Исторические метаморфозы или по следам генетическо

Николай Борисов
                ИСТОРИЧЕСКИЕ   МЕТАМОРФОЗЫ  ИЛИ
                ПО  СЛЕДАМ  ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ.

               

                Николай Борисов.

     Правда, по словарю И.Ожегова, то, что соответствует действительности,
истине, или же порядок, основанный на справедливости, честности. Но там же говорится и о правде-матке, как истинной правде. Получается, что в жизни существует две правды: просто правда и истинная правда.
 
     Не потому ли иной раз чужую правду читать или слушать бывает  гораздо тяжелей, чем писать или говорить свою.

     У каждого народа, как и у человека, своя правда, своё виденье исторического прошлого  и будущего. И как не грустно осознавать, но нет той единой на все народы, справедливой правды не только прошлого, но и настоящего. Человеческие ценности, о которых сейчас так много говорят, так же являются частью чьей-то правды.

    Одни и те же исторические события трактуются представителями различных народов по разному, соизмеримо своему видению, участию и исходя из своей правды. Поэтому историческая наука это извечный непрекращающийся спор правд. Часто хорошо аргументированных выводов и опирающихся на неоспоримые факты.

   Но если при рассмотрении истории двух вместе живущих народов, в определенный временной период, вычленить всё позитивное в их совместных отношениях, то это будет уже не история, а тенденциозно подобранные, в хронологической последовательности, исторические события лишенные всякой здравой объективности.

   А если созданное произведение приправить плохо скрываемой ненавистью, да ещё кое-что передёрнуть, то данный материал может послужить, как политическая пропаганда, способная зародить в непросвещенных умах и душах комплекс обиженного народа, более того зовущего к мщению.

   Наглядные результаты таких "научных" изысканий и попыток выяснения исторической справедливости, своей правды: Россия-Чечня, Грузия- Абхазия, Грузия - Южная Осетия, Армения-Азербайджан, Ингушетия-Осетия и т.д.

   И не дай Бог, если центральная власть в России неожиданно, по каким либо причинам, ослабнет…страшно представить, что будет происходить с русским
народом в Татарии, Башкирии, Чувашии на Кавказе и т.д. Поскольку у этих народов уже есть, разработанные с научным подходом, свои национальные правды и счета, которые они с удовольствием предъявят русским. Как это было в Чечне, Узбекистане, Казахстане, Туркмении и т.д. Крови будет пролито много. Но страшно другое, что за пролитую кровь, ни в чём неповинных людей, никто не ответит, как не ответили, не предстали перед судом ни те, кто убивал, ни те, кто направлял, ни те, кто создавал благотворную среду для совершения всех межнациональных преступлений на территории бывшего Советского Союза. Всё забыто, всё кануло в Лету.

    Нам говорят, что это уже история, и ворошить произошедшее не следует. Более того, рекомендуют последнее десятилетие не комментировать, а только
констатация фактов при обучении молодого поколения.

   Вообще-то беспамятство народа сродни сумасшествию или умопомрачению. Народ без памяти-души не народ. Сброд. Он живет одним днём, думая только о своём брюхе "хлеба и зрелищ" вот что его волнует. И только память, хранящая в себе зов предков в состоянии вывести его из скотского существования.

   У русского народа, как и у всех народов, тоже есть своя генетическая па-
мять  и своя глубинная, правда. И настоящие русские - не маргиналы, её не только не стыдятся, более того гордятся. Память на то она и память, должна помнить всё и хорошее и плохое.

   Вот один из элементов глубинной русской памяти:
   Разграбив и уничтожив процветающее государство Булгарию и пополнив свои ряды, татаро-монголы двинулись на Русь.

