Супротив печатного газетного не соврешь

Ирина Колобова
Супротив печатного (газетного) не соврешь.


Газета - первый черновик истории.
Филип Грэм

…………………………………………………..
…а если души смерти не подвластны,
то, может быть, ушедшие нас слышат,
переживая счастья и несчастья -
те, о которых мы, живые, пишем…
………………………………………

         Хлопотный, длинный, майский день подходил к концу.  Костинцы, подустав немного от весенних посадочных работ, сидели перед экранами телевизоров, ожидая прогноз погоды на завтра. Ведущая телеканала Поморье, обаятельно улыбаясь с экрана, завершала выпуск вечерних новостей:
          «Ну и напоследок о самой маленькой редакции Архангельской области. Ее адрес - Плесецкий район, деревня Костино. Это редакция местной газеты. «Деревенька» - газета  деревни Костино. Её тираж 15 экземпляров - по числу и заказу жителей. Газета выходит один раз в год и распространяется бесплатно только на территории Костино перед праздником Днём деревни. Обычно в «Деревеньке» - показатели минувшего года. Например, прирост населения ноль процентов. Круглый год в деревне живут только две семьи пенсионеров, остальные шесть приезжают на лето как дачники»*.
- Глико-ты, о нашей Костине по Архангельску сказывают…
- Так давеча мы с мужиками на часовне работали, мимо корреспондентка ехала с Кенозера на машине, остановилась, расспрашивала про часовню, ей нашу газетку-то и подарили на память… Видать, не выбросила, прочитала «Деревеньку»…
……………………………………
Вдоль реки - жизни реченьки
Незабудки цветут,
Пред иконами свечечки
Помнят ставящих, ждут...
Незабудочки-цветики
У реки отцветут,
Свечки воском оплавятся,
А слова?.. Их... прочтут?..
………………………..

         Как известно, слово «Газета» происходит от итальянского gazetta: так называлась мелкая монета в Венеции XVI - XVII в.в., за которую покупались рукописные и печатные листки с новостями.
         В России ещё в допетровскую эпоху выходила рукописная газета «Куранты», которая составлялась в Посольском приказе и была адресована лишь царю и его приближенным.
16 декабря 1702 года Петр I подписал указ, в котором говорилось: «О всяких делах надлежит печатать куранты…», имея в виду создание доступной газеты, номера которой стоили бы дешевле и предназначались для  «всенародного объявления событий военных и политических». Первоначальное название газеты — «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных странах».
         Хотя годом выхода в свет первой печатной газеты и считается 1703 год,  в большинстве губерний России Ведомости стали регулярно выходить лишь в 19 веке.
В Олонецкой Губернии с 1838 года начали выходить регулярно Олонецкие Губернские Ведомости**. Подписка принималась во всех почтовых конторах, цена на годовое издание на простой бумаге с пересылкой была 3 рубля 50 коп. Следуя Указу Петра 1, официальная часть газеты сообщала  о «делах… случившихся в Московском государстве», а из неофициальной жители губернии узнавали о событиях «…в иных окрестных странах…» и «иных делах, достойных знания и памяти».
         Уже в 1847 году Олонецкие губернские ведомости информировали своих читателей, что «в настоящем году выходит в России газет и ведомостей 100, журналов – 44»**., из них на русском языке выходило 103 издания, в 43 губернских городах выходило 48 изданий. 
Ещё Вольтер писал, что «Журналы - это архивы пустяков». В Олонецких Губернских Ведомостях был раздел именно таких «пустяков», назывался он «Происшествия в губернии».
         Именно в этом разделе неоднократно упоминается и дер. Костина Богдановской волости Каргопольского уезда.

……………….
…не забывать…
порою это сложно…
забот клубок и будней суета
закрУжат, закружАт, и жизнь-дорожка
поможет нам с годами подустать…
и… память реже возвращает тех,
кто прежде даровал нам радость, смех,
иль слезы, грусть, страдания, печаль…
…дорожка-жизнь зовет, зовет нас в даль,
а вдоль дорожки зелена трава,
и… незабудок синь…
не забывай!..
………………..

