Эпизод 13. Администрация Департаментов

Элоиза
  «Не судите, да не судимы будете,
ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить».

  Мф. 7, 1.

  «И смеясь надо мной, презирая меня,
  Люцифер распахнул мне ворота во тьму,
  Люцифер подарил мне шестого коня –
  И Отчаянье было названье ему».

  Н. Гумилёв. «Баллада».


Обращение к читателям, впервые заглянувшим в мои креативы.
Данный «эпизод» является главой книги, именуемой «Несколько эпизодов из жизни людей и демонов». Описываемая ситуация будет более объяснима в контексте всей книги. Все предыдущие и последующие главы размещены на моей странице на сайте. 
Примечание от 5.06.09 г.

В главе изменено имя одного из персонажей: имя Азазель заменено на Адрамелех. Замена связана с новыми открывшимися обстоятельствами дела. Святейшая Инквизиция продолжает расследование.



  «…Что остаётся от сказки потом –
  После того, как её рассказали?» - навязчиво вертелась в голове строчка из какой-то песенки.
  Я – мыслю??? Стало быть… существую!!!
  Бескрайнее глубокое пространство. Слепящий шарик размером с приличное яблоко. Слабый отблеск того света, что обрушился на меня… минуту назад? Час назад? Сколько вообще прошло времени?
  Ну, вот, я уже начинаю мыслить человеческими категориями. «Сколько времени?» - это их основной вопрос. Как будто ответ на него способен хоть  как-то изменить моё нынешнее положение.
  А положение у меня самое вальяжное. Нет нужды уворачиваться от ног и копыт, потому что они свободно проходят сквозь меня. Хотя, нет: копыта что-то чуют и норовят обойти по широкой дуге. А ноги -  спотыкаются на пустом месте и сыплют откуда-то сверху нецензурными выражениями.
  Боюсь приступить  к ревизии собственных составных частей: а вдруг чего-то не досчитаюсь?  Вдруг тот, опаляющий и очищающий, разметал меня в клочья? И от эфирного тела остались только эфирные глаза с мозгами, которые сейчас пялятся снизу вверх с мостовой и что-то о себе думают?...
  Голова, ноги, руки, крылья… хвост… Всё, кажется, на месте, но при чём тут хвост?! Ах, нет, это не мой хвост. Это крупная рыжевато-серая крыса присела у обочины дороги. Тянет нос в мою сторону. Топорщит ус. Принюхивается. Чует падаль.
  Нет, зверь, тебе с меня проку не будет. Зря ты вьёшься…
  Кое-как пытаюсь принять естественную позу, то есть воспарить над землёю хотя бы метра на два. Голова кружится. Мутит. Вся поверхность тела горит, как ошпаренная крутым кипятком. Так мог бы себя чувствовать человек, которого макнули в котёл с кипящей водой и быстренько выдернули обратно. Человек в такой ситуации ещё может начать бредить и испытывать отрывочные галлюцинации. А потом, скорее всего, умрёт. Потому что тяжесть ожога зависит не только от его глубины, но и от площади поражения.
  А демон – не умрет. Интересно, как насчёт бреда с галлюцинациями?
  Покамест, кажется, я ещё ориентируюсь в окружающей обстановке. Вижу мощёную улицу, каменные стены домов… сточную канаву с помоями… настороженную крысу… Переулок какой-то знакомый; кажется, совсем недалеко от церкви. Ну, правильно, из храма меня выкинули, а дальше – чего возиться. Доберусь на свалку истории своим ходом…
  Кажется, кому-то было интересно, что случается с изгнанными демонами? Отлично, мне несказанно повезло: у меня есть шанс узнать это на личном опыте.
  Кажется, надо куда-то идти? Или не надо? Я теперь недоступна для восприятия человеческими органами чувств. Любое земное существо может пройти сквозь меня точно так же, как через столб атмосферного воздуха, находящийся на квадратном метре справа от меня, на квадратном метре слева от меня, спереди, сзади – повсюду. Разности в плотности воздуха они не почувствуют. Однако, инстинктивно они сторонятся того места, где я нахожусь. Прохождение сквозь меня вызывает в человеке резкий всплеск негативных эмоций. Беспричинно вскипает в душе раздражение, или досада, или накатывает глухая тоска. Человек и сам не может понять, с чего это ему резко поплохело. У сердечников вообще может приступ случиться.
  …А вот не надо через меня ходить! Внимательнее надо быть к окружающему миру, чутче!
  День – в разгаре. Солнце ещё только поднимается к зениту. Резкий холодный ветер рывками гонит вдоль улицы мелкий мусор. В щелях между камнями пробивается первая травка. Весна набирает обороты.
  Сколько у меня там от отпуска осталось? Месяцев одиннадцать? Вернуться, что ли, на работу… Нет, пока нельзя. Слухи всякие поползут. За спиной будут шептаться многозначительно. Коллеги из Людского Департамента уже наверняка всё внимательно отсмотрели, зафиксировали и донесли. Теперь о моём позоре будут знать и весь Людской, и вся Воздушка.
  Нужно выждать время. Любые сплетни рано или поздно утрачивают актуальность. Даже если сам факт не забудется, накал эмоций всё равно спадёт: бурный аффект сменится равнодушной прохладцей.
  Махнуть, что ли, пока к язычникам? В Индию? Буду витать над цветущими полями конопли и мака… Являться к обкуренным жрецам в образе синемордого многорукого божества, с ожерельем из черепов на шее…Насчёт ожерелья из черепов: хорошая мысль. Оно должно быть мне к лицу, в моём новом имидже. Побольше чёрных теней на веки, кроваво-алая помада… Или нет: помада тоже пусть будет чёрная, но контур – красный. Намёк на кровь, льющуюся в мире рекой. А волосы себе сделаю тёмно-синие, под цвет лица. Или даже пусть будут не волосы, а вьющиеся змеи. Нет, змеи не из этой мифологии. Змеиное кубло на голове носила какая-то греческая персона….
  Я рывками скользила над мостовой, повторяя движения ветра. Он – прыжок, я – прыжок. Его холод слегка успокаивал мою опалённую шкуру. Бездумно, бесцельно…
  «Я просил тогда у старшины:
  Не уводите меня из весны!...»
  Опять эти песни в голове. Ну какой старшина, откуда он вообще взялся?...

