О причинах ревизии дарвинизма

Александр Царёв
«О причинах ревизии дарвинизма
Не все, конечно, задумываются о жизни нашей, нашего общества и окружающего нас мира. Из тех, кто задумывался сам, или изучал биологию в учебных заведениях и вынужден был знакомиться с научными теориями преобразования природы, наверно, заметил существование значительных различий в объяснении  законов, как происхождения, так и преобразования окружающей нас среды. Если человек формально воспринял науку, религию, верование или традицию, объясняющие существующий мир, то мы ему не нужны. Но если человек интересуется законами, объясняющими эволюцию окружающего нас мира, то ему будет интересен материал, изложенный в этой статье. Итак, об эволюции. Эволюция понятие неоднозначное. Эволюция одних систем может не влиять на другие эволюционирующие системы. Например, эволюция видов, обитающих в оз. Байкал никак не влияет на виды, обитающие в остальных частях мирового океана ввиду отсутствия тесной связи между видами, обитающими в Байкале или, к примеру, Индийском океане. Поэтому поговорим о современном определении термина «эволюция». 
Если Вы интересовались темами эволюции хотя бы вкратце, то Вам известно, как обстоят дела в науках, изучающих эволюцию биосистем; если же Вы специально изучали науки, исследующие эволюционные процессы, то Вам тем более известно нынешнее положение дел. Нужно отметить, что со времён Ч.Дарвина, который около 150 лет назад обосновал новый, революционный взгляд на окружающий мир, заключающий в себе суть в обосновании теоретических принципов эволюции, кардинальных изменений в науках не произошло. До сих пор дарвинизм остаётся основным эволюционным учением, наиболее систематично объясняющим процессы, происходящие в природе. Но если теория эволюции есть, то почему же споры об эволюционных процессах не утихают, и почему мы не можем, применяя теорию Ч.Дарвина, объяснить эволюционные процессы, происходящие в природе? Почему складывается впечатление, что теория эволюции как бы существует, но в то же время и отсутствует, так как при помощи современного эволюционного учения невозможно ни объяснить, ни дать исчерпывающего объяснения понятию «эволюция». Ответы на эти вопросы могут быть разные.
Во-первых, кто решил, что происхождение видов путем естественного отбора – а именно так называется основной труд Ч.Дарвина – и есть описание эволюции?
Во-вторых, разве весь смысл эволюции в происхождении видов?
В любом случае  мы придем к главному вопросу эволюции: как происходит эволюция, что именно подразумевается, когда мы  говорим об эволюционных процессах, и существует ли единственно правильное определение понятия «эволюция»?
Потому что именно критерии изучаемого явления являются составляющими истинами различной сложности, формирующими цельное единство определяемого понятия.
Теперь мы дошли до того момента, когда можно объяснить, почему я, автор этой статьи, усомнился в дарвинизме, хотя прежде был его сторонником.
Когда кто-то изучает науку, пусть ту же биологию, наступает момент, когда изучающий науку настолько хорошо начинает разбираться в изучаемой им науке и стоящих перед ней проблемах, что может самостоятельно судить о понятиях,  об изученности явлений и достоверности описываемых закономерностей. Тогда изучающий проводит ревизию определений и понятий, сопровождая этот процесс критическим анализом, противопоставляя представления и наработки в изучаемой науке и предлагаемые другими авторами.
Таким образом, и я, автор, при очередном критическом пересмотре  научных ценностей биологии, пришел к обоснованным выводам о несоответствии предлагаемой дарвинизмом схеме эволюционных закономерностей и существующей реальностей.
