Рыбалка зимой в Якутии

Игорь Кынаттыров
Рыбный лов зимой, занятие суровое, требующее большого терпения и выносливости, вряд ли с этим поспорит даже человек далекий от рыбалки. В мороз, когда лед только начал держать человеческий вес, отказавшись от дивана и телевизора идти неведомо куда и неведомо зачем? Занятие терпящего крайнюю нужду, или безумного энтузиаста. В наше время, скорее, преобладают второй вид человека разумного.    
В Якутии существуют три вида подледной рыбалки. Каждый из них совершенно отличается друг от друга как способом, так и количеством улова. Попытаюсь хотя бы поверхностно ознакомить с каждым из них. И так, самая массовая из этих видов несомненно,

Подледная рыбалка неводом – мунха

В большой зимней рыбалке сетями, я участвовал всего лишь один раз и то подростком. Но это событие крепко врезалось в мою память. Было начало зимы, лед встал совсем недавно. Однажды отец сказал, что завтра будет «улахан мунха» - большая рыбалка сетями. Утром, плотно позавтракав и тепло одевшись, пошли к зданию сельсовета, где уже стояла огромная толпа. Были не только мужчины, но и много женщин и даже маленьких детей. Все это напоминало всеобщее празднество,  какой-то зимний ысыах. Огромное количество народа собралось в несколько бригад по 15-20 человек и, погрузившись в кузова нескольких грузовиков, а также в один автобус, поехали на озеро славившейся своими карасями – крупными, жирными. По пути было весело – поскольку женщины все погрузились в автобус, мужики «согревались» традиционным методом и, перекрикивая рев машины, активно обсуждали курьезы случившиеся в прошлых «улахан мунха».
На месте, в отличие от праздников, все спешно начали работать – в зимнее время каждая минута на счету, надо было успеть порыбачить до сумерек, столь быстро наступающих. По периметру огромного озера группы разбрелись поодаль друг от друга и начали искать место, где можно было наверняка пустить сети под лед…

Надо сказать, подледная ловля неводом дело намного сложнее, чем в открытую. И дело не только в трудоемкости, ведь полыньи надо делать именно там, где должна быть рыба. То ли дело летом – не нашел в одном месте, передвинулся в другое и вся недолга.
Поэтому, во главе каждой бригады стоит «бригадир», обычно старик, хорошо знающий что, где и как. Он то и верховодит над всем процессом, говорит, кто что должен делать. В то время пока одни подготавливают невод к спуску под воду, другие прорубают большие полыньи «чардаат», на месте спуска и на месте вытаскивания невода с добычей. Между ними продольно с двух сторон прорубаются маленькие отверстия, по которым будут протаскивать крылья невода. «Крылья», это две стороны сети, разделенные мешком, «маткой невода». К этим крыльям привязываются веревки с палками, и начинается, собственно, сам процесс рыбалки. Палки пускаются вдоль по отверстиям, в которых их ловят и пускают дальше к другому отверстию, так до самого места выемки рыбы. В это время, навстречу к движению сети, идут несколько человек с громким шумом мявом, постукивая по льду – загоняют рыбу. Так невод идет к большой полынье, где и встречаются загонщики с теми, кто тянул сеть. Оба крыла тянут порознь, так, чтобы не запутать сети, и ждут появления «матки». Именно в ней и должна прийти основная масса добычи. До этого остается гадать по редким зацепившимся рыбинам на крыльях, хорош ли улов или все труды впустую? Наконец, «матки» приближается, если слышен шум, рыбаки радостно перемигиваются, улов есть! И все еще не шумят, боятся спугнуть удачу…

…С первого же раза у нас рыбалка не задалась – сети запутались о шесты, на которых осенью ставились «мончууктар» – манки-чучела уток. Еще не слишком раздраженные (сети удалось быстро выпростать), беззлобно ругаясь на «бригадира» растяпу,  поспешно прорубили другие полыньи и спустили сети снова. И снова неудача – рыбы пришло всего чуть больше трех ведер. Тихо нарастала злоба – другие бригады вытаскивали уже второй раз и, судя по веселому гомону, с хорошими результатами. «Старик видимо совсем выжил из ума, видно же было, что на берегу стоит «дугда» - охотничий скрадок»! Хочется спросить, мол, «а куда сами смотрели», но благоразумно молчу – под горячую руку можно и по шее  получить…