  …Звук близкого взрыва. Совсем близкого и совсем маленького. Эдакий индивидуальный, сугубо приватный взрыв.
  Однако же, его мощи хватило, чтобы разрушить всю окружающую меня вселенную.
  Я пребывала в абсолютной тьме. Она походила на бархатную черноту театрального занавеса. Вот сейчас кулисы разъедутся в стороны, и… Так и есть: меж половинками занавеса показалось пространство сцены, края которой сливаются с окружающей темнотой, но в центре имеется резко очерченный круг яркого света. Я знала, что должна в него встать. Это мой спектакль и мой выход.
  Я ступила на край круга. С другой стороны на его границу вышли трое. Знать их – непреложная обязанность любого демона. Трое Верховных: Адрамелех, Бафомет, Ваал.
  Ваал. Бессменный глава Департамента Воздушных Мытарств. Моё вышестоящее руководство. Похож на солидную, умудрённую жизненным опытом пожилую жабу. Такая же дряблая морщинистая кожа, обвисшие брылы на месте щёк, широкий узкогубый рот, исполосованные складками веки. Крупная бородавка на правой щеке, ближе к носу. Взгляд, адресованный мне, полон скорби и укора. Ходячая иллюстрация к Экклезиасту: «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь».
  Бафомет. Начальник Департамента по Работе с Людьми. Имеется в виду: с живыми людьми. Тощий, желчный тип. Одет, вопреки обыкновению, в солидный серый костюм. Его длинное лицо, со впалыми щеками, выдающимися скулами и крупными челюстями, напоминает лошадиную морду. Или козлиную. Людям он так и является всегда: в виде козлоголового существа, а то и вовсе натурального козла. Говорит, они все сами такие и лучшего не заслуживают. Смотрит сейчас на меня с нескрываемым презрением.
  Адрамелех. Самая загадочная фигура из тройки. Руководитель таинственного Департамента Геенны. Причём заступил на этот пост совсем недавно, всего лет пятьсот назад, накануне рубежа между первым и вторым тысячелетиями Новой человеческой эры. Люди ждали, что придёт Конец Света, а пришёл - Адрамелех. В нашем отделе никто толком не знал, откуда он взялся и кто его протежировал. Из чего сделали вывод, что его продвинули самые высокостоящие персоны, как своего ставленника и осведомителя. Предыдущий начальник Геенны, Молох, то ли ушёл сам, пресытившись возложенной ответственностью, то ли его "ушли" за злоупотребления служебным положением. По крайней мере, обстоятельства его отставки никто не афишировал - просто прикрепили на доску объявлений приказ о смене руководства.      
  В кругу моих знакомых никто не имеет внятного представления, чем они там, в своей Геенне, занимаются. В общих чертах, на официальных собраниях, до нас всех доводилась информация, что Геенна – это энергетическое сердце нашей цивилизации, самая главная топка, без которой весь наш прогресс моментально заглохнет, а жизнь перестанет казаться мёдом. По большому счёту, мы все работает на Геенну, поставляя для неё должным образом подготовленное топливо: людские души – «дрова», как принято именовать их на нашем рабочем жаргоне. Что уж там на них (или из них?) варят… А Геенна, в свою очередь, работает на нас, обеспечивая нам счастливый благоустроенный мир, в котором – всё для демона, всё на благо демона.
  Новый шеф Геенны очень быстро заработал репутацию "чокнутого на всю голову". Его экстравагантные манеры поначалу служили предметом бурных обсуждений, а потом как-то вошли в наш быт, перестав шокировать публику. Однако, именно из-за этих манер и репутации с ним считались и держались настороженно, но предельно корректно даже одноранговые соратники, главы прочих Департаментов, Верховные. 
  Адрамелех элегантно-небрежен. Тонкое, до миллиметра выверенное лицо разочарованного интеллектуала. Большие, влажные, с поволокой глаза, вобравшие в себя всю чувственность мироздания. Черные прямые волосы до плеч, идеально гладкие и блестящие. На их фоне вызывающе контрастирует абсолютно белая прядь чёлки, падающая на лоб и наполовину скрывающая правый глаз. Адрамелех похож на скучающего сноба, попавшего на вечеринку, которая ему на дух не нужна, но где положение обязывает его присутствовать. Воплощённое очарование Порока.
  Для каждого из нас лицо – всего лишь маска, призванная выразить нечто окружающим. Театр кабуки. Пантомима.
  Хм. Интересно, что это такое значительное они все собираются мне выражать? Остро предчувствую недоброе.
  В присутствии Верховных все, кто ниже рангом, обязаны склонять головы. Склоняю. Пусть видят мой затылок. Во-первых, мне с ними ещё работать и работать. Во-вторых, мой затылок гораздо менее выразителен, чем моё лицо. А то ещё выражу что-то не то. Я уже устала попадать впросак со своими выражениями, живя среди людей.