   16 декабря 1237 года,, Татары, разорив по пути до основания города Пронск, Белгород, Переяславль и перебив без милосердия всех жителей, осадили Рязань, после чего тотчас же стали обносить город тыном",,Кровь лилась пять дней; воины Батыевы переменялись, а граждане, не выпуская оружия из рук, едва могли стоять на стенах. В шестой день, 22 декабря, поутру, изготовив лестницы, татары начали действовать стенобитными орудиями
и  зажгли крепость; сквозь дым и пламя вломились в улицы, истребляя всё огнём и мечём"
  ,,Князь, супруга, мать его, бояре, народ - были жертвой их свирепости"…''Веселяся отчаяньем и муками людей, варвары Батыевы распинали пленников, связав им руки, стреляли в них как в цель для забавы; оскверняли святыни храмов насилием юных монахинь, знаменитых жен и девиц в присутствии издыхающих супругов и матерей, жгли иереев, кровью их обагряли алтари. Весь город с окрестными монастырями обратился в пепел.…Несколько дней продолжались убийства. Наконец, исчез вопль отчаяния: ибо уже некому было стонать и плакать…
        ''И не было стонущего, ни плачущего…Но вси вкупе мертвы лежаше.''
   Современные археологические раскопки подтверждают ужас происходившего. Обнаружены братские могилы погибших от огня и меча, где вместе с мужскими много женских и детских скелетов. На многих костях признаки насильственной смерти: следы сабельных ударов, отрубленные кисти рук, в костях застряли железные наконечники стрел. Одна из женщин прижимает к груди маленького ребёнка.

   Вместе с людьми уничтожены, сожжены города: Коломна, Торжок, Москва.
   Четыре дня продержался Владимир, а вот как закончились последние часы
славных последних русских защитников города: " Татары подошли к собору,
обложили его дровами и подожгли, а затем отбили двери и стали грабить и убивать, никого не щадя…Из бывших в храме никто не спасся: одни задохнулись от дыма или сгорели, другие же были убиты." Затем были уничтожены города вместе с жителями: Ростов, Ярославль, Городец, Юрьев, Дмитров, Волоколамск, Тверь и т.д.

   В Козельске: "Озлобленные татары не оставили в живых ни одного человека; все старики, женщины и младенцы были перебиты; юный же князь
/Василий, ещё малый ребёнок/ потонул, по преданию, в крови".

   Наверное, трудно русскому вспомнить эту глубинную память, но помнить её не просто надо, а необходимо и, конечно же, не для мщения.

   Ведь будет выглядеть крайне неловко, если найдутся русские учёные умы и начнут проповедовать идеи исторической справедливости: " Да, 771 год
тому назад татары кидали наших детей в огонь, насиловали дочерей, жен, продавали в рабство русский народ, уничтожили захваченные города. Они разрушили Русскую цивилизацию.
   
   Зачем они пришли на нашу землю? Если
бы они не пришли, может быть по-иному сложилась жизнь русского народа?

   "Не стало Русского государства, на русский народ опустилась тьма, плачь и
стоны встали над ним, насилие властвовало на всей территории. Татарские баскаки шныряли по растерзанной Руси, забирая десятую часть имущества и десятую часть оставшуюся, после избиения, населения. "Отсчитав десятого - одного забирали: то же делали и с девицами, забирали и уводили их в свои земли, где и учреждали по своему обычаю". Навязывалось право первой ночи, этим бесчестились основы семейной жизни русских, а за неисполнение вырезались или уводились в рабства целые деревни.

   Мужчин, не имевших жен - тоже забирали, а также и женщин, не имеющих мужей, и нищих тоже забирали.…Кроме того, у отца, у которого было три сына - одного забирали…"
   Так что же тогда творилось в душе у русского народа? Наверное, при освобождении Казани, энное количество сотен лет назад, память русских была гораздо свежее, чем ныне? Особенно после кровавых событий учиненных Мухаммед-Эммином в 1505 году 24 июня. Вот как описывает это коварное злодеяние в отношении русских, горячо любимый татарами, русский историк М.Худяков в своем, написанном на злобу дня, труде: "Очерки по истории Казанского ханства".
 
" Погром, сопровождавшийся резнёй и грабежами, принял стихийный характер и достиг грандиозных размеров, так как поощрение правительства и зажигательные проповеди духовенства подогревали ожесточение толпы, возбуждённой лозунгами фанатизма и бросившейся убивать, грабить неверных. Все русские, оказавшиеся в пределах Казанского ханства, - а их было очень много, ввиду царившего перед этим глубокого мира - обращены были в рабство. Спрос на невольников был полностью удовлетворён, и множество русских было продано в рабство на азиатские рынки". Нужны ли ещё примеры из русской глубинной памяти? Красочные описания злодеяний, приправленные религиозными, националистическими или душераздирающими сценами насилия творимое людьми единого творца. Наверное, нет.