Перелистывая литературу о современной теории эволюции, ясно понимаешь: если нет единого понятия «эволюция», то именно это является фактом, удостоверяющим отсутствие завершения разработок в вопросах эволюционных процессов. Любой человек может легко убедиться в важной роли определения исследуемого понятия. Конечно, может быть, такое положение, когда предмет настолько изучен, что можно только удивляться, почему до сих пор не дано определение этому хорошо изученному предмету или явлению. Хорошим примером может служить отсутствие определения понятия «человек». О человеке известно все, но определения нет! Но в случае с эволюцией не только полной, но и достаточной изученности нет, и мы в этом убедимся, проведя углублённое исследование одному из самых современных определений термина «эволюция». Возьмём книгу «Эволюционное учение», с.4 авторы А.В.Яблоков и А.Г.Юсуфов. «Биологическая  эволюция – необратимое и, в известной степени, направленное историческое развитие живой природы…». Здесь остановимся для необходимого комментария. Можно с уверенностью сказать: человеку, дающему такое определение, тайны эволюции неизвестны. Во-первых, можно ли дать определение тому, что не может быть определено. Имеется в виду факт существования  двух различных  видов биологической материи: растительного происхождения и животного. Между этими видами материи различий столько, что можно смело утверждать: животный мир подчиняется таким законам эволюции, которые не распостраняются на растительный мир и наоборот – растительный мир эволюционирует по своим законам. Во-вторых, не сказано самое главное, из того, что можно сказать об эволюции живой природы – это её развитие,  заключающееся в движении от низших форм к более высшим. И всё! Больше об эволюции добавить нечего, так как эволюция живой природы в общем – понятие очень общее, содержащее в себе слишком много разных процессов, необъяснимых и несовместимых в одном определении. В третьих, любой человек, ознакомившийся с определением эволюции, должен чётко представлять себе сущность эволюционных процессов. Давайте теперь отбросим  балластовые слова в первой, выделенной нами части определения и оставим лишь основные несущие информацию, слова. Таких слов в первой части всего три: «необратимое», «направленное», и «развитие». Конечно, человек, знакомый с дарвинизмом  хорошо понимает, о чём идёт речь в таком определении. Но мы стараемся представить себя на месте человека, воспринимающего дарвинизм как одну из концепций мировосприятия  и, поэтому наше отношение к любому определению эволюции предельно критическое. Поэтому давайте проанализируем смысл, уместность и целесообразность употребляемых авторами Эв. уч. слов- определителей.           1. Необратимое. Какую информативную ценность несёт в себе это слово в объяснении критериев, признаков или других факторов эволюции? И что, если бы эволюция  была обратимой, то утратила бы свою значимость и смысл как научно-естественный объект изучения? А если мы взглянем теоретически на необратимость эволюции живой природы, то обнаружим, что слово «необратимость» имеет двойственный смысл, и можно, манипулируя этой двойственностью, подвергнуть фактор необратимости эволюции сомнению. Одно возражение заключается в том, что био- и физиологические процессы действительно односторонни и не могут вдруг изменить своё направление в противоположную сторону, то есть в обратную, так же, как, например, реки. Но мы прекрасно знаем, что имеется ввиду не конкретные отдельные процессы,  которые отнюдь не всегда  носят эволюционный характер, а имеется ввиду результат эволюции – именно движение от низших форм  к более высшим. Но здесь нужно оговориться: живая природа вторична по отношению к природе неживой. А из двух миров, животного и растительного, животный мир вторичен по отношению к растительному, ибо растительный мир может существовать без животного, но животный мир без растительного существовать не сможет. Далее, если мы вспомним о законах дегенерации, о явлениях дегенерации, реально существующих в природе (например, саккулина, паразит, ранее бывший усоногим раком, но затем приспособившийся паразитировать на крабах), то мы увидим, что вид всё-таки может утрачивать свои позиции в природе, ранее приобретённые как повышающие позиции вида в смысле эволюции. Таким образом, можно констатировать обратный ход эволюции и характеризовать дегенерацию, хотя и частично, в отдельных случаях, как возможность обратимости эволюционных процессов. Поэтому мы вполне можем и имеем на это право, признать применение слова «необратимость» в контексте определения термина «эволюция» нецелесообразным, неконкретизирующим  ситуацию и создающим возможность различных толкований или спекуляций.
   2. «Направленное». Употребление этого слова крайне спорно и нежелательно. Почему спорно? Если заявлять, что эволюция – процесс направленный, то сразу возникают вопросы. Если эволюция процесс направленный, то нельзя ли предсказать или вычислить эту направленность, определить её конечную цель, которая должна в итоге существовать и быть предопределённой. Между тем, как уже упоминалось выше, живая природа вторична по отношению к природе неживой, неорганической. Причём зависит от неё полностью. Поэтому уместно напомнить ещё раз: если и есть направленность, то только на приспособление к окружающей среде, но как и когда окружающая среда изменится, не знает никто. С другой стороны, появление на  биологической арене бытия  человека разумного изменяет ситуацию из положения естественно существующей и спонтанной на положение частично регулируемой.
   Почему нежелательно? Потому что, предполагая направленность эволюции, создаётся впечатление в том, что есть некто, высшая сила или разум, управляющий эволюцией. Учёные, сторонники естественнонаучных позиций, с которых объясняется окружающий мир, обязаны занимать твёрдую позицию и не давать своими колебаниями или даже своим излишним либерализмом поводов к искажённому толкованию наук.
    3. «Развитие…». Вообще-то не помешало бы учёным, берущимся давать определение какому-либо понятию, уточнять свои позиции в словарях. Читаем в «Философском словаре»: (Москва. 1986г С.400): «Развитие – закономерное, качественное изменение материальных и идеальных объектов, характеризующих как необратимое и направленное». То есть авторы изучаемого нами определения могли бы просто сказать: «Эволюция – это историческое развитие…»  Термин «развитие» предполагает присутствие и направленности и необратимости. Однако мы видим нецелесообразность применения слов «направленность» и «необратимость» при определении понятия «эволюция». Изучаем определение дальше «…сопровождающееся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, образованием и вымиранием видов, преобразованием биогеоценозов и биосферы в целом».
