1.Беловодье — легендарная страна свободы в русских народных преданиях. Ассоциируется с ирием — раем древних славян. Именно к нему восходит образ текущей с неба «молочной реки с кисельными берегами» в русских сказках (как и греческий Эридан). Образ Беловодья частично переплетается с образом невидимого града Китежа.
Возникновение легенды относят к концу XVIII века, а её распространение связывают с деятельностью бегунов, одной из старообрядческих общин.[1] В то время существовали многочисленные «путеводители», в зашифрованной иносказательной форме описывавшие путь в Беловодье.
2.Там далеко в Твердыне Света
Есть Высших Мудрецов страна.
Под нишей вечного секрета
Хранятся в тайне письмена.
Дар все познать лишь для немногих.
В сто лет туда один войдет.
Коснется испытаний строгих,
Пока путь к Шамбале найдет.
В святых порывах лучезарных
К духовным людям помощь шлют .
Дела подвижников бессмертных
Находят вечный там приют.
3.В монастыре Тамбовском древнем,
Жил строгий Иеромонах
Здесь под прикрытием надежным,
Лежит предание в веках.
В секретных тайниках сокрытым
Под знаком "Верным только дать".
Законом строгим,непреклонным-
Из слова в слово передать.
Смысл сокровенного сказания,
Как вера русская пришла.
С годами снят обет молчания.
Легенда жизнь огнем зажгла.
4."Известный князь Владимир Красно Солнце
Решил однажды шесть посольств собрать,
Чтоб Русь скрепить в единой,крепкой вере.
Духовную и лучшую избрать.
И вскоре к нему странник обратился,
Счастливый ,что посольство есть в Царь -град.
Там,на святой горе Афонской он крестился
И вере христианской очень рад.
Князь потужил,что вестник припозднился
Премудрый старец мог бы лучше разузнать,
Вдруг о седьмом посольстве сон приснился,
Лишь князь не ведает, куда его послать.
Ответил тот,что больше мест не знает.
В Царь -град отправлено и нет других дорог.
Владимир князь подумать предлагает,
Назначен старцу семидневный срок.
5.В постах,молитвах отец Сергий пребывает,
Желая князю в просьбе угодить.
Прощенья к Высшему упорно посылает,
Чтоб он помог сомненья разрешить.
В седьмую ночь ему ответ приснился,
Он видел свой Афонский монастырь.
И настоятель его верный появился,
Как для слепого нужный поводырь.
"Припомни, отец Сергий, Беловодье",-
Он мягко и заботливо сказал.
Тут вспомнил старец вещее сказанье,
Которое в Царь -граде услыхал.
Царь Византийский в свое время сомневался,
Какую веру у себя принять.
Для этой цели мудрецов совет собрался,
Все вместе эту тему обсуждать.
6.Один мудрец,приехавший с Востока,
Слыхал,что есть прекрасная страна
Обитель высочайшего истока.
Царит там истины и правды красота.
Под сказочным названьем Беловодье.
Зовут ее ,как Царство Белых Вод
Оттуда надо брать советы и ученье.
Порою шлют они подвижников в народ.
Проникнуть в Беловодье невозможно
Для избранных доступен вход туда.
Преодолеть преграды в пути сложно,
Но позванный достигнет без труда.
7.Царь византийский снарядил поход большой
С надеждой получить ответ священный.
Один мудрец достиг обители святой
И приняла Византия совет его почтенный.
Проснувшись, отец Сергий помолился
За откровение,которое принял.
С ответом к князю утром воротился,
Страну у белых вод он указал.
Страна,где существует Братство мудрых
Подвижников,страдальцев за добро.
Путь труден и открытый для немногих,
Лишь избранным войти разрешено.
Владимир князь имел привычным свойство
Решения свои не изменять.
Из верных мудрецов составлено посольство.
Их отец Сергий будет возглавлять.
8.Как только половодье миновало,
Отправились они в далекий край.
Дорогу к истине им солнце освещало,
Там был нетронутый природы чистый рай.
В три года обещали возвратиться,
Но миновало семь,двенадцать лет.
Пришлось с надеждой встречи распроститься,
Вестей с Востока не было и нет.
Но сорок девять лет спустя,
С Царьграда старец появился.
Заветный клад души храня,
Он перед смертью причастился.
"Меня Владимир князь послал
Узнать о самой чистой вере.
По воле Бога я молчал,
Живя отшельником в пещере.
В краю подвижников прожил,
Господь в сердцах их Храм вознес.
Из Чаши Мудрости испил,
Источник знаний к вам донес.
9.Как дуб окреп своей душой,
Цель мыслью достигал.
