Ещё раз о тюрках. Маленькая проза

Георгий Прохоров
                Ещё  раз  о тюрках. Маленькая  проза.

   Когда-то, ещё до революции 17-го года, брат будущего советского писателя Льва Кассиля – Оська, вдруг узнав, что он еврей, что его папа еврей, что его мама еврей, пришедши домой, спросил: «Мама, а наша кошка тоже еврей?» (я цитирую по памяти хорошую книгу «Кондуит и Швамбрания» Льва Кассиля).

  Мы (я и мои родственники) всю дорогу себя считали русскими (если брать понятие «русский» - это из славян). А как же ещё? Воронеж-то в центре Чернозёмья, это не где-нибудь далеко на юге, куда стремится тихий Дон: Азов, Аксай, Таганрог. Только, когда я начал понемногу задумываться, откуда корни, где лежит Воронеж, а точнее, где лежал, вырисовывается картинка, может быть, даже одинаково близкая как к русским, так и к тюркским народам.

  Сами смотрите. Деревня, где родились мои предки по матери, сейчас называется Старая Тойда. Само собой, когда-то она звалась просто Тойда. Где-то в интернете я прочитал, что так звали дочку какого-то татарского немаленького человека. Думаю, это ошибка. Той  по-тюркски – свадьба. ТойдА – на свадьбе. Вряд ли дочку назвали Свадьбой. Скорее всего, в этом месте происходило что-то грандиозное, связанное со свадьбой, и потом люди подобрали слово, чтобы быстрее понять, где это. Красивые, певучие названия славянские раскиданы по всей Воронежской области и вокруг Тойды: Тишанка, Тихая Сосна, Синие Липяги (даже не знаю, что бы это могло означать). И тут же короткие, как удар хлыста: Битюг, Курлак, Чигла. Помню, как классе в седьмом мы ездили с шефским концертом от школы в неведомое, неблизкое Бабяково. «Что за имя такое Бабяково, зачем так бедное село назвали?» - думал я семиклассником, расхаживая по траве вокруг сельской школы, пока с окрестностей собирали непьяный народ на свалившийся нежданно-негаданно концерт из Воронежа. Близко ведь к Бяке - так нас приучали называть что-то непонятное и не слишком привлекательное. А ведь есть имя Бабек, в Азербайджане это даже герой народного эпоса. Теперь всё становится на места с названием Бабяково: Бабек владел этим населённым пунктом. Да чего далеко ходить, когда до сих пор одну из дальних улиц в Старой Тойде, ближе к лесу, весь местный народ называет «Аул»! И мы всё это слышим, и как будто, так и надо. «Где? В Ауле?» - «Да-да, в Ауле». Последний раз я ходил туда с сыном к одному трактористу за резиновой лодкой покататься по Битюгу (плоскодонки повывелись). Когда я раньше в 60-х или 70-х годах это название услышал, подумал, что в шутку назвали каких-то деревенских отщепенцев. А теперь думаю: «Какая шутка? Тут всё серьёзно». А дед мой был с Грушёвки, недалеко от Аула. Переплелось всё. Бабушкина фамилия была по одной из линий Милованова (натуральное славянское, в одноклассниках полно Миловановых по Воронежу), а по другой – Мещерякова (мещеряки – народность у татар, и Мещеряковых не меньше в одноклассниках). Я давал поиск по женским фамилиям, и глаза просто разбегались от красоты женских лиц. Может, поэтому Воронеж издавна славится красивыми девушками? Всем известно (и в Баку тоже), что самые красивые рождаются при смешивании национальностей. А глаза у молодой бабушки и её сестёр на старой фотографии узкие-узкие, раскосые. У меня тоже были узковатые лет в 12-13, а потом почему-то округлились. Фамилия у деда Свистов. Тут уже близко к каким-то лихим людям по кличке Свист. Недаром про Кудеяра в Тойде помнили.

  И вот первая заковыка, с которой весь мой клубок закрутился: когда я не слушался в самом раннем детстве, на улице Дурова, я запомнил и помню до сих пор, что меня дед стращал двумя вещами. Первая – это Чёрный Ворон. Вторая – Дядя Сарай.
 
  Чёрного Ворона я представлял как большую птицу, которая может утащить. Потом только, году к 53-54-му, вместе со словами: Берия, танки в Москве, милиция (в это время Берия ликвидировали как главного врага народа, дед говорил, что он власть хотел захватить – непонятно, как я это запомнил в три года)  - до меня стало доходить, что это закрытая тёмная машина, без окон, куда могут посадить и увезти в неизвестном направлении. Один раз мне показали такую машину, приехавшую к нам на улицу Дурова. Одного раза мне было достаточно.