Добыча при подледной ловле неводом колеблется от почти ничего до десяток мешков рыбы за раз. И если улов средний, то имеет смысл в той же полынье спустить сети еще раз. Но обычно, если время позволяет, прорубают, совершено в другом месте и снова полагаются на сметливость «бригадира» и на удачу. Большая неудача если сети зацепятся под водой о что-нибудь. Почти невозможно вытащить сети целыми, если они зацепились о подводную корягу. А северный день недолог - солнце уходитза горизонт уже в четыре дня…

…И вот,  злые, мокрые, продрогшие мы решили запустить сети в последний! раз. Сети шли тяжело. Недобро переглядываемся – неужели опять зацепило?! Но… о удача! Вытаскиваем туго набитую, кишащую рыбой «матку»! Байанай биэрдэ! За один раз мы вытащили столько рыбы, что с лихвой окупили все наши предыдущие неудачи…

Как и все серьезные дела, рыбалка сетями имеет свои традиции, обычаи. Так, строжайше запрещено прикасаться к рыбацким принадлежностям женщинам. Если случится так, что женщина перешагнет разложенную сеть, то в рыбалку в тот день никто не пойдет – удачи не будет, примета похуже «закудыкивания». Нельзя громко радоваться при удаче, вообще надо делать недовольное лицо – Байанай может посчитать, что раз люди радуются, то им улова уже хватает. Не знаю, везде ли, но в наших краях, Чурапче, есть обычай оделять добычей всех, кто присутствовал при рыбалке. Вне зависимости, участвовал человек или нет. Поэтому иногда во время рыбалки приходят женщины с детьми и стоят чуть поодаль, во время всего процесса. Обычно те, у кого нет дома мужчины добытчика. И им непременно уделяют часть добычи. Вернее, уделяли. В таком в массовом мероприятии, который я описал, не участвующие в рыбалке покупали талоны, по которым они и получали рыбу. И, наконец, обычай, действующий как на охоте, так и на рыбалке – нельзя играть добычей, опять же, Байанай обидится.

Этот, канонизированный рассказом классика якутской литературы, Платона Ойунского оригинальный способ рыбалки, в наше время почти не практикуется. Этот способ называется

Куйуур

Собственно, «куйуур» это и есть орудие лова, снасть похожая на сачок для ловли бабочек, только размером покрупнее и сооружена покрепче. Все-таки, даже мелкая рыба она будет крупнее, чем самый большой махаон. Обычно куйууром ловят именно мелкую озерную рыбу, мелких карасей и гольянов.
Для этого находится место, где лед прохватил местность наглухо, оставив маленькие островки воды подо льдом. Обычно это естественные донные впадинки. Там то и зимует гольяны и карасики. Если в такой канавке скопилось много рыбы, когда пешней прорубают лунку с фонтаном воды (в промерзшем озере вода находится под давлением) наружу выплескиваются полусонные рыбки. Это означает, что место выбрано для куйуура выбрано верное. Рыбак при таком раскладе спешно начинает делать особую лунку – ссужающуюся снизу и раструбом расширяющуюся. Потом снасть опускается в лунку и рыбак начинает вращать куйуур по часовой стрелке создавая внутри лунки водоворот. Сонная рыба попадает в этот смерчик и подхватывается в сеть «сачка». Периодически рыбак выметает рыбу на лед и тут же снова опускает куйуур в воду и продолжает вращать. Так, пока рыбы становится мало. Далее «оператор» куйуура снова ищет подходящее место, долбит новую лунку и далее все начинается по новой. В старину этим способом бедный люд весной спасался от голода. Теперь этот способ существует как спортивное состязание.

Сейчас этот способ практикуется как вид состязания. Соревнующиеся на скорость прорубают лунки пешней, но основная категория, конечно, размер и масса улова. Впрочем, размер рыбы добытый таким способом, неважный, в основном полусонные гольяны и карасики. Как обыватель, я вынес из того, что видел, что занятие это довольно нудное, трудное и грязное. Самое грязное из всех видов рыбалки. Ибо вместе с рыбой на лед выплескивается приличное количество тины и грязи. Можно заляпаться с ног до головы.
   
И, наконец, старая добрая

Рыбалка удочкой

Наверняка все кто зимой переправлялся через реку, видели фигурки, одиноко чернеющие на снежной глади. Человеку, предпочитающему отдых в черте города, в театрах, в боулинг-центре или на худой конец в кабаке, не понять, в чем прелесть такого времяпровождения. В трех-четырех второсортных рыбешках типа сороги или пескаря? Не думаю.