         Дома в деревне Костина стояли, как и  теперь стоят – по обе стороны тракта Санкт-Петербург – Архангельск – между рекой Онегой и лесом.  В лес ходили по грибы и ягоды, заготовляли  стройматериал, дрова и веники, охотились. Но щедрый лес таил в себе немало опасностей. Так, в 1886 году Олонецкие губернские ведомости сообщили, что:
        «5 июля в 2-х верстах от дер. Костиной произошел незначительный лесной пожар, который был прекращен»**
        Лесной пожар, даже самый незначительный, был одной из самых страшных опасностей для деревни, ведь, подойди он поближе, и огонь мог бы перекинуться на деревянные постройки.
        Пожары в деревнях были не редкостью, ведь отопление было печное, да и от молнии во время грозы мог случиться пожар. Ежегодно в Каргопольском уезде случалось 20-30 пожаров – от молнии, от неисправности печей, или неосторожного обращения с огнём.
        Так, в 1889году «в деревне Костиной 13 сентября от неосторожного обращения с огнём загорелся овин крестьянина Петра Плешкова, но пожар принятыми мерами был прекращен. Убытку 20р.»**
        Не всегда удавалось потушить пожар, убытки бывали и более значительными.   Перечисляя пожары в губернии в1869 году, Олонецкие губернские ведомости пишут:
«в ночь на 28 февраля. в дер. Костиной от неизвестной причины сгорело крестьянское гумно с хлебом. Убытку 212р.50к» **
        Поскольку засеваемый крестьянами хлеб обеспечивал как содержание их семейств, так и их скота, то, судя по регулярно публикуемым в тех же ведомостях ценам на хлеб, убыток был очень значительный, ведь 9-ти пудовый (около 150кг) куль ржаной муки стоил тогда 10 руб., четверть овса – 6 руб. Убытки от пожаров составляли по уезду около 35 руб. в год на душу мужского населения. Денег в крестьянских семьях почти не было. Лишь четвертая часть взрослого населения Каргопольского уезда во второй половине 19 века искала труда и денег на стороне: отлучались для работы на судах или для сплава лесов, где могли заработать за сезон до 40 руб. на человека; занимались извозом кладей из Санкт-Петербурга к Архангельску, транспортировкой от Белого моря соленой рыбы, сельдей и других морепродуктов по Олонецкой губернии и в Санкт-Петербург, перевозили бурлаков из своего уезда и Архангельской губернии, следующих на лесные работы, к сплавным путям, выручали за каждую лошадь по 12руб. 50 коп, а с пуда клади – от 25 до 65 коп.; некоторые уходили в Петербург и другие места на кирпичные работы, которые были очень прибыльны: обжигальщик получал в год до 300-400 руб., обрезник и очелошник – 25-60 руб.; а из Богдановской волости, к которой относилась и деревня Костина, уходили на заработки в Петербург и проживали там на местах лакеев, получая жалование 200-400 руб. в год. Согласно статистическим данным, опубликованным Олонецкими губернскими ведомостями в 1874 году «отхожие промыслы доставили населению уезда 232000р.» **, т.е. из расчета на одного взрослого жителя – примерно по 13 руб. Жили в деревнях своим хозяйством, изредка выручая деньги на ярмарках за добытых охотниками белок, зайцев, куниц и лисиц; за овчинные меха; за домотканое сукно; продавая излишки масла и мяса; выделанную из дерева посуду, вязаные из овечьей шерсти рубахи и другие предметы народных промыслов.

…………………………..
Деревенские наши корни
проросли близ гордой Невы,
но душа деревеньку гордо
величает в стихах на Вы
и к ней новой строчкой стремится,
нашивая на холст небес
рифм заплатки из яркого ситца,
парк порой называя лес,
с облаками в мыслях сбегая
от газонов на дальний покос,
где деревня босыми ногами,
поправляя косу рукой,
за околицу по тропинке,
распахнув все ставни души,
низко кланяясь по старинке,
городских нас встречать спешит...
………………………………….