   И стоит ли нам, современникам, живущим в совершенно другом мире, судить тех далёких участников кровавых событий, которые жили по своим законам, по своим обычаям и, несомненно, со своей памятью.

    Осудить, как и оправдать в настоящее время можно любой исторический факт, событие. Но дело в том, что для исторического факта или события, наше узкое человеческое понимание или объяснение ровным счетом ничего не значит, поскольку это событие или факт уже свершились и уже, поэтому они исторически справедливы. Осталось только неудовлетворенна чья-то правда или же больное, национальное самолюбие.

   Александр Македонский, Ченгиз-Хан, Юлий Цезарь, Батый, Наполеон они ведь не щекотали пятки своим противникам за власть, или за право владеть миром. А пирамиды из голов жителей Исфахана устроенные Тимуром?
 
    Вспомните Филиппа, который для подавления восстания протестантов в Нидерландах направил  туда герцога Альбу и тот учредил там «Кровавый Совет» по решению которого было приговорено к казни более 18 тысяч человек.

     А не Мария ли Тюдор, рубила головы своим личным врагам.

    И что, нет медали папы Григория ХШ по поводу Варфоломеевской ночи? Источники доносят, что на радостях об невинно убиенных протестантах он устроил в Риме полное
освещение, украсив город тысячами разноцветных огней, учинив полную иллюминацию. А сколько человек было убито в одну только ночь?

    Так же и Иван Грозный, он ни чем не хуже и не лучше Мухаммед-Эммина или того же султана Махмеда П :  "Когда итальянский художник Беллини писал его портрет, султан повелел отрубить одному из рабов голову только для того, чтобы продемонстрировать художнику сокращение шейных мышц",  или Эрика Х1У, Сафа Гирея, или Сююн-Бике, поднёсшей  "ненавистному Шах-Али ядовитое кушанье и отравленную рубашку". Это люди своего времени, они не могли жить иначе и не надо им уподобиться нам, ныне живущим.

   Вот как рассматривает потомок Чингиз Хана его высочество принц Джезар Гирей освобождение русскими Казани: " Другая родственная связь с Романовыми у нас через Ивана Грозного. Его мать была татаркой из клана Гиреев. По иронии судьбы, именно Иван Грозный забрал Казань у татар и отделил Казань от Крыма. Моя семья всегда считала эту историю семейной ссорой". - Вообщем-то, русские как-то здесь и ни причём.

    Тем боле странно слышать, что Иван Грозный лишил татар их государственности, словно невинности девку. Государственности лишились булгары в течении более чем двухлетней борьбы с татаро-монголами.

    В результате ожесточенного противостояния булгары практически были вырезаны, оставшееся в живых население частично уведено в рабство, частично разбежалось и влилось в другие этнические группы. Боеспособная же часть мужского населения, была включена в войско Батыево и активно принимало участие в уничтожении русских городов, и в дальнейшем походе на запад.
 
    А Иван Грозный освободил булгар от татар, о чём и говорит принц Джезар Гирей, "забрал Казань от татар" поэтому великий князь и царь Московский,  вдобавок к "великому князю Болгарскому" принял ещё один титул "князь Казанский".

    В своих обращениях к Ивану Грозному Давлет Гирей писал: «…Жгу и пустошу все из-за Казани и Астрахани, а всего света богатства применю к праху.…Захочешь с нами душевную мыслью в дружбе быть, так отдай наш юрт – Астрахань и Казань…»

   В настоящее время мы можем только лицезреть развалины бывшей столицы Великого царства Булгарского так называемого Булгаровского городища.

    Отличительной самобытностью, что осталось от некогда знаменитого и славного народа булгарского и что дошло до наших дней, это сафьяновые сапожки, с изумительными цветными узорами из чудесно выделанной кожи. Нигде больше в мире нет ничего подобного.
   
    А историческая же метаморфоза данного факта заключается в том, что народ
освободитель, то бишь, русский народ, превращён в народ поработитель. Заметьте и это, в России, не единственный случай, а о мировом мнении и говорить не приходиться.

