Мое интервью для Вече Санкт-Петербурга

Богданова Яна
Искренность вообще "торкает", как хорошая сивуха! Рай, ад, вселенная и ты на унитазе! После фильма "Страсти Христовы", который посмотрела "под Пасху", так сказать, поняла, что в искусстве должны быть резкие и настоящие вещи, они достают из задницы мозги и выкидывают их прямо на улицу. Ну, а там прохожие, джипы, Балтика 7, пару девочек для съема. Все это надо схватить! Зажать в кулак, принести домой и приласкать.

Яна, сегодня поэтов в тысячи раз больше, чем во времена, например, Пушкина. Как в такой ситуации современному поэту найти своего читателя, а читателю - своего поэта?

Людей с поэтической душой во все времена было достаточно. Что лучше, выражать то, что чувствуешь на бумаге или поэтизировать саму жизнь, большой вопрос. Сегодня поэтов действительно стало больше и это здорово, так как родилось, можно сказать, новое поколение, которому необходимо находить отражение своей жизни в творчестве. Поэзия - это подсознательная сублимация пережитых событий. То, что люди сейчас хотят писать стихи, говорит о том, что они наполнены до краев "Инь и Ян", как результат, из их чаши выплескиваются строчки. Более, людям стало Необходимо писать стихи, ведь через поэтическую призму удается изжить какую-то горечь, что-то понять или глобально переоценить мир с его существующими законами, как внешними, так и внутренними. Для этого сейчас достаточно информации в сфере политических, экономических и духовных событий, в связи с которыми человек становится несколько другим. Я не говорю более ожесточенным или озлобленным - просто другим.

Что касается публики. У поэта много возможностей для ее выбора. Появилось немало различных инноваций с помощью которых люди могут общаться между собой или знакомиться. Например, Интернет. Если поэту хочется узнать мнение посторонних или уважаемых ему людей, он может найти сайт, блог или социальную сеть, через которые не только может связаться даже с очень известными личностями, но и завести новые знакомства, создать вокруг себя маленькую поэтическую ячейку. Говорить о том, как быть современному поэту в нашем обществе, сложно. Ведь сейчас модно быть богатым, счастливым и загорелым. А поэт - это судьба и часто нелегкая. Невозможно представить себе поэта, который зарабатывает деньги своими стихами.

В Петербурге достаточно различных поэтических сообществ, из которых человек волен выбрать то, что ему ближе в плане мироощущения. Хотя все-равно "клан поэтов" остается закрытым. Обычно это чтения для своих.

Мне сложно отвечать на этот вопрос, так как для себя я не могу определить степень нужности поэзии в современном мире. Скорее поэзию интересно слушать, "представлять", а не читать. Время движется невероятно быстро, и современному человеку хочется овладеть максимумом информации. Услышать стих, увидеть перфоманс, заочно познакомиться с неординарной личностью на сцене, в общем, получить яркие впечатления. У нас в городе весьма часто проходят подобного рода "поэтические сборища" и не могу сказать, что они не пользуются популярностью у молодежи. Другой вопрос в том, что и стихи им уже интересны, те "технократически-электронные", которые говорят о реалиях жизни, в которых они могут услышать отголоски своих внутренних переживаний.

Что для тебя важнее - читать чужие стихи или писать свои?

Я получила первое образование в Санкт-Петербургском Университете Культуры и Искусств, как режиссер драмы. Поэтому читать чужие стихи мне всегда очень интересно, особенно, когда удается найти в них что-то свое, родное, и максимум выразиться как актриса и режиссер. Мне что-то интересно, что-то нет, что-то мое и наоборот. Современные стихи с листа я читаю редко, но с удовольствием слушаю их со сцены Театра Поэтов "Послушайте" на Пушкинской, 9

Все равноценно. Как можно писать что-то свое и не интересоваться чужим? Это значит запереть самого себя в Палату 6, остаться безумным в безумии, наедине со своими образами и метаниями. Нужно протягивать руки в мир и он ответит тебе тем же.


Кто твои кумиры и учителя?

