Пусть он живёт

Михаил Заскалько
                О-ва ОБЩАГА               

                ПУСТЬ ОН ЖИВЁТ!
                Рассказ
Комната в женском рабочем общежитии.
Зоя в халате, лёжа на заправленной кровати, без интереса листает "Крокодил".
Стук в дверь.
-Входи, - не двигаясь, разрешила Зоя.
Дверь неуверенно отворилась, и вошёл невзрачный юноша с пухлой сумкой - пакет. Зоя не знала его.
-Вы к кому? - спросила, отложив журнал на подушку, села.
-Вы Зоя? Тогда к вам,- Юноша переступил с ноги на ногу, в пакете что-то захрустело.
-Ко мне? Зачем?
-Я сейчас объясню. Можно сесть?
-Садитесь.
Юноша развернул стул, сел. Зоя спустила ноги на пол, вопросительно глянула на гостя. Он не спешил говорить.
-Вы пришли рассматривать меня?
-Извините... Восьмое Марта вы, где отмечали?
-Нигде. У телевизора просидела...
-А седьмого?
-На объекте. А почему вы спрашиваете? Кто вы? - забеспокоилась Зоя.
-Я тоже там был. Ваши девочки пригласили.
-Не помню. И что?
-Мы рядом с вами сидели... Вы помните: вина было, как грязи... Наклюкались под завязку, стали разбредаться по комнатам... А мы...
-Что мы?
-Мы с вами... тоже.
-Что? Что тоже? - Зоя вскочила, решительно надвинулась. - Вы... ты что, рехнулся?
-Нет, я не рехнулся, - Гость тоже встал, поставил пакет на стул. - Но это было...
-Что, было?! - выкрикнула Зоя истерично.
Гость слегка поморщился, и, смутившись, начал:
-Мы с вами...
-Слушай, - подступила Зоя вплотную. - Уходи!
Гость, напротив, садится, и начинает вынимать из сумки яблоки, апельсины, свёрточки.
-Никуда я не уйду, пока...
-Ты что делаешь? - Зоя несколько опешила неожиданностью его поступка, отступила к кровати.
-Витамины, - глухо ответил гость.
-Зачем? Кому?
-Я хочу, чтобы ОН жил.
-Кто?
-Ребёнок. Наш ребёнок, Зоя.
-Какой ребёнок? - Зоя  качнулась, неуклюже плюхнулась на кровать, но тотчас выпрямилась:- Вы... ты уйдёшь, или я сейчас воспитателя позову?
Освободив сумку, гость встал, но не пошёл к выходу, а шагнул к Зое.
-Давайте без нервов, спокойно поговорим. Я всё знаю... девчонки ваши рассказали.
-Я не желаю с тобой разговаривать, - Зоя с трудом сдерживалась от новой истеричной вспышки. - Не хочу! Уходи. Никакого ребенка нет.
-Есть, Зоя, есть, - Гость приблизился, присел рядом.
-Что вам надо?- Зоя отпрянула к стенке. - Что вам от меня надо?!
-Я уже сказал, - Похоже, чем больше распалялась Зоя, тем спокойнее и увереннее чувствовал себя гость. - Я хочу, чтобы мой ребёнок жил.
-Плюнь тому в глаз, кто натрепался тебе!
-Вчера вы были у врача. Вы решили сделать аборт. Этого не будет: я не допущу!
-Кретин! - взорвалась Зоя. - Ты что, совсем меня за дурочку принимаешь? Я тебя знать не знаю, и вдруг у меня от тебя ребёнок... Белиберда!
-Мы были пьяные, Зоя, - продолжал спокойно гость. - Тогда все были пьяные. Вы просто не помните.
-Враньё! Я всё помню. Да, всё!

Зоя говорила неправду: она ничего не помнила. С того момента, как пришли приглашённые ребята, сантехники - их бытовка рядом - с бутылками кубинского рома, и стали делать коктейли, которые правильнее назвать русским словом "ёрши"... Зою угощал мордастый с прыщавым лбом Серёга... Что было потом? Проснулась она от холода на полу, на расстелённых обоях, полуголая...