  Теперь о второй бяке. Дед говорил: «Смотри, вот придёт Дядя Сарай и заберёт тебя!». Я немножко знал, что такое сарай, поэтому представлял себе ну очень большого дядьку, размером с неуклюжий сарай. Хорошего тоже было мало – не лучше Ворона. Только долго поживши в Баку, всё это оценив, понял, что так пугали не только меня, но и маленького деда и других его маленьких дедушек и бабушек. А чем? Сарай  по-тюркски – дворец, какое-то приличное помещение (Бахчи-сарай, Караван-сарай, Саадат сарайи (дворец счастья, где проводятся в наше время бракосочетания), Идман сарайи (дворец спорта)). Не исключено, что русские в отместку, когда в те поры воевали с татарами, стали называть вспомогательные строения этим словом. ДадА (дядя; там неопределённый звук) – отец, как и АтА (все эти переводы я беру с азербайджанско-русского словаря; там, по ходу, обнаружил, что Баб (не БабА!) – подходящий по возрасту, по характеру; чета, пара – так что, русская баба неизвестно (мне) какого происхождения. Да и дед тоже. ДадА-бабА, кстати – предки, отцы и деды. Что же выходит? А то, что дед меня пугал какой-то комиссией из татарского центра, и комиссия меня могла забрать как неслушника к себе в Сарай! До сих пор восхищаюсь этой страшилкой, прошедшей через несколько сот лет ко мне, малявке, в квартирку на улице Дурова, в начало 50-х!

  Так что, ребята, не знаю, как с варягами (те, скорее всего, больше зацепили Белоруссию, часть Украины), а с тюркской нацией мы точно родня.
  В геологии есть понятие геосинклинальной области, которая располагается на стыке двух отличающихся зон Земли (например, материков и океанов). В этих геосинклинальных областях и происходило самое интересное. Как и в моей Тойде в её золотое время.

  (Под золотым временем я понимаю время, когда люди множились, детей было полно в каждом дворе, дома строились, а не заколачивались гвоздями. И появлялись на свет названия: Тишанка, Тихая Сосна, Битюг, Усманка, Тойда, а не ХХ11-го партсъезда. Не знаю, придёт ли  времечко? Золотое? Хотя бы серебряное…)



      
Рецензии
Написать рецензию
Георгий, читая Вас все больше поражаюсь Вашей памяти и Вашим аналитическим способностям - это многого стоит.
С уважением, Анатолий.
Анатолий Цепин   25.02.2009 11:41   •   

Добавить замечания
Дай-то бог. Спасибо, Анатолий! Давайте все понемножку думать, что нам
делать с нашей многонациональностью и многими, многими корнями, если государство ни шатко, ни валко... Рюрики, Рюриковичи. Это само собой. А сколько людей ещё живёт до Тихого океана! И у всех есть история, которую большинство из нас не знает. А она-то становится всё больше наша. Конечно, многое в своё время поделила религия. Наверное, много тюрков, осевших на Битюге, других речках и реках, на стыке степей и лесов, стало больше говорить по-русски, приняло со временем христианство. Стало русскими. Но ведь что-то впиталось в кровь навсегда.
Анатолий я не так давно заходил к Вам на прозу. А Вы, по-моему, забросили страницу совсем. Зря. Или берите, перерабатывайте и забрасывайте что-нибудь интересное на стихи. Здесь, кажется, публика пошустрее. Вы ведь несколько лет мотались по Монголии, у истоков многих цивилизаций, если не всех.
С уважением, Георгий.
Георгий Прохоров   25.02.2009 18:57   

Георгий, как раз сегодня заходил (честно скажу - несколько месяцев даже не заглядывал) и ответил на Вашу рецку с которой в основном согласен. Вскорости продолжу выкладывать уже написанные главки, да и вообще вернусь в прозу - очень хочется все увиденное и прочувствованное описать. Я ведь не только в многочисленных экспедициях поучаствовал, но прошел и через 5 стройотрядов в самых экзотических местах и в самых тяжелых условиях работы. Вот и об этом хотелось бы сказать, да и о детстве и юности. Вот только со временем очень туго, но годы поджимают и отступать уже неукуда, а иначе для чего жил?
Анатолий Цепин   25.02.2009 19:42