Сиюминутный психоделический бред в душный весенний

Эрик Злаславский
Сиюминутный психоделический бред в душный весенний день
(вариант, более или менее подвергшийся насилию авторской редакции, по просьбе уважаемых читателей).

Странные случаи происходят с некоторыми людьми, относящими себя к категории так называемых «джентльменов удачи». Так бывает интересно наблюдать со стороны за развязкой какого-нибудь случая, произошедшего посреди улицы города, особенно когда происшествие оборачивается чем-то крайне смешным или ужасным – таков парадокс человеческого любопытства. Сцену, которую мне пришлось лицезреть, сложно было оценить однозначно, чего там было больше, смешного или ужасного, пусть каждый судит в меру своей «испорченности».
В тот жаркий весенний день я едва заставил себя вылезти на улицу из прохладных стен своей квартиры, испытывая непривычные ощущения после резкой перемены ранней весны на летнюю жару, вдохнувшей в городские насаждения молодую зелень и душистость расцветшей сирени в парках. Все благоухало и зеленело, и, если бы не муторное безветрие, то прогулка вдоль улицы  Ч… была бы довольно приятной.
Но не столь важна суть моей вылазки в этот прекрасный весенний день, а важно то, что встретилось мне по дороге, как раз когда я заворачивал за угол своего дома, выходя к парку. Мне определенно нравилось это место, и когда я направлялся в институт или на трамвайную остановку, то часто заглядывался на возвышающуюся башню соседнего дома в стиле сталинского ампира. Но на этот раз мой взгляд привлекло другое: толпа человек пять, может быть больше, выбежала из въездной арки этого самого дома.
Разражаясь нечленораздельными криками и отборным матом, люди неслись за кем-то, с явными недобрыми намерениями. Отделившийся от толпы человек, очевидно, был полностью невменяем. Пятерка преследователей состояла из: пожилой женщины, которая буквально захлебывалась от слез, молодого человека в спортивном костюме и домашних тапочках и троих мужиков, которые в основном и производили весь этот шум, крича и ругаясь. Кто-то из них потерял белую бейсболку, блеснув коричневой от загара лысиной, и даже не обратив на потерю внимания, рванулся вперед всех, пытаясь боксерской пятерней ухватить «жертву» за порванную местами, синюю клетчатую рубашку.
Мое внимание теперь было полностью приковано к этой процессии, остановившись посреди улицы, я наблюдал как какой-нибудь зевака за развитием событий.
Процессия, в порыве преследования «жертвы», ринулась через аккуратно остриженный кустарник, окружающий сквер… Я на мгновение вспомнил, что кустарник этот барбарисовый. И когда в детстве я вместе с квартальными пацанами лакомился его кислыми ягодами, то часто накалывался на острые шипы. Так и сейчас будто бы снова укололся о них вместе с бегущими людьми, которые штурмовали колючие заросли. Только несчастные выпутались из западни, изувеченные острыми шипами растений, как безумец, споткнувшись, свалился на землю, выронив что-то, затем попытался встать, но подоспевшие преследователи навалились на него с криками и яростно закопошились в неравной борьбе. Однако, беглецу вновь удалось вскочить на ноги ловко скинув с себя рубашку. Оставшись в одной майке он шарахнулся в сторону, вытаращив глаза и, разинув глотку, что-то орал. Нагнав его уже около самого паркового фонтана, отделившаяся от толпы грузная женщина, с душераздирающими воплями типа: «куда ж ты …. яздрить тебя ..!», навалилась на него всем своим грузным телом, как, тут же, подоспели мужики. Затем все произошло очень быстро и неожиданно, что каждый, наверное, мог бы ужаснуться увиденному, но к счастью, в сквере в этот жаркий будничный день народу было немного - парочка резвящихся вокруг фонтана ребятишек, бегающих вдоль гранитного борта фонтана, да пара пенсионеров принимающих солнечные ванны первых лучей летнего солнца. 
«Жертва» погони как подкошенная грузной женщиной, рухнула, неудачно опрокинувшись лицом вверх, туловищем в сторону фонтанного бордюра. Голова мужчины, под силой мощного толчка, с треском спелого арбуза, зацепила острую кромку каменной плиты.
Моментально меня охватило чувство подобное оцепенению от столь неожиданного финала, словно меня столкнули в ледяную воду. Это состояние длилось всего лишь мгновения. Тут же неведомо откуда, словно из-под земли, как будто ожидая именно этого момента, на зрелище сбежались массы зевак. Гастроном - близлежащий местный магазинчик, и, даже, парикмахерская, были вмиг оставлены посетителями вместе с обслуживающим персоналом. Люди, жаждущие то ли острых ощущений, то ли преждевременного очищения желудка, все дружно негодовали. Мое сознание машинально прокручивало череду событий, приведших к трагическому исходу. Я вспомнил, что бедняга до своего печального финала выронил что-то на траву возле поломанного кустарника … «А вдруг это и есть причина?» - осенила меня ненавязчивая мысль. И с некоторым азартом разгадки этой тайны  я поспешил туда …
…Внимательно вглядываюсь в предметы представляющие собой мусор. Нащупываю взглядом домашний тапочек, - не то, связка ключей, - может быть это и она, но только тот предмет был намного легче и крупнее, напоминал какую-то бумагу. И тут мой взгляд нашаривает скомканную бумажку скорее похожий на кусочек картона. Поднимаю и расправляю помятые края. Сначала я даже не понял, что это, и каким образом это могло быть связано с событиями. Непроизвольно я обернулся в сторону трагической сцены. Там уже давно собрался народ, словно на ярмарке, приехала скорая, милиция. На глянцевой, измятой сине-фиолетовой картонке, была изображена белая иномарка, а в центре  нечто вроде револьверного барабана, повернутым в фас, таким образом, что можно было видеть капсулы патронов, нарисованные какой-то серебрянкой. В моей фантазии сразу же вспыхнули ассоциации со смертью владельца сего «имущества», в прочем, все стало ясно, когда я прочел название сверху: «Моментальная лотерея. Гусарская рулетка». Внимательно ознакомившись с лотереей, я тщетно пытался осмыслить причину несчастного случая.
Правила игры на оборотной стороне карточки гласили: «выиграть могла каждая лотерея, а вот выиграет она или нет – зависит только от вас. Выигрышная сумма составляла от 10 рублей до 100000, а самый главный приз – автомобиль», видимо тот самый. Удача скрывалась в револьверном барабане. Пять гнезд для патронов были закрашены сусальным золотом, которое легко можно было содрать с помощью монетки или ногтя. На обороте было написано: «Вскройте три ячейки из пяти, не нарушая целостного слоя на двух других, если вы наткнулись на надпись «бах», то однозначно получили девять грамм свинца в висок, и вам не повезло. В случае если все-таки вам посчастливилось три раза не ошибиться, вы получаете сумму, которая написана  в открытых окошечках или заветный автомобиль».
С надеждой на разгадку и предвкушение я вгляделся в гнезда на барабане, там действительно было вскрыто три ячейки и на двух из них, о боже! - автомобиль, а на третьей, по воле злого рока сусальное золото скрывало незатейливое слово «бах».
Я мельком взглянул на фонтан, где уже во всю суетилась скорая помощь, собирая беднягу, а милиция деловито загружала остальных пятерых человек в голубой «бобик» с решетками. Тогда мне вдруг четко представилась вся картина событий, связывавшая эту с виду безобидную бумажку и человека приобретавшего ее в ларьке с надписью «СПОРТЛОТО». А, может быть, это был всего лишь сиюминутный психоделический бред в душный весенний день?