Вне тела там витал порой,
К Святой Горе...летал.
Как православие познал,
Все веры с ним сравнил.
И сам Господь наказ подал,
Чтоб князь ей Русь крестил.
Коль скоро мир покину сей,
Нельзя всего скрывать.
Нет веры на земле сильней,
Чтоб Русь в руках держать."
Дождавшись полной тишины,
Он начал свой рассказ.
Как достигал он той страны,
Молясь по многу раз.
"Несложным выпал первый год,
Но все же пострадали.
При стычках гибли люди,скот,
Два моря миновали .
Дороги нас вели в тупик.
Никто пути не знал,
"Нам нужен верный проводник",-
Народ в тоске роптал.
10.Пустыней шли второй мы год,
В сплошных скелетах путь,
Но нужно двигаться вперед,
От цели не свернуть.
Вот решено собрать совет,
Чтобы вернуться вспять.
Лишь двое дали мне ответ,
Меня не покидать.
Был сложным третий год пути.
В болезнях и тревоге.
Пришлось для спутников найти
Селенья по дороге.
В селенье древнем я узнал,
Что тридцать лет вперед,
Страну Чудес один искал,
Здесь проводник живет.
Так, провожающих меняя,
Как в дом родной спешил.
От ветра силы набирая,
Надеждой встречи жил.
11.Чем ближе-больше новых слов,
В даль таинством маня.
Звалась страной" Живых Богов"
Или "Страна Огня".
Мой спутник как -то подал глас:
"В семидесяти днях
Лежит Страна Чудес от нас,
Но спрятана в горах."
Мы шли средь белых снежных скал,
Где встречным не пройти.
Вдруг грустно проводник сказал,
Что здесь нельзя вести.
Погибнет,кто ведет бесследно,
Нарушив строгий сей закон.
Коль званному войти достойно -
Легко достигнет цели он.
В трех днях лежал мой дивный край
К вершинам белым я стремился.
Сказал я спутнику :"Прощай"
И низко в пояс поклонился.
12.Шаги проводника затихли,
Он возвращался навсегда.
И только радостные мысли
Вселяла мне с небес звезда.
Я помолился и побрел
В надежде радостной и страстной.
Тропинкой горней кто-то вел,
Порой столь узкой и опасной.
Блеск от вершин слепил мой взор,
И солнце в пламени горело,
Как -будто сказочный убор,
Священная гора одела.
Нет рядом никого вокруг,
Лишь мой Господь и я.
От сердца раздавался стук,
Волнение храня.
Прилег я в счастье под горой,
В слезах не мог идти,
Целуя почву под ногой,
От нежности внутри.
13.Так умиленно помолясь,
Отправился вперед
Поддержкой верной укрепясь
К Тому,Кто здесь ведет.
Встречались знаки по пути,
Вот змейка проползла,
Знать этой тропкой не идти.
Пойду,что выше шла.
Вот три дороги под горой.
Одна лежит в камнях,
Шагаю чистой вверх тропой
Не той,что вся в ветвях.
Вот вновь тропа моя троится,
Как верный знак найду?
Где нежно бабочка кружится,
По тропке той пойду.
Путь к озеру привел меня,
Лучи в нем радостно сияли,
Глядел, дыханье затая,
Как волны серебром играли.
13.Блеск снежных скал сжигал меня,
Глаза до слез слепил.
В потоках огненных горя,
Молитву я творил.
И вдруг ожил поток огня,
Над чудною горой,
Фигурки ангелов скользя,
Кружились чередой.
Но только солнце поднялось,
Расстаяли в лучах,
Скрываясь где-то за горой,
Исчезли в небесах.
Мне путь ручей вдаль указал
Журчащий соловьем.
Он беспрерывно, шумно звал,
Твердя: "Идем,идем."
14.Придя к горе,с обличьем истукана,
Мне показалось- это подан знак,
Он вход закрыл,как верная охрана,
Я обошел тропинкой скрытый мрак.
И принимая силу солнца грудью,
Шагал седьмой загадочной тропой.
Благословлением согретый и любовью,
Вкушая радость встречи неземной.
Раз к вечеру донесся звук.
К нему я заспешил.
Жилье из камня вижу вдруг.
Здесь сон меня сморил.
Лишь на рассвете я проснулся.
Стояли двое предо мной,
Язык чужой мой слух коснулся,
Но смысл той речи был простой.
"Желаешь,что поесть иль пить",-
С заботою спросили.
Духовной пищи лишь вкусить,
Мои глаза просили.
15.Короткий срок пробыл у них,
В селенье среди скал,
В беседах длинных и святых
Суть истины вкушал.
