкая стерва!»- с отвращением подумал Виталий-«Ее просто так не убьешь, а добивать надо, очухается, разболтает всем, нет у меня выбора».

Тем временем его случайная жертва ползла к выходу из кухни, чтобы загородить дорогу в комнату малыша.
- Андрюша, Андрюшенька!- то ли мужа, то ли сына тихонько позвала Анютка, поднимаясь. Виталий размахнулся и резким ударом откинул ее назад. Сильно стукнувшись головой о печную заслонку, она упала и затихла, теперь уже навсегда.

В соседней комнате закряхтел потревоженный ребенок. Виталий направился было туда, но остановился.
«Хватит на сегодня и одного убийства»- подумал он.


Андрей освободился досрочно. Жене сообщать не стал, хотел сделать сюрприз.  Доехать до своего города ему удалось только к вечеру. Небольшой городок, в котором родился и вырос Андрей, за два года почти не изменился. Лишь немного чище стали улицы, да больше крупных магазинов. Андрей подошел к  измученным долгим бездельем, водителям такси.
- Ну и цены у вас! - воскликнул Андрей, устраиваясь на сиденье.
  Таксист , пожилой мужчина лет шестидесяти , оказался очень разговорчивым:
- А что цены, они теперь на все растут. Еще Маркс отмечал, что повышение цен на один товар тянет за собой другие. Я в свое время институт закончил  технологический,- пояснил мужчина.
- Так у тебя какой товар?
_ У меня услуга, но услуга важная и нужная.
- А чего  тогда таксистом работаешь, раз такой образованный?
- Да я инженером был советское время, в леспромхозе работал. Потом хозяйство это закрылось. А работать надо. У меня жена без работы дома сидит. Дети еще на ноги не стали…-  Сам-то женат?
- Женат, к жене вот еду. Сын у меня родился, не видел еще. Два года сроку отмотал.
-Знаешь , отец, я только там понял, что больше счастья быть не может. чем жена любимая. Раньше дурак был,характер показывал, обижал ее… Нет, чтоб жить и радоваться.
- Главное, что ты это понял. А жизнь заново начать никогда не поздно,- резонно заметил таксист.
Андрей замолчал, вновь представляя встречу с женой, лицо его засияло.
Снег во дворе звучно хрустел под ногами и освещал дорогу. Открывая дверь, Андрей услышал, как истошно кричит ребенок.
«Мой пацан орет»,- догадался он,- «Что ж Анька его не успокоит?»
Прямо с порога Андрей крикнул: «Встречай, жена, я вернулся!»


        Хоронили Анютку всей улицей. Родители от внезапного горя в один день состарились. Но как ни странно, это же горе их и объединило. На  похоронах они, два сгорбленных старичка, стояли в сторонке и молчали. А что говорить? Виноваты были перед дочкой, не в смерти, конечно, а в жизни: недолюбили ее, недожалели…
Виталия нашли сразу. Он во всем сознался, но не раскаивался. Оказалось, что денег, которые он искал, уже не было, отдал их Андрей, компенсировал людям  материальный ущерб.
Андрей несколько раз пытался свести счеты с жизнью, но образумился, воспитывает сына.
Андрейка- славный паренек, добрый, учится хорошо, на рыбалку с отцом любит ходить.
 Нет человека, а жизнь идет своим чередом, не останавливаясь и не замирая даже на секунду.