  - Ну, что ж, все, кто нам нужен, собрались, - нарушает молчание Адрамелех. Он слегка растягивает слова.  – Может быть, начнём?... Кто скажет первым, коллеги?
  Все переглядываются. Бафомет пожимает плечами. Лезет во внутренний карман. Достаёт поочерёдно: носовой платок, очки и свёрнутый в трубочку лист бумаги. Протирает очки платком. Водружает их на нос. Убирает платок в карман. Разворачивает бумагу.
Вот это зрелище! Учитывая, что для изъявления своей верховной воли он абсолютно не нуждается ни в одном из этих предметов.
  - Натанаэль, воздушный демон одиннадцатого ранга, - зачитывает он по бумажке, нарочито пристально вглядываясь в текст. – Место службы: Департамент Воздушных Мытарств, отдел Чревоугодия. Должность: старший мытарь II категории. Вы присутствуете на заседании Верховного Суда Администрации Департаментов…
  (Сокращённо: АД. Люди любят бросаться этим словом, совершенно не представляя, что оно означает в действительности. Хотя, примерно то самое и означает…).
  - …Вы обвиняетесь в нанесении оскорбления чести и достоинству Департамента Воздушных Мытарств, сотрудником которого являлись до сего момента. Коллега Ваал, Вам слово.
  - Кхм… Натанаэль, - Ваал выдавливает слова, как будто ему тяжело говорить из-за постигшего его горя. – Мы знали тебя, как аккуратного и пунктуального работника…
  (Как будто на поминках речь произносит, честное слово!).
  - …Ты прекрасно справлялась со своими обязанностями… показывала хорошие результаты… Мы даже отпуском тебя поощрили… Откровенно говоря, ты нас всех очень сильно подвела. Я, конечно, понимаю: каждый устраивает свою личную жизнь, как может… Мы никогда не возражали, если кто-то из наших сотрудников заводил личную связь с человеком. Конечно, в нерабочее время и не в рабочей обстановке… Это частное дело каждого. Но при чём тут весь этот самоуничижительный спектакль с  изгнанием? Весь этот бутафорский экзорцизм?!
  В голосе Ваала прорезалась хорошо поставленная искренняя горечь. Люди обычно бывают склонны ему верить. Да что там люди – даже некоторые демоны!
  - …Все мы прекрасно знаем, что ты легко могла избежать этой унизительной процедуры в любой момент. Достаточно было просто покинуть тело носителя. И мы повергнуты в глубочайшее недоумение твоим необъяснимым поступком. Само собой разумеется, что после всего случившегося ты не можешь больше оставаться сотрудником нашего Департамента…
  Стоп. О чём это он? Что он сейчас сказал? Как так: «Не можешь больше оставаться сотрудником нашего Департамента»?! Они меня выгнать хотят, что ли? Из-за такой ерунды? Они хоть понимают, кого они теряют?!
  Да, я согласна, мой промах – досадный, глупый, крайне неприятный. Приличные перспективные демоны в такие ситуации не попадают. Они – приличные и перспективные – всегда контролируют ситуацию, в которой находятся. А я допустила слабину и позволила обстоятельствам одержать верх.
  Но у меня есть целая куча оправданий. Я была расстроена, да! Расстроена и погружена в свои переживания, потому и среагировала с запозданием. А запоздание оказалось роковым.
  И вообще, кому какое дело? Почему администрация следит за моими действиями, когда я на отдыхе? Я полагала, что предоставлена самой себе и никому не обязана давать отчёт в своих поступках!
  …Кого я пытаюсь обмануть? Администрация Департаментов уже приняла решение. Иначе на меня не стали бы тратить и секунды из драгоценного времени Верховных. Что я есть в гигантской, многоуровневой, бесперебойно функционирующей машине Ада? Жалкий винтик, шестерёнка. Я могу мнить себя сверхкомпетентным специалистом, но это будет лишь потаканием болезненно гипертрофированному самолюбию. На каждого такого, как я, всегда найдётся дюжина других, готовых сменить его на боевом посту. По моим костям пройдут и вытрут о них ноги.
  С моей точки зрения, наказание несоразмерно вине. А если встать на точку зрения АДа?

