гл. 18. Дерево Будды

Алкора
      (отрывок из гл.4, кн.9, 2002г
 
     В коридоре, перед актовым залом, где мы обычно занимаемся йогой, стоит огромное комнатное растение с резными листочками, напоминающими листья южного граба. Я почему-то сразу же окрестила его Деревом Будды, - оно той же породы с тем, под которым Будда некогда получил свое просветление. «Дерево» понравилось мне с первого взгляда. Каждый раз перед занятиями я сажусь в стоящее возле растения кресло и испытываю внутри себя удивительные ощущения. Мое тело начинает пульсировать, я чувствую движение энергии по позвоночнику, а если пытаюсь в это время сделать задержку на выдохе, то она увеличивается у меня в два раза по времени, причем без особых моих усилий! Это явно «мое» дерево, и у нас с ним взаимная симпатия.

   …Штаты бомбят Ирак. Весь мир возмущается  полным беззаконием их действий, но с жадным интересом следит за развитием событий. На нашем телевидении «лучшие» политические умы дискуссируют о причинах и следствиях события, о том, как следует и как не следует вести себя нашей стране в сложившейся ситуации. Журналисты, словно мухи над дерьмом, кружатся над местами боевых действий и снимают их на телекамеру. В это время в Ираке рушатся дома, гибнут люди, в том числе и мирные. Одно правительство стирает с лица Земли и из жизни другое, почему-то вообразив, что имеет на это право. Все это кажется мне абсурдом, особенно, если учесть, что на дворе 21 век, а один из участников этого исторического действа – не дикий вождь дикого племени, а президент самой передовой и экономически развитой страны, более всех и громче всех кричащей о правах человека, о демократии и законе.

     Все происходящее напоминает мне эпизод из книги Мориса Николла, где в преддверии начинающейся Первой мировой войны человек наблюдает отъезжающий на фронт грузовик, наполненный ножными протезами для солдат. Еще не оторваны ноги этих солдат, но заготовленные протезы уже поджидают их, и ничто не в силах остановить этот абсурд запланированного горя тысяч людей, не сделавших друг другу ничего плохого, что оправдывало бы это надвигающееся на них увечье.

     В наши дни человечество нисколько не изменилось. Войну в Ираке, сколько бы ее ни обсуждали и не осуждали, весь цивилизованный западный мир ждет как неминуемое, неотвратимое событие, подготовку к которому старательно снимают на кинопленку, просчитывают и обсуждают возможное число будущих жертв, относясь к происходящему, как к мировому телевизионному шоу. Параллельно с этим продолжается обычный показ веселых и пошлых телепередач, фильмов-боевиков. Люди едят, пьют и спариваются как всегда, и никому не кажется абсурдным, что уже запланирована и запрограммирована смерть людей, совершенно не замешенных в большой политике денежных воротил. Целые города, в том числе и очень древние (Багдад существовал еще во времена Вавилонского царства!), очень скоро будут разрушены нацией, даже не имеющей своей собственной истории, а экология  огромного региона (а значит и всей Земли) в очередной раз будет неотвратимо загублена. Разве это не самое яркое доказательство того, что человек – и как отдельная и личность, и, тем более, как группа людей, – всего лишь машина, не способная остановить себя, даже имея полную информацию о том, что она несется в пропасть?

     …Из Москвы к нам приехало трое – Сейгоши Ваджрахаса, японский самана неизвестного мне уровня и наш переводчик Леша. Все трое -  в белом. К назначенным семи часам народ еще не собрался: был будний день, большинство подходило с работы, да и актовый зал нам освободили только в начале седьмого. Зато высокие гости прибыли вовремя. Они непринужденного шагали по подсыхающему после мытья паркету босыми ногами, с интересом рассматривали нас и плакаты на стенах, посвященные предстоящему Юбилею города. Наш наставник Макс притащил коробку бананов и пакеты с печеньем, которые Достигший будет использовать  для инициации. Бананы Ваджрахаса возложил на самодельный алтарь прямо за его спиной, чтобы они заряжались его энергией  во время  лекции. Заряженной воды нам в этот раз не давали.