    Братская могила павших воинов при освобождении Казани, Храм на реке Казанке, обветшал и в запущенном состоянии. На него нет в бюджетах ни города, ни республики средств. Да и вообще, это памятник федерального значения под №1. Это памятник Москвы, пусть она о нём и печётся.

    Помыслы же ныне живущих обитателей столицы Татарстана в установлении памятника так называемым защитникам Казани.
 
    Зачем, спрашивается? Говоря современным языком, оккупантам.

   Интересным историческим источником своеобразных правд является переписка царя Ивана Грозного с Андреем Курбским.

    Князь Андрей Михайлович Курбский вел свой род из Ярославичей, прямых потомков Мономаха и был очень уважаем Царём.

   Некогда воевода, князь Андрей Курбский бежал в Польшу к королю Сигизмунду и оттуда попытался обличать своего бывшего монарха.

   Письма  любопытны, поскольку, написаны искренне, без всякого скрытого умысла с надеждой о позитивном их толковании  будущими потомками.

   Вот, что касается   Казани, из письма Царя своему бывшему подданному:
«…Когда же город по божьему милосердию был взят, вы не занялись установлением порядка, а устремились грабить!
   Таково ли покорение прегордых царств, которым ты, кичась, неразумно хвалишься?
   Никакой похвалы оно, по правде говоря, не стоит, ибо всё это вы совершили не по желанию, а как рабы – по принуждению и даже с ропотом. Достойно похвалы, когда воюют по собственному побуждению.
   И так подчинили вы нам эти царства, что более семи лет между ними и нашим государством не прекращались ожесточённые боевые стычки!»

   Могло такое случиться, если бы войсками при освобождении Казани командовал сам царь? Я думаю, что нет. Тем не менее, именно он обвинён во всём нечеловеческом ужасе произошедшего и продолжает обвиняться.

   А вот как сам Царь описывает своё возвращение в Москву. Это далеко не триумфальное шествие победителя народов, как было таковое в том же Риме:
«…А вот что: как пленника, посадив в судно, везли с малым числом людей сквозь безбожную и неверную землю! Если бы рука всевышнего не защитила меня, смиренного, наверняка бы я жизни лишился».

    (www.school.edu.ru::Переписка Ивана Грозного с князем Курбским. 1564-1579гг.)

    Почитайте переписку, и вы поймете, с чего и каким образом началось, не только охаивание российских правителей, но и самой России, как самобытного государства, что продолжается и поныне.
 
    При освобождении Казани погибли не только русские воины, но и  очень много татар, освобождавших свой город от пришельцев с Крыма.

    Воистину нет людской благодарности на земле.
 
    Такая  вот, правда, одного из потомков освободителей Казани.
    Хороша она или для кого-то плоха, но она такова. И не высказать её, свою правду, я не имею исторического права.

     P.S.
    Опричнина это передел собственности, но не революционным путем снизу, как это было в 17 году, а  сверху, как происходило у нас в 90-х. О законности таких мероприятий говорить не приходиться.

     Царь стал собственником части земель, лучшей части, отобрав её ни только у бояр, но и у церкви, а другая часть попала в земство под управление бояр. А для того чтобы защитить свою частную собственность Царь и набрал охранников, то бишь, опричников.

      Данные действия были проведены своевременно и достаточно малой кровью. Если бы это эпохальное мероприятие не свершилось то Россия, как государство, не состоялось.

      Было ликвидировано само право на попытку междоусобицы. Бояре перетосовались на землях, как карты в колоде и уже редко кто из них бы мог посметь сказать о своём родовом  княжестве.

    Оттого на Ивана Грозного, первого самодержца  Российского, такие нападки и обвинения во всех мыслимых и немыслимых грехах.

    Кстати, такой же передел собственности происходил и в Англии при Генрихе VШ и Елизавете, создавались свои причты (parish). Они не стеснялись, грабили монастыри, отбирали имущество и землю, убивали своих подданных, а церковь, вообще, приобщили к государственному аппарату и ничего. Никто не тычет в Генриха пальцем и не называет его непотребными словами унизительного содержания. А этот правитель, извините, ухайдакал  десятки тысяч человек и десятки тысяч пустил по миру.