-Ненормальный! О, какой дурачок!
-Я не дурачок, - Гость выпрямился, сурово сжал брови, карие глаза сузились, потемнели.- Не дурачок.
-Ещё какой, - криво усмехнулась Зоя. - Набитый! Обманули тебя, накололи, дурачка. Не твой ребёнок, не твой! Не трогал ты меня. Не трогал. Я вспомнила: в бытовке ты спал, на ватниках! После второго стакана вырубился, деточка.
-Я понимаю: вам стыдно признаться, - Гость прошёл к столу, нервно взял яблоко и стал есть.
Зоя, подлетев, суматошно рванула сумку со спинки стула, принялась лихорадочно запихивать  все свёрточки, фрукты.
-Забирай и проваливай... Ко всем чертям! И дорогу забудь...
-Зоя, а может нам чайку попить? - внезапно спросил гость, и, не дожидаясь ответа, уже взял чайник с тумбочки. - Я поставлю. По коридору налево или направо?
-Направо, - машинально обронила Зоя.
-Я налью немного, быстро закипит, - сказал юноша у порога, и вышел.

Зоя, вдруг ощутила великую усталость, тяжело опустилась на стул, не выпуская наполненную сумку.
Бесшумно, точно приведение, в комнату проскользнула Ира, близкая подружка. Раньше они жили вместе, но, когда у Иры родилась дочка, ей выделили отдельную комнату.
-Зой, что я вижу? Это он?
-Кто?
-Отец.
-Нет. Но хочет быть.
-Предложение сделал? - ахнула Ира, прижав руки к груди.
-Что-то в этом роде... Вот, - Зоя потрясла сумкой, - витамины притащил. Кто-то из наших ляпнул сдуру, что мы седьмого марта, по пьяни, переспали с ним... Вот и припёрся: мой ребёнок, хочу, чтоб жил... Сдвиг у него по фазе.
-Серьёзно?! Нет, Зой, в натуре? Ну, мать моя женщина! А ты?
-Послала к чертям. Сейчас попьём чайку, и выпровожу.
-Ну и дурёха! Таким мужиком бросаться... Ты что, ещё хочешь на подонка нарваться? Один тебе уже ребятёнка сделал...
-Ирка!
-Что, Ирка? Ты мне рот не затыкай, я плохого не посоветую. Если он до такого додумался, то это... замечательный сдвиг. Эх, побольше бы таких сдвинутых мужичков, глядишь, и мне б достался!...Послушай, Зоя, если ты серьёзно ему полный отказ, то я живо приберу его к рукам...

Вернулся юноша.
-Зоя, у вас заварной чайник есть? Здравствуйте, - кивнул Ире.
Ира поздоровалась, протянула руку, назвав себя.
-Толик, - представился гость. - Вы не составите кампанию?
-Охотно.
Зоя тем временем взяла платье, заварной чайник и вышла. Толик вынул из сумки яблоко.
-Угощайтесь, мытое, - Толик вновь освободил сумку, фрукты сложил в деревянную миску, стоявшую в центре стола.
-Толик, можно вас спросить? - Ира, покусывая яблоко, с нескрываемым любопытством рассматривала юношу.
-Спрашивайте.
-Вы серьёзно хотите жениться на Зое?
-А какая мне выгода несерьёзно жениться? - с улыбкой глянул на Иру.
-Но вы не любите друг друга.
-Я, между прочим, не тороплю, - Толик хотел ещё что-то добавить, но тут вошла Зоя с чайниками.
-У меня есть паштет, - встрепенулась Ира. - Пойду, принесу.

Ира ушла. Помолчали.
-Вы тоже в общаге живёте?- спросила Зоя, прервав угнетающую паузу.
Да, Толик жил в общежитии. Через два месяца кончается лимитка, получит постоянку, а ещё через два месяца, согласно договора, ему обещают однокомнатную.   Будет куда жену привести.
-Опять вы за своё? - дёрнулась Зоя.
-Я вас не тяну в загс. И не навязываюсь. Почему непременно нужно повышать голос? Зачем демонстрировать себя с дурной стороны?
-Ещё слово, - жёстко оборвала Зоя, - и мы будем пить чай без вас.

