Проникновение христианства в Армению

Сурен Асг Паргев
В те далекие времена, когда народы были жестокими, когда войны не прекращались, когда одно государство исчезало и появлялось другое, когда цари хотели быть единственными богами для народа, происходили тряски в религиозной жизни человека.

Язычество, как древняя религия, начинало постепенно исчезать из-за своей жестокости, правители сотрясались перед непредсказуемым течением времени. Именно в то время в одно из древнейших государств мира (43 год н.э) проникает маленькая частичка нового учения, которая потом, впоследствии, будет одной из мировых религий, носящее имя Христианство, а государство то будет первым, принявшим эту религию на государственном уровне и понятие армянин будет автоматически означать -  христианин.

Говорим армянин, подразумеваем христианин, говорим христианин, подразумеваем армянин!
 
 Первыми проповедниками и носителями учения о Христианстве были апостолы Фаддей и Варфоломей, которые появились на территории Армении примерно в 43 г. н.э.  И уже вначале II в. зародились христианские общины в Армении. Принесшие свет Евангелия на землю Араратскую, апостолы приняли в скором времени мученическую смерть по повелению армянского царя Санатрука. С самых первых веков Христианства армяне подвергались насилию и преследованию сначала со стороны персидских царей Сасанидов, затем арабов, одновременно принуждавших армян отрекаться от веры во Христа и исповедовать веру своих победителей.
 
Но многие перемены привели к тому, что у армян  еще больше утвердилось Христианство, а с появлением Святого Григория Просветителя (Грикора Лусавориче), Христианство, как единственная государственная религия Армении, официально утвердилась в 301 г. при правлении царя Трдата III Великого.

Мовсес Хоренаци в «Истории Армении» пишет, что Григорий Просветитель происходил из парфянского рода Пахлав – Сурениан. В 226 г. происходит захват власти в Иране Арташиром Сасанидом, против которого выступил армянский царь Хосрой I. Не сумев победить Хосроя в бою, Арташир отправляет в Армению некого Анака Партева из рода Аршакидов с целью убить армянского царя Трдата II Хосроя, своего родственника.
 
 В 262 году князю Анаку удалось вероломно убить армянского царя, за что он и его семья впоследствии были убиты, за исключением чудом спасшегося четырехлетнего сына. Сын Анака, обращенный в христианскую религию, воспитывался в Кесари. В девятнадцать лет он вступил в брак с Мариам, от которой имел двух сыновей – Аристакеса и Вартанеса. 

Через некоторое время сын Анака поступает на службу к армянскому царю Трдату III – сыну Хосроя. Своим усердием к службе сын Анака думал загладить поступок своего отца-цареубийцы. В 287 г. царь Трдат (Тиридат) III совершал жертвоприношение языческой богине Анаит. Жертвоприношение считалось деянием государственным, и в нем должен был принимать участие весь двор. Однако один из приближенных царя, сын Анака, нареченный в крещении Григором (Григорий), будучи христианином, отказался от участия в жертвоприношении. За это царь приказал бросить его в Арташатскую темницу для смертников.
 
 Жестокая ненависть Трдата III усилилась еще больше после открытия тайны рождения Григория – будущего Просветителя армян. Тем временем из Рима от преследований Диоклетиана убежали 32 монахини и обосновались в Вагаршапатских виноградных давильнях. Одна из них – Рипсимэ (имя сохранилось в армянской транскрипции) привлекла внимание царя, и он даже выразил желание взять ее в жены. Однако, к своему изумлению получил отказ. Придя в ярость, царь отдал приказ казнить Рипсимэ, а также ее спутницу Гаянэ. С ними погибли еще 32 девушки-христианки (300 г. н.э.). После этого Трдата постигает «Божья кара», и он заболевает. 
 
 Некоторое время спустя, сестра царя Хосровидухт увидела вещий сон, из которого явствовало, что спасти царя может только его бывший приближенный, пробывший  15 лет в заточении – христианин Григорий, которого он бросил в тюрьму. Едва живого Григория привели к царю. Предав земле тела погибших дев-мучениц, Григорий начал проповедовать царю Христианство. В течение 66 дней он пытался донести до сердца Трдата Благую Весть. Его труд был вознагражден – царь вместе со всем двором принял крещение у берегов святой реки Арацани и вскоре исцелился от болезни. Официальной и единственной религией Армении и армянского народа становится Христианство, а церковь объявляется Армянской Апостольской Святой Церковью – Национальной!
 
А в 302 г. Григорием Просветителем был сооружен Величественный Кафедральный Собор Святой Богородицы - Сурб Эчмиадзин (Спустился Единородный), который является Резиденцией Католикоса и местом паломничества всех армян!