      Достигший просветления Ваджрахаса оказался высок и худ, достаточно смугл, в металлических очках и с белозубой улыбкой. Чувствовал он себя абсолютно расковано. Не чета нам, исподтишка наблюдавшим за каждым его движением,  сидя на полу и слушая вполуха видеозапись о практике наших соратников по учению из Японии. Не дожидаясь приглашения, Сейгоши  поставил перед алтарем стул и, стянув с себя белые носки, уселся на него в позе лотоса. Я восхитилась его нежными, идеально чистыми и миниатюрными ступнями – таким позавидовала бы и девушка! Оставаясь в лотосе, Ваджрахаса сбросил с плеч куртку и повесил ее на спинку стула, а носки запихал в карманы куртки. Никакой скованности и ни капли показного артистизма! Рядом на полу устроился в лотосе наш Леша, по другую сторону от него  – второй японец.

     Леша, оказавшийся в центре, выступал в роли переводчика с японского, но из зала  нам казалось, что главный здесь именно он, а двое японцев только его суфлеры. Почему-то почти после каждой фразы Сейгоши Леша разворачивался в сторону второго японца, и тот, тоже на японском, подбирал для него более простые синонимы сказанного. Леше приходилось трудновато – совсем еще недавно он не знал языка и был нашим переводчиком только с английского, которым с грехом пополам владеют японские саманы. 

    Во время лекции были проведены инициации и желающие сделали свои пожертвования. Встреча длилась три часа. От долгого сидения сильно болели ноги, но не так, как обычно бывает в присутствии Достигших, а вполне закономерно – ну-ка высиди на полу со скрещенными ногами столько времени! Сонливости в этот раз тоже не было, ни у меня, ни у присутствующих. Состояние было хорошим и на экстаз оно не походило. Совсем иное  ощущение, чем во время моей первой встречи с Достигшими. Может оттого, что «подзаряженной водой» не угощали?

     Нынешний Сейгоши весь был какой-то легкий, абсолютно раскованный и уверенный в себе - ничем не замороченный и  явно свободный от житейских проблем. Он напомнил мне одну пожилую Дади из Московского филиала духовного Университета Брахмо Кумарис, сверкавшей голыми пятками перед толпой народа и абсолютно естественно и непринужденно чувствовавшей себя на сцене. В ней точно так же, видимо, присутствовал тот  аромат истинной духовности, который трудно объяснить словами. В конце лекции Ваджрахаса попросил присутствовавших написать ему наши записки с впечатлениями о встрече…

    Сущность человека требует от него проявления максимальных действий. Только это и делает его счастливым даже в страданиях и оправдывает смысл его существования на Земле. Избыток энергии, для чего-то заложенный в нас Творцом, заставляет нас действовать и изменять все вокруг себя или в самом себе, невзирая на собственную безопасность и на здравый смысл. Наша сущность никогда не оставляет нас в покое.

   Сущность Гуру, которой в буддизме Ваджраяны нам предлагают уподобиться, заключается в альтруистическом действии. Как нам поведали, альтруизм Гуру состоит в его попытке избавить нас от страданий, что здесь равнозначно искоренению в нас желаний, порождающих эти страдания. Очень сомнительная теория!

      Человек, полностью искоренивший в себе все желания, избавленный от потребности действовать и преобразовывать мир, перестает быть человеком! На этапе усилий к обретению этого состояния он тратит свою избыточную энергию на изменение себя - и только поэтому счастлив. На этапе достижения он просто перестает быть человеком - его избыток энергии сливается с всеобщей энергией, и он становится всем во всем, Пустотой, содержащей в себе Все.

      Не это ли понимание однажды пришло молодому Шакья Муни под «Деревом Будды»? Только вот входит ли в планы Творца уничтожение личности человека,являющегося наилучшим катализатором развития сотворенного им мира, развития через изменение и преобразование? Не слишком ли много разрушений одни из людей ныне привносят в сотворенный Им мир, в то время как другие – сознательно бегут от этого мира,  мечтая раствориться в блаженной пустоте? Разве для этого выросло на Земле «Дерево Будды»?