  - Уважаемая Натанаэль, - подал голос Адрамелех. Негромкая его речь звучала мягко и вкрадчиво. – Позвольте, я поясню некоторые моменты нашей позиции по данному вопросу, которые, возможно, Вы пока не принимаете во внимание. Начну немного издалека, чтобы последовательно перейти к текущему положению дел. Как Вы знаете, история нашей организации уходит корнями в прошлое на многие сотни веков. И всё это время мы развивались в тесном взаимодействии с человечеством. Люди – наш основной субстрат, и незачем скрывать, что мы находимся от них в определённой зависимости. Мы, конечно, не говорим об этом молодёжи при приёме на работу… Но Вы трудились у нас достаточно долго, и Вы достаточно умны, чтобы прийти к этим же выводам самостоятельно. Поэтому я могу говорить с Вами откровенно. Да, наши успехи в работе с людьми зависят от того, как мы позиционируем себя в их глазах. И нам приходится очень много трудиться над созданием образа дьявола в человеческом представлении. Сначала мы работаем на свою репутацию, а потом уже репутация начинает работать на нас. Ну, Вы понимаете…
  Около полутора тысяч лет назад конкуренты нанесли нам серьёзный удар. Вы, конечно, всё помните, времени прошло немного… Да, они основательно промыли людям мозги. Это уже был не Осирис, которого никто никогда не видел, с его мифическим воскресением. И не Дионис, превративший свою кровь в вино, чтобы страждущие упились до блевотины. Они – конкуренты – взяли всё лучшее из прежнего опыта, но разработали принципиально иной способ внедрения идей в массы. Да! Я искренне восхищаюсь красотой и изящество их решения. Хотя никто не сможет упрекнуть меня в сочувствии к конкурентам, я открыто говорю: нам есть чему у них поучиться! Понадобилась почти тысяча лет, чтобы мы снова упрочили своё положение…
  Вы помните, что они вытворяли?... Не демиург, сошедший с небес; снизошедший, так сказать, к тёмным массам… Нет! Демиурги всех уже достали! Вы помните, сколько их тогда было: греческий пантеон, римский пантеон, осколки египетских мистерий, полузабытые халдейские легенды, да ещё иудеи со своей Каббалой… У обывателя от такого обилия мистики, простите за выражение, как они сами говорят: запросто может поехать крыша. К тому же, близость к богам всегда была прерогативой элиты. А элита, как известно, составляет численное меньшинство. И тут… Я считаю, очень удачно было выбрано время и место… Они, конечно, всё подготовили заранее… Определились с целевой аудиторией.… И что в итоге? Они дают массам не небожителя, не царя, не жреца. А плот-ни-ка! Плотника. Который ест и пьёт с мытарями и грешниками! Каково, а? По-моему, гениально.