Приличного вида человек зрелого возраста стоял у ларька, где продавали лотерейные билеты. В самый разгар выходного дня у киоска под названием «СПОРТЛОТО» столпилось множество лиц подозрительной наружности, которых человек в очках не без иронии называл «джентльменами удачи». Это были люди, которые гонялись за «легкими» деньгами, но не могли себе позволить более серьезные игры. Жертвуя мелкими суммами во имя удачи, они сами того, не замечая, лишь опустошали и без того скудные кошельки, но это уже мало кого волновало. И все же, он оказался здесь, не случайно. Докуривая сигарету “Parlament” ,и, изучая содержимое витрины, в поисках подходящего подарка на день рождения своего братца, его глаза с недоверием перебирали содержимое витрины киоска. Да, именно это привело его сюда, поиски подарка для своего брата на именины, нельзя сказать, что это приносило ему большое удовольствие, но традиция в его семье вынуждала собираться всех родственников вместе, когда у кого-нибудь случался праздник или несчастье. А его брат до безумия любил эти штучки, игра в лотереи была его страстью или может быть даже смыслом жизни.
- Он, наверное, будет безумно рад этим разноцветным бирюлькам,
не просто как взрослый человек был бы рад им чисто символически, как знаку дружеского внимания, а по настоящему именно этим проклятым штукам, этому дерьму в красивой обертке. Всегда, когда этот ненормальный играл в лотерею, он словно испытывал чувство чертовского азарта, сравнимого разве что с оргазмом. Наверное, самым сладостным подарком для него была «моментальная лотерея» - средство, которое было самым верным для человека живущего одним днем, в мгновениях счастья в непочатой пачке лотерей, которую он купил на половину своей месячной зарплаты.
  Человеку в черных очках, было откровенно наплевать на все эти бирюльки и на своего братца в одночасье, но уважение перед семейными традициями заставляло явиться на этот праздник, а с пустыми руками он не мог позволить себе пойти даже на день рождение этого идиота, поэтому, таким подарком, как ему казалось, он вполне мог «убить двух зайцев»: сэкономить денег и отвлечь от себя излишнее внимание брата, к тому же в те времена это было обычным делом, дарить бесполезные, но «приятные» вещи.
Взгляд его тщательно выбирал покупку, встречая пошлые названия и безвкусные картинки. Вся эта рябящая в глазах муть, напоминала витрину магазина елочных игрушек, только, рядом с которой, толпились не мамаши со своими ненаглядными чадами, а дикого вида мужики, от которых зачастую воняло перегаром, куревом и еще непонятно чем. Иногда взгляд «напарывался» на одиноких бомжского вида женщин, которые, судя по их наружности, уже давно нещадно утопили свою удачу в бутылке. И тут, взгляд наткнулся на приинтереснейшее названьице «Гусарская рулетка». …Ни долго думая, он купил пачку, даже не посмотрев на цену, сунул ларечнице свежую пятисотку, заявив при этом: «Сдачи не нужно», и направился к черной тойоте “Land Cruiser”. Ему крайне сильно хотелось оттянуть время, дабы не портить себе настроения чьим-то праздником, на котором лихое поминание старой нищенской бытовухи было любимым занятием его семейства из «прошлой жизни». Вновь всплывут старые лица, тошнотные бытовые подробности жизни его брата и тому подобное. Ему действительно хотелось сейчас только одного – не ехать туда…
- Да, плевать. Что я тут кисну как баба, заскочу на пять сек, и вон оттуда, - сплюнув в открытое окно джипа, он вдарил по газам, и машина плавно поравнялась с непрестанным движением улицы, разгоняя воробьев и голубей, присосавшихся к иссохшей лужице на асфальте.

