Русы аорсы

Петр Золин
Русы аорсы

По Аллану Бомхарду в ностратических языках более 10 тыс. лет назад уже были созвучия на «R-«. Будем помнить, что АА — Афразийская семья (исходная для «хомо сапиенс сапиенс», с корнями слов в сотню тысячелетий). ИЕ — Индоевропейская семья, выделявшаяся из ностратики 9 – 7 тыс. лет назад. Кар — Картвельская семья (древних кавказских языков). ФУ — Финно-угорская группа, выделялась из ностратики примерно в одно время с индоевропейцами. .
Созвучия на «R-«. Были в понятиях интеллектуальной сферы.
№ 595. (ra?-ay-) «Видеть, постигать» (ИЕ, АА). И отчасти радеть.
№ 599. (raq’-) «Наблюдать, смотреть, рассматривать внимательно, надзирать, контролировать» (ИЕ, Кар, АА).
В понятиях передвижения.
№ 598. (ram-) «Останавливать, отдыхать, расслабляться» (ИЕ, АА).
В сфере преобразования и роста предмета
№ 601. (ruw-) «Резать, рвать, разбивать на части» (ИЕ, ФУ). Рубить, рвать.
№ 596. (riy-) «Благоденствовать, процветать, буйно расти» (ИЕ, АА). рай
№ 591. (rak’-) «Вытягивать, расширять, затягивать» (ИЕ, АА).
№ 594. (raw-a;-) «Быть просторным, широким» (ИЕ, АА).
Гласные О-Ё и Э-Е в ту пору еще – вероятно, - не были развиты, поэтому R оказывалось чаще в окружении огласовок на А, У, И.
Если эти и подобные понятия с использованием R уже в палеолите переходили на обозначение людей и групп, то (ra?-ay-) и (raq’-) могли означать – к примеру, - видящие, постигающие, наблюдающие, смотрящие, контролирующие и т.п. Эти черты предприимчивости палеолитических «руссов» выходят и к временам индоарийства.
Собственно, исследования все большего числа специалистов и уходят к этим глубинам.
Это не означает, что такие многотысячелетние глубины имеют пращуры словено-русов. В широком смысле многотысячелетние корни у всех народов и людей на планете, что и доказывает этногенетика, геногеография и т.п.

Этногенетика последних тысячелетий сравнительно известна.
По А.А.Клесову, гаплотип единственного первопредка всех семи «кустов» северных объединений словено-русов и финно-угров следующий:

14-11-13-14-30-23-11-14-14-14-10-10-19-14-17-22-12

Этот «словено-финн» жил 3875 лет назад, округленно 3900 лет назад. Не столь далеко от величины 3525 лет назад, полученной при рассмотрении всех 76 гаплотипов 17-маркерный выборки и рассчитанной другим способом (см. выше). Гаплотипов не так много, поэтому и точность не так велика. Но для предварительной оценки достаточно.

Итак, примерно 3700±200 лет назад здравствовал общий предок славянских угро-финских носителей N1c гаплотипов. От него пошли семь генеалогических линий, базовые гаплотипы которых приведены выше. Все они разные, и каждый мог соответствовать патриарху отдельного славянского племени. Какие у тех племен были названия, и были ли они –пока неизвестно. Но то, что эти племена реально существовали – это вполне вероятно. Не исключено, что  названия славянских родов могут быть поставлены в соответствие найденным базовым гаплотипам.

Славянский первопредок, гаплогруппы R1a1, восточных славян, жил 5000±200 лет назад,  то есть на тысячу, а то и более лет раньше. Славяне гаплогруппы R1a1 двигались на среднерусскую равнину, по современным представлениям, с запада – с Дуная, с Балкан, с Карпат. Угро-финны, они же уральцы, они же алтайцы двигались по своей дуге с северо-востока, а ранее – с юга Сибири. И так получилось, что сошлись на северо-востоке, в районе будущих Новгорода-Иваново-Вологды, и образовали союз, ставший угро-славянским, а потом и русским, в первой половине первого тысячелетия нашей эры, а возможно, и намного ранее. По оценкам, восточных славян было вчетверо больше, чем угро-финнов, или это сейчас восточнославянских потомков настолько больше. Так или иначе, особой вражды между ними не было, была мирная ассимиляция. Так что девять восточно-славянских племен и семь финно-угорских – это на самом деле было не 16 племен, а, возможно, те же девять племен, или чуть больше. Мирное существование. 
http://www.lebed.com/2009/art5482.htm, http://www.lebed.com/2009/art5471.htm,
http://www.lebed.com/2008/art5375.htm (другие повторы в Интернете)

Как отмечали летописцы по древней памяти послепотопный союз «Русь, чюдь и вси языци».

Но если движение словено-русов начиналось около 5 тыс. лет назад с округи Дуная, то возникает вопрос о глубинах огласовок «ra-  ro-   ru-« в индоевропейских языках, включая и латинский. Италийский (включая будущий латинский) выделялся из индоевропейских языков примерно в 3 тыс. до н.э. И в нем уже был корень «ru-«  для обозначения земли, селян и сельского хозяйства. Это сохранила латынь вплоть до настоящего времени.
слово написание перевод

Russicus, a, um Russicus, a, um Российский, русский

rubber, bra, um rubber, bra, um малиновый

rubedo , inis, f rubedo , inis, f краснота

rus, ruris, n. rus, ruris, n. дача, деревенщина, деревня

ruspari , or, atus sum , ruspare , 1 ruspari , or, atus sum , ruspare , 1 обследовать, обыскивать

ruspari, or, atus sum, ruspare, 1 ruspari, or, atus sum, ruspare, 1 осматривать

russatus , a, um russatus , a, um обагренный

russeolus, a, um russeolus, a, um красноватый

russescere, o, -,- russescere, o, -,- краснеть

russeus, a, um russeus, a, um красноватый, рыжий

russus, a, um russus, a, um красный, Российский

rustica , ae, f rustica , ae, f крестьянка

rusticana asperitas , atis, f rusticana asperitas , atis, f мужиковатость

rusticana mulier rusticana mulier крестьянка

rusticanus , i, m rusticanus , i, m мужик

rusticanus , i, m. rusticanus , i, m. деревенщина

rusticanus , i, m rusticanus , i, m крестьянин

rusticanus, a, um rusticanus, a, um деревенский, крестьянский

rustice rustice неуклюже

rusticitas , atis, f rusticitas , atis, f мужиковатость

rusticus , i, m. rusticus , i, m. деревенщина

rusticus , i, m rusticus , i, m мужик

rusticus , a, um rusticus , a, um грубый

rusticus , a, um rusticus , a, um неловкий, неуклюжий

rusticus , i, m rusticus , i, m крестьянин

rusticus , i, m. rusticus , i, m. грубиян

rusticus, i, m. rusticus, i, m. земледелец

rusticus, a, um rusticus, a, um деревенский, крестьянский, мужиковатый, невежливый, незатейливый, полевой, простой

http://www.trilinguis.ru/latin/dictionary.aspx?xarf=ru

Rus, ruris, n. rus, ruris, n. –«дача», деревенщина, деревня; rusticus , i, m. rusticus , i, m. деревенщина (и т.п.)  - это уже социальные понятия. И они вполне могли применяться к выходцам из Скифии, которые нередко пополняли массы земледельцев в Римской империи. Официозная наука в упор эту очевидную линию не видит, особенно злобой пышет неонорманизм.


В реальной науке давно обосновывается версия, что термин "Русь" изначально был связан с территорией юга России, отчасти и Среднего Поднепровья, что имя "Русь" прослеживается по данным топонимики, и что оно появляется в источниках до прихода норманнов в Восточную Европу. Это мнения М. Н. Тихомирова, А. Н. Насонова, Л. С. Тивериадского, Т. Н. Третьякова, Б. Д. Грекова, Б. А. Рыбакова, В. В. Мавродина, Г. В. Вернадского (он, правда, допускал возникновение термина и на севере). В ряде случаев термин тяготел к обозначению «русых» - светлых, по отношению к южным народам.