    Семью Царя Ивана IV травили сулемой, тихо и подло. Наследник, так же как и сам Царь, действиями малых доз яда был доведён до полного физического и психического истощения. Они не понимали, что с ними происходит, и не могли трезво оценить ту ситуацию, в которой находились. Смерть кралась за ними мягко и неотвратимо.

     Эта отрава в Европе пользовалась успехов, симптомы отравления знающий человек мог определить сразу, это так называемая болезнь «сумасшедшего шляпника», они в своей работе пользовались ртутью и часто травились ею: резкая смена настроений, то глубокая депрессия, а то необъяснимое буйство, мания преследования и так далее... что и ставится Царю в вину, характеризуя его негативные черты характера.

    В 60-е годы прошлого века были вскрыты саркофаги царской семьи, самого царя и двух его сыновей.

    Исследования обнаружили в останках Ивана Грозного очень высокое содержание ртути. Оно превышало от допустимых норм в сотни раз. В останках его сына Ивана Ивановича также было обнаружено непомерное количество ртути. А вот в останках Федора Ивановича ртути обнаружено не было.

     Наследник Иоанн уже был гипотетически мёртв и пресловутый удар посохом это как выстрел ружья в театральной драме. Исследование его останков подтверждают, что наследник был отравлен, но никак не убит посохом. После злополучного удара он прожил ещё четыре дня.

      Кто-то из царского окружения очень не хотел, что бы к власти пришёл этот молодой энергичный и решительный правитель. Им хотелось царя Феодора Иоанновича, и они, с помощью, так называемого, лечащего лекаря Элизеуса Бомелия сделали всё, чтобы так случилось. А для  сокрытия своего преступления обвинили отца в убийстве своего сына.

     Многие и сейчас не подозревает, что до 1917 г. “татарами” назывались только потомки живших в Степи Половецкой (Дешт-и-Кыпчак) кыпчакских и татаро-монгольских племён, рассеянные по всей России – татары литовские, крымские, кавказские…
   
     Также татарами звали “служилых татар” - ногайцев, касимовских татар и других тюрков, которые со времён Ивана Грозного составляли значительную часть дворянского сословия. А на Волге, как следует из статьи “Россия” Энциклопедического словаря Брокгауза и Евфрона, жили Волжские булгары.

     Потом была Революция. Булгары приняли её с радостью, потому что идеи большевиков были созвучны цели Движения Волжских Булгарских Мусульман (Ваисовское движение). Именно булгарские мусульмане установили Советскую власть на Волге и Урале. В благодарность за это и в память о погибшем в 1918 г. Сардаре Ваисове большевики разрешили украсить башню Суюмбики в Казанском Кремле полумесяцем.

     Но после смерти Сардара Ваисова, которому большевики доверяли всецело, "татаристам" удалось убедить наркома по делам национальностей И.В. Сталина, что Ваисовское движение таит в себе угрозу для целостности РСФСР. В результате в 1923 году имя "булгары" было запрещено, лидеры Движения расстреляны, а рядовые участники сосланы. Была образована Татарская автономия в составе РСФСР, а населению с тех пор стали выдавать паспорта с записями "татарин/татарка".

    А Иван Грозный освободил булгар от татар, о чём и говорил  в 90 –е годы принц Джезар Гирей, "забрал Казань от татар" поэтому великий князь и царь Московский,  вдобавок к "великому князю Болгарскому" принял ещё один титул "князь Казанский".

    В своих обращениях к Ивану Грозному Давлет Гирей писал: «…Жгу и пустошу все из-за Казани и Астрахани, а всего света богатства применю к праху.…Захочешь с нами душевную мыслью в дружбе быть, так отдай наш юрт – Астрахань и Казань…»

     Так что было бы гораздо справедливей, что бы вместо Ленина стоял памятник Ивану Грозному как освободителю. Хотя многие из татар, с кем я общался, стоят за памятник Ленину, мотивируя тем, что он им дал государственность.

