Белый амур

Валентина Томашевская
Историческая родина Германия
Судьба самобытного человека

Анатолий и Анна Гречманн перехали из Казахстана в Германию 26 лет назад. Тогда направлялись они сюда большой семьей: вместе с  Анной и Анатолием его родители, брат и дедушка Эдмунд, которому к тому времени исполнился 101 год.
-Две недели пришлось его уговаривать,- рассказывает Анатолий, - чтобы он согласился лететь на самолете в первый раз за свои сто лет. И вот мы в воздухе , рейс "Алма-Ата-Москва- Ганновер". Когда прилетели, я поинтересовался: "Как было в полете?" - "Как на быках," - отвечает. Прожил он 106 лет. Пережил голод в 1933 году, прошел трудармию, поднял шестерых детей. Иногда я думаю, в чем секрет его долголетия. Всю жизнь работа, и тяжело работал. По два раза перекапывал свой участок, а тот был ни много ни мало - 14 соток. Дед только приговаривал: " Лучше урожай будет".
Видимо, это истинно немецкое трудолюбие передалось и внуку. Анатолий, как говорится, мужик рукастый: и тракторист, и токарь, и сантехник. А какой российский немец в бывшем Союзе не имел приусадебного хозяйства? Корова, кролики, куры разгуливали и по его двору. И дом был на славу, крытый железом, отдельно построены сауна, летняя кухня.
Нравилось Анатолию выйти ранним утром, когда все еще спят, в огород, сорвать молодой свежий огурчик с пупырышками, или, подцепив зонтик укропа, тастереть его в ладонях и попробовать ароматные семена. Это ли не рай? Но пришлось уехать. Сначала подалась в неизвестные края одна семья, потом - вторая, а затем - остальные.
Наш поселок был многонациональным - с теплотой вспоминает Анатолий,- около 30% жителей - турки, 20% - немцы, остальные - узбеки, русские, евреи, казахи, уйгуры, чуваши,- все жили мирно. Потом русские уехали в Россию, евреи - в Израиль, турки - в Турцию... Что нам оставалось?
В Германии  первое время Анатолий тосковал, три раза летал в Казахстан. А однажды ощутил, что никого из своих там уже не осталось. Теперь говорит: " - моя историческая родина Германия, родина моих предков. Здесь я живу."
Самое важное в обустройстве на новом месте - найти работу. Это у Анатолия получилось легко. Сидел на лавочке, разговаривал с одним парнем, тот рассказал, что работает на большой фирме, которая изготавливает автоматические двери и окна. попросил у парня адрес предприятия, поехал туда, поговорил с мастером. И вскоре пришло письмо с приглашением на собеседование.
Вначале чувствовался языковой барьер. Постепенно усвоил специальную лексику, сложились неплохие отношения с коллегами.
Но по-настоящему дома он почувствовал себя здесь, когда купил дом. Свой дом дает уверенность в завтрашнем дне, ощущение того, что ты здесь навсегда.
Анатолий с удовольствием показывает свой земельный участок. Чувствуется в его словах привязанность к земле и уважение к людям, которые трудятся на ней.
- Посмотрите с уважением говорит он о бывшей хозяйке дома,- она посеяла разные сорта трав, на участке редко встретить одинаковые растения. С любовью показывает он  яблони, кусты смородины и другие посадки. Видно, что этот человек любит землю, природу, все растущее на ней. И эта любовь дает ему силу, доброту, энергию.
Нужно сказать, что Анатолий прекрасный рассказчик, за ним есть что записать.

 Из рассказов Анатолия
 Белый амур

 Мы заканчили тогда , вероятно, пятый класс.  Впереди каникулы – три месяца - классный руководитель предложил желающим  пожить две недели на природе, на берегу Или. Не помню, какую сумму денег надо было взять с собой, может, рублей шесть, чтобы купить хлеб, лук, картошку, лавровый лист, черный перец, соль, на эти  продукты. Удочки с собой, одеяло и чашки-ложки. Я взял мешок и пару картошек, сделал петлю, повесил а нее одеяло – это был мой рюкзак. К школе подошла грузовая машина. Нас было человек пятнадцать. Классный руководитель – мужчина. Проезжаем соленые озера, канал, впадающий в Или – река в Алма-Ате.
Выгрузили все, шофер уехал, а мы остались. Учитель взял топор, лопатки,  мы срубили колышки, вбили их в землю и натянули на них масахан - сшитая марля , надевается как тюбетейка: средство от комаров, но не от дождя.
Учитель сказал нам: Нарвите травы, разложите на солнышке, чтобы она подсохла: будет постель. Нарвали травы, подсохла , постелили на землю, постелили одеяло – будет наш домик на две недели. Сделали печку из нескольких кирпичей, поставили чайник. А теперь идите ловить рыбу. Если поймаете мало рыбы, будет негустая уха.
Мы ловили удочкой, попадался и  толстолобик, и белый амур, и маринка, но в основном окунь. И руками тоже ловили. Там размыло мост, лежала труба, в нее заплывала рыба. Мы закрыли вход в трубу и ловили рыбу руками.
Сидим чистим рыбу, а учитель варит уху. Смотрел за порядком: никаких скандалов, все были мирные, радостные на природе, километров 20 от жилья. Видели и змей, и паучков, и бабочек. А учитель нам объяснял, что убивать змею, лягушку нельзя, ибо это живое, это природа, а в ней круговорот, зависимость: змея ест лягушку, та в свою очередь поедает мошек. И мы придерживались этого в основе, чтобы сохранить природу. 
Утром солнце встает, теплы и нежны его лучи, и мы пробуждаясь вместе с солнцем, купались в реке, загорали, ловили рыбу и были рады тому, что мы на природе, ни с кем не было проблем.
Воду брали с Или, она пресноводная, но мутная, а, если отстоится во фляге, то ил оседает, можно варить чай, уху.
Один раз мы зашли далековато: хорошо рыба клевала, мы увлеклись, хоть и комары нас кусали, их было очень много, мы их сперва веточкой отшугивали, но потом они нас до того закусали, что мы побросали удочки, побежали в наш лагерь. Поужинав, легли спать. Сон был крепкий, хороший. И так были почти все дни одинаковы, но были счастливы и радостны. По прошествии двух недель за нами приехал шофер со школьной машиной, мы погрузили вещи и уехали.

Наш классный руководитель, географ,   как хорошо мог он объяснять и организовывать уроки: мы все  желали ему отвечать. Как он рассказывал! Я целый год не смотрел в книгу и получал пятерки. Мы все хорошо знали карту, полезные ископаемые знали назубок.
Закваска от учителя осталась на всю жизнь.