Так еще до нашей эры у низовий Дуная стали заметны роксаланы - народ Сарматии. Известны их цари, например - Тасий. Они могли выставлять около 10 тыс. катафрактариев – рыцарей античности (доспехи-латы, шлемы, мечи, копья, защита коней). Во II в. н. э. при императоре Адриане роксаланы доходили до границ Дакии. В III в. н. э. они неоднократно вторгались в пределы империи и теснили римлян на Нижнем Дунае. По В. И. Ламанскому, скифы слились с соплеменными им сарматами, которые утвердили вместо скифской свою династию. Остатки скифов и сарматов "мало-помалу слились в одну народность - аланскую..."

Аланы (понятно и роксалан) была увлечены вандалами, готами, гуннами в походы на владения Римской империи. В союзе с вандалами в 406 г. были уже на территории современной Франции, захватывая Майнц и Вормс, угрожая  Триру, Метцу, Реймсу, затем и Страсбургу. Осенью 409 г. Они прошли через Пиренеи и вторглись в Испанию, заняв провинции Лузитана и Картахена. Здесь в 418 г. н. э. в борьбе с готами погиб последний аланский король Аддак. Перед переправой в Африку племена вандалов и алан получили общее название "вандалы" и вместе в 429 г. завоевали Африку. Эти аланы подчинились вандальскому королю Гунтариху, предшественнику Гейзериха, но название "Вандало-аланское королевство" осталось. Имена князей аланов той поры этимологизируются с помощью осетинского: Сангибан ("рукомощный"), Эохар ("просоед"), Беорг ("скотодержец"). В битве на Каталаунских полях в 451 г. аланы во главе с Сангибаном выступали на стороне римлян, хотя полководец-скиф Аэций им не доверял, подозревая, что они могут сдаться Аттиле.

Аланы не исчезли бесследно с исторической арены, оставив Франции и другим странам сотни ононимов с включением корней "сармат" и "алан". Да и распространенное имя Алан.  Еще в 173 г. н. э. из восьми тыс. воинов-сарматов, плененных римлянами, свыше пяти тысяч человек было отправлено для несения воинской службы на Британские острова, которые тогда занимали римляне. До сих пор сохранилась надпись, свидетельствующая о пребывании сарматов в Северной Британии, в Кембриджском колледже святого Джонса (Гагкаев К. Е. "История, география и ономастика скифов", 1981, с. 16).

В пору войн роксоланов с Римом в округе Дона проявляли себя аорсы (греч. Aorsoi) и сираки со своими царями.
Страбон на начало нашей эры указывал, что аорсы и сираки «простираются на юг до Кавказских гор; они частью кочевники, частью живут в шатрах и занимаются земледелием». Далее Страбон конкретизировал: «Эти аорсы и сираки являются, видимо, изгнанниками племен, живущих выше, а аорсы обитают севернее сираков. Абеак, царь сираков, выставил 20 000 всадников, Спадин же, царь аорсов, даже 200 000; однако верхние аорсы выставили еще больше, так как они занимают более обширную область, владея почти что большей частью побережья Каспийского моря. Поэтому они вели караванную торговлю на верблюдах индийскими и вавилонскими товарами, получая их в обмен от армян и индийцев; вследствие своего благосостояния они носили золотые украшения. Аорсы, впрочем, живут по течению Танаиса, а сираки — по течению Ахардея...»

По Страбону, на рубеже нашей эры аорсы делились на верхних, и нижних. Верхние аорсы, жившие в междуречье Волги и Дона, Северном Прикаспии и Южном Приуралье, ведшие караванную торговлю, были богаче и многочисленнее.

Нижние аорсы, вероятно, размещались южнее верхних и занимали большую часть равнинного Предкавказья восточнее сираков, включая Ставропольскую возвышенность, Северо-Восточный Кавказ и достигали предгорий Кавказского хребта. Если земли верхних аорсов в значительной части представляли лесостепи и степи, то земли нижних аорсов были благоприятнее и в изобилии давали корм для скота.

Позднее главенствующее положение на землях аорсов заняли полиэтничные аланы, среди которых и стоит искать потомков аорсов.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Аорсы

Допускают, что богатевшая на международной торговле аорсская знать оставила ряд раскопанных археологами ярких погребений конца I тыс. до н. э.— начала I тыс. н.э. Запорожский курган на Украине, курган на восточной окраине г. Ростова , погребения в урочище Кривая Лука и у с. Косики Астраханской области , курган с женским погребением жрицы /как и в Ростовском кургане 10/ у п. Комарово Моздокского района Северной Осетии, давший массу золотых ювелирных украшений рубежа н. э. Характерно, что стилистически эти украшения и украшения из Ростовского кургана 10 связываются с ювелирной продукцией городских центров античной Бактрии . Подтверждаются свидетельства Страбона и о торговле аорсов с Арменией и Мидией.

Правивший на Боспоре царь Митридат VIII около середины I в. н.э. решил отложиться от Рима. Но его планы были выданы императору Клавдию братом Митридата Котисом. Римляне низложили Митридата, царем Боспора объявили Котиса, а на Боспор направили легионы под командованием Дидия Галла и Гая Аквилы. Митридат бежал на «азиатскую сторону» Боспора — на Северный Кавказ, к дружественным ему сиракам во главе с царем Зорсином.

Между сираками и аорсами, несмотря на их близость, существовали разногласия. Когда римские послы прибыли к царю аорсов Эвнону, тот охотно согласился помочь Риму. По  Тациту, «было условлено, что Эвнон будет действовать конницей, а римляне возьмут на себя осаду городов». Объединенное войско римлян и аорсов провело контрнаступление, отбило город дандариев Созу /где-то в Нижнем Прикубанье/ и затем осаждило столицу сираков — город Успу /иран. Ушпа — «husa-ap» — «сухая река»/, «расположённый на возвышенности и укрепленный стенами и рвами» .
В целом укрепления Успы были слабыми — стены ее были не каменными, а из плетней и прутьев с насыпанной между ними землей; следовательно, они не были прочны и высоки. Успа пала. Царь сираков Зорсин капитулировал и дал римлянам заложников. Потерявший же всякие шансы Дальнейшего сопротивления Митридат явился к царю аорсов Эвнону со словами: «Митридат, которого римляне столько лет ищут на суше и на море, является к тебе добровольно. Поступай, как тебе угодно с потомком великого Ахемена; это одно, чего не отняли у меня враги» .

Аорс Эвнон, «тронутый его знаменитостью» и превратностями судьбы, похвалил Митридата за то, что «именно народ аорсов и его, Эвнона, руку избрал он для испрошения себе милости». В Рим, к императору Клавдию, немедля были посланы гонцы аорсов с личным письмом Эвнона, в котором он просил прощения для Митридата. Клавдий, по словам Тацита, был склонен потребовать выдачи мятежного Митридата оружием, но передумал — «войну пришлось бы вести в местностях бездорожных, на море — без гаваней; к тому же цари там воинственны, пароды кочевые, почва бесплодна .., не велика будет слава в случае победы, но велик позор в случае неудачи» . Император не решился на , войну с аорсами, а Митридат в итоге был все же привезен в Рим в качестве пленника.