  Сразу зададим напрашивающийся вопрос: Эволюция – это всё перечисленное выше, или можно что-то добавить, или, напротив, что-то отнять? Ведь человек, убеждающий нас в правоте своей точки зрения, должен был сам сначала убедиться в том, что он тщательно изучил эволюционные процессы и сможет не только описать их, но и дать приемлемое определение самого понятия «эволюция».
    Все мы знаем, что сейчас, в результате деятельности человека идёт стремительное исчезновение некоторых видов флоры и фауны, но человек активно участвует и в создании новых, в том числе и геномодифицированных  видов, например, картофеля, сои.
Обозначает ли это, что мы наблюдаем именно эволюцию, ведь появление видов и их исчезновение перечислены как признаки происходящей эволюции? С другой стороны, можно утверждать, что для того, чтобы эволюция была подтверждена, нужно чтобы присутствовали все факторы, перечисленные авторами «Эволюционного учения», а именно: «…формирование адаптаций, образование и вымирание видов, преобразование биогеоценозов и биосферы в целом». Но, следуя таким принципам, мы признаём, вольно или невольно, то, что признать эволюцию свершившимся фактом мы можем лишь при наличии всех перечисленных авторами «Эволюционного учения» факторов эволюции.
И если будет отсутствовать хотя бы один из перечисленных факторов, то факт эволюции не должен быть признан. Кроме того, если признать какой-либо из цитируемых факторов из приводимого определения, необязательным для эволюции, то само анализируемое определение можно было бы сократить, но тогда и само понятие эволюции изменится. Вновь встанет вопрос, что такое эволюция? Ведь если мы не знаем факторов эволюции, то мы не можем знать, что такое эволюция.
   Как уже упоминалось мною, в результате деятельности человека мы наблюдаем повсеместное изменение во всех указанных авторами «Эволюционного учения» природных номинациях, определяющих, по их мнению, наличие эволюции: это и вымирание видов, и образование новых, бурные изменения генетического состава популяций и видов (картофель, соя), преобразование биогеоценозов и биосферы в целом.
 Однако, наблюдая в нашем окружении происходящие изменения, имеем ли мы право утверждать, что это и есть эволюция?
  Хочу заметить: именно отсутствие чёткого определения понятия «эволюция» возбудило у меня подозрение о несоответствии и теории дарвинизма и синтетической теории эволюции действительному положению дел и подтолкнуло меня к более углублённому изучению биологии и, в конечном итоге, привело к мысли о создании новой теории эволюции.
    Что может заинтересовать Вас в моих исследованиях дарвинизма?
    1. Если Вы любознательны, стремитесь к познанию, боретесь со стереотипами.
Любой человек в той или иной мере стремится к познанию нового, более совершенного. И здесь, в новой теории эволюции, для каждого человека найдётся нечто новое, не ограниченное специальными знаниями, то новое, которое можно творчески применять к себе, к другим, к окружающей среде, и даже к иной возможной цивилизации.
    2. Лаконичность. Минимум затрат времени и максимум пользы. Вам не придётся иметь дело с толстенными фолиантами или книгами. Вся новая теория эволюции имеет размер небольшого романа и по увлекательности путешествия по тайнам природы не уступит бестселлеру.
     3. Самоутверждающее критикоаналитическое познание себя, других и всего мира.
Люди, в основной своей массе, рано или поздно задумываются о своём месте в обществе, о справедливости своей судьбы, о восприятии критики в свой адрес и о принципах самокритики. И не всегда в нашем окружении находятся люди, способные искренне и бескорыстно оказать нам помощь в вопросах самоанализа. Мало того, всегда находятся типы, видящие Ваши колебания в вопросах самооценки, весьма охотно будут «подсыпать Вам соль на раны». Какой же мы находим выход, оберегая себя от нездорового любопытства? Как один из вариантов пользуемся заочными оппонентами: книгами, произведениями искусств и наук. Печатное слово не станет лукавить, оно говорит нам правду: сладкую или горькую, но правду. Именно в этом случае, воспринимая печатное слово, Вы можете сопоставить своё мнение с мнением другого человека и определить своё место в шкале ценностей человечества.
   Новая теория эволюции – это не нечто отвлечённое от жизни, объясняемое непонятными выражениями и законами. Новая теория эволюции это наша жизнь, объяснение нас, наших законов, законов, управляющих окружающим нас миром. Может ли это быть неинтересным?
  Каждый из нас в глубине своей души знает ответ на этот вопрос. Другое дело, что не каждый может найти в себе силы на движение вперёд. Мы знаем, что нужно двигаться вперёд, но не всегда хватает на это сил, физических и духовных, но не будем утешать себя тем, что наше топтание на месте – явление временное. Пока другие идут вперёд, стоящий на месте напрасно тратит время, потери которого не восполняются. Что же! В таком случае – вперёд, и только вперёд!
 29.10.2004г                Автор Царёв Александр Михайлович.