  (Адрамелех на минуту смолк, словно задумавшись над собственными словами).

  - …Эта акция произвела эффект взрыва. Их выдвиженец сначала присоединился к массам, а затем сам повёл массы за собой. И что в итоге? Рождение нового бренда, настолько мощного, что мы до сих пор вынуждены с ним считаться. …А Вы помните этих сумасшедших, на арене со львами? – Адрамелех резко повернулся к Бафомету, апеллируя к нему, как к непосредственному участнику прошлых событий.
  - Безумие, - мрачно буркнул Бафомет.
  - Безумно, да… Но: безумно красиво! – мечтательно вздохнул Адрамелех. – Где теперь увидишь такую эстетику… Люди стали грубее… Но я, кажется, немного отвлёкся. Извините. Возвращаясь к сказанному. Мы видим, что конкурентам удалось воплотить в жизнь на редкость удачный проект. И нашим аналитикам пришлось изрядно попотеть, прежде чем мы нашли выход. А мы его действительно нашли. Мы разгадали их ноу-хау.

  (Адрамелех снова выдержал эффектную паузу. Чем дальше он развивал свою мысль, тем больше я втягивалась в ход его повествования. Не желая того, я уже испытывала интерес).

  - Уважаемая Натанаэль… Позвольте один вопрос. Вообразите, что перед Вами собеседник… может быть, даже целая аудитория, которую Вам нужно в чём-то убедить. Как Вы будете действовать?
  - Ну… Наверное, буду говорить максимально доходчиво… Чтобы до всех дошло…
  - А доходчиво – это как? – не унимался шеф Геенны.
  - Ну… Кратко, внятно. Чтобы логика была какая-то. Так лучше запоминается.