События 49 г. показали военно-политическую силу аорсов, наследовавших и традиции массагетов. Это убедительно показывал в своих исследованиях К. Ф. Смирнов.
К. Ф. Смирнов неоднократно высказывал мысль о том, что аланы вызревали в недрах аорсской конфедерации сарматских племен . Близких взглядов придерживается и А. С. Скрипкин . Если это так, и аланы считали себя благороднее других сарматов, то подобный социальный статус должен был зиждиться на каких-то реальных предпосылках. Дело не только в численности и военно-политическом могуществе, но и в экономических факторах.
По наблюдениям В. П. Шилова, аорсы по своему местоположению были включены в трассу международного «Великого шелкового пути», простиравшегося от ханьского Китая на востоке до Римской империи на западе. В результате «в Нижнем Поволжье, Прикамье, Прикубанье и в Боспорском царстве появляются изделия ханьского Китая: шелковые ткани, нефритовые скобы от ножен мечей, зеркала и другие изделия дальневосточного происхождения» . С середины I тыс. до н. э. функционировал так называемый «степной путь», описанный Геродотом: начинаясь в Танаисе, он шел вверх по Дону, поворачивал к Оренбургу и южнее Уральских гор шел к Алтаю и верховьям Иртыша. Позже, со II в. до н. э. «степной путь» из Китая через Среднюю Азию направлялся в область Яньцай и далее к античным портам Северного Причерноморья. Нетрудно видеть, что северный степной путь пересекал территорию аорсов с запада на восток. Применительно ко II в. н. э. и ссылаясь на Птолемея, Е. И. Лубо-Лесниченко пишет: «Детальное описание прикаспийских и закаспийских стран у Птолемея предполагает наличие активной деятельности на северной дороге в первые века н. э.». «Благородная» верхушка аорсского общества имела все возможности считать себя таковой не только политически, но и экономически. Оседание богатств, поступавших по «степному пути», дополнялось поступлением ценных товаров из стран Ближнего Востока, о чем уже говорилось выше.

Еще в 138—126 гг. до н. э. китайский путешественник Чжан-Цянь совершил далекую и полную опасностей /10 лет он был в плену у гуннов/ поездку на запад, в Среднюю Азию, возможно и далее. Путешествие описано современником Чжан-Цяня «китайским Геродотом» Сыма Цянем в его труде «Ши-Цзи» /«Исторические мемуары»/. Описав кочевое владение Кангюй, Чжан-Цянь сообщает далее об области: «Яньцай лежит почти в 2000 ли от Кангюя на северо-запад. И это кочевое владение; в обыкновениях совершенно сходствует с Кангюем. Войска более 100 000. Лежит при большом озере, которое не имеет высоких берегов. Это есть Северное море» .

Важное свидетельство об области Яньцай содержится в истории младших хань /«Хоу Хань-шу»/, относящейся к I в. н. э.: «Владение Яньцай переименовалось в Аланья; состоит в зависимости от Кангюя». Кангюй — древнее государственное образование в Средней Азии, существовавшее во II в. до н. э. и в первых веках н.э., подчинившее себе область Яньцай. По С. П. Толстову, Кангюй — это Хорезм, кангюйцы — сармато-аланские племена Приаралья . Хотя возможны и иные варианты.
 «Северное море» одни комментаторы отождествляют с Каспием , другие — с Аралом , но допустимы и другие версии. Согласно «Хоу Хань-шу», Яньцай - первое свидетельство об этнической территории алан, названной Аланией, т. е. страной алан . Привязка этой первой в истории Алании к «северному морю» безусловна. Исходя из указания Сыма Цяня о 2 тыс. ли, отделяющих Яньцай от Кангюя, логично под «северным морем» видеть Каспий, а область Яньцай в основном размещать в Северном Прикаспии и междуречье Волги и Дона. Вероятно, в область Яньцай входил и Южный Урал: Чень Чжутун писал о том, что в Китае особенно ценились соболя из страны Янь .
/Южный Урал и бассейн Камы; 56, с. 93/.

По мнению немецкого востоковеда Ф. Хирта, термин Яньцай представляет китайскую транскрипцию наименования аорсов . Вывод Ф. Хирта разделяется многими учеными. Но есть и иные точки зрения. А. С. Скрипкин считал, что «Яньцай и Аланья территориально не совсем совпадают. Яньцай — более раннее наименование и, вероятно, связано с деятельностью аорсов в Северном Прикаспии», охватывая ареал Южного Приуралья, Нижнего Поволжья и Подонья, наименование же Аланья более позднее и распространяется на Нижнее Поволжье, Подонье и Северный Кавказ .

Память об аорсах и области Яньцай сохранилась в раннем средневековье. Масуди рассказывал, что царское войско у хазар состоит из мусульман, известных как ал-ларисийя, арсийа и переселенных из Хорезма . Комментировавший этот фрагмент В. Ф. Минорский считал, что речь идет об аланах, живших зa Каспием южнее Аральского моря — аорсах (арсийа) (62, с. 193, прим. 23). О причинах появления этих алан-хорезмийцев в хазарской столице Итиль (па Нижней Волге) Масуди говорит следующее:
«В давние времена после возникновения ислама в их стране разразилась война и вспыхнула чума, и они переселились к хазарскому царю», а далее сообщает о социальном положении этих алано-аорских наемников: «Они доблестны и храбры и служат главной опорой царя в его войнах. Они остались в его владениях на определенных условиях, одним из которых было то, что они будут открыто исповедовать свою веру.., также, что должность царского вазира будет сохраняться за ними, как и в настоящее время вазиром является один из них, Ахмад б. Куйа... В настоящее время около 7 тыс. из них садятся на коня вместе с царем, вооруженные луками, облаченные в панцири, шлемы и кольчуги. Среди них имеются и копейщики...» .

В Хорезме в X—XI вв., а вероятно и ранее, действительно существовало аланское население, что подтверждает хорезмский ученый ал-Вируни. В связи с наводнением реки Джейхун часть жителей Хорезма переселилась на побережье Хазарского (Каспийского.— В. К.) моря; «это род аланов и асов, и язык их теперь смешанный из хорезмского и печенежского» . К. Ф. Смирнов допускал переселение алано-аорсов «по старой памяти» в бывшую область, Яньцай. Археологические материалы указывают на связи алан Северо-Восточного Прикаспия не только с Поволжьем, Кавказом и Боспором, но и с Хорезмом уже во II—III вв. , а истоки этих связей уходят в более отдаленные времена.

По свидетельству акад. В. В. Бартольда, основанном на китайских источниках: в эпоху Аттилы, — в V в.— аланы поддерживали торговые связи со своими единоплеменниками, попавшими в Китай. Купцы из страны алан приходили в китайский город Ланьчжоу. «В китайском рассказе об этих сношениях,— пишет В. В. Бартольд,— страна алан, раньше называвшаяся Яньцай и Аланья, упоминается под третьим названием — Судэ; как показывает это слово, к земле или народу алан было применено как название или эпитет то же самое иранское прилагательное Сугда, более известное как название бассейна Зеравшана» (65, с. 814).
Аланское название «Согда» сохранилось в названии крымского города Судака (там в конце 8 века крестился новгородский князь Бравлин).
В.А. Кузнецов "Очерки истории алан". Владикавказ "ИР" 1992 год.
А.В. Симоненко (Simonenko 1995: 41), анализируя сарматские катакомбы Северного Причерноморья, свидетельствующих о высоком статусе погребенных, пришел к следующему заключению. Известные по источникам сарматские племена представляли из себя в реальности межплеменные объединения, возглавляемые конкретным племенем или кланом. Об этом свидетельствуют разнообразные типы погребальных конструкций могильников. Когда определенный этнос начинал политически доминировать, его язык и культура быстро перенимались остальными и прежде всего верхушкой общества. Появление катакомб в Прикубанье во II-I вв. до н.э. и на Северном Кавказе в конце I в. до н.э.-II в. н.э. служит этническим индикатором и связано с "ранними аланами" из Центральной Азии. Богатые же катакомбы первых веков н.э. отражают начало политического господства. Различие погребальных конструкций алан Нижнего Дона I-начала II вв. н.э. (квадратные ямы) и поздних алан (катакомбы) свидетельствует о различном происхождении этих родственных групп, которые известны в античных источниках под одним названием.

В своей "социальной части" данная гипотеза сближается с высказавшимся мнением (Наглер, Чипирова 1985: 89-90), что первоначально термин "алан" использовался для обозначения социальной верхушки у всех полиэтничных сарматов, чьей основной хозяйственной деятельностью была война. Затем социальный термин закрепился как этноним за различными народами Сарматии. М.Б. Щукин (Щукин 1994: 119-120) видит в аланах социальную надплеменную верхушку сарматского общества, состоявшую из потомственных воинов-профессианалов, обладавших высокой выучкой и тайнами психофизической подготовки. Этот "рыцарский орден" имел родственные связи с аристократическими домами различных народов от Гиндукуша до Дуная, а в основном действовал в сако-массагетской среде, из которой вышли юэчжи, роксаланы и аорсы.

