Правда и жизненность- две главные вещи, необходимые искусству, поэтому лучший художник тот, кто ставит жизнь хотя бы на одну ступеньку выше в своём творчестве, чем она существует в реалии.
Мужественный и бесстрашный художник,- именно таким человеком является скульптор Александр Николаевич Гвоздиков,- хочет исследовать все профессии ,проникать во все закоулки таинственного подсознания, чтобы потом сублимировать его в своих произведениях,- если бы А.Н. Гвоздиков не посвятил свою жизнь искусству, то , несомненно, стал бы полководцем или лётчиком-испытателем .Творчество автора измеряется масштабом его личности , а личность А.Н. Гвоздикова чрезвычайно многогранна: почти всё может и всё умеет этот удивительный художник: водить танк, управлять самолётом, стрелять из автомата, строить дом, варить самый вкусный на свете борщ, класть печи.
Так же разнообразен он в своих многочисленных скульптурах. Многие произведения А.Н. Гвоздикова хорошо знакомы витеблянам : бронзовый Марк Шагал, нашедший своё воплощение на Покровской улице, скульптурная композиция, посвящённая героям, погибшим в Афганистане, и занявшая своё место в музее воинов- интернационалистов ,мемориальные доски генералов Людникова и Черняховского, бюсты Сильницкого и подпольщицы Зеньковой, памятник Герою Советского Союза Анатолию Угловскому, подбившему «тигр» на дороге Витебск-Сураж, на 21-ом километре от города, мемориальный ансамбль , посвящённый детям комбрига М.Ф. Шмырёва. К тому же в мастерской находятся многочисленные макеты будущих скульптур, не установленных в городе, например, бронзовая композиция «Мама» :на ней изображён солдат Великой Отечественной войны, падающий на сырую землю: земля стремительно приближается к смертельно раненому воину, и он успевает только крикнуть одно-единственное слово:»Мама!» Макетами продолжают оставаться и скульптурные портреты В.Маяковского, А.Пушкина, А.Блока.
Какой в психологическом плане замечательный портрет Блока создал А.Н.Гвоздиков: великий поэт у него-«трагический тенор эпохи»,скорбный дух России, всем своим обликом говорящий нам: «Жизнь абсолютно каждого человека- трагедия»
Скульптору свойственно трепетное отношение к поэзии: Александр Николаевич свободно цитирует Бомарше и Байрона, Пушкина и Лермонтова,Шекспира и Китса.
«Конечно, во многих исторических вопросах мы ещё только на подступах к правде, -говорит А.Н.Гвоздиков,- падёт завеса лжи,- и рано или поздно горькая, нелюбимая и нужная только сильным и добрым справедливость восторжествует Эти слова относятся в первую очередь к композиции, посвящённой генералу Власову: его решение- избавить Россию от сталинских репрессий при помощи немцев - оказалось ошибочным. Глянешь на статую- и сердце говорит: «Беда!» В фигуре генерала изображена роковая пустота: блестящий полководец объявлен предателем своего народа! Он должен был застрелиться сразу, но ждал появления Истины. Власов, стоя на эшафоте, на уровне плеч поднял руки, стараясь отгородиться от клеветы и лжи. Он сдаётся, но ему мучительно тяжело поднять голову и посмотреть в глаза тем, кто не верит в чистоту его помыслов…Какая духовная трагедия! Хуже её только сумасшествие. Художнику удалось найти такой ракурс , при котором зрителю не видно лица генерала .
Художественный язык А. Н. Гвоздикова глухим токката»распутывает тенёта душевного мрака и опасных порывов генерала Власова»
Моё первое знакомство с художником заочно произошло в музее воинов-интернационалистов, когда я увидела, что трагедия советских людей, погибших в Афганистане,
погибших за чужие интересы, живёт в бронзовой композиции Александра Николаевича Гвоздикова: солдатик выносит с поля боя убитого друга, такого же юного, как он сам: руки 19-летнего юноши налились тяжестью, подбородок заострился ,ноги застыли в воздухе…Но ещё больнее глядеть на лицо того, кто остался в живых: ужас, шок, крик души! Скульптурная композиция называется»Пьета»
Герой А.Н.Гвоздикова мужествен и решителен, достаточно взглянуть на суровое лицо Героя Советского Союза Анатолия Угловского: оно выражает крайнюю степень отчаяния, мужества и храбрости человека ,преодолевающего страх смерти во имя жизни на земле! Угловский держит связку гранат. Он знает, на какой поступок идёт! Тонкое, трепетное тело и могучий дух вступили в борьбу с «тигром», одним из лучших танков второй мировой войны. Танк, остановленный Угловским, был первый «тигр», подбитый в освободительных боях на территории Беларуси . Вертящийся «тигр» с перебитой гусеницей вдавил юношу в землю. Что может быть страшнее ужаса войны?! Кстати, на месте гибели героя решением политуправления фронта был оставлен как памятник мужеству тот самый подбитый танк, который в 50-ых годах решением местного военкома был порезан на металлолом.