Дом по улице Н…, находился почти, что в центре города, но для любого жителя, «элитных» поселков с роскошными особняками, где как бы тоже образовывался своеобразный центр вложения денег в частные земли, был каким-то анахронизмом цивилизации. Многие новые состоятельные русские переселенцы из России или ближнего зарубежья, наверное, потеряли бы много времени, чтобы отыскать такую улицу. К счастью Алексей был коренным жителем и словно в страшном сне вспоминал свое трудное детство, проведенное  на этой улице, квартальные разборки, курение анаши в подъездах домов «образцового быта». Колоться он к счастью не пробовал, но за то к собственному ужасу наблюдал, как его лучшие друзья-товарищи попадали в наркодиспансеры, умирали от передоза, корчились в страшных ломках.… Все это было больно и неприятно вспоминать. Он вспоминал, как однажды его младший брат чуть было не повесился, когда не было денег на наркоту, как он выл и просил чтобы ему сломали позвоночник выше крестца. Там есть такой нервный узел, который отвечает за химическую реакцию организма и вырабатывает рефлексы, которые за тем посылает в мозг. Сломай позвоночник чуть выше таза и забудь про наркозависимость – мечта всех наркоманов, – но потеряй навсегда способность ходить. Брат каким-то чудом оправился от пагубной зависимости, может быть, в этом ему помогли проклятые лотереи, может быть этим он и «спасся»? Сегодня его 45-ти летие, пусть будет так…
        Алексей долго мчался по проспектам, останавливаясь иногда у частных магазинчиков, где продавались так называемые «элитные спиртные напитки» и разнообразная снедь, но не находя ничего подходящего ехал дальше, пока, наконец, не нашёл то что ему было нужно – в одном из магазинчиков он приобрёл бутылку коньяку «Арарат», и отправился к месту назначения.
Подъезд, давно покинутого им дома, встретил новенькими металлическими дверями на кодовом замке, их в прошлом году еще не было. Алексей с досадой выругался, подумав про себя: «раньше это место отличалось большей гостеприимностью …», но не успел он закончить свою критическую мысль, как на встречу ему вышла женщина, которая, оказывается, поджидала его уже очень давно, и, даже, по её словам, «открыла эту грёбаную дверь на распашку», и даже зачем-то «написала мелом на обратной стороне двери предупреждение чтобы дверь не закрывали», но какие-то «алкаши - соседи-дураки-проклятые захлопнули её». Она несла этот полный бред с таким воодушевлением, что Алексею внезапно захотелось сесть в машину, и ко всем чертям мотать отсюда, но женщина  попыталась «нежно» подхватить его под руку и завести в дом. Какие-то несколько секунд их пути наверх до квартиры в обществе навязчивой и, чересчур, разговорчивой женщиной показались Алексею вечностью, на все ее расспросы он только кивал головой, а иногда поддакивал. Затем его ждало самое неприятное испытание этого вечера -  пьяные родственники; пустые светские разговоры, перемежающиеся с отборным матом и пьяным бредом, но больше всего была отвратительна эта годами отработанная атмосфера праздника - глупое натянутое веселье, и, еще, был более всего противен, весь этот шарм гостей, который сводился к вручению скудных даров имениннику, сжеранию всей хозяйской еды, и заглатыванию водки в больших количествах. Затем, с чувством собственного достоинства, все гости дружно раскланиваясь, разбегались по домам.
        Хорошо если чувство «отсутствия собственной тарелки» не является единственным поводом, для того чтобы уйти – это, так сказать, не серьезный аргумент для спешки, ведь в этом доме принято есть из общего котла…
- Здорова! - Послышалось ему с порога, приветствие, ставшее уже непривычным.
- Как жизнь, братец?
- Да, ничего не жалуюсь.
        Алексей, хотел, было развернуть и всучить ему подарок прямо с порога, но брат похлопал его по плечу, направляя в зал, где собрались гости.