Следует привести следующие наблюдения. Л.А. Мацулевич (Мацулевич 1947: 145) заметил, что подчинение Яньцай Кангюю сопоставимо со сведениями о происхождении правителя Кан из кангюйского Дома и прозвании его Вынь из Дома Чжаову, т.е. имя Вынь послужило основой для другого названия Аланья Выньнаша. Некоторые исследователи (Marquart 1995: 83, Enoki 1959: 62) транскрибировали название Выньнаша как Хунастан или Хунаша, видя в его первой части имя хуннов. Но подобная трактовка вряд ли допустима, поскольку китайцы использовали для названия народа другой иероглиф (Мацулевич 1947: 144). По китайским источникам, правитель прозывался Хуни или Хур (Бичурин 1950: 260, Кюнер 1961: 181). По мнению А.Н. Бернштама (Бернштам 1940: 75), правитель прозывался Хуни, что является просто европейским названием гуннов. Однако, трудно понять, что европейское название делает в китайских источниках.

Исходя из традиций идеологического оформления верховной власти у ираноязычных народов и учитывая закон передачи в китайском языке звука "р" звуком "н", нами предполагалось сопоставление имени правителя с осетинским хур/хор-"солнце" (Туаллагов 1994: И). Недавно А.Ю. Зуев (Зуев 1995: 38-49) отметил, что столица Яньцай Хулу известна в "Танской хронике" под названием Ху-чэн, чья транскрипция сближает его с названием города Хвара/Хварана на Нижней Сырдарье. Далеко на востоке фиксируется город Хаврана в земле скифов-хавранов. Название последних находит в себе прямое соответствие в китайской транскрипции хунь-е, которым обозначалось "царское" племя юэчжей (асиев), откочевавшее затем к Аральскому морю, и восходит к иранскому хвар - "солнце". Данный перевод находит логичное выражение в реальном прототипе транскрипционного знака вэнь и имени царя Хуни, как эманации солнца и божественного огня, дарителя божественного нимба царей. Тогда название Выньнаша (Хурстан-А.Т.) означает "Страна Солнца". Семантически тождественным ему является другое название страны, в основе которого лежит иранское sugda - ''чистый", "святой", восходящее к suxta - "очищенный огнем".

Другое название страны Аланья восходит к arjana, означавшее в период индоиранской общности "люди, принадлежавшие к данному роду", позднее "благородный", "знатный". В результате мы имеем три названия страны, выработанные в одной этнической среде. Название Аланьго - "страна ариев (благородных)" следовательно, может рассматриваться как эквивалент к названиям Хурстан и Сутэго, расскрывая известную нам связь верховной власти алан-ариев с идеей божественного огня-фарна.

В армянских источниках зафиксирован культ солнечного конного божества Куара (Аспандиар), которому гунны южного Дагестана, подобно массагетам и сарматам, приносили в жертву коней. Оба имени божества говорят об его аланском происхождении, первое из которых и означает "Солнце". Появление в мифологии обских угров солнечного божества на крылатом коне Мир сусне хум относят к заимствованию образа иранского Митры. Божество имело брата по имени Корее, т.е. "Солнце". Полагают, что оба персонажа следует сводить к единому образу.

В Танаисе известно изображение солнечного всадника на стелле, воспроизводящее почитавшегося на Боспоре Бога Высочайшего и аналогичное изображению на керченской диадеме из царской гробницы III в. н.э. Еще М.И. Ростовцев сопоставлял его со сценой адорации на серебряном ритоне из Карагодеуашха, считая персонаж верховным мужским божеством, дарующим царям власть, что соответствовало представлениям скифо-сарматского мира. С.П. Толстов (Толстов 1948: 173-211) указывал связь причерноморского всадника с хорезмийским и относил его к миру образов, сложившихся и бытовавших на обширной территории от Северного Причерноморья до Индо-Скифии и Китая. Имя фракийского всадника Герой сопоставлялось с именем кушанского царя Герая. A.M. Беленицкий (Беленицкий 1981: 24-45) в дополнение отметил находки монет из Хорезма и Кушаний, на которых вместо имени царя значилось "Бог великий, спаситель", параллели чему автор видел в северопричерноморских Боге Высочайшем и Герое, рассматривая их в качестве обожествленного предка.

Об особой роли солярного культа в истории сарматской позднебоспорской династии свидетельствуют знаки и короны на боспорских монетах, которые дают право говорить и о принятии царями митраизма. Основатель династии Аспург, видимо, был обожествлен через образ Гелиоса-Митры (Сапрыкин 1983: 77), а его тамгообразный знак может рассматриваться в качестве варианта свастики. Среди известных вариантов тамги Фарзоя отмечается тот, на котором вместо обычных волют использованы прямые отрезки, делающие его особенно близким тамге Аспурга, что дополнительно свидетельствует в пользу решения М.Б. Щукина (Щукин 1992: 114). Учитывая воплощение Аспурга в образе верховного солнечного божества, следует отметить, что имя царя и его сподвижников аспургиан, с которыми связывают "Золотое кладбище", напоминает о солнечном божестве Аспандиаре ("Конный бог"). Не исключено, что позднебоспорская династия была аланской.

Миру "азиатских скифов" была присуща тенденции сосредоточения в руках правителей не только воинских, но и жреческих функций. Она прослеживается по материалам ритуального облачения сарматских и скифских царей, зафиксированного древними источниками и изображениями. Погребальное золотое облачение сакского царя из Иссыка демонстрирует идею воплощения погребенного в образе солнечного божества и непосредственного приобщения его к источнику суверенитета, олицетворением которого выступал Митра, служивший гарантом прерогатив царской власти. Золотое облачение сопоставляют с образцами из Тилля-тепе. Вероятно, с данной точки зрения следует рассматривать и материалы из захоронения боспорского царя Рескупорида III. Солнечное (божественное) происхождение власти демонстрируют изображения на кушанских монетах Фарро и Сараписа, венчающих тамгу царя (на плите из Танаиса крылатые Ники венчают тамгу Тиберия Евпатора). Давно отмечаемая связь образа легендарного короля Артура с неким аланским вождем подтверждается этимологией его имени - "Огонь-Солнце". Божественное происхождение аланской династии отмечал Мовсес Хоренаци ("История Армении". Кн.II Гл. 50).

Согласно индоевропейской символике, белый цвет олицетворял жречество. Примечательно, что название аорсов возводят к осетинскому урс/орс - "белый", а первую часть имени роксалан к осетинскому рухс/рохс - "светлый", т.е. роксаланы - "светлые аланы". С.П. Толстов (Толстов 1947: 45) считал, что термин "рохс", "рос", древнейшими носителями которого были массагеты, наиболее тесно связан с солнцем, а затем ассоциируется с конем. Имя аланорсов можно перевести как "белые аланы". Для названия сакарауков, входивших в состав Кангюя, предлагается перевод "светлые саки" "Белым" назывался царский род в Кучи. Эфталиты, связанные родством с большими юэчжами, известны под названием "белые хунны". По мнению Р. Блайхштайнера (Bleichsteiner 1918: 15), отмеченное у Ибн-Руста главное у северокавказских алан племя Дахс-ас, на самом деле называлось Рухс-ас - "благородные (светлые) асы", роксаланы. Последнее наблюдение вновь отмечает связь верховной власти у алан не только с воинской, но и жреческой функцией. Видимо, устойчивая связь определения "белый" с идеологическими воззрениями определяет отсутствие сведений о "черных аланах", как социально зависимого населения.

