Поэт и граждане

Валерий Кузнецов
               
   Если однажды в курортном парке Горячего Ключа вас схватят  за рукав и  будут совать в руки книжицу – не пугайтесь: кто-то из местных авторов пытается вас  осчастливить сборником стихов в собственном исполнении.  Или компакт – диском с записью себя, любимого. Такой у поэтов – любителей  нынче сервис.
   Сегодня все можно: сочинять и издаваться  (за свой счет).  Назначать себя  поэтом, объединяться в любительские объединения,  пиариться.  Одним словом -  славить себя и возвеличивать.
   То, что литература,  точная поэтическая строка и Слово таят в себе опасность и вооружают человека мыслью и мудростью,  человечество понимало издревле.  Как, впрочем, понимает и сейчас.  С той только разницей, что исчезли  (или почти исчезли) цензурные рогатки, творчество стало раскованней. И доступно – безответственней. Зачем явные   запреты,  когда можно утопить в «рынке» и «самоокупаемости»?
   Нет нужды в запретах... Можно просто позволить убийственный заряд примитива, попсы и полуграмотного чтива, растворяющих истинную  культуру, которая  создается долгим трудом. Растворить личность  в среднеарифметическом киселе  общемыслия – это не такое уж безобидное деяние, как кажется на первый взгляд. Ведь русская литература, книга в России  всегда были духовным, философским и нравственным  поводырем в становлении личности.
Плохую службу  профессиональной  литературе сослужили и многочисленные любительские объединения, плодящие низкопробную, не выдерживающую критики,  «поэзию».  Чего греха таить, стихотворцев  нынче развелось  - видимо – невидимо.
   Сколько существует литобъединение «Горячий Ключ»,  столько и играются в поэзию  местные авторы. Не все, конечно. Те, кто знают цену своему творчеству, требовательны  к себе  и к самому жанру –  устав объединяться в не объединяемое -  естественным образом отдалились от   так называемого круга единомышленников и продолжают не только верой и правдой служить изящной словесности, но и преумножать ее.
    В последнее время любительская литература в Горячем Ключе, а вместе с   ней и объединение  с одноименным названием,  стала дробиться. Теперь это не круг единомышленников, объединенных любовью к сочинительству,  а сплошной раздрай.   К тому же, присвоив себе статус городского,  на самом  деле литобъединение «Горячий Ключ» таковым не является.. То есть, де -  факто оно существует,  в виде  заседаний  и непрезентабельных, в несколько страниц,  поэтических альманахов, а  де - юре - его нет.  Нет  положенной по Закону регистрации,  а значит,  нет Устава,  регламентирующего деятельность объединения. И не удивительно, что  оно не включено в муниципальную целевую программу «Поддержка общественных объединений, некоммерческих организаций и содействие развитию гражданского общества на 2009 – 2011 гг», утвержденную на осенней сессии  городского Совета .  На сегодняшний день в городе зарегистрировано 13 общественных и все они будут финансироваться  из местного бюджета.
   Надо отдать должное прежнему  руководителю отдела культуры  Натальи Гончаренко, которая худо- бедно, но старалась поддерживать творчество местных авторов. Изданием коллективных сборников,  проведением творческих  встреч  «Литературной гостиной», семинаров  и   конкурсов. Но то было раньше. Сегодня все больше приходишь к мысли, что самодеятельные авторы  больше любят себя в литературе, нежели наоборот. 
    А ведь когда-то все  так хорошо начиналось.  Все были, как одна семья. Создание  11 лет назад литературного объединения для общественности города –  курорта стало настоящим событием.  Связанные одной целью, поэты строчили свои вирши,  что называется,  не за страх, а за совесть.  В надежде быть услышанными, то бишь, прочитанными.  И их услышали.  При поддержке городской администрации вышли коллективные сборники «Радуги тянется мост»,  и «Любви связующая нить»,  регулярно проходили творческие встречи с отдыхающими  в здравницах, съемки  на краснодарском  телевидении. Идиллия закончилась в тот момент,  когда  создатель  литобъединения, член Союза российских писателей   Владимир Зангиев, попросив  в чилийском посольстве политического убежища, уехал с семьей сначала в Чили, затем со статусом беженца  перебрался во французский  Страсбург.  Не так давно поэт получил вид на жительство,  а значит и  право на трудоустройство.  Редактируя газету мэрии  «Курьер СМСS», он знакомит читателей  городской газеты с  литературным творчеством не только авторов, получивших статус беженца во Франции, но  и горячеключевских стихотворцев.  Правда, для  того, чтобы быть опубликоваными на страницах этого  восьми полосного издания, им пришлось  временно, хотя бы на бумаге,  побыть беженцами.
   В литературной гостиной «побывали беженцы» В.Загородников, Г. Назарс, Н.Андреева, С.Вирченко, Е.Храповицкая. 
    После В.Зангиева,  обрести себя в искусстве стихосложения  пытались помочь   коллегам по поэтическому цеху несколько более сильных  авторов, но большинство,   не хватающих звезд с неба,  стихотворцев привыкшие брать не уменьем, а глоткой, не дали  им реализовать себя на этом поприще.
