Труба

Дмитрий Скурихин
Труба.
Сценка для школьного театра.
Действующие лица:
М а ш а- девушка,18 лет, представитель субкультуры.
А н д р е й А н д р е е в и ч- отец Маши, 51 год, неисправимый романтик.
В и к е н т и й И н н о к е н т ь е в и ч- учитель черчения, мужчина с грустными глазами, 40 лет.
Н а д е ж д а А н д р е е в н а- классный воспитатель, всегда кутается в платок или шаль.


 На сцене ученические парты, доска, изрисованная мелом, на переднем плане лежит отрезок водосточной трубы. Свет притушен, на столешнице одной из парт  черная тень- мужчина неопределенного возраста с большим циркулем в руках.  Это Викентий Иннокентьевич.

В и к е н т и й И н н о к е н т ь е в и ч  Я познакомился с Машей два года назад, так получилось, что она не изучала черчения, но собиралась поступать на архитектурный факультет, и ее классная дама- Надежда Андреевна, попросила меня позаниматься с девочкой индивидуально…


Свет загорается, мужчина резво встает, на сцене появляется Надежда Андреевна, она слегка горбится и встречным движением рук натягивает шаль.

Н а д е ж д а  А н д р е е в н а  Викентий Иннокентьевич, я к вам с просьбой. Представьте себе, в моем классе есть девочка, которая совершенно чрезмерно увлекается черчением. Она может сидеть и чертить фигуры целый урок, причем фигуры сложные, переходящие друг в друга, такие,  что засмотреться можно.

В и к е н т и й  И н н о к е н т ь е в и ч  Я рад за нее.
Н а д е ж д а  А н д р е е в н а  Я бы тоже была рада, но уроки для этого занятия она выбирает самые неподходящие, знаете, историю, литературу, географию.

В и к е н т и й  И н н о к е н т ь е в и ч  Понимаю, это не хорошо, но чем я могу помочь?

Н а д е ж д а  А н д р е е в н а  Она будет поступать в университет, и наверняка поступит. Но первый курс, вы знаете сами, он всегда выматывает бесконечными заданиями, начертательной геометрией и всем таким. Если бы вы согласились позаниматься с ней, это было бы великолепно.

В и к е н т и й  И н н о к е н т ь е в и ч  Я не даю частных уроков и не занимаюсь репетиторством.

Н а д е ж д а  А н д р е е в н а  Я не веду речь о репетиторстве, у Маши очень сложная жизненная ситуация, родители на грани развода, отец работает мастером на химзаводе и не может платить сразу нескольким репетиторам…

На сцене появляется Маша, Викентий Иннокентьевич глядит на нее несколько удивленно, Надежда Андреевна поправляет шаль, все замирают как восковые фигуры, Викентий Иннокентьевич поворачивает лицо к залу.

В и к е н т и й  И н н о к е н т ь е в и ч  Она вошла в класс, с какой- то полуулыбкой на губах, я сначала не понял, что это и есть девочка, с которой нужно заниматься. Не знаю, почему мне показалось, что этот маленький монстр в черных кожаных брюках с огромной челкой выкрашенной в ядовито черный цвет  и тремя сережками в левой брови, ужасно несчастен. Я согласился заниматься с ней, по четвергам, после уроков.



Надежда Андреевна выходит, звучит школьная музыка, Маша садится за парту, достает тетрадку и начинает что- то писать. Викентий Иннокентьевич подходит к доске, кладет циркуль, садится напротив Маши и подпирает голову рукой.

М а ш а: Мне нравилось заниматься с Иноком. Он был очень спокойным и терпеливым, никогда не кричал, и если я что- то не понимала, он объяснял все заново, а если я все равно не понимала, он расстраивался, но скрывал это и начинал задавать мне вопросы на посторонние темы. Потом снова начинал объяснять. Иногда я пропускала занятия и он говорил на следующий день «Маша, вы меня огорчаете, я не думаю, что мы сможем продолжать занятия!»- потом он смотрел мне в глаза и как- то по- домашнему спрашивал: «Ну что опять случилось?» И я рассказывала, все, что приходило в голову.