У меня нет кумиров, так как преклонять колени можно только перед Богом. Своим главным учителем я считаю Ф. Достоевского. Он не поэт, но сумел научить самому главному - быть честной и требовательной. Из поэтов, пожалуй, Марина Цветаева. Ее максимализм, предельное ощущение жизни, никаких поддавков, только пощечины в виде тире. В шестнадцать лет я написала небольшое эссе под названием "Моя любовь - Марина Цветаева". Там есть стихи, посвященные ей:

"Ты никогда для меня не была "просто женщиной", "просто человеком", "просто поэтом" "Ты была не просто - мужчина и женщина, земля и небо, старость и юность - Целое. Ты для меня Марина - Целое".

Марине Цветаевой

Моя - Твоя - Колокольня!
Вверх перстами! Вниз животом!
Сквозь печаль Марина, сквозь вечерю
С протянутой улыбкой под окном.

Мне колен своих согнуть сердце
Пред тобой - одичалое,
Ты сегодня в крест невеста -
Целуемая, алая!

Ты сегодня снег и рожь -
Косы жжешь, словно воин в путь,
Слово растревоженное - вожжами тревожь,
Розовое, голубое, красное - твоя суть!

Снегом рваным путь омою,
Выстелю - выстрелом глаз входные двери,
Настежь - победительницей Трои,
Последней любовью удостоверю.

Верю, ворую, воюю веру,
В стенах замкнутой птицей кличу,
Слов твоих - золотую орду
Нежности рук - громогласную сечу.

Целовать твой последний день
Жизнь, радость, восторг, боль,
Никакого права на "тень",
Тебе - и твоим устам колокольным.

Подберу в ночи лат угрюмых тяжесть,
Несть вперед их весь сердечный путь.
Неотступная - юная ярость.
Не прощенная - старая грусть.

Потом, Иосиф Бродский. С него началось мое введение в поэзию. Когда мне было четырнадцать, я училась в театральной студии, где наши руководители поставили с нами "Шествие". Это был трогательный и жесткий спектакль с песнями и пластическими номерами. После этого я стала его читать, интересоваться судьбой. Мне близка в нем - глубина и заумность, которая выливается в простоту и ясность. Когда человек пытается объяснить тебе, что такое истина, ты особенно не вникаешь в слова, а просто веришь или нет. Бродскому я поверила.


Как ты относишься к известному изречению Н. Некрасова "поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан"?

Особенно актуальный вопрос на фоне происходящей политической ситуации. Поэт - должен быть гражданином, только это как-то пафосно звучит. Лучше просто человеком, который любит свою родину.

P.S

Поэт сегодня обрекает себя на добровольное изгнание из общества, истерически -радостно взваливает на свои плечи крест - мук, истекая кровью душевной шагает в каждый божий день. Он не боится устанавливать свои творческие законы, и созерцать, не важно, что бы он ни делал, все у него обострено и во всем он непременно видит смысл мистический. Но путь художника, как ничей другой - интересен и неповторим. Потому что он свою жизнь "творит сам, по собственному произволу", "и не надо кричать им не надо".

Беседовал Вячеслав Кочнов


СТИХИ ЯНЫ БОГДАНОВОЙ

Кризисные инсталляции

Надоело следить за новинками сезона.
Orbit!
Не помню как пишется,
да уже и не ново,
вышел из моды,
а я сижу дома,
где сквозняк и сырость.

На милость последней сигарете,
отдаю свои вдохновенные сплетни
и сетевые ухмылки.

Быть битым,
значит унаследовать
царство своего страха.
Мне важно стать прахом-
понять, как стать прахом.

Колени сгибаются
в нервном экстазе.
Круг глаз ограничился-
памятью и дрожанием.

Мне хочется зажать вас в комок распятый,
чтобы быть сильным, честным, и рваным.
Громко стоять
между междометием и окончанием.

Утро уже наступило - оно вечно!
Бизнес, доллары, кризис,
всеобщий гамм ртов.

Озноб пробегает по коже,
пока я хожу
по раздвоенным улицам снов.

Как мне понять,
что память кончилась
из ее вен, так быстро льется кровь,
из ее век, так отчаянно просится осень.
Где мне понять, когда остановится память.