   И если, когда-либо, татары решаться вернуть своё прежнее самоназвание булгары, то это будет, по-моему, вселенская справедливость. И возникнет сразу вопрос, а как быть с Татарстаном, да никак, то была Татария, а станет Булгария.…Эко меня куда понесло. Прошу прощения если кого-то оскорбил своими измышлениями. У меня иной раз бывает

     Конечно же, памятник Ивину Грозному в Казани необходимо возвести, но никак покорителю Казани, а как её освободителю. В учебных заведениях разъяснять данный исторический факт с патриотических позиций, поскольку придумывать здесь ничего не надо, на самом деле всё оно так и было.

     Кто подсчитывал, сколько татар пало, освобождая свой город от пришельцев? А если их погибло в два раза больше чем, так называемых, защитников?
 
    Кто-то скажет, что не так всё просто. Что очень много сторонников теории покорения Казани, что историческая наука уже определилась ни только с датами, но и характером тех войн. Да и вообще у автора что-то с головой не всё в порядке. А вы поразмыслите, но только без национальных и религиозных амбиций. Подумайте.

    А то, что "несёт" историческая наука об Иване Грозном, что тот мутный поток, не принимайте всерьёз.
 
    Сына своего, царевича  Иоанна Иоанновича, он не убивал и землю Московии,  кровью её жителей, не заливал.

    Иоанн IV был в своё время  самым образованным, просвещённым политиком и дипломатом.

    Недаром в 1570 году Литовские послы,  предлагали ему корону Польши: «Рады государя нашего короны Польской и великого княжества  Литовского советовались вместе о том, что у государя нашего (Сигизмунда-Августа) детей нет, и если Господь Бог государя нашего с этого света возьмет, то обе рады…желают избрать себе государя из Славянского рода по воле, а не в неволю, и склоняются к, тебе, великому Государю, и к твоему потомству».

     И кто знает, как бы сложилась история не только России, Польши, но и всей Европы прими это предложение Иван Грозный и начни активные действия к восхождению на королевский престол.

    Царь Иван Грозный был умным, образованным и глубоко религиозным человеком. Но никак тем кровожадным монстром, как рисуют его, его недруги и недруги России. Жестким? А порою и жестоким? Да! Совершал ошибки? Да!

    А кто святой во Власти и не совершал ошибок? Может быть… нынешние правители или предыдущие?


*     *         

         

 Дорога к храму.
      

Пять веков за плечами да боль,
Только силы напрасно растрачены.
Бог отвёл нам в России ту роль
По которой долги не оплачены.

Храм на острове, память корит
На Казанке вода мутней мутного
И бессмертные души знобит
Пеньем молитвы заутренней.

Та Казань, что в веках, умерла
Тень её над уснувшими ивами
И заблудшая чья-то душа
Плачет с песнями соловьиными.

Кости павших низвергнуты прочь
Из земли, из ушедшего времени
Вопиют, прося им помочь
На века, а не на мгновение.

Где же? Где вы, России сыны,
Предки ваши погоста не ведают.
Словно пиршество у сатаны
Костями русскими там обедают…

       Храма-памятник воинам, павшим при освобождении Казани в 1552г. (Храм-памятник является памятником федерального значения).
       Летопись казанского края гласит, что при освобождении русскими Казани Иоанн Грозный, прибыв с Волги к месту, занимаемому ныне памятником, укрепил своё знамя, устроив здесь остановку и отсюда, торжественно, с крестным ходом выступил в завоеванный город.

       Все павшие воины при освобождении Казани были погребены в общей могиле на холме, и в поминовении их царь Иоанн велел основать тут же монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы, который в грамотах величался «Русским кладбищем»…При освобождении Казани 1552 года лишились жизни четыре Воеводы и 198 офицеров. Существует Синодик с именами всех погибших, коих поименно упоминали на Панихидах.

       Но так как место было низким и находилось близь реки Казанки, которая ежегодно в весенние разливы затопляла водой почти весь храм, то монастырь перенесли на крутую ближнюю Зелантову гору. А на месте могильного кургана построили часовню, где ещё в течение 100 лет после этого события хоронили солдат, погибших в Казанском военном гарнизоне.