Свет гаснет, Маша покидает сцену, музыка утихает совсем. В луче прожектора остается учитель. Он делает шаг вперед, к трубе

В и к е н т и й  И н н о к е н т ь е в и ч  Однажды в кабинет вошел странный человек- на вид ему было лет пятьдесят, он все время опускал глаза и мне казалось, что начиная говорить, он смотрит не на меня , а сквозь пол, будто пытается отстраниться от своих же слов. Это был отец Маши- Андрей Андреевич.

А н д р е й А н д р е е в и ч (Входит осторожно, останавливается глядя в пол, иногда бросая быстрые взгляды на учителя, словно продолжая давно начатый монолог) …Все это непросто, но мне кажется, что Маша делает успехи и конечно ваша работа дает о себе знать…Я хочу, чтобы вы правильно меня поняли… У нас сложный момент в жизни, Маша живет с мамой, но иногда уходит ко мне…  При этом не всегда, говорит маме, что она у меня и подчас случаются жуткие сцены…

В и к е н т и й  И н н о к е н т ь е в и ч  Андрей Андреевич говорил много и не всегда связно, я понимал, что он должен был сказать всё это кому- то и, наверное, искал сочувствия. Но одна деталь была особенно непонятной. Время от времени он пронзительно стрелял глазами мне в лицо, словно сдерживаясь от резких слов, и тут же угасал, являя собой глубоко виновный вид.

(Делает еще шаг и смотрит на трубу, не поднимая  взгляда.)

В и к е н т и й   И н н о к е н т ь е в и ч  Много позже, время стерло из памяти детали наших бесед, но этот пронзительный взгляд, часто снился мне тяжелыми, черно- белыми обрывками. В цехе, где работал Андрей Андреевич, произошла авария – упала большая труба, которую уже давно следовало заменить. Человеческих жертв по счастью не случилось, но уголовное дело все- таки было возбуждено. Кроме того, новые хозяева, выжимавшие из предприятия последние соки, потребовали персональной материальной ответственности, и крайним оказался именно Андрей Андреевич... Он покончил с собой прямо на рабочем месте, оставив предсмертную записку.

Звучит грустная мелодия, учитель удаляется внутрь сцены, садится за парту и подпирает голову рукой, мелодия меняется на веселую, школьную, учитель поднимает голову и оглядывается вокруг, становится слышен бодрый гул детских голосов.

В и к е н т и й   И н н о к е н т ь е в и ч  Развязка наступила в феврале следующего года.  В тот день по традиции проводился вечер встречи выпускников. Вдоволь наговорившись, я уже собрался идти домой и вышел за дверь, но у крыльца увидел Машу. Она стояла в одиночестве и курила, отрешенно глядя на метель. Не заговорить я просто не мог.


Из- за кулис появляется Маша, Викентий Иннокентьевич делает несколько шагов вперед, они останавливаются у лежащей трубы.

В и к е н т и й   И н н о к е н т ь е в и ч  Девчонка была чуть пьяна и даже не сделала попытки бросить сигарету.

М а ш а: Я не была рада встрече, но настроение было такое, что хотелось говорить. Постепенно речь зашла об отце. Я посмотрела под ноги и слезы сами полились из глаз. (обращаясь к Викентию Иннокентьевичу) Вы знаете, что было в предсмертной записке отца? Лишь одно слово- Т Р У Б А

В и к е н т и й   И н н о к е н т ь е в и ч  Сначала я опешил и попытался осмыслить услышанное. Но слезы. Я постарался помочь и начал рассказывать о том, как мы с ним встречались и говорили, как он радовался успехам и как странно иногда он смотрел на меня… И тут она сказала… Она призналась… Она оглушила меня (звучит грозная мелодия, не героическая, но очень напряженная)

Она сказала: «Я знаю, почему отец так на Вас смотрел. Он был человеком старой закалки, а я говорила, что вы берете деньги за наши занятия- 200 рублей в час… Я тратила их на сигареты». (Музыка прерывается звуком взрыва, гаснет свет)

Голос в темноте. За что, Маша!?, Зачем!?
Т Р У Б А!!!
Занавес.