В древнеиндийской традиции ариями прежде всего называли жрецов. У Геродота (IV, 17) упоминается скифское племя ализонов/алазонов, исполнявших жреческие функции (Раевский 1977: 157-158). Исследователи по-разному решали проблему этимологии их названия, но наиболее приемлемым представляется значение "племя (род) ариев" (Дзиццойты 1992: 22). Предположение, что название алазонов, выводимое из греческого "хвастун", "шарлатан", могло появиться как определение чужеземных жрецов в устах последователей иной религии (Раевский 1977: 158), интересно в том плане, что оно могло быть вторичным, основанным на созвучии с собственным названием скифских жрецов. С аланами связывают ингушский термин ala -"князь", отражающий господство этого народа в прошлом. Но показательно, что в новотушинском al(e) - "князь" означает не только земное, но и потустороннее владычество. Продолжением древней традиции может служить название осетинского нартовского рода Алагата.
Термин "алан" мог закрепиться за правящей верхушкой или кланом у "азиатских скифов" именно в результате личного приобщения к божественным силам. Показательно, что он фигурирует в качестве родового имени царей. По армянским источникам, правители северокавказских алан происходили из рода Аравелианов (Арухеаны, Аравегьяне). По грузинским источникам, основатель Аршакидской династии в Парфии известен под именем Ажгалан, перевод которого тождественен переводу названия скифских алазонов. Во 2 пол. V в. н.э. в Добрудже известен аланский правитель Кандак по прозвищу или из рода Алановийамутис. Во 2 пол. VI в. н.э. во главе персидского войска стоял Аланоазан из рода Аршакидов. Из рода Аравелианов происходил "соцарствующий по престолу" Багдрас, который известен в Грузии как Багдрас Аланели.

Согласно грузинским и армянским источникам, представители династии Аршакидов правили в Парфии, Кушании, Армении, Иберии, Албании и у северокавказских алан. К их числу следует отнести "скифского царя", к которому бежал Аршакид Вонон. После победы над Валерианом Сасанид Шапур I разослал в различные государства письма, но иберы, албаны, бактрийцы и тавроскифы отказались их принять (Ган 1884: 175) и готовы были выступить в союзе с Римом против Сасанидов. Такая реакция была продиктована нежеланием правителей смириться с отстранением от власти их парфянских родственников. Первое время правители Армении и северокавказских алан вели достаточно успешные совместные действия против Сасанидов. Что касается правителей "тавро-скифов", то за ними могут скрываться боспорские династы.

Обращает на себя внимание факт признания "аланского" родства между династиями Парфии и Кушании, что невозможно с точки зрения этно-племенной истории, которая в первом случае связана с парнами-даями, а во втором - с юэчжами-тохарами. Разгадка может скрываться в истории не племен и племенных союзов, а известного клана, возглавлявшего их. Интересно, что в арабских и среднеперсидских источниках родовое имя Аршакидов звучит как Аскан, что соблазнительно сопоставить со сведениями Помпея Трога (Юстин. XLI, пролог) об асианах царях тохар. Участие в завоевании Греко-Бактрии кроме юэчжей племен из-за Яксарта может указывать на географический ареал происхождения "алан" того времени. Говорить о сарматском участии в тех событиях не приходится (Заднепровский 1997:10).


Эти замечания исследователей о природе аорсов полезны. Но их невозможно признать абсолютной истиной и окончательной истиной вообще. По данным Птолемея, басилевсы Сарматии ко 2 веку нашей эры жили на севере – где горы Рипы сближались с Гиперборейскими и Римническими (Уральскими), где находились истоки Ра (Волги).
На картах по данным Птолемея, аорсы указываются выше гор Рип в составе тяготеющих к Балтике народов. Там, где в начале средних веков обозначится территория Околорусья (с рекой Порусьей, текущей из озера Русское), где и возникнет средневековый город Руса. 
http://www.trinitas.ru/rus/doc/0211/008a/02111130.htm

Захват королем Скифии и Германии Эрманарихом к 375 г. земель венедов, чуди, веси, мери, мордвы, рогов и других народов вдоль Балто-Волжского пути был попыткой подчинения сакральных земель Руси – там где извечно накапливались силы для будущих славных походов и воспитывались цари (как позже Игорь, Святослав или Владимир в Новгороде у Ильменя).
и др.

Обитание части аорсов и царей сарматов на будущей Новгородской земле и в ее округе (по данным Птолемея) во 2 веке н.э. крайне раздражает официозную науку. Эти факты люто замалчиваются. Но «карты соврать не дают». Не говоря уже о тексте самого Птолемея





http://www.proza.ru/2009/08/26/913 Станг Х. НАИМЕНОВАНИЕ РУСИ (герульская версия)  Суммировал эту линию Рос-Рус с первых веков нашей эры, правда – упорно её прилаживая её к одним эрулам-гелурам, а не к полиэтничному населению Руси (христианизируемой Скифии). Но за саму линию Х. Стангу низкий поклон.


(Рос-Рус 9) 1.4.2. Мифологические материалы по-новому освещаются с этих позиций. Доказывается, что упоминание картографами маленького острова в Керченском заливе под названиями Росиа, Росса, Рубра, Рубеа, объясняется пребыванием там русских русых, а также, что название Rhosphodusa представляет собой сочетание факта пребывания русских / Рос с классическим именем Сподуса у Плиния.

1.4.3. Еще у Епифания (394 г. н.э.) в перечне северных народностей идет речь о готах, данах, финнах и пр., причем самыми северными оказываются германцы и амазонки. Германцев при этом он трактует как обособленных от готов и как-то связанных с амазонками. Кто они? У Иордана мужчины амазонок определяются как обитатели болот у Азовского моря. То, что именно "русые" были в тесном соприкосновении с амазонками, - высказано не классическими авторами, а восточными, как будет рассматриваться далее. Официальная История эрулов не сохранилась, существовала она или нет. Но мы располагаем "Гетикой" ("Историей готов") Иордана и соответствующей "Историей лангобардов" Павла Диакона, и в предыстории обеих народностей наличествуют амазонки, чем и готы, и лангобарды, видимо, очень гордились.

(Рос-Рус 10) 1.4.4. Достопримечательным считается упоминание автором III или IV в. Псевдо-Агатемером Волги под названием "Рос". Предлагается истолкование его на основе готского слова "raus", т.е. "камыш, тростник" болот, что соответствует условиям волжской Дельты.

(Рос-Рус 11) 1.4.5. В "Этимологиях" испано-готского епископа Исидора соседями амазонок являются так наз. "белые", отождествляемые с народом Албании (Albani). Далее следует непосредственное упоминание о гуннах и о нашествии диких племен на Ближний Восток через укрепления, построенные против них Александром Македонским. Из контекста явствует, что речь идет как о мифических Гог и Магог, так и об отождествленных с ними эрулах и гуннах. Видимо, Исидор знал о предании, согласно которому соседи амазонок определяются как "русые, белокурые", а для того, чтобы показаться более ученым, он делает заключение о том, что имеются в виду классические албаны, некогда обитатели Северного Кавказа.

1.4.6. Очерчивается "скифский Ахиллес". Еще в Илиаде Ахиллес описывается непохожим на типичного грека: волосами он белокур, его любовница красновата, в то время как ахейцы волосами светлы, а берущаяся за его потрясающие золотые волосы богиня Афина Паллада голубоглаза. Выражение "волосы Ахиллеса", согласно поэту Марциалу, обозначает золотисто-красные белокурые волосы. Ахиллес обладает "огромным телом". Он "шагом быстрым герой", "ногами прилежный", наслаждается он ссорами, войной и шумом сражений. Воинов исключительной силы и мужества называли "Ахиллес". По Плинию Старшему, изваяния нагих мужчин, вооруженных только копьем, также называли ахиллесовыми.

Этот Ахиллес очень отвечал вкусу и потребностям эрулов, и поэтому у них глубоко укоренился его образ. Еще один его признак - особая туника, видимо, красного цвета. Примером внешнего "ахиллесова" облика по византийским представлениям служит конная статуя императора Юстиниана - без оружия, брони и защиты. Образцы указанного памятника известны у германцев, в диссертации приводится пример в виде одного из золотых брактеатов. Особенно показателен адрес этого "скифского" Ахиллеса: он был Понтархом, т.е. владыкой Черного моря, по которому плавали эрульские отряды. Отношения его с амазонками, которых считали "стремящимися к совокуплению с окрестными народностями", безусловно, вызывали особый интерес у эрулов - молодых, яростных, и пожалуй, страстных мужчин, в какой-то мере испытывавших в своих походах отсутствие женщин.