Разумеется, всё искусство строится на игре, но иная игра- острая и блистательная- требует большего напряжения сил, чем скучная и бессильная жизнь,- поэтому неудивительно, что такой сильный и мощный талант, как Гвоздиков ,сыграл несколько ролей в белорусском кино, например, полицая в фильме «Круглянский мост, настолько убедительно, что после съёмок к художнику подошёл капитан милиции и поинтересовался : «Откуда такое знание оружия и великолепное им владение: мол, люди искусства так не стреляют?» Говорят, жизнь-зеркало: если любишь ты ,любят и тебя .Дружелюбие- не только показатель правильного отношения к жизни, но и признак глубокого сердца: я не могла несколько дней попасть к Александру Николаевичу: к нему приезжали друзья из разных уголков Беларуси и России. А ещё скульптор назвал своим самым верным другом свою жену Ольгу: «Я очень благодарен судьбе за то , что у меня такая хорошая жена: художника надо любить- иначе крылья сложатся горбом!»
Кем мог стать сын скульптора и преподавателя русского языка и литературы в музыкальном училище? А вот он стал кинорежиссёром! Что ни говорите, а династии чаще славятся талантами .Отец скульптора Николай Сергеевич -поэт и художник. А вот кем станет главное сокровище Александра Николаевича -его любимая внучка Сашенька, названная так в честь дедушки? -автора одной из лучших композиций, посвящённых Марку Шагалу .Художественное мышление и условность метафорического языка создали такой образ Шагала как человека ,прожившего 66 лет за границей ,но прославляющего Витебск. Почему Шагал Гвоздикова закрыл лицо? Он вспоминает родной и любимый Витебск. Шагал подарил городу ту особенную ауру, которая навсегда останется с Витебском и будет завораживать наших гостей….Уже около года в городе установлена доска, посвящённая Ю. Пэну . Композиция была разработана скульптором Иваном Казаком, но в силу того, что работа делалась совместно с Александром Гвоздиковым, она трансформировалась: были добавлены два голубка, символизирующие семейное счастье ,которого Юдель был лишён: вот почему Ю.Пэн так грустно смотрит из окна несуществующего дома…Композиция Гвоздикова , посвящённая гибели царской семьи ,называется «Апокалипсис» : на ней 14-летний отрок Алексей смертельно грустен, а его отец страдальчески закрыл глаза:»Конец России ! Конец жизни! Конец всему!» К 1918 году относится и композиция «Возвращение»: на ней изображены измученные до предела первой мировой войной два красноармейца: вернулись домой. А дома-то нет: что делать? Как жить дальше?...Очень трагичен триптих «Цена победы»:1.»Мальчик, писающий на трофеи войны» 2.»За здоровье Сталина»: обрубок с одной рукой пьёт
за вождя, на груди солдата сверкает орден Великой Отечественной войны. 3.»Власов на эшафоте»
Очень интересен триптих «Рождение полёта». Названия говорят сами за себя:
1.»Икар»
2.»Джордано Бруно»
3.»Бессмертные» -композиция посвящается лётчикам, и она основывается на словах Антуана де Сент-Экзюпери :»Когда у меня кончится бензин, я полечу к звёздам».
Сейчас скульптор работает над портретом своего друга, умершего в 55 лет два месяца тому назад, Геннадия Ивановича Алексеенко, генерала, заместителя командующего армией военно-транспортной авиации, -портрет получается очень тёплым, добрым и одухотворённым.
Почти всё своё творчество Александр Гвоздиков посвятил военной тематике, почти всю свою лирическую душу напитал мужеством подвигов , и портрет, над которым в данный момент работает скульптор, тому подтверждение.