        По статистическим данным - в 1873 году в деревне Костиной на 20 дворах проживало 59 мужчин и 47 женщин.
        Жители деревни работали в кузнице и молились в часовне, влюблялись, играли свадьбы, рожали детей, теряли близких, ходили в лес по грибы и ягоды, сеяли и убирали хлеб, заготовляли дрова, топили бани, пекли пироги, ссорились и мирились друг с другом.
Случались в деревне и почти детективные истории, которые непременно попадали в Олонецкие ведомости:
         В 1875 году «в ночь на 5 мая в дер. Костиной у крестьянской жены Натальи Федоровой похищено из кладовой разных вещей и съестных припасов на 69 р. 40 к. Подозрение заявлено на крестьянина и его жену» **
         Что же за разные вещи хранили в кладовых жители деревни Костина в 19 веке?
         Это могли быть: «армяк синего сукна подкладка белаго коленкора; поддевка чернаго сукна подкладка шелковая черная; шарф немного подержаный разнаго цвету; рубаха ситцевая новая подкладка полотняная; фуражка голубаго сукна; кушак гарусный; штаны плисовые; шуба женская на заячьем меху; платок с кистями кашимировый; платок половина белой и голубой цвет; передник разноцветный; платье белое кисейное; женская рубашка полотняная; ферезь бумазейная;  рубахи пестрядиные; овчины обработанные; жилетка трековая; чаю фунт фамильнаго»**
       В 1879г. «20 июня у крестьянина дер. Костиной Макара Григорьевича Раева во время его отсутствия из дому для полевых работ, покрадено из трех кладовых на сенях, посредством двух подобранных ключей и разобрание третьей кладовой потолка, разных вещей и муки, всего на сумму 10р. 90к. Подозрение пало на невестку потерпевшего, которая произвела кражу по подстрекательству крестьянки И.М.» **
        Надо отметить, что, назвав пострадавшую, газета дипломатично умалчивает имена подозреваемых в подобных происшествиях, словно скрывает от нас - потомков- имена наших предков, заподозренных в недостойных деяниях:
        В 1879 г. «в ночь на 10 апреля. у крестьянина дер. Костиной Михаила Плешкова украдено из лавки через взлом ставня и в окне рамы, денег 10 руб. и несколько фунтов чаю. В краже подозревается крестьянин» **
        В Олонецких ведомостях можно было прочитать и «Отчет успеха действий полицейских урядников олонецкой губернии». Деревня Костина относилась к 1-му участку 2-го стана Каргопольского уезда. Полицейским урядником на этом участке был господин Кузнецов, званием – старший писарь. Согласно отчету, например, в мае 1879г. на вверенном господину Кузнецову участке проживало 4264 человека, за месяц урядником было открыто 10 преступлений и 17 проступков, разыскано и возвращено потерпевшим имущества на сумму  9 руб. 60 коп., задержано 17 обвиняемых, 1 дезертир, 1 бродяга, проведено 27 дознаний. Судя по опубликованному отчету, полицейский урядник Кузнецов получал жалование не зря, боролся с преступностью добросовестно, но… охотники на чужое добро все же находились, о чем и сообщали Олонецкие губернские ведомости своим читателям.
        В 1883 году «6 декабря. в дер. Костиной из саней крестьянина дер. Конец-острова похищено муки и толокна на 7р. В краже подозреваются крестьяне» **
        В 1890 году в «деревне Костиной 6 ноября у крестьянина Леонтия Михайлова Плешкова посредством отворенного гвоздём замка похищено из винной лавки 40р.»**
Раскрыты ли было это преступления, знает, наверное, лишь давно убежавшее время…

………………………….
Время играет в прятки,
Время играет в пятнашки…
Бежит – лишь сверкают пятки –
Время все дальше и дальше…
………………………………….