Традиции об Ахиллесе связаны, по крайней мере, с шестью местностями Причерноморья, представлявшими высочайший интерес для эрулов.

(1) Поселение по имени Ахиллей, на восточном берегу Киммерийского Боспора, через который воды Азовского моря вливаются в Черное. Жителей его, согласно Птолемею, звали "ахиллеотисы, ахиллитесы".

(2) Расположенное напротив поселение, на западном, крымском берегу того же пролива - Мирмекион (Мирмекий). Его считали местом рождения Ахиллеса. Узкий пролив между двумя поселениями Ахиллей и Мирмекион представлял собой единственный выход для эрулов - "элуров", проживавших в "болоте" Меотиды.

(3) Остров Левка, букв. "Белый", главенствует надо всеми доступами к устью р. Дуная, которое без этого острова было бы труднодоступно для моряков по причине весьма низкого положения устья. Звали его и Островом Благословенных. Там, по некоторым преданиям имелась так наз. Беговая Дорожка (дромос) Ахиллеса, Ахиллов Бег, причем это название чаще применялось к следующему месту.

(4) Это - растянутый песчаный полуостров, расположенный к северо-западу от Крымского п-ова, с которым он и связан, пронизывающий море по направлению к устью Днепра. Он крайне выгоден для господства надо всеми морскими движениями по Черному морю, а также в качестве базы для морских нашествий. Известен он и под указанным названием, Ахиллов Бег (дромос).

(5) Остров Березань, в устье Днепровского Лимана, напротив предыдущего полуострова, звали островом Ахиллеса. Как там, так и в городе Ольвия, выше к Днепру, установился своеобразный "культ личности" Ахиллеса. Античная надпись на камне, посвященная Ахиллесу Понтарху, восхваляет тамошнего чиновника за то, что он устроил беговое соревнование (дромос) для юношей в честь Ахиллеса.

(6) Мыс, находящийся непосредственно к востоку от устья Днепра, турки прошлого века звали Кинбурн, Килбурн, а первый слог данного названия - сокращение имени Ахиллеса. Согласно Страбону, этот мыс представляет собой "голое место", с "посвященным Ахиллесу кустарником".

За исключением острова Белого (Левки) в устье Дуная, все остальные местности принадлежат району Тавроскифии. Даже на острове Белом есть указание о том направлении, ибо святилище Ахиллеса на нем - обращено к Меотийскому болоту, т.е. расположено у восточного берега и с входом туда, по направлению к герою. На этом острове имели место кровавые обычаи, которые впоследствии приписывали тавроскифам, в виде жертвоприношений и сожжения людей. Ряд авторов настаивает на том, что именно здесь был похоронен Ахиллес, в то время как другие, наоборот, заявляют, что это имело место на острове Березань.

Подтверждение для четырех из вышеупомянутых мест темы бега в связи с Ахиллесом уместно учесть и в связи с эрулами и их особым бегом, которым они гордились и хвалились, и чем они и были знамениты профессионально. Видимо, эрулам нравилось слыть бегунами, подобными голубоглазому, русому, морскому, тавроскифскому Ахиллесу. Еще поэт Ликофрон назвал его "королем скифов". Существовала традиция о том, что он "покорил двенадцать городов по морскому пути и одиннадцать на суше", что отлично увязывается с кругозором деятельности эрулов.

Ахиллесу свойственна особая ожесточенность, отмеченная с первых строк "Илиады". "Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына…" совпадает с "ожесточением" военачальников эрулов, т.е. Одина, и быть может, и служил вдохновением и источником его. Привлекательно для членов военного сообщества было бессмертие Ахиллеса и его соратников, днем сражающихся до смерти, а ночью празднующих и пьянствующих, что совершенно соответствует картине воинственного рая скандинавов, Вальхаллы Одина.

(Рос-Рус 12) 1.4.7. Этим отнюдь не исчерпывается народное, популярное (т.е. негосударственное) наследие, соотносимое с эрулами. Обратимся к малоисследованному пока очерку Псевдо-Этика из Истрии (около 770 г.), в котором изобилуют скудные сведения и названия. Среди них описываются так наз. Меопароти. Это название напоминает об "Этимологиях" Исидора, где читается: "Миопаро - очень маленькое "паро"… Германские разбойники такими пользуются на побережье океана или в болотах ради (их) быстроты";. Повествуется, как они губят чужие корабли, пробивая их борта из-под воды, ср. др. ск. Raufari от глагола raufa "проделывать дырку". Говорят, пираты даже живут под водой - явное преувеличение, вызванное, по-видимому, тем, что разбойники умеют исчезать внезапно среди камыша, как будто бы без следов. Свой вклад в эти представления вносили и слухи о том, что Александр Македонский был их учеником - и под водой, и у Каспийских (Железных) Ворот, которые были укреплены благодаря знаниям этих пиратов о битуме. Александр якобы им поставил так наз. Алтари Александра в нижнем течении Днепра, т.е. на месте, посещаемом эрулами.

УСИЛЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ОНОМАСТИКИ НА РОС-РУС К НАРОДАМ СКИФИИ

(Рос-Рус 13) 1.5.1. Если в предыдущей главе рассматривалась народная мифология, то данная глава посвящена официальной, государственной мифологии, выражавшей страх перед Страшным судом и озабоченность при каждом знаке его приближения. В частности, византийцы боялись появления представителей племен Гог-Магога, а также мифической страны Рос на крайнем севере Ойкумены. Первый приведенный автором источник апокалиптического характера относится к самым первым нашествиям готов и эрулов на греков, в 267 и 269 гг. н.э. В не учитывавшейся до сих пор рукописи неизвестного автора содержится предупреждение: "Дважды три на численность одной тысячи насчитывает он, / до сих пор пока они не приводят конец седьмой эры. / Русый народ воздвинулся против Византии. / Готы, сыновья Хагара, представляют собой обширную массу людей. / Увы, крайне несчастливы воды Алфея, / (этими) заключениями (на) острове Греции, / а хуже всему человечеству!" На этом, раннем этапе готы определяются как "русый народ", представляющий для греков начало конца мира (в седьмое тысячелетие). Их обратил в бегство император Аврелиан, после чего опасения греков в их отношении угасли более чем на сто десять лет.

(Рос-Рус 14) 1.5.2. Только начиная с 378 г. готы вновь тревожат воображение греков, вследствие битвы под Адрианополем, где ими были уничтожены две трети всей армии императора Валента. Современнику - Амврозию это событие казалось предвестием "конца всего мира". Если ранее готов отождествляли с гетами и со скифами, причем короля готов звали "король скифов", то сейчас, после Адрианополя, - с племенами Гог и Магог. Речь идет и о простейшем созвучии: название "Гот" воспринималось как "Гог" не только у греческих авторов, но и самими готами, чем они и похвалялись, по Исидору и Иордану.

(Рос-Рус 15) 1.5.3. В 390-х гг. прошла целая волна панических слухов о том, что предстоит на самом деле конец мира, Страшный суд, предвестниками которого выступали именно готы. Примером нарастания таких убеждений нам служит святой Иероним, который сперва, когда-то до 392 г., отрицает мнение своего современника Амврозия о том, что "Гог - это Гот". В комментарии к гл. 39 пророка Иезекииля, после 392 г., Иероним косвенно указывает, что сам он в это не верит. Так же обстоит дело и со святым Августином, ибо и он отрицает отождествление Гог-Магога с конкретными народами "как гетов и массагетов".(с которыми Прокопий позже связывал и славян-споров, живших на огромных землях «рассеянными» посёлками).

(Рос-Рус 16) 1.5.4. Мнение св. Иеронима, однако, резко изменилось, когда на христианский восток вторглись гунны со своими эрульскими союзниками в 395 г.: он боится того, что "падает римский мир", "вот сейчас конец мира, когда римская держава падет". Еще четыре года спустя Иероним убежден в том, что гунны - это и есть дикие племена Гог-Магог, запертые Александром Македонским за Железными воротами Кавказа. Подобное мнение высказывает и римский писатель Хегесипп (Hegessipus).
А наши официозные историки и лингвисты только о начале употребления Рос-Рус к народам Скифии с 6 века и помнят. Да и то стараются как-то этот сюжет замазать.

