Сёстры или Иван - дурак... Глава 5

Нина Мак
     ...а точнее "Жизнь удалась"

   Нас, как в сказке, 3 сестры. Ну а я, как « Иван - дурак », 3-я. Об обеих, стихи и рассказы.
   Старшая сестра с сорок первого, выжила благодаря тому, что уже был пенициллин. И маме прислали родственники лекарство, когда сестра была «на грани». Ноги у неё с тех пор слабые, хотя с  виду крепкие, как и подобает донским, хотя и рыжим казачкам: стать в осанке и открытый смелый взгляд.

   Средняя сестра  болеет, с тех пор как мы в детстве провалились в сугроб. Мы жили в северной части Казахстана и там поздней весной днём подтаивали сугробы, за ночь подмораживало, вода стекала в ложбинки. Снаружи не было видно, что под сугробами  притаились « ловушки » для таких глупых детей как мы. Ну может быть не так глупых как не знающих жизнь и доверчивых даже силам природы. Мы катались «на ногах» и ничего не подозревая, скатились прямо « к чёрту в лапы ».

   Помню, как мы по очереди, «лёжа на пузе», тянули друг друга одной рукой, другой держались за замёрзшие комочки снега, чтобы не свалиться обеим, понимали, что тогда всё, не выбраться. Нам было лет по 5-7, сестра старше меня на 2 года. Помню, как сестра вытолкнула меня из ямы, на дне которой был мокрый снег, а сама еле выкарабкалась цепляясь замёрзшими, ослабевшими руками за края образовавшейся, а точнее открывшейся ямы. Яму видно не было, была горка, с которой мы скатывались, весело смеясь и радуясь приближающейся долгожданной весне. Солнышко светило и ничего не предвещало надвигающейся беды. А беда, как известно, приходит нежданно-негаданно. Об этой истории есть стих и рассказ, о чём я уже упоминала.

   Валенки остались на дне образовавшейся широкой ямы, а мы бежали по застывшей  дороге, освещённой весёлыми лучами солнышка, сверкая голыми пятками. Чулки на пятках «продырявливались» без конца и края и мама не успевала их латать и заштопывать, да и когда ей было: дети, хозяйство, рабочие. Самая старшая сестра присматривала за детьми, помогала маме, да ещё уроки. Ногой качала люльку с младшими братьями, а их было 2-е и которые потом умерли, одновременно решала задачи или другие школьные задания, сидя за столом.

   Я хорошо помню  « парк-сад », который был напротив нашего дома, и мы были « в поле зрения » у мамы и старшей сестры. Мама хлопотала по хозяйству во дворе, а хозяйство было не маленьким, самая старшая сестра в это время нянчила моих 2-х младших братьев.
   У ворот нас поджидала мама, мы исчезли из её поля зрения, потому как эта проклятая яма была наискосок от нашего дома. Такие ямки копали осенью под посадку деревьев. Ранней весной земля ещё промёрзшая и копать труднее.

   Я помню, как училась в первом классе и убегала по диагонали сада из школы от своего поклонника  и пряталась в таких ямках. Время от времени я выглядывала, а когда он, потеряв меня из виду, отыскивал глазами, куда это я исчезла, то выскакивала из ямки и что было сил, бежала домой. Поклонника звали Коля. Я была девочка гордая, и до
« пацанов » мне не было никакого дела. Терпеть не могла назойливость. Сейчас мне  было бы интересно, как сложилась у него судьба. Если когда-нибудь ему доведётся это прочитать, может быть, он и вспомнит светленькую «бегунью». Я лица его не помню.  Переписываюсь с незнакомыми дорогими земляками на одном из сайтов.
  Вижу на фото, каким красивым стал сад.Сад, сад, знал бы ты, что после того случая моя сестра инвалид и не встаёт с постели уже много лет.