  - Логика! – воскликнул Адрамелех, изящно взмахнув рукой. – Вот – ключевое слово! Мы все с вами привыкли считать: чтобы убедить собеседника в справедливости своей точки зрения, нужно изъясняться логично. Чтоб окончательное умозаключение закономерным образом вытекало из предпосылок. Мы привыкли работать с разумом! И поднаторели в этом преизрядно.
  А что сделали наши конкуренты? Они вовремя сообразили, что если станут соревноваться с нами на данном поприще, то неизбежно будут терпеть фиаско. Потому что их туманные расплывчатые концепции слабо согласуются с реалиями земной человеческой жизни. Их постулаты просто не выводятся логически из тех обстоятельств, в которых существует живой человек. И как же они вышли из ситуации? Очень красиво. Они решили вообще отказаться от логики: ну, не выводятся -  и не выводятся, и не надо. Они пошли от противного! «Credo quia absurdum est»! «Верую, потому что абсурдно»!
  …Да, господа. Они обратились к другой базовой функции человеческой психики. Гораздо более древней и мощной, чем слабая надстройка интеллекта. Уходящей корнями в глубинные бессознательные слои. Они обратились к ВЕРЕ. Credo quia absurdum est! И ничего не нужно объяснять. В этих словах человек Тертуллиан на заре новой эпохи выразил общий настрой своих современников.
  И вера начала творить чудеса. Человек ведь до сих пор совершенно не знает своих возможностей. Их открывает ему вера. Или мы…
  Вы спросите, уважаемая Натанаэль: к чему я произношу сию пространную речь? Теперь, наконец-то, изложив все предпосылки, я перехожу к сути. Поначалу мы откровенно не знали, что делать с новообращёнными. Мы взывали к их рассудку – они от него отказывались. Мы объясняли им смехотворность их верований – они брызгали слюной в экстатических припадках. У нас было ощущение, что мы бьёмся лбом в каменную стену. Они оставались глухи и слепы к нашим аргументам. Они верили в своего Всевышнего так, как предписывали им их правила. А заодно – во всю ту бредятину, которую сами же успели нагородить вокруг горстки голых фактов.
  И нам, наверное, прошлось бы совсем тяжко, если бы наши светлые умы вовремя не поняли, что вера – универсальное оружие, равно пригодное для обеих сторон.
  Вспомните, какое отношение к нам выказывали их адепты в эпоху так называемого раннего христианства. Человек по имени Антоний провозгласил эту точку зрения вслух, а человек Афанасий зафиксировал его слова на бумаге. «Диавол и все с ним демоны низложены пред нами, чтоб, как на змей и скорпионов, наступать на них нам, христианам. … Не должно нам … бояться демонов, хотя по видимости нападают на нас, даже угрожают нам смертью, потому что они бессильны, и не могут ничего более сделать, как только угрожать… Должно бояться только Бога, а демонов презирать и нимало не страшиться их».
  Как Вы понимаете, такие настроения в человеческих умах для нас могли предвещать настоящую катастрофу.

  (Я невольно кивнула. Да, в ту пору дело попахивало дефолтом. И массовой безработицей… Зарплату выдавали от случая к случаю, а про премию вообще пришлось забыть…).

  - С тех пор минуло чуть больше десяти земных веков. И что мы имеем теперь? От веры в Бога человечество плавно переходит к вере в Дьявола. Люди уже склонны считать, что по своему могуществу Дьявол ничем не уступает Творцу, и близится время решительной схватки, из которой ещё неизвестно, кто выйдет победителем.
  Их признанные теологи уже открыто заявляют: «Люди слабы и несведущи, в то время как демоны сильны и проницательны». Настало время, когда дьявол наступает по всем фронтам. Дьявол мерещится за каждым забором, в каждом косом взгляде, в каждом резком слове. Козни дьявола и его подручных считаются причиной любой засухи, наводнения, неурожая, болезни скота, выкидышей, импотенции, поноса и золотухи. Муж бегает к соседке? Несомненно, дьявольские козни, а соседка – ведьма, запродавшая душу нечистому за умение соблазнять чужих мужей. Жена слишком требовательна в постели? Ведьма! Соседская корова дает в два раза больше молока, чем твоя собственная? Колдовство чистой воды! И плевать, что соседи свою корову регулярно кормят, а у твоей – уже шкура к костям приросла от голода. Всё равно: колдовство, и всё соседское семейство – сплошь ведьмаки и ведьмы, включая грудных младенцев.
  Дьявол пришёл в каждую семью, в каждый дом, в каждую супружескую постель. Он совращает детей и престарелых. Он царит в монастырях, и невесты Христовы беременеют, как кошки, от своих духовных наставников, а братья во Христе являют друг другу отнюдь не братскую нежность.
  Кто из людей нынче усомнится во всемогуществе Дьявола? Кто посмеет противостоять ему собственными силами, как проделывал это в древности Антоний? У кого из людей достанет фантазии вообразить, будто жалкий и слабый человечишка может оказаться сильнее великого и могучего Властелина Преисподней? Они уже даже не верят, что их бог способен оградить их от сатанинских происков. А что тогда говорить о них самих, жалких тварях?!
  Подчёркиваю: это не я так о них думаю. Это они сами о себе так думают! А почему?