        Согласно списку населенных мест 1873 года деревня Костина при реке Онеге, расположенная в 97 верстах от уездного города Каргополя была самой большой деревней в округе, в ней была кузница, православная часовня и почтовая станция.
        Соседние деревни - Агафоновская и Андрюковская имели 11 и 12 дворов, и поскольку находились они в версте от деревни Костиной, то жители их частенько наведывались в Костину в часовню, в лавку, в гости, иногда по пути попадая и в… губернские ведомости:
        «14 декабря 1864 г. между деревнями Агафоновская и Костина найден мертвым крестьянин дер. Андрюковской Василий Березин, 41 г.» **
       Среди происшествий в губернии нередко появляются в 19 веке сообщения о смертях «от пьянства», об «опившихся», умерших от «излишнего употребления водки». При цене за пуд свежего мяса 2 руб. 40 коп., за фунт (около 400 г.) чаю – 1руб. 60 коп., фунт кофе – 60 коп., цена за ведро (примерно 10л.) вина в 40 гр. крепости составляла 3 руб.90 коп.   Губернские ведомости сообщают, что только в 1868 году в Каргопольском уезде было открыто 59 питейных домов. Содержатели питейных заведений получали 200-300 руб. прибыли в год. В Красновском сельском обществе такие заведения были лишь в деревнях Кувакина и Костина.   При постоялом дворе и при почтовой станции в деревне Костиной было пятиразрядное трактирное заведение и казенная винная лавка второго разряда, именуемая народом «казенка»:
          «в ночь на 1 сентября 1900 г. в дер. Костиной похитили из кладовой при казенной винной лавке №47 шесть ящиков с вином на сумму 209руб. 52 коп»**
         По статистике в Олонецкой губернии во второй половине 19 века около 30 человек умирало от пьянства ежегодно, хотя с пьянством на Руси боролись с момента его возникновения.
        «14 октября 1873г. в дер. Костиной найден мертвым крестьянин дер. Агафоновской Прохор Березин, умерший от неумеренного употребления спиртных напитков» **
        В Олонецкой губернии, где языческие традиции сохранялись и в христианскую эпоху, с 18 века передавался из рук в руки рукописные советы-заговоры от пьянства: «Святыя такова, чтобы хмельного не пить во веки: Могила выкопать, где не знаемо; мертвеца не вынять вон; да верхняя доска снять; и саван оправить, и пронять сквозь саван трижды игла, и взять воды с берега и сквозь саван и сквозь иглу та вода процедить трижды, а сам говори: «Земля-мать, ты меня поишь и кормишь и в землю ту ж и пойти; и от тебя, мать-земля, всякие плоды исходят и добрые и злые и хмель, и чтоб мне рабу Божью (м) того хмельного пития не пить, ни зрити, ни хотети, не помыслити. Адам, отец мой, а я сын твой, избави меня сына своего Божия(м) от хмельного пития, чтобы мне ни пить и ни жаждать, ни хотеть, ни зреть, ни слышати; а сказалося бы мне питие хмельное паче всякой горести и смрада. А ты, усопший, сколько времени лежишь, нисколько хмельного не пьешь, ни ешь хлеба, так бы мне рабу Божьему (м) хмельного пития ни пить, ни хотеть, ни зреть, ни слышать, ни подумать до гробовой доски. А тебе, усопшему, вечная память, во веки. Аминь» И над водой той говори трижды сии слова и дай пить; и от могилы пошед, назад пяты и мало отступи, и загреби того мертвого от пят» **
         С пьянством пытались бороться не только народными средствами, но и с момента возникновения сей пагубной привычки привлекали на борьбу с ней карательные меры.
         В 1873 году Олонецкие губернские ведомости публикуют приговор против пьянства, который вынесли на волостном сходе крестьяне одного из деревенских обществ: «Призвав на помощь Бога, начать искоренять между ними не только пьянство, а и вовсе употребление хмельных напитков, заменив таковые пивом, или чаем, что всем нам принесёт несомненную пользу и лишит возможности евреев обогащаться нашими трудами и нашим состоянием; но при этом необходимым признаем допустимое употребление водки в малом виде и не в корчме, а у себя дома. Затем, если кто из наших крестьян будет пить водку в корчме, или в питейном заведении, то с таковых определяем штраф в пользу мирских сумм: в первый раз – 20к., во второй раз – 40к., в третий – 80к., в четвертый – 1р.60к. с человека, а после сего таких людей, не подвергая денежному штрафу, подвергать аресту при волостном правлении, без всякого суда, каждый раз на 7 суток» **
       10 июня 1900г. Его Императорское Величество Высочайшим Повелением утвердил и повелел исполнить изменения в карательные постановления от пьянства, изложенные Государственным Советом: «за участие в сборище для публичного распития крепких напитков на улицах и площадях, равно, как во дворах и подворотных пространствах виновные подвергаются:
- в первый раз – аресту не свыше трех дней, или денежному взысканию не свыше 10руб.,
- во второй раз - аресту не свыше семи дней, или денежному взысканию не свыше 25руб.,
- в третий раз - аресту не свыше двух недель, или денежному взысканию не свыше 50руб.»
      На сколько действенными оказались подобные меры, газета не сообщает, но видимо, не помогали ни заговоры ни приговоры,  т.к. в письме Александру Блоку поэт Николай Клюев писал о родной Олонецкой губернии:  «Пьянство растет не по дням, а по часам, пьют мужики, нередко бабы и подростки. Казенки процветают, яко храмы, а хлеба своего в большинстве хватает немного дольше Покрова...»