  На окраине нашего посёлка были наши огромные огороды. Мама со старшей  моей сестрой сажала картошку и арбузы.
  Я прибегала к ним, когда солнце было уже высоко в небе. Выспавшись, я шла гордо по улице, но путь лежал по улице, на которой жил мой «ухажёр». Других улиц я не знала, да и девочка я была боязливая и осторожная. Коля как всегда «поджидал», так мне казалось. Бежал за мной, а я убегала только пятки сверкали. Как же я его ненавидела!

  Когда мы переехали, и я училась в 3-ем или 4-ом  классе, появился «поклонник» Вова. Я долго ненавидела эти мужские имена. Да простят меня мужчины, носящие эти замечательные красивые имена. Думала уж если и будет у меня муж, то только не Коля и не Вова. Я и сыновей не хотела называть такими именами.

  Такая вот у меня закалка по поводу бега. Бегать я любила всегда. Бегала так, что не могла остановиться.

   Я даже на велосипеде любила быстро ездить, хотя вначале боялась к нему подойти.А потом так неслась. остановиться не могла и "врезалась " в забор! Ухватилась за верхнюю часть забора, а оттуда -собака!. Да. воспоминания. и куда они только не уносят! О каждом эпизоде можно долго рассказывать. Да разве перескажешь всю жизнь!Оставшегося времени не хватит! Впрочем как и у всех людей, есть что рассказать.жаль. что не все это делают.Видимо не у всех есть на это время.А может быть и желания нет. Жаль!

   Ну, про велосипед  ещё одна история. Старшая сестра катала меня «на рамке», когда мне было года 4-ре. Как интересно мелькали спицы! Девочка я была любознательная. Мне хотелось что-нибудь в них вставить. Я это и сделала: сунула  правую ногу. Мы с сестрой и с велосипедом улетели под косогор.

   Мама долго носила меня на руках в больницу. Мне это нравилось, но не нравилось, что я постоянно сползала у мамы на руках и не могла удобно «устроиться», как квочка «ёрзала», мне хотелось слезть на больничный пол, но я не могла ещё твёрдо стоять на поломанной ноге. Я утихомиривалась и смирялась со своим положением. С годами нога стала побаливать, но я не сразу вспомнила отчего.

   Не случайно у моих детей: старшего сына и дочки грамоты по кроссу. А младший «интеллектуал» и у него по «физ-ре» 4-ка. Зато в современных технологиях он «асс». То ли передалось, что я родила его, когда была не слишком молода.

   Передалось то, что он не очень любит подвижные «игры», а «старая корова», как я сама себя шутя называла, любила поспать, когда носила под сердцем своего последыша.

   Я «жаворонок», спала так, что старшие дети уходили в школу, а я досыпала и «просыпала» молоко. В магазин идти уже не было смысла, в те наши советские годы молоко продавали на разлив из фляг большими черпаками. Были очереди, и «кто не успел, тот опоздал». Так что я «опоздала» следить за своими зубами, потеряла бдительность и после этого были проблемы. Хотя моложе я смертельно боялась лишиться своих ровных, красивых зубов. Правда, мне и сейчас говорят, что у меня голливудская улыбка. Могу же я себе хоть иногда сделать комплимент. 

   Когда мы переехали в южную часть Казахстана, то мало видевшие фруктов, «добрались». Мы наелись зёрнышек из косточек сухих слив, со спиленного дерева. Помню, как потом рядочком лежали на земле, так было плохо. Я была осторожной, поэтому съела меньше, чем старшая сестра. Ей вообще мама вызвала «скорую», когда вернулась откуда-то и с ужасом всё  увидела. А ещё мы «баловались»  недозревшими яблоками. Мне опять, - ничего, или я была покрепче, а у средней сестры болел желудок, а точнее, «давило».