  Адрамелех хитро прищурился. И сам же ответил:
  - То, что мы с Вами не сомневаемся в своём превосходстве перед людьми, отражает лишь присущие нашему роду силу духа и чувство собственного достоинства. А вот то, что сами люди не сомневаются в нашем абсолютном превосходстве над ними, отражает… ни много – ни мало, успешную работу нашего отдела по связям с общественностью. Пи-Ар, пропаганда, реклама – называйте, как хотите. Позиционирование в массовом сознании. В этом всё наше будущее. Неважно, что мы представляем собой на самом деле. Важно, что они – люди! – о  нас думают. Они сами выполнят за нас всю нашу работу, если только направить их мыслительную деятельность в нужное нам русло. И самым ярким тому подтверждением служит набирающий силу в последние два столетия институт инквизиции…
  И я лично – Ваш покорный слуга, - и десятки тысяч наших с Вами менее известных коллег из года в год, по кирпичику, по камешку возводим это здание общественного мнения в человеческих умах и сердцах! Как я уже отметил, мы достигли определённых, весьма существенных успехов. То, что поверхностному взгляду покажется естественной трансформацией мировоззрения человечества, на деле оказывается закономерным результатом упорного и кропотливого труда наших работников. Да и нашего с Вами личного труда, уважаемая Натанаэль! И мы с Вами внесли свою посильную скромную лепту в общее дело!
  Дьявол уже воцарился в системе представлений нынешнего поколения людей. Как ранее человек совершенно искренне поверил в богосыновство распятого, так и сейчас, столь же искренне, он верует, что дьявол непобедим и неистребим, вездесущ, всемогущ и всеведущ – а это, между прочим, атрибуты божества. Человек готов запихнуть в костёр любого из своих ближних, лишь бы хоть ненадолго избавиться от этого гнетущего, иррационального ужаса. И горят они, костры, повсеместно разгораются… Как там сказал один вагант? «Из искры возгорится пламя!»...
  - Это не вагант сказал, - мрачно буркнул Бафомет. – И вообще, никто ещё не сказал.
  - Так значит, скажут. Обязательно скажут! – горячо возразил Адрамелех. – Такие прекрасные слова нельзя не сказать!...

  - Так вот, уважаемая Натанаэль, - вновь обратился Адрамелех ко мне. – На данном этапе Дьявол воистину сделался «князем мира сего», во всех возможных смыслах. А Дьявол, между прочим, это – мы с Вами! И мы, и миллионы наших собратьев. И царствование в мире сём досталось нам не само собой, не в виде манны небесной, а, как выражаются люди, «потом и кровью», как закономерный итог, как достойный плод тяжкого, ежедневного и еженощного, беззаветного труда каждого из нас на благо всего нашего рода. Мы сами, своими руками, за сотни сотен лет возвели тот прекрасный величественный дворец, дворец из мыслей и чувств людских, в котором все нынче и обитаем, и правим.
  А что же получается теперь? А теперь получается, что Вы единым своим безответственным и легкомысленным поступком, вот так вот запросто, взяли да и вколотили острый клин прямо меж кирпичиками фундамента этого прекрасного, но пока ещё не очень прочного сооружения. Мало того, что Вы выступили главным действующим лицом в весьма унизительной процедуре. Хотя и это уже накладывает пятно позора на весь наш гордый род. Но это больше вопрос всё-таки морального толка… А вот то, что Вы наглядно продемонстрировали нашу материальную уязвимость, да ещё в присутствии толпы свидетелей – вот это уже нельзя классифицировать иначе, как вредительство. Я не могу, конечно, судить о психологических мотивах Вашего поступка, но со стороны он имеет все признаки умышленного деяния. Ибо – повторю вслед за коллегой Ваалом – Вы располагали всеми средствами, чтобы предотвратить акт экзорцизма в любой момент.
  Таким образом, все Ваши действия были направлены на то, чтобы отбросить наше общество на тысячу лет назад, к тому первоначальному этапу, когда – снова цитирую Антония: «По пришествии Господа враг пал, и силы его изнемогли… Пусть же каждый из вас рассудит сие и тогда в состоянии будет презирать демонов». Да, какие ещё чувства станет питать к нам человек, ставший свидетелем столь показательной экзекуции?

