70 годы прошлого века. На "Узбекфильме" снимается боевик про хороших красных и плохих, разумеется, белых.
На очереди съемка следующего эпизода:
Ведут красноармейца на расстрел мимо чайханы, в которой баи трескают плов*.
Два кадра. Первый - за ляганом(большое керамическое блюдо) плова на улицу, по которой ведут красного.
Второй, со стороны красноармейца, который в последний раз в жизни видит наглых басмачей на веранде.
Для натуры выбрали небольшой предгорный поселок, в котором даже чайхана с подходящей верандой нашлась. На массовке решили съэкономить, из Ташкента статистов не везти. Из местных подобрали самых упитанных, одели в шелковые халаты, загримировали и усадили на веранде.
Поскольку - это плов, то на натуру выехала вся съемочная группа с чадами и домочадцами. С раннего утра на заднем дворе чайханы у котла, ростом с человека, колдовал ошчи (самый уважаемый в Ташкенте мастер плова), не забывайте - надо было накормить всю съемочную группу. В горном ручье охлаждался ящик водки.
Итак, всё готово.
Камеры и прожекторы установлены, "басмачи" расселись вокруг лягана, на котором гора плова, включили свет. Хлопушка, мотор, начали.
Стоп! Стоп! Стоп!
Безобразие, блюдо пусто!
Постановщик выражает свое недоумение. В переводе с матерного языка, примерно так:
"Где плов, почему забыли положить плов?"
Ассистент оправдывается, опять наполнили блюдо.
Хлопушка, мотор, поехали.
И опять сто-о-о-оп!!!
Ляган пуст, а "басмачи" ласково улыбаются масляными губами и неспешно отхлебывают зеленый чай из пиалушек.
В третий раз - плов на лягане, ассистент популярно объясняет селянам, что за три рубля** они должны сидеть около плова, а не есть его. Мужики понятливо кивают головами, но на лягане попрежнему одна рисинка скучно гоняется за другой.
Съемочная группа начинает волноваться, в казане плов убывает, а съемкам не видно конца.
Режиссер приходит к мудрому решению:
"Ну ладно! Пусть наедятся ( это мягкий перевод употребленного слова), а потом будем снимать."
Приглашенный из Москвы артист***, в гриме из кровоподтеков начинает нервничать.
Зряшные надежды!
Ляган опустошался с фантастической быстротой каждый раз, как только был заполнен.
Представляете, какими глазами группа провожала каждый ляган для массовки?
Усталый второй режиссер приходит к гениальному решению: полить горку плова на блюде керосином.
Решение - действительно гениально!
Такие зверские рожи - разве это сыграешь?
И "красноармеец", вместе со всей группой, так красноречиво смотрит на "баев"!
Потом он за эту роль, кажется, получил звание заслуженного артиста УзССР?
Примечания
*Плов - рисовая каша с мясом, так можно прочесть в некоторых кулинарных книгах, для узбека такое же священное блюдо, как для украинцев - сало, а для белорусов - картошка.
Он готовится и по праздничным дням, и по будням. Попробуйте настоящего плова - навсегда влюбитесь в мой Узбекистан.
Плов - на местных наречиях "палов" или "ош" (еда) - последнее само уже говорит, о значении плова в узбекской кухне.
** ставка статиста массовки. Мы глухо завидовали нашему сокурснику, который раза три-четыре в месяц в такие массовки приглашался, так как был живописно худ - студенты считали его богачом!
***почему-то на киностудиях Азии на роли европейцев приглашали в основном московских артистов, хотя были свои удивительные русские труппы.