   Да мы ели всё «в охотку»: клей с деревьев, молодые побеги малины. И даже ртуть от специально разбитых градусников, новые друзья-подруги научили. Я её «держала» внизу этажерки с дверкой в баночке из-под сметаны.
  Время от времени я брала её в рот, на язык, как и другие мои ровесники. Приятно было ощущать тяжёленький комочек. И в руке держать жидкость, имеющую такой «солидный» вес. Как мы ещё совсем  не поперетравились.

  Вообще то, мы были послушными детьми, учились хорошо. Я даже была «лучшей ученицей в классе». Об этом тоже есть стих.
  Но в мамино отсутствие иногда вытворяли «чёрт знает что».
  К нам приходили поиграть соседские подружки турчанки, которые почему-то называли себя азербайджанками. Потом  многие стали с гордостью называть себя турками, почему-то, видимо времена изменились и это стало престижно: «цивильная страна», курорты, отдых в  «загранке».
  Мы обхватывали друг друга «со спины», крепко под «дыхло» и «сваливались без сознания. Укладывали друг друга «штабелями» на пол. Я была боязливой и редко поддавалась на «провокацию». Боялась, что не приду в своё сознание.
  А вообще то, наше поколение было не совсем «испорченным», а точнее не было испорченным. Просто были дураки-несмышлёныши.

  Я долго стеснялась своего отчества. Садилась на первую парту и тихонько говорила своё отчество, когда учительница записывала в журнал данные. Но одноклассники всё равно слышали и смеялись, а я краснела. Как я завидовала «Николаевнам», «Васильевнам»! Нас в классе потом стало 3 тёзки и нас называли по отчеству, чтобы различать. Одна была "Захаровна", вторая "Архиповна" и мы завидовали 3-ей: "Фёдоровне".
   Имя, которое дала мне старшая сестра, тоже не нравилось. Я говорила, почему меня нельзя называть Нинией или Нинеждой, а только коротко.
   Зато потом я стала даже гордиться, своим редким отчеством и именем. Имя мне стало нравиться, ещё и потому, что оно не только не часто встречается, но и на грузинский «манер»: «Нино», как меня иногда называют.

   Когда я поступила в институт в 20 лет, меня называли только по отчеству, как старушку, потому что большинство  однокурсников были младше меня на 3 года. Но меня это уже не обижало. На работе коллеги, большей частью тоже называли, почему-то только  отчеством. Мне это уже нравилось, может быть, было всё равно: «Хоть горшком назови…».
   Я даже псевдоним вначале взяла из имени и отчества. А моя средняя сестра, как потом оказалось, только отчество. Так она на стихире и идёт под таким  логином. Я же свой псевдоним «подкоротила». Как меняются времена и взгляды, хотя по сути своей мало чего меняется в корне,  «…каким ты был…».

   Здесь большинство авторов под псевдонимами, под масками. Я вначале, «простая как 3 рубля», открыла своё «забрало», а когда осмотрелась, быстренько «в кусты», чтобы не светиться. Очень удобно, оказывается, спрятаться от всех, правда когда «распознают» сколько мне лет, быстренько «слинивают». Хотя некоторые и сами  то не «первой свежести». Потом изредка заглядывают, может быть из-за склероза или просто «по старой дружбе», но уже посерьёзневшие, и пишут очень даже ничего мне рецки, но короче прежних как мне иногда кажется.
   Но, мои дорогие, это не здесь, здесь я не очень-то и «партизаню». Здесь я почти открыта, ну нельзя же всегда и везде быть одинаково почти серьёзной или наоборот, а пошутить я люблю.

   Правда одна моя бывшая уважаемая мной и уважающая меня коллега-начальница сказывала, что у меня «мозги на языке». Когда я по…, пусть  будет, созрела или достигла другого уровня или стала кое-что понимать, то до меня как всегда дошло, да и сейчас считаю что стриптиз души не обязательно везде и всем показывать.
   Это, сами понимаете,  даже не очень прилично. Итак, уже «разошлась», обычно я побаиваюсь надоесть.