  …Его голос – плавный, переливающийся, тянущий отдельные гласные – уже давно вёл меня за собой, мягко, но властно. И когда Адрамелех смолк, на самой трагической ноте монолога, я ощутила внезапную растерянность. Отдельные фрагменты его речи вертелись в моей голове, постепенно выстраиваясь в целостную картину. «Верую, потому что абсурдно». «Должно бояться только Бога, а демонов презирать и нимало не страшиться их». Дефолт и безработица... Катастрофа… «Мы разгадали их ноу-хау». «Дьявол пришёл в каждую семью, в каждый дом». «Успешная работа нашего отдела по связям с общественностью». «Нам приходится очень много трудиться над созданием образа дьявола в человеческом представлении». «Потом и кровью… как следствие тяжкого беззаветного труда каждого из нас на благо всего нашего рода».
  Тяжкий труд каждого из нас. Плечом к плечу, на общее благо. Передо мной словно бы незримо предстали все те, кто бок о бок со мной веками вспахивал эту бескрайнюю ниву. Зарик – Зараэль, верный и надёжный напарник, с кем мы всегда понимали друг друга с полуслова. Элка и Бэлка – Элеизиель и Бэлиэль, мои девчонки из Отдела Похоти, всегда готовые поделиться кофе и сигаретой, ни разу не спросившие, когда верну долг. Гадди, которого по причине его имени все за глаза именуют только Гад, - Гадахаар, наш консультант из научного Отдела, знающий всё обо всём, чей гибкий ум способен в одно мгновение разобраться с любой головоломкой. Печальный старый Иштаран, стоически выносящий те же нагрузки, что и мы – молодёжь, плещущая энергией через край… И многие, многие другие…
  …Да я же   ПОДВЕЛА   СВОИХ!!!
  Они все как будто обступили меня и смотрят с немым укором. «Мы так старались! – словно бы говорят они. – Мы прилагали все силы! Мы выкладывались по полной! Мы рассчитывали на тебя! Мы полагали, что ты – с нами. А ты! Что же ты наделала?!!!».
  Если бы со стыда можно было провалиться в преисподнюю – я бы сейчас провалилась. Но я и так уже была в преисподней. Дальше падать некуда.
  Я   ПОДВЕЛА   СВОИХ!!! Из-за минутной блажи, из-за дурацкой рассеянности, из-за мимолётного помутнения, случившегося с рассудком на почве избытка свободного времени. Да за такое не увольнять – за такое расстреливать надо! Таким отщепенцам, каким показала себя я, не место в наших рядах!...

  Бафомет кашлянул.
  - Оглашается приговор, - объявил он, старательно глядя в бумажку. – Верховный Суд Администрации Департаментов постановил. Первое. Признать демона Натанаэль виновной в совершении осознанных вредительских действий в отношении Департаментов, повлекших за собой моральный и материальный ущерб для всего демонического сообщества. Второе. В качестве меры наказания избрать. Пункт «а». Изгнать демона Натанаэль из Воздушного пространства в физический земной мир. Пункт «б». Заключить демона Натанаэль в физическое человеческое тело, изъятое в соответствии с предусмотренным законом порядком, без права выхода из указанного тела вплоть до его полного физического разложения или до принятия соответствующего решения уполномоченными административными органами. Пункт «в». С учетом прошлых заслуг, сохранить в распоряжении демона Натанаэль ряд возможностей, каковые официально считаются не свойственными для человека. А именно…».
  Бафомет ещё нудно зачитывал какой-то перечень, но я уже не слушала. Земля настойчиво уходила из-под ног. «Ну, вот и всё, - пронеслось в мыслях. – Ну, вот и я…». А потом ещё что-то подумалось, неожиданно смешное: «Второй раз за последние сутки…».

  - Привести в исполнение! – грянул, подобно громовому раскату, возвысившийся до величественной суровости голос Бафомета.

  И свет померк.
  Последним, что я испытала, было ощущение увесистого пинка под зад…».