…………………………………………………..
Судьбы – это тропинки в огромной Вселенной…
Кто-то снова пройдет по проложенной в прошлом тропе…
И навеки уйдет… А потом и другой его сменит…
Не отплатит никто… Всяк отплачет за путь по Судьбе…
……………………………………………………………..

       Смертность была довольно высокой не только от пьянства: погибали и от ударов молнии в лесу, от диких зверей, на пожарах, замерзали зимой, тонули в реках и озерах, случались и убийства, и самоубийства. Не составляла исключения и деревня Костина:
       «27 апреля на сарае крестьянина Филипа Костина найден убитым крестьянин Пудожского уезда Григорий Дружинин. В убийстве сознался крестьянин Каргопольского уезда Богдановской волости деревни Костиной Филипп Костин»** - сообщают в 1891году Олонецкие губернские ведомости. Согласно статистике, опубликованной ведомостями, от насильственных смертей ежегодно во второй половине 19 веке погибало в губернии около 8 человек.
      Гораздо чаще случались не насильственные, а случайные смерти.
      «8 февраля 1893г. в дере Костиной умер от угара крестьянский мальчик Михаил Костин около 3-х месяцев от роду»** - сообщают Олонецкие ведомости.
        Первое же место по числу погибающих случайных смертей приходилось на утонувших..
        Деревня Костина стоит вблизи реки Онеги. На речку и по сей день ходят по воду  костинцы,  уверенные, что чай из речной вОдушки вкуснее, чем из колодезной, или родниковой.
        Помогала Онега ещё в прошлом веке сплавлять лес; немало ершей, подлещиков, щук, а то и семужек, подарила река окрестным рыбакам; много слышала Онега историй от хозяек деревни Костиной, издавна приходивших полоскать в реке бельё; звенел над рекой смех купающихся местных ребятишек…
        Но немало и горьких слез видела река Онега, издревле неся свои воды из озера Лача в Белое море…
        В 1876 году «23 мая крестьянский мальчик дер. Костиной Яков Минин, 2 лет, утонул в реке Онеге» **
         По статистике ежегодно в Олонецкой губернии тонуло примерно 95 человек.
         В 1878 году в разделе «Олонецкая летопись» редакция ведомостей помещает материалы дознания, проведенного урядником каргопольского уезда по факту трагедии, произошедшей на реке Онеге в День Святых Петра и Павла: «29 июня около 10 часов утра, на каргопольский берег, позади дер. Костиной, лежащей на Архангельской почтовой дороге, откуда совершается переправа на противоположную сторону, собралась многочисленная толпа народа, преимущественно женщин и детей, и поместилась на паром, по отзывам местных жителей, на пароме столпилось до 130 чел.  В результате перегрузки, паром затонул. Погибших при этом несчастном случае оказалось 41 человек» ** Из дальних и окрестных деревень добирались они сюда, желая в праздник помолиться в церквях Красновского прихода, что возвышались на высоком берегу реки Онеги напротив деревни Костины. Возможно, среди утонувших в тот день были и костинцы…

………………………………..
Наяву - на островке души -
Каждый миг и час бывают рядом
Те, кто путь земной свой завершил...
В небе, солнце, в искрах звездопадов
Продолжают жить и охранять
Нас от бед земных и от ненастий,
Чтоб за них могли мы домечтать,
Долюбить и дошагать до счастья...
……………………………………….