  Но всё-таки расскажу ещё одну не очень приятную историю из моей жизни. Другая  моя коллега, а точнее почти подруга, почти, потому как подруги, как потом я узнала, это те которые ходят в гости друг другу. В гости мы не ходили, но были «как на духу». Так вот она мне говорила, что я «на ладони».
  Правда, через  долгие года, когда я «устроила» её в очередной раз, точнее во второй, на работу. А ещё точнее, великодушно «уступила» ей своё «место». Потом я и сама стала там работать, когда меня пригласили мои коллеги в третий раз. Там, это « в серьёзной конторе », она  « запросто » меня подставила. Ну она считала, как потом проболталась и сказала, что я не совсем-то… , и засмеялась: «простая как 3 рубля», то есть не совсем тупая, как я себя « выставила » в одном из своих рассказов  и даже кое-что понимаю. Она открыла «секрет». Секрет состоял в том, что она, оказывается, меня слушала и …делала выводы, одним словом надеялась на мою доверчивость, а я ей доверяла как самой себе.  Но «верная» подруга сказала, что ей надо зарабатывать на жизнь?! А дело шло к сокращению кадров. Так бывает, я её устроила, и я же должна уступить место и в случае сокращения штатов?!

   Нас не сократили обеих. Я ушла сама, хотя это уже никому не было нужно.
   Сейчас даже не перезваниваемся, хотя расстались вполне «прилично». Правда она спросила, если позвонит, возьму ли я трубку. Но мне поменяли телефон и я больше о ней ничего не знаю. Хотя «бывшая», как я теперь её называю, говорила, что я вылечила своей «болтовнёй» и шутками её душу: за 2 года её не простой жизни она засмеялась впервые, когда мы встретились, и «бок о бок»  съели пуд соли за 2 года, «просидели» на работе вдвоём. Некому было разбавлять эту соль.
  Она иногда шутила и говорила, сколько же она мне должна за вылеченную душу. Душа у неё стала не здоровой после того, когда её оставил муж. И я аккуратно спрашивала «крыша съехала», после того как он её оставил или оставил, потому что такая была.
  Она спокойно отвечала, что такая и была. Вообще мы зла и обиды не держим друг на друга, точнее  я не обижаюсь, но общаться, как прежде желания нет. Возможно, психологическая несовместимость, даже некоторые космонавты после полёта расстаются навсегда.

  Со мной такое редко происходит, точнее, перестало происходить с годами. Как-то довольно в молодые годы моя коллега сказала, что она не пряник, чтобы всем нравиться. Мне было удивительно, потому что казалось, что все меня любят или хотя бы уважают, такая вот была не развитая или та самая как в рассказе.
  С нею у меня отношения не сложились сразу, да и люди «помогли», интересно или от скуки, это я поняла тоже поздновато. Вообще, я сильно переживала, потому что люблю общаться с разными людьми.
  А когда отношения как бы ни с того ни с сего не складываются, морально тяжеловато. Сейчас я смотрю на ситуации другими глазами: нет, так  нет, но это реже.

  Неприятно, досадно, когда предают друзья или те люди, которых ты считал "своими" по духу, предстают перед тобой иными в экстремальной стуации. Все об этом, конечно же знают. Хотя и это не удивительно. Как говорят, плохих людей нет, есть просто другие.

  А вообще всё нормально. Просто в нашей семье было всё открыто и все были доброжелательными людьми. Это от мамы, да и отец был справедливым человеком. В семье было доверие и полная открытость. Ну и опять же я была самой маленькой, самой любимой.

  Я и сейчас любима: детьми…, дальше не будем распространяться … в следующий раз…, и сама люблю…, об этом тоже в другой раз, не всё сразу.

  Одним словом «Жизнь удалась». Что ещё надо простой советской женщине. А я до сих пор считаю, что моё поколение такой закалки. Нам особо много и не надо. Главное, «чтобы хлебушек был», так говорила моя мама. Спасибо Господу. Всё хорошо. Всё.