Подсказка

Вера Попова Кнал
Годы в школе пролетели почти незаметно. Школа, тренировки по спортивной гимнастике, легкой атлетике, занятия в Доме Пионеров в драмкружке, бального танца, мягкой игрушки, массовиков-затейников, интернациональной дружбы – все было необходимо, все было интересно. И на все нужно время.
Короче, скучать мне было некогда. Уроки учить тоже. В своем дне, расписанном по минутам, едва выкраивала время на письменные домашние задания, а по устным - даже не открывала учебник. И все же я была примерная ученица и училась почти по всем предметам на «отлично». Память была великолепная. На уроках я успевала поговорить с соседями по парте и не только, подсказать друзьям у доски ответ и запомнить все, что говорил учитель. А уж текст запомнить вовсе не составляло проблемы – прочитанное один раз откладывалось в памяти почти дословно. Стихи любой длины выучивались точно также.
Но времени на то, чтобы дома открыть учебник и прочесть, и выучить ну никак не было. Вот на этом меня и ловили учителя. Особенно любили это делать учителя истории, литературы и географии. Класс наш не блистал знаниями. И половина класса отвечала по моим подсказкам. Это было мое любимое занятие. Учителя знали, но поймать меня никак не могли. Я была виртуозом в этом деле, а ребята ловили мои подсказки налету. Натренировались мы лихо.
Но однажды удача изменила - меня поймали. Только уже на подсказке мне. Начался урок географии. Я, как всегда, в начале урока, принялась изучать учебник. А читала я хотя и не скоростным методом, но так быстро, что сравниться со мной никто не мог. Но тут прозвучал голос Марии Сергеевны:
- Лера, давненько мы тебя не слышали. Давай, дорогая, иди к доске и расскажи нам о Чехословакии.
Ох. А дочитать то я не успела. Признаваться, что не выучила, не хотелось и, надеясь на «авось пронесет», поднялась из-за стола. Идти было недалеко – Мария Сергеевна, чтобы уследить за моими подсказками, пересаживала меня всегда за первую парту в среднем ряду.
Выхожу и спокойно начинаю говорить. Все, что успела прочитать, рассказываю почти наизусть. И… замолкаю. Дальше я не знаю.
- Что, Лера, замолчала? Продолжай...
В ответ – мое молчание.
- Скажи нам, дорогая, чем знаменита Чехословакия. Что такое они производят, что импортируется всему миру?
Да, трудно, когда не знаешь, да еще и забудешь…  Ну, что можно сказать, когда не прочла об этом, а на предыдущем уроке при объяснении материала, Мария Сергеевна об этом не упоминала? Нечего говорить.
И весь класс дружно начинает мне подсказывать. Это же событие – мне и вдруг нужна подсказка. Но их то надо уметь не только подсказывать, но и слушать. А я не умею и, конечно, не слышу. А класс надрывается, шепча мне одно слово. И это слово - «пиво», знаменитое чешское пиво. Но о пиве у меня не только скудного, а вообще никакого представления не имелось. Я слышала только «пи..». Но соединить первый слог с чем-то дальше не могла.
Наконец, старания класса увенчались успехом и я услышала, это несчастное пиво. Но, естественно, услышала не только я, но и Мария Сергеевна тоже. Мне уже было стыдно его произносить.
Она засмеялась:
- Ну, что вы распищались как птенцы, пи да пи. Не знает она. Ну, что, дорогая, опять не успела дочитать?
- Ага.. - только и осталось мне признаться в том, что и так было очевидно. Естественно, два бала мне было обеспечено. А наш класс пару месяцев потешался над этим несчастным пивом и своим пищанием птенцов. Больше подсказок мне не было.