      Деревня Костина была самой большой деревней в Красновском обществе Каргопольского уезда. Читали ли жители дер. Костина Олонецкие губернские ведомости? Согласно статистическим сведениям в 1905 году в деревне Костиной было 34 дома и проживало уже 30 семей (93 мужчины и 91 женщина). Ближайшая школа была сравнительно недалеко – в трех километрах от Костиной - в деревне Кувакина, а за рекой – в деревне Труфановской – при  церкви была и церковно-приходская школа. Наверняка среди 184-х жителей были грамотные. Грамотных и уважаемых крестьян, с жизненным опытом, достаточным для решения мирских проблем избирали на сходе сотскими и кандидатами к ним.
       Кандидат к сотскому в случае невозможности по каким-либо причинам сотским исполнять свои обязанности замещал его. А обязанности у сотского*** были многоплановые: сотские разбирали мелкие ссоры и земельные конфликты; проводили предварительный сыск по случаю обнаружения мертвого тела или "блудного дела"; помогали в сыске беглых крестьян и рекрутов, в розыске "смертноубийц" и скрывшихся должников; вели борьбу с винокурением; производили раскладку податей по душам в соответствии с тяглом. Как глава мирского самоуправления, сотский был обязан заботиться о хлебном магазине, сохранении неприкосновенного фонда семян и о помощи голодающим по причине недорода или природных бедствий. Сотские не должны были оставлять без внимания проходящую по территории волости дорогу и мосты, содержать в порядке перевоз и выделять лошадей и возы для проезжающих должностных лиц, несли личную ответственность за поставку рекрутов.  Среди выбранных на общественные должности по Каргопольскому уезду, конечно, были и костинцы.
         Уже в 1859 году в официальной части Олонецкие губернские ведомости сообщают, что в Красновский приход по Богдановской волости на общественную должность «кандидатом к сотскому избран крестьянин дер. Костины Андрей Минин»**, в 1862 году при переизбрании «кандидатом к сотскому избран крестьянин дер. Костины Алексей Григорьевич Раев»** , а в октябре 1900г. крестьянин дер. Костиной «Леонтий Михайлович Плешков включен в список присяжных заседателей по Каргопольскому уезду на январскую сессию 1901г.»**

………………………………..
Повесть-жизнь многоточием
Дочерей наших, внуков
Продолжаем, им отчество
Оставляя, как руку,
Что поддержит их силою,
Успокоит их лаской
В трудный час, чтоб красивою
Жизнь казалась им сказкой…
………………………………

       Время скрыло пеленой забвения многие судьбы, стёрло с карты страны многие населенные пункты, но пожелтевшие страницы старых газет сохранили для нас – потомков – мгновения прошлого, а иногда даже имена тех, кто просто жил на этой земле, именуемой деревня Костина.
       В 1877 году – во время русско-турецкой войны  - Олонецкие губернские ведомости публикуют списки сделавших пожертвования на нужды больных и раненых, поименно называя и наших земляков – жителей деревни Костина Богдановской Волости Каргопольского уезда:
«И. Плешков – 10к., Д. Плешков –2к., С. Роев – 5к., Ф. Богданов – 1к., В Федотов – 5к., Г. Костин – 25 к., М. Копылов – 20 к., М. Плешков – 20 к., И. Минин – 5к., Ф. Костин – 2к., С. Плешков – 5к., А. Костин – 1к.» ** 
       Суммы эти кажутся незначительными, но для  крестьян, живущих, в основном, своим хозяйством, каждая копейка имела цену, ведь при жатве и уборке хлеба наёмным работникам-мужчинам платили за день 40 коп., а женщинам 20 коп.; на лесозаготовках же за вырубку, вывозку и сплав бревен в реку Онегу платили по 50коп. с бревна, в то же время на ярмарке аршин холста стоил 10 коп, деревянное колесо к телеге - 75 коп., 1 кг. гвоздей – 3 коп., 1 кг. соли – 4 коп., сапоги или ботинки - около 7-10 рублей.
        Сознавая, что «копейка рубль бережет» земляки наши, желая оказать посильную помощь для победы России в русско-турецкой войне, зачастую делали пожертвования вещами, отправляя воинам, среди которых были и их родные, валенки и тулупы, вязаные из овечьей шерсти рубашки и варежки, носки и отрезы холста.
       Народная пословица гласит «Супротив печатного (газетного) не соврешь».
       Если, как писал А. Шопенгауэр «Газеты - это секундные стрелки истории» то, вероятно, секунды истории – это люди со своими ежедневными поступками и полустертые строчки старых пожелтевших со временем газет, сохранившие для нас правду и вымыслы о них – наших предках…

…………………………….
Память остается...
Остаются
между строк эмоции души
в строчках, в рифмах
этот мир под солнцем
остается...
Значит, не ушли…
Да… остались,
чтобы возвращаться
строчками
и... тем, что между строк...
Все уйдем...
но...
…можно попытаться
рифмою продлить земного срок...
……………………………..
Память остается...
……………………


* Двина-Информ
 http://www.dvinainform.ru/azov/2006/05/15/43133.shtml
** Олонецкие Губернские Ведомости:
http://ogv.karelia.ru/
***А.В.Камкин «Общественная жизнь северной деревни XVIII века» http://www.kenozerje.17-71.com/pubserves.htm