Вернулась Ира:
-Смотрите, что нашла у себя. Остатки былой роскоши, - Ира поставила на стол бутылку портвейна. - По стакашику за знакомство. Зоя, давай стакашики.
-Я не буду, и Зоя тоже, - твёрдо сказал Толик.
-Почему? - очень удивилась Ира.
-А что это вы за меня решаете? - Зоя с грохотом сдвинула стаканы. - Наливай, Ир.
-Зоя... я вас прошу...
-Да, бросьте, Толик, - остановила его Ира, - сто грамм не повредят. Поверьте моему слову: я сама недавно была в её положении.
Зоя, подчёркнуто игнорируя Толика, взяла стакан, потянулась к подруге:
-Давай, Ирок, выпьем за всё хорошее.
Толик сложил пакет, сунул в карман, и пошёл к выходу, у порога полуобернулся:
-Глупо ломиться в дверь, если тебя не пускают. Я не хочу вас пугать, Зоя, но если вы сделаете аборт... Не будет вам спокойной жизни. Будьте здоровы.
Вышел.

-Весь аппетит испортил, - Зоя отодвинула стакан, глянула на Иру. - Что скажешь?
Ира некоторое время молчит, крутит стакан вокруг винной пробки, затем говорит:
-По-моему ты делаешь большую глупость... Такие не лгут и не играют чувствами. Принимай предложение, и смело рожай.
-Ты думаешь, что говоришь? Замуж? за него?
-Чем же он плох?
-Не знаю... Замужество... это ведь не платье примерить: понравилось - покупаю...
-Как раз сейчас к браку именно такое отношение.
-Но я так не хочу.
-Все не хотят, - грустно усмехнулась Ира, - но, тем не менее... примеряют.
-А я не стану.
-И чего добьёшься? Мама-одиночка...
-Ещё чего! Горбатиться с таких лет, как ты? Просвета не видеть из-за пелёнок, кормлений... Завтра же пойду и выскребу. Ещё успею хомут на шею повесить.
- Какая ты стала, Зоя...
-Я всегда такой была.
-Неправда. Я помню, какой ты была ещё полгода назад. Добрая была, мягкая и тёплая... А сейчас... Ведь предупреждала: не водись с Галкой да Катькой... И вот результат: как перезревшая редиска, жёсткая и горькая...
Зоя нервно выпила.
-Не нравлюсь? Ну, и вали отседа! Иди к тем, кто мягкий, красивый и вкусный... Обжирайтесь! Проваливай!
Ира вздрогнула, точно пощёчину получила, помрачнев, взяла початую бутылку и, молча, вышла.


Зоя сделала аборт.
Дня через два, вечером, у общежития появился Толик. Пьяный. Стоял под окном Зоиной комнаты и громко выкрикивал:
-Зверюга! Чтоб у тебя руки отсохли!
Над ним поначалу потешались, парни брали под руки, отводили к остановке и впихивали в трамвай.
Но вечером следующего дня Толик опять кричал под окном:
-Зверюга!
Комендантша вызвала милицию. И ещё три вечера он появлялся, и его забирала милиция.

Ира твёрдо решила прибрать мужика к рукам, трезво рассудив: её Настёнка не хуже бальзама залечит его раны.
Опоздала. В общежитии, где проживал Толик, Ире сообщила усатая вахтёрша: допился до чёртиков и кинулся с 4 этажа, а внизу щит металлический стоял, так поперёк и угодил... Говорят: ещё в "скорой" умер...

Подавленная и разбитая, точно собственным горем, Ира возвращалась к себе. Поднимаясь на свой, третий этаж, столкнулась с Зоей.
-Ир, - заступила та дорогу. - Хватит дуться. Давай мириться. Тем более, что этот хлюпик разбился насмерть. Я же говорила: сдвинутый...
-Лучше бы ты сдохла, зараза! - не помня себя, выкрикнула Ира. - Ни себе, ни людям... Гадина бездушная! Зверюга!
Оттолкнув, почти отшвырнув бывшую подругу, Ира, задыхаясь от нахлынувших слёз, скрылась в своей комнате.

                Ленинград,1982