(Рос-Рус 17) 1.5.5. С 390-х гг. тождество Гога и Магога с готами утвердилось навек, что может показаться странным, поскольку главную угрозу Византии представляли собой тогда уже не готы, а гунны, в частности после страшных событий 395-396 гг. Имеются также источники, в которых именно гунны сопоставляются с племенами Гог-Магог. Так, патриарх Прокл (434-437 гг.) приводит ссылку из Иезекииля по поводу внезапного конца гуннской армии во главе с Роу(г)ас, Роас, которого он отождествил с "Гог, архонтом Рос". Даже в VI веке автор Андрей Кесарийский заявляет, что Гог и Магог - это те скифы на севере, "которых мы зовем Хуннику".

(Рос-Рус 18) 1.5.6. "Кандидатуре" готов на то, чтобы стать и оставаться Гогом-Магогом, способствовало созвучие имен (Гог-Гот). Но и кандидатура эрулов проявляется по-своему: сетью "пророчеств", написанных после "предсказанных" этими пророчествами событий, мы оповещены о раздроблении западно-римской империи иноверцами, христианами арианского вероисповедания, характеризуемыми как "русая раса". В армянской версии так наз. "Седьмого видения Даниила" речь идет о предпоследнем царе Орлогиос (т.е. Олибриус), а также и о последнем (Ромул Августул), после которых придут новые властители, "от иного вероисповедания, т.е. ариане". В одной греческой версии "Апокалипсиса Даниила" победителей называют "тот русый народ". Командующий войсками, низложивший последнего императора, Одоакр носил титул "король эрулов" (476-493 гг.). В упомянутом греческом "Апокалипсисе Даниила" ссылаются, кажется, как раз на полномочия Одоакра. Тогда слова "тот русый народ" намекают на его эрулов. В другой греческой версии ("Видение Даниила") есть ссылка на падение лангобардов и нашествие арабов, наверное, 778 г. Здесь византийская армия присоединяется к "русой расе" и наносит арабам полное поражение, а после счастливого периода следует прибытие Антихриста.

(Рос-Рус 19) 1.5.7. Показательно то, что происходило изменение во взглядах греков на русых северян: от представителей лютых племен Гог-Магог к солдатам наемных войск. Готы, со своей стороны, сохраняли на себе отпечаток образа Гог-Магога, в работах ряда авторов (Исидор, Иордан, летописец из Астурии, Готфрид из Витербо), в версиях Повести Александра Великого Пс.-Каллисфена, а также в еврейском сборнике традиции - Таргуме.

(Рос-Рус 20) 1.5.8. Представления о "русых" северянах восходят не только к обычаю эрулов и других германцев окрашивать волосы и т.п., но и частично к древней традиции со времен Аристотеля и Гиппократа о том, будто бы скифы "грязно-желты", что воспринималось и как "русы". Приводятся и примеры рыжеволосых и голубоглазых представителей некоторых групп среднеазиатского населения. Неизвестно, в частности, кто такие "Кармир хион" - "красные гунны". Среди гуннов присутствовали и германцы, но "германские" имена гуннских предводителей ничего не доказывают, так как они, вероятнее всего, отражают только тот факт, что посредниками-рассказчиками были германцы.

(Рос-Рус 21) 1.5.9. Традиция о "красных евреях", запертых на Кавказе Александром Македонским, восходит, видимо, не к физической "красноте" евреев, но к воспоминаниям об эрулах, союзниках гуннов в 395-396 гг.

(Рос-Рус 22) 1.5.10. В сочинении сирийца Якова Серужского сохраняется упоминание о том, что не только Гог-Магог опустошат мир, но и еще ожесточенный народ "внутри упомянутых ворот", за валом Александра, "народ знаменитый". Эта роль хорошо подходила к эрулам и подобным народностям. Понятно, что она подходит и к другим выходцам из Скифии.

(Рос-Рус 23) 1.5.11. Имеется также источник, сочувствующий эрулам: речь идет опять-таки о Пс.-Этике из Истрии. Ведь он заявляет, что обитатели тростниковых зарослей и болот приложили свои усилия к делу Александра Македонского для того, чтобы преградить самому Гог-Магогу путь к разрушению мира.

(Рос-Рус 24) 1.5.12. В Апокалипсисе, приписываемом Пс.-Мефодию, мы встречаем и "королеву амазонок", и "индийцев среди черных", и "красных евреев", и Антихриста. Значит, главнейшие элементы складывавшихся представлений сохранялись, такие, как указания на красноту и связь с амазонками и Страшным судом, однако тождество германцев с рыжими северянами уже было утрачено.


1.6. Следы эрулов (от Ефрема и Старшей Эдды до Византии)

(Рос-Рус 25) 1.6.1. Наследие традиций об эрулах прослеживается в различных источниках. В середине IV века н.э. проповедник Ефрем Сирин упоминает о "русых" (росайе) как о народе. Очевидно, речь идет о настоящем народе, имеющем сношения с Византией в IV веке н.э.

1.6.2. Другой сириец, Псевдо-Захарий в 555 г. перечисляет народы к северу от Кавказа, включая Хрус (Hrws), описываемых им в качестве соседей и партнеров амазонок, настолько тяжелых, что кони не могли их нести. На основе параллельного арабского текста у ад-Динавари (895 г.) доказывается, что под "Хрус" Пс.-Захария имеются в виду как раз "русые", голубоглазые соседи - партнеры амазонок, воины-пешеходы, слишком тяжелые для лошадей - характеристика, восходящая к эрулам. ВОТ ЭТУ ВЕРСИЮ ОФИЦИОЗ ЗНАЕТ И О НЕЙ ИНОГДА РАССУЖДАЕТ. http://ru.wikipedia.org/wiki/Захарий_Ритор
Соседний с ними народ ерос, мужчины с огромными конечностями, у которых нет оружия и которых не могут носить кони из-за их конечностей
http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Zacharia/text1.phtml


(Рос-Рус 26) 1.6.3. От современника последнего сирийца, Иордана (около 550 г.) приобретаем данные о "генс" (племени, роде) Росомонес. За неверность и предательство их преследует и казнит готский царь Германарих (350-375 г.). Имена представителей этой группы у Иордана, Снорри и Саксона - явно скандинавские. Рос - безукоризненно объясняется готским словом раус "камыш", а вероятнее всего, цветообозначением.

(Рос-Рус 27) 1.6.4. Росмо-горы появляются также в древнескандинавском Атлаквида ("Песнь об Атли/Аттиле"). Уже более ста лет название Росмо- объясняется древненемецким цветообозначением rosamo = "красно-коричневый". Обсуждается близость и возможная родственность между эрулами и бургундами, ибо обе группы разделялись на западную и восточную ветви, они были тесно связаны друг с другом, имели общие корни (бургунды от Боргундархольма, сегодняшнего Борнхольма, вокруг которого сосредоточивались и эрулы), и самый термин "бургунд" стал как раз цветообозначением "красно-коричневый".

1.6.5. Согласно новейшим исследованиям (Гшвантлер), и название Росомонес толкуется как "красные", возможно и "быстрые", об эрулах. Быстрота эрулов кажется связанной со "священным" их опьянением (наверное, от красного мухомора) когда они сражались во главе с Одином, буквально "Ожесточенным". Прозвище "(х)эрулы", кстати, хорошо перекликается с титулом Одина Херела "военачальник", от her "войско" (ср. также глагол herja "опустошать"). Оттенок "недоверчивы", "коварны" в качестве изначального смысла их "красноты", отвергается как вторичное осмысление. Приводится немецкое стихотворение о рыцаре Вигалоисе, противником которого является "красный рыцарь", от "красного, воспаленного" цвета бороды и волос его: "О таких (людях) я слыхал, что они имеют сердца недоверчивые" ("коварные"), согласно поэту.

