Реквием

Алла Зуева
               
  В осмысленную жизнь мы приходим с несколькими вопросами: кто я, что я и для какой цели появился на свет? Любой здравомыслящий человек, независимо от вероисповедания, цвета кожи и места жительства, рано или поздно задает себе этот вопрос, но не  каждый находит на него ответ. Бывает, так и уходит в мир иной, пожимая плечами и вопрошая Всевышнего если верующий: «Боженька, так я не понял – какую цель ты преследовал, даруя мне жизнь на этой бренной Земле?».
   Год назад я потеряла друга. Хороший был человек, умный, но главное – философ по призванию (как он любил сам себя характеризовывать). Там где был он, будь то дружеская вечеринка или праздник, обязательно вспыхивала философская беседа на любую тему. Он даже лежа на операционном столе ухитрился завести спор с анестезиологом по поводу рассуждения Канта о «вещи в себе». И хирург терпеливо ждал, когда пациент успокоится и перестанет агитировать медицинский персонал, стоящий рядом, за изучение немецкой философии.


 Последние десять лет своей жизни в каждый отпуск друг уезжал из страны «для расширения кругозора и познания сущности бытия». Объездил он много стран, но больше всего восхищен был Китаем и Индией. «Тибет – центр Вселенской мудрости», - стал утверждать Вадим, когда последний раз посетил один из таинственных монастырей все еще загадочной для многих горной страны. Он вообще был заколдован Тибетом и последние два года жизни изучал все, что можно, об этой земле, о ее философии и учениях.
 
И, возможно, благодаря этому, развил свою концепцию «сущности бытия», которая была настолько оригинальна и неоднозначна, что мы – его слушатели – были несколько поколебимы в своих материалистических представлениях о мире.

  Наш мир – это Программа, утверждал друг, опираясь в своих суждениях то ли на известный фильм, то ли на какие-то философские труды восточных мудрецов. А мы, люди, в этом мире - элементы этой Программы, которая была позитивна с самого начала. «Плодитесь и размножайтесь, повелевайте тварями земными и рыбами морскими», - подтверждала основы этой Программы Библия. И в ней же было указано, что не должен  делать человек, чтобы не нарушить идеальную сущность бытия: не стремиться к Знанию – это первое; второе – не убивать себе подобных.

Но с развитием человечества все эти «системные требования» были грубо нарушены. Произошел сначала небольшой сбой. Программа, заметив неполадки, попыталась найти ошибку и ее исправить. Всемирный потом и прочие неприятности стали основными методами исправления ситуации. Но, (кто разбирается в компьютерах - знает) если система хоть раз выходила из строя, ее надо или полностью перестраивать, или менять. В Программе бытия этого сделано не было. Элементы остались прежние, но с вирусом – вирусом саморазрушения.

И началась карусель. Стихии, войны, мор, катаклизмы и прочая ерунда посыпались на голову несчастных людей как из рога изобилия. Плюс ко всему война религий. Христиане, одной рукой крестясь, другой – убивая, вбивая в людские массы идеи «любви к Богу», нарушали сами же свои заповеди - не убий ближнего своего и т.д., тем самым нарушая системные требования к элементам Программы. 

 Все люди вместе - пояснял мой товарищ – носители Абсолютного Знания. И если бы кто-нибудь в самом начале существования «homo sapiens» догадался суммировать и систематизировать все знания носителей, то пришло бы время Покоя или время торжества Истины. Но это, как показала человеческая практика бытия, стало невозможно по той простой причине, что произошло насильственное удаление одного из носителей, т.е. убийство (вспомним Каина). За этим первым убийством, как в цепной реакции, последовали другие, и цепочка, из звеньев которой складывалось Абсолютное Знание, порвалась.

Программа восстановить выбывшие звенья в том качестве, в каком они были запрограммированы, не смогла, но пустоты заполнила по-своему: каждый новый  элемент получал частичку того знания, которое осталось после насильственной гибели носителя, плюс – свое собственное. В результате человечество поумнело и поглупело в одинаковой степени, так как не все носители могли справляться с полученными программными задачами: кто-то становился гением, кто-то -  идиотом, а кто-то ни тем, ни другим… 

 С развитием человеческого бытия возникла система парадоксов: чем умнее становился человек, тем «убийственнее» становилась жизнь; чем лучше он пытался обустроить свой быт, тем больше выпадало звеньев из единой цепи бытия. И Программа, запутавшись в целях и задачах, перестала контролировать деятельность элементов. Из освободившейся энергии, не сумевшей воплотиться в истинного носителя, стали образовываться очаги Отрицания, которые провоцировали сбои системы – это войны, катастрофы, природные катаклизмы и прочее.
 
Рая и ада нет, – рассуждал мой друг-философ, – то и другое выдумано богословами для устрашения или усмирения. Но есть система возврата. Наши души после смерти плоти никуда не исчезают и не растворяются в энергетическом потоке Космоса, они всегда возвращаются. Если прожил хорошую жизнь, выполнил свою задачу, то следующий виток твоей жизни будет еще лучше. Но если жизнь прошла с нарушением закона бытия (а законы бытия отражены в библейских заповедях), то на следующем витке развития твоя жизнь будет сплошным кошмаром. А это и есть рай и ад, так как человек сам себе его готовит при любой ступени своей жизни.

 Незадолго до своей гибели Вадим мне признался (втайне от семьи), что его скоро не станет. «Понимаешь, там, в монастыре, мне приснился сон. Страшный сон. Я крестоносец. Вхожу в какую-то деревушку. Со мной армия. Начинают пылать дома, гибнут люди. А я стою, всех крещу и улыбаюсь. Так как знаю, что эта земля теперь будет принадлежать мне. Тут подбегает ко мне женщина в белом, что-то кричит, проклинает. И я вдруг со всего маху обрушиваю на нее свой меч. Проснулся в холодном поту. И вдруг слышу ее проклятие: «Будешь умирать все время молодым, как мы. И только, когда окупишь все наши жизни, начнешь свою». Я подумал, что свихнулся. Облился водой. Лег и уснул. И увидел, как меня не станет…».
 
Вот так. Друг погиб в автомобильной катастрофе, можно сказать, почти на ровном месте. Милиция, расследуя причины аварии, так и не поняла, как мог «опель» сорваться с ровной сухой дороги и врезаться в чуть ли не верхушку дерева, стоящего в двадцати метрах от трассы. «Только при условии, что он взлетел», - сделал вывод гаишник, фиксируя данные спидометра.

 На годовщину жена друга протянула мне общую тетрадку: «Тут мысли Вадика, он так хотел, чтобы только ты их прочла, что постоянно прятал ее от меня и детей. Я вот нашла. Возьми. Тебе память будет о нем».
 
Дома я раскрыла тетрадку и прочитала первую фразу: «Мы приходим в этот мир, чтобы умереть. Мысль не нова. Но как она страшна по сути. Моя задача – понять, для чего, кроме смерти, родился я?» 

Мой  друг так и не смог ответить на это вопрос. Интересно, а кто смог?