        Спустя полчаса, проведенных в скверном обществе, Алексею все больше становилось не по себе. Ему не ловко было выслушивать отвратительную лесть в свою сторону в речах некоторых его дальних родичей, за которой скрывалась люмпинская зависть. Его «индивидуальное пространство» было окончательно разрушено, превратив его в ничтожное существо, готовое каждую секунду утвердительно кивать головой в ответ на лесть, ядовитыми жалами впивающуюся в его душу.
        И вот, наконец, был поднят первый бокал …водки и произнесены первые слова поздравлений. Первым по традиции произнес тост самый важный и старший…
      … Нестерпимый комок боли подступил к горлу Алексея:
- ЭТО ЖЕ МОЯ СЕМЬЯ!
- Мои папа, мама, мои…все кто мне был когда-то так дорог, с кем я когда-то так сильно боялся расстаться даже на минуту.
- Теперь я даже не узнал свою мать встретившую меня у подъезда, свою маму, мамочку.
Не находя в себе более моральных и душевных сил и не помня себя, он вскочил из-за стола, бросил на стул конверт и ринулся к двери.
Что было дальше, он смутно помнил. Подъезд хлопнул железной дверью за спиной, рев мотора и визг покрышек по сырому асфальту…

На этом фантазии неожиданно прервались, и я снова оказался в своем привычном мире в сквере возле Дома Культуры. Фонтан так же весело струился в этот жаркий день, только не было на нем резвящихся ребятишек. Парк снова обезлюдел и как будто бы успокоился и стал ровно дышать. И все было так, как будто бы ничего не случилось, только роковой угол бордюра фонтана напоминал о недавнем конфликте. А был ли этот конфликт или это всего лишь игра солнечных лучей или плод моего воображения? …Странные по истине случаи происходят с некоторыми людьми…

P.S. Все имена, оно здесь одно, и некоторые названия в этой истории являются плодом моего воображения и не более того.
 


                Конец.
09.11.2002 (ред. 2008)