1.6.6. В повествовании Иордана одна подробность заслуживает особого внимания: увидев, что "росомонская" (эрульская) его жена окрашивает себе волосы, Германарих ее сразу же убивает жестоким образом. Окрашивание волос красным цветом было как раз эрульским военным обычаем. Важность цвета подчеркивается и описанием одного из братьев убитой женщины, по имени Эрпр (буквально "красно-коричневый") в "Речах Хамдира" (Старшая Эдда).

1.6.7. В разных древнескандинавских стихах, собранных в так наз. Старшей Эдде, еще ярче подчеркивается социальное значение красного цвета у эрулов, в их одеждах и шлемах, "в золоте красном" ("Песнь об Атли", "Речи Хамдира", "Вторая песнь об Атли", "Вторая песнь о Гудрун", "Подстрекательство Гудрун"). В "Ригстуле" говорится, что из трех социальных классов невольники - смугло-черные, свободные - рыже-красные, а ярлы - русоволосые, румяные (щеками).

1.6.8. Выясняется, что эрулы в "Эдде" хорошо засвидетельствованы под своим названием "ярлар" ("Речи Хамдира", "Подстрекательство Гудрун", "Первая песнь о Гудрун", "Речи Высокого", "Песнь о Хабарде"). С одним исключением, они выступают во множественном числе, и таким образом, выделяются в обособленную группу. Ярлунгаланд - "страна ярлов (эрулов?)" упомянута в "Саге о Тидреке" (эпический Теодорих, король готов в Италии).

(Рос-Рус 28) 1.6.9. Собственно в эпоху викингов наследие "красной традиции" прослеживается в выражениях вроде раудавикингр букв. "красный, т.е. особенно лютый викинг", раударан "грабеж с насилием", раудагалинн "красно-сумасшедший". Один, как замечалось - Раудаграни, "Краснобородый". "Красный", кстати, не полностью передает значение древнескандинавского слова, которое носит оттенок блеска, воспаленности, пламенного характера.

(Рос-Рус 29) 1.6.10. Эта "краснота", отмечаемая византийцами, воспринималась как признак предрекаемых спасителей империи и христианства. За несколько десятков лет до посещения Византии первыми "русскими" в 838 г. в Сицилии появился "пророк", говорящий о том, что спасет Византию "русый народ".

(Рос-Рус 30) 1.6.11. Оказывается, что сами византийцы воспринимали и собственно русских как русых. В качестве примеров приводятся отрывки из византийских авторов Геродиана и Москопа, из рукописи в Афонском монастыре о казаках - "русых", а также из другой рукописи и актовых материалов монастыря, Книги "О церемониях" Константина Багрянородного, Лиудпранда, как и в новейшем словоупотреблении.

(Рос-Рус 31) 1.6.12. Наконец, обсуждается так наз. Каппадокийское завещание, приписываемое Александру Македонскому, где среди покоренных им народностей упоминается и народ "русых". Из контекста явствует, что они представлялись как обитатели территорий неподалеку от Кавказа. Датировка - приблизительно VIII век.


1.7. Эрулы-русые в исламских источниках

Эрульское наследие выявляется и в средневековой культуре мусульман. Автором предлагается новый перевод и рассматривается ряд отрывков из исламских источников.

1. Безымянный автор (прибл. 685 г.).

Приводится отрывок из изученной автором рукописи Британской Библиотеки Адд. 5928 о том, что жители некой страны С-д-рха (видимо, от Самарканда) - "великаны, с такими длинными языками (!), что никто их никогда не видел верхом". Предположительно, автор этой рукописи - ал-Хасан ал-Басри.

2. Тот же автор, из той же рукописи.

Описываются соседи амазонок как голубоглазые, весьма волосатые, отважные и чрезвычайно высокие.

3. Там же.

Амазонки свидетельствуют о том, что их мужчины - мореплаватели, храбры, жестоки.

4. Там же.

Говорится, что амазонки очень высоки ростом, с тяжелым телосложением, черты их лиц красные, русые и синие.

5. Рукопись второго безымянного автора - араба-мориска (содержание которой восходит к Ибн Ан'ум, VIII век): жители Хорасана - "великаны с такими длинными копьями, что никто их никогда не видел верхом".

6. Рукопись безымянного араба-арагонца (без датировки).

(Рос-Рус 32) Покончив со строением Вала, Александр Македонский покидает Гог-Магог и встречает "народ красного цвета с красными волосами, где мужчины и женщины проживают обособленно друг от друга", а потом в связи с Ферганой и Самаркандом встречают еще один "народ с (крупными) телами, красивый".

7. Рукопись так наз. Нихаяту л-Араб (безымянная, без датировки).

(Рос-Рус 33) В стране славян "в Океане" Александр Македонский встречается "с народом с красными лицами и рыжими волосами, имеющим (крупные) тела и крепость телосложения". Их король впоследствии верно служит и помогает Александру.

8. Ал-Ша'би (прибл.700 г.).

(Рос-Рус 34) В районе Гог-Магога Александр Македонский видит "народ с красными волосами и синими очами". Они повествуют про Гог-Магог, чем те питаются: "Каждую весну океан выбрасывает ради них две рыбы". Это указание на китов, которые в самом деле "выбрасываются" как раз весной на побережья, например, Фарерских островов, преследуемые зубастым китом-касаткой.

(Рос-Рус 35) 9. Ал-Динавари (около 895).

Покончив с построением своего Вала, таким образом, отделив Гог-Магога от других, Александр Македонский находит "племя красного цвета, с рыжими волосами, среди которых мужчины и женщины обитают обособленно друг от друга", а потом в связи с Самаркандом и Ферганой "увидел народ крупного телосложения, а красивый".

(Рос-Рус 36) 10. Ал-Масуди (910 г.).

"(Что касается) ар-Рус, то греки их называют Арусия, что означает "Красные".

11. Там же.

В "реке Мэотис" (= Азовское море) проходит кит, два раза за один год, и жители пользуются им. Двухразовое появление - искажение известия о ките (преследуемом касаткой).

12. Ибн-Фадлан (922 г.).

В знаменитой повести посла халифа особого внимания заслуживает пассаж о великане, побывавшем у царя волжских болгар. Названный представителем Гог-Магога, он истолковывается автором диссертации как "пугало" для посла халифа и вообще арабов, о котором рассказывали для того, чтобы сохранить монополию болгар на северную торговлю и обеспечить им финансовую поддержку со стороны халифа.

В еще более известном пассаже о "русских" до сих пор не уделялось внимание тому факту, что их зовут не "ар-Рус", а "ар-Русия", от греческого "oi rousioi " [<font-face="Symbol Accentuated">], т.е. "красные". О них ибн-Фадлан свидетельствует, что они "похожи на пальмы, рыжи, красны лицом, белы телом…". Очевидно, посол халифа был намерен заранее осведомиться именно о "красных". Он отмечает специально, что "красных" среди болгар он не видал.

13. Ал-Хасан ал-Басри (?).

Здесь мы находим, так сказать, первоисточник ибн-Фадлана, в сообщении аль-Хасана о том, что некоторые представители Гог-Магога ростом с пальму, волосаты, и их питание - огромная рыба, доставляемая им весенними дождями. Проживают они где-нибудь на севере, на побережье Океана, и как кажется, на полуострове, отделяемом высокими, голыми горами от более южных и цивилизованных людей. Они голы.

14. Ибн-Фадлан.

В письме, якобы от народностей Вису (предки нынешних вепсов), передаваемом послом халифа ибн-Фадланом, вновь отмечены Гог-Магог на побережье Океана за морем и горами, питающиеся мясом китов. Очевидно, речь здесь идет о жителях северной Норвегии. Ибн-Фадлан сообщает при этом об их наготе. Отлично зная мусульманских классиков, включая ал-Басри, ибн-Фадлан писал, видимо, то, что хотелось бы прочесть главе верующих, т.е. халифу.

То есть всё это по отношению к народам Скифии с первых веков нашей эры Рос-Рус (нередко «русые», «рыжие», «красные» и «красивые» - то есть с оттенком от палеолитических глубин языка). Их среди европеоидов немало, включая и славян. И простим Х.Стингу, что он связад эти черты только с эрулами-герулами.