       Почти 300 лет на братской могиле была часовня и только в 1812 году, вскоре после победы России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года и благодаря стараниям архимандрита Зилантова монастыря Амвросия, был поднят вопрос о сооружении монумента над могилой павших воинов.

       По воле императора Александра 1 было поручено архитектору Н.Ф. Алферову составить эскизно памятник, а требуемую сумму на постройку монумента решено было собрать по подписке, по всей России, причём непосредственное участие в пожертвовании приняли члены Августейшей фамилии, они первыми положили начало подписки, пожертвовав 10.000рублей. Общая сумма сбора дала 100.315 рублей.

       Выполненный Алферовым план и фасад памятника был рассмотрен и удостоен Высочайшего одобрения, после чего было преступлено к его сооружению.
       По своей форме памятник представляет усеченную пирамиду, завершающуюся вверху золотым Георгиевским крестом. Внутри памятника помещается церковь во имя Нерукотворенного Образа, под церковью находится склеп, в котором покоятся кости павших русских воинов при взятии Казани.

       Памятник был освещен в 1823 году 30 августа, но просуществовал семь лет, стал сильно ветшать от разлива весенних вод.

       В 1830 году были сделаны подновления памятника городским архитектором П.Г.Пятницким. Вторичное освещение памятника состоялось 2-го октября 1832года.

       В 1871году, вдовствующая купчиха Анна Ивановна Дворникова вышла в губернское правление с просьбой о сооружении колокольни при памятники по завещании мужа своего. На что обер - Прокурор Святейшего Синода сообщил, что « Св. Синод, находя, что означенный памятник, построенный с Высочайшего соизволения Императора Александра 1, есть достояние государственное, пристройки к нему по желанию частных лиц не должны быть допустимы».

       В Советское время на Храме-памятнике была ликвидирована надпись «В память победы над Татарами в 1552г.», и снят крест. А с сооружением Куйбышевской ГЭС и повышением уровня воды в Волге и Казанке Храм-памятник оказался на острове.

       В 1989-1990г.г. по заказу Министерства культуры ТАССР была подготовлена проектно сметная документация, но в связи с начатыми политическими преобразованиями к реставрации памятника так и не приступили.

       В 2001 году, с благословения архиепископа Казанского и Татарстанского Анастасия, создан приход Нерукотворенного Образа Спасителя г. Казани Казанской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

       13.10.2001г., состоялась первая Панихида за последние 84 года на месте братского захоронения воинов, павших при взятии Казани в 1552г.
Соборно служили: настоятель прихода Нерукотворенного Образа Спасителя:
г. Казани – о. Феодор (Ситкин), настоятель Богоявленского Собора г. Казани –
о. Олег (Соколов) и игумен Петропавловского Собора г. Казани – о. Иулиан (Елифанов).

       На этом месте до переворота 1917г. проходили панихиды, молебны и военные парады.

       19.01.2002г., возобновлено Великое водосвятие «Иордан» на реке Казанке. Ранее водосвятие служили известные архиереи и священники. Собиралось множество православного народа во главе с «отцами» города.

       С 2004г., в Храме-памятнике проводятся регулярные Богослужения настоятелем храма иереем о. Феодором (Ситкиным).

       В 2005 г., с Департаментом текущего содержания и развития объектов внешнего благоустройства г. Казани заключен «Договор№2 кр» совместного использования, где в пункте 1.1. говорится о взятых на себя обязательствах Приходом. Данные обязательства являются основным условием передачи Храма-памятника православным верующим.

       7сентября 2007г. с Божьей помощью и силами прихожан изготовлен и установлен на Храме-памятнике металлический крест.

       Но приход Нерукотворенного Образа Спасителя в настоящее время малочисленен и не в состоянии самостоятельно провести полную реконструкцию Храма-памятника.

       В первую очередь для сохранения памятника и для ведения в нём служб необходимо провести электричество. Все согласования проведены, осталось дело за малым, нет средств.

       Материальная цена восстановления памятника небольшая, в объёмах России, десять-пятнадцать миллионов рублей ничего не значат, но духовная значимость колоссальна. С этих жертв, не только русских людей, началась государственность России.

Читающий эти строки задумайся, может быть, кости и твоих предков покоятся в этом знаковом месте России…


* * * * *