Дуэль

Алексей Каплин
     На далеком Севере, посреди зимы народу захотелось что-то свеженькое. Мужики собрались, пробили пешнями проруби, протянули через них подо льдом сеть и на следующий день вытащили сеть с уловом. Рыбалка на Руси без выпивки – это не рыбалка, а непонятно что. Напрасно потраченное время и силы. Такое вообще в голову не придет нашему мужику. Хорошенько выпив, естественно, стали хвалиться друг перед другом своей удалью и своим добром. Какое у северянина главное добро? Конечно ружье и собака! Ну и, естественно, исключительная меткость. 
     Во время застолья промышляла костями и объедками, падающими со стола, охотничья собака хозяина дома. Один из мужиков, толи невзначай, толи нарочно, дал ей пинка и обругал нехорошими словами. Хозяина собаки это задело, и он заступился за своего добытчика. Слово за слово – хреном по столу. Дошло до мордобоя. Повалили все, что падает. Разбили все, что бьется. Схватились совсем не на шутку – за ножи и топоры. А собутыльники повисли на руках, не давая хорошенько размахнуться.
     В это время открывается входная дверь и в клубах морозного воздуха появляется еще один персонаж. Бывший зек, а ныне вольный поселенец. Человек бывалый и тертый. Ни мало ни удивившись увиденным, он только поинтересовался с порога – «О чем шумим, коми народ?» Ему хором начали перечислять все нехорошие слова, сказанные в адрес собаки, ее неказистого вида, сомнительной родословной и охотничьих способностей.
     Резюме бывалого человека было кратким - Дуэль! Такие оскорбления смываются только кровью. (Видать, он пришел тоже под изрядной мухой). Все согласились с таким вердиктом. У хозяина собаки была мелкокалиберная винтовка, а у обидчика – ружье с вкладышем для стрельбы винтовочными патронами. Порешили, стреляться на реке, чтобы в деревне не задеть, кого-нибудь, ненароком.
     Все гурьбой двинулись к прорубям. Обговорили условия. Ружья находятся прикладами на снегу. Стрелять одновременно по сигналу, не целясь, навскидку, от бедра. Сигналом послужит счет три и удар шапки о землю, вернее снег.
     Поселенец отсчитал по двадцать пять шагов в разные стороны от проруби вдоль реки,  указал место дуэлянтам  и снял шапку. Свидетели – секунданты стали в ряд и уважительно помалкивали, наблюдая за  организационными действиями бывалого человека.
     Вольный поселенец отсчитал «раз, два, три» и бросил шапку на снег. Раздались выстрелы. Обидчик собаки пошатнулся и шлепнулся задом на снег. Пуля попала ему в ногу между коленом и тазом. Прошла навылет, не задев кости. Хозяин собаки остался невредим.
     Свершился божий суд – как сказали бы наши далекие предки.
     Быстренько потащили проигравшего судебный процесс в дом, промыли рану водкой и замотали чистой тряпицей. Позже, доктор, осматривавший рану, похвалил, что догадались изолировать рану от подштанников. А так, вроде бы, заражение получить больше не от чего.
     Через некоторое время состоялся "повторный" суд. На вопрос судьи вольному поселенцу – «Как многоопытный и искушенный в уголовных  делах,  мог такое предложить драчунам? Уж он то хорошо должен знать, что такие дела кончаются сроком и тюрьмой». Бывший зек невозмутимо ответил: «Граждане судьи! Чем вы их сможете напугать! Отдаленными и суровыми местами? Нет. Суровым бытом? Так они в тюрьме впервые в жизни увидят белые простыни!»
     В общем, написали дуэлянты заявления, что они не имеют друг к другу и секунданту претензий, и на этом все благополучно и завершилось.
     Эта история произошла примерно в шестидесятые годы прошлого века. Интересно, можно ли напугать чем-то северных людей сейчас, по прошествии полувека?   
     А виновница событий, как только началась заварушка, нырнула, спасая лапы, под кровать, и лежала там, дрожа от страха, когда весь мир рушился вокруг за честь ее и достоинство.
     Интересно, есть ли сила, способная так же самозабвенно и яростно заступиться за человечество, творящее на земле массу глупостей в силу  своей  дикости?