Фотография на память

Елена Панфилова Надь
Игорь перехватил сложенную треногу поудобнее, поднял брезентовую сумку с фотоаппаратом и неспешно зашагал дальше. На пляже было малолюдно.
 
«Да, сегодня не поснимаешь, - с сожалением думал он. – Солнечно, конечно, но в такую волну желающих купаться немного».

Не первое лето мерил он шагами пляж, многих отдыхающих знал в лицо. «О! Профессор Фёдоров с супругой! Рановато они из Ленинграда прибыли, никого из их друзей ещё не видно. Интересно, с кем это Людмила Петровна так увлечённо беседует?»

Поравнявшись с компанией, Игорь поздоровался. Профессор поднялся навстречу, стал интересоваться, у кого в этом году лучше покупать вино. Видно было, что он устал от женской болтовни. А Людмила Фёдоровна, едва кивнув, продолжала увлечённо говорить. Её монологу с интересом внимала молодая брюнетка.

- Да, с этими малярами – только так! Иначе хорошую краску налево продадут, а выкрасят какой-нибудь дрянью. Но я заставила сделать стены в тон новому мебельному гарнитуру. Представляете, душечка, югославский, четырнадцать предметов! Два года в очереди стояли, недавно вот открытка пришла…

- Эта Раиса – подарок Людочке, - пошутил Антон Павлович. – Мы немного пораньше сорвались, остальные подтянутся через пару-тройку дней. Она с утра изворчалась: и солнце слепит, и галька белая утомляет, и лежак жёсткий. Вдруг смотрим – плывёт кто-то, да так здорово! И выходит на берег эта богиня! – профессор откровенно восхищался случайной знакомой. – Вмиг всё пришло в норму, даже лежак помягчал!

- А на ночь я обязательно пью травяной чай, - продолжала между тем его супруга, - это успокаивает нервы. А соседка моя – мы с ней, как родные – говорит как-то… - тут она спохватилась: - Ой, а давайте сфотографируемся вместе? На память? Знаете, Раиса, Игорь Васильевич – фотограф от бога! Мы каждый год такие снимки привозим замечательные!

Игорь тихонько с облегчением вздохнул и поставил треногу. Компания живописно расположилась на выбеленном солёной водой и солнцем, отполированном волнами и выброшенном прибоем на берег стволе дерева.

- Внимание! Улыбочка! Снимаю! Всем спасибо!


На другой день Игорь шёл на пляж с готовыми фотографиями. Он всегда успевал распечатать их за ночь. У входа его поджидала Раиса.

- Принесли? Ой, действительно здорово получились! Спасибо! Давайте я передам Антону с Людочкой.

Уплатив за все снимки, она ушла. А вскоре Игорь увидел профессора с женой, загоравших в компании друзей. Он приветливо поздоровался и поинтересовался:
- Ну как, понравились фотографии?

Антон Павлович с Людмилой Петровной переглянулись и с недоумением посмотрели на Игоря.

- Ваша подруга забрала их у меня у самого входа на пляж, обещала передать вам, - пояснил Игорь, заметив их недоумение.

       - Нет, не передавала, - покачал головой профессор. – Странно, зачем она взяла их? Это было случайное знакомство, мы не собирались больше встречаться. Ну да подождём, может быть, она ещё подойдёт.

Случившееся оставило неприятный осадок в душе Игоря.

Вечером по дороге домой он встретил Олега Филимонова – участкового милиционера и старинного приятеля. В крохотном посёлке для знакомства причины бывают самыми неожиданными. К Игорю, например, Олег пришёл по жалобе соседей, которым не понравилось, что тот выращивал на пустыре розы.

«Самозахват получается, - сказал тогда Олег, - земля-то совхозная».

«А разве я забор поставил? – удивился Игорь. – Как только земля понадобится, розы сразу выкопаем. А пока пусть цветут!»

Олег не сразу нашёлся, что ответить. Пришлось продолжить разговор за кружкой пива: вместе составили акт проверки и ответ на жалобу соседей и к концу застолья стали закадычными друзьями.

- Ну, судьба мне тебя послала, - сказал Игорь после обычного обмена приветствиями. – Тут у меня один случай вышел…

И он поведал Олегу историю с фотографиями. Тот принял важный, даже таинственный вид и сразу сделался не простым приятелем и односельчанином, а младшим сержантом Филимоновым. Он забрал у Игоря негатив и удалился, наказав помалкивать.



Море штормило. За окном в темноте завывал ветер, но, заглушая его, два голоса, низкий и раскатистый – Игоря и высокий тенор – Олега, одинаково фальшиво, но истово выводили: «Самое синее в мире, Чёрное море моё, Чёрное море моё!..»

Олег разлил в стаканы водку из последней бутылки:
- Ну, за бдительность! – закусил хрустящим малосольным огурчиком и, поглаживая новенькие погоны, в очередной раз стал рассказывать:

- Они не впервой такое дело обстряпывали, только выйти мы на них не могли. А тут наши стали их пасти ещё в аэропорту. Те двое её уже с билетами на самолёт ждали. Видишь, как у жулья всё схвачено! Тебе бы лететь понадобилось – неделю у кассы стоял бы… Позвонила эта прохиндейка соседке профессорской в дверь, по имени отчеству к ней обращается, дескать, мы с Людочкой отдыхаем вместе… А сама фотки показывает – для убедительности. Вот, мол, пришлось на три дня домой слетать, работа, вишь, такая, а Людочка термос привезти попросила, а то не может она спать без чая травяного! И подробно так расписывает, что где стоит в квартире, где искать надо.

И ведь сама профессорша чужому человеку все подробности выложила. Понятное дело, на пляже, как в поезде - люди всё постороннему открыть готовы! А жулику того и надо! – Олег значительно поднял указательный палец. Ясно было: себя, профессионала, он к обычным людям не причислял.
- Соседка и отперла дверь профессорской квартиры – ключ-то ей всегда доверяли. Ещё до термоса не дошли, как наши ребята в дверь влетели: «Руки вверх!»

Доходя до этого места, Олег входил в раж, жестикулировал. На этот раз так сжал в кулаке огурец, что рассол потёк ему в рукав, но он даже не заметил этого.

- Соседка обалдела, когда у этой «Раисы» стали золотишко выгружать из кармашков-манжетиков. «Я ж, - говорит, - глаз с неё почти не спускала, у неё там магнит, что ли?»

Он снова любовно погладил погоны.

- Сержант! Думал, в этой дыре на пенсию младшим уйду! Повезло. И премия тридцать рублей, опять же, не помешает!

- А давай я тебя на память сфотографирую, - предложил Игорь. Он быстро установил треногу, зарядил фотоаппарат. Олег надел китель, гордо выпятил грудь.

- Вместе надо сняться! Ты в этом деле не последний, хотя начальство думает, что оно главнее!

- Ладно, - согласился Игорь. Он поколдовал под чёрным покрывалом и быстро встал рядом с Олегом.

- Смотри в объектив! Улыбочка!

Вспышка, щелчок.

- Готово! Всем спасибо!