    По большому счету, дело вовсе не в том, есть в городе литературное объединение, или его нет. Главное -  что здесь есть одаренные авторы. И как само собой разумеющееся -  невостребованные.  То ли потому, что время нынче нелитературное, то ли оттого, что  сегодня у нас больше пишущих, но мало читающих.  Без преувеличения, восхищает поэзия Елены  Лайцан, творчество которой стоит особняком в здешней поэзии. Не оставляют равнодушным и стихотворные произведения  выше указанного Сергея Беркнера, Марины Мосур,  Виталия Никитина, Татьяны Плешаковой, Владимира Савчука, Кости Галушкина, Юрия Наумова. В творчество этих авторов  можно и нужно вкладывать средства.  При всем разнообразии  поэтических произведений, в них преобладают стихи, пробуждающие «чувства добрые». Это говорит о том, что и сегодня, в наш прагматичный век, жива поэзия,  И что у «инженеров человеческих душ» не пропадает вера в то, что народ, « духовной жаждою томим», тянется к поэзии, в том, что литература, в том числе и поэзия, нужна людям. 
   Почему я начал свои рассуждения с любительского объединения? Да, потому,  что в профессиональную литературу приходят не только самородки, которым  изначально,  Богом и природой,  дано  писать и сочинять на  высоком профессиональном уровне, подчас без специального – литературного или филологического образования, но и те, кто  поднаторев не только в собственном литературном  творчестве, но и в общении с себе подобными в общественном объединении, создает качественные произведения. С той только разницей, что членского билета Союза писателей нет в кармане и  как следствие этого - авторских книг.  Елена  Лайцан заткнет за пояс дюжину поэтов  из обоих писательских Союзов  Кубани.  Имея в наличии литературный дар, она не имеет средств на  издание авторского  сборника.  Нынче ведь по рукописям, как было раньше, в Союз не принимают. Нужна  как минимум пара изданных сборников или публикации в толстых литературных журналах (желательно столичных). 
   В 2003 г.  Елена  участвовала в краевом  семинаре  молодых писателей.  Рукописи рецензировали профессиональные поэты и критики из Москвы.  Заместитель главного редактора журнала «Москва», поэт  Геннадий Иванов из тридцати  рассмотренных рукописей  особо отметил  рукопись Е. Лайцан.  На этом восхождение  к вершинам литературного Олимпа поэтессы  из Горячего Ключа  закончилось.  Правда, это нисколько не повлияло на  ее творческое вдохновение.  Только вот желающих помочь  Елене в издании сборника  стихов по сей день так  никого и не нашлось.  На  нищенскую пенсию инвалида первой группы сильно не разгонишься. Стихи Лайцан печатались в журналах «Новый мир», «Кубань», в еженедельнике «Собеседник», в коллективном сборнике г. Санкт -Петербурга.  Помнится лет  семь тому назад, Народная артистка СССР Людмила Зыкина,  познакомившись с творчеством даровитого поэта из кубанской глубинки,  сделала все, чтобы  местная и федеральная власть    помогли поэту – самородку не только в издании авторской книги, но и выделили поэту от Бога, влачившему существование в лачуге,  квартиру.
     Автора, решившегося впервые в жизни издать  собственный сборник, понять можно. Сколько раз  мечтал  он открыть новенькую, пахнущую  типографской краской,  книжку, посмотреть на нее не только глазами автора, но и глазами читателя, почувствовать себя причастным  «к великому и могучему».  И вот он вышел! И что же?  А ничего.  Не трогает он. Какой-то  он нерадостный: холодно – молчаливый.  Души в нем нет, а значит -  и тепла.  Увлекшись собственной значимостью, автор забыл главное: от рукописи до готовой книги -  большой, трудоемкий путь.  Чтобы сборник по-настоящему ожил, чтобы он «заговорил»,   автор должен  был перелопатить «тонны словесной руды».  Большинство авторов из Горячего Ключа «пекут» эти самые сборники, как блины. Пробежишь в них поэтические строки глазами (именно пробежишь), а зацепиться не за что.  Неискушенный в литературной кухне читатель может не заметить, что здесь и рядом не стояла  художественная и техническая редактура, корректура, не говоря уже о концепции сборника.  Не знаю, в чем выигрывает автор, изрядно потратившийся на издание собственных творений, и уж тем более читатель.  В выигрыше остается разве что издатель, которому совершенно все равно,  кого и что издавать.  Благодаря  им, провинциальным сочинителям, не в меру расплодившиеся книжные издательства и типографии, выпускающие полукустарную продукцию, не остались не у дел.
   У члена Союза российских писателей, поэтессы  из Горячего Ключа  Татьяны  Сабаньской.  Автора сборников «Карнаухий колокол», «Алхимия Ночей», «Эклога».  Ее поэзия  своей пронзительностью, манерой, неповторимостью поэтических образов напоминает поэзию Анны Ахматовой.  Та же глубина  философской мысли, метафоричность… Ее творчество не оставляет равнодушным. Видели бы вы,  с каким неподдельным интересом слушали поэтессу учащиеся старших классов средней школы № 4. Встречу организовала выездная «Литературная гостиная»,  созданная 5 лет назад при городской библиотеке.  Прощаясь с поэтессой,  ребята попросили  ее чаще бывать у них в  школе. В наш прагматичный, меркантильный век поэзия все-таки кому-то еще нужна.

Валерий Кузнецов,
член Союза российских писателей,