Мне поручили много дел.
Прекрасных,нужных,светлых
В душе мой голос песню пел,
О днях святых, заветных.
Как по ступеням вверх шагал.
Душа,как сталь ковалась.
Дней и ночей я не считал.
Все сладким сном казалось.
Настал мой срок назад идти
Вновь путь через Царьград.
И в Русь святую донести
Сокрытый в сердце клад.
В фольклоре русских крестьян начала ХХ в. Беловодье - чудесная страна, с богатыми землями и природой, свободная от гнета бояр и "гонителей веры", где вдали от мира живут святые праведники, где главенствует добродетель и справедливость, помещалась сперва на Урале, затем в Сибири и на Алтае. Попасть в эту страну могли только добродетельные люди. Ее называли "Страной справедливости и благоденствия", "Страной Запретной", "Страной Белых Вод и Высоких Гор", "Страною Светлых Духов", "Страною Живого Огня".
В славянской мифологии Беловодье помещается на Крайнем Севере, в "северных землях в Поморье, от реки великой Обь до устья Беловодной реки, и эта вода бела как молоко:". В легендах северных народов IX в. говорится о священном храме, построенном "на горе, окруженной морском рукавом. Богатств, подобных тем, что там собраны, нигде нельзя найти, даже в Арабии" . По мнению А. Асова этот храм бога Ямала находился на полуострове Ямал близ устья Оби и является прообразом Беловодья. Согласно славяно-арийским ведам землей Беловодье являлся остров Буян, который находился на Восточном море, на месте современной Восточной Сибири в очень древние времена.
По мере продвижения русских казаков на восток, так и не найденная земля блаженного Беловодья, смещалась в представлении русских крестьян все дальше в неосвоенные территории. В России, особенно среди старообрядцев, большой популярностью пользовалось предание о Беловодье, которое имеет некоторые черты легенды о Шамбале. Начиная с XVIII-XIX вв. существует поверье: "Тот, кто пойдет по следам завоевателей-татар в Монголию, найдет Беловодье (Земля Белых Вод, предположительно озеро Лоб-Нор - белое озеро, покрытое слоем соли, откуда тропа вела в предгорья Кунь-Луня)". По мнению Н.К. Рериха, на Алтае легенда о Беловодье приняла некоторые черты легенды о Шамбале, которая была получена от монголов и перетолкована на свой лад староверами. По легенде, записанной Н. Рерихом дорога в Беловодье лежит через Алтай: "Отсюда пойдешь между Иртышем и Аргунью: Коли не затеряешься, то придешь к соляным озерам: И дойдешь ты до гор Богогорши, а от их пойдет еще трудней дорога. Коли осилишь ее, придешь в Кокуши. А затем возьми путь через самый Ергор, к самой снежной стране, а за самыми высокими горами будет священная долина. Там оно и есть, самое Беловодье".
Первая партия русских в поисках вольной земли отправилась в путь в 1840 году, но самая многочисленная группа в 130 человек пришла на Лобнор в 1860 году, где путники обосновались, построили поселок, начали пахать землю. С местными жителями пришельцы объяснялись при помощи казахского языка, который освоили еще на Алтае.
Подробный рассказ о путешествии алтайских староверов в Западный Китай на озеро Лобнор и дальше, в высокие нагорья Кунь-Луня, приводится в романе П.И. Мельникова (Андрей Печерский) "В лесах": "Шли мы через великую степь Китайским государством сорок четыре дня сряду. Много было бед, много напастей! Но дошли-таки мы до Беловодья. Стоит там глубокое озеро, да большое, ровно как море какое, а зовут то озеро Лопонским, и течет в него от запада река Беловодье. На том озере большие острова есть, и на тех островах живут русские люди старой веры".
"Беловодью", русской мечте, возникшей на Алтае в XVII-XVIII вв. некоторые авторы отводят район озера Лоб-Нор на юге пустыни Гоби. По признанию археологов, этот, один из самых важных археологических районов земного шара мало изучен и редко посещается. Открыт он был в начале XX века, когда шведский исследователь и географ Свен Гедин и его группа из пяти человек изучали и наносили на карту маршрут через широкую и труднопроходимую пустыню Такла-Макан, считавшуюся самой коварной и опасной пустыней в мире. Они натолкнулись тогда на обнажившиеся после сильной песчаной бури руины города Лоуланя, стоявшего некогда на острове и засыпанного полторы тысячи лет назад дрейфующими песчаными дюнами высотой в 300 фунтов. Последующие раскопки в пустынных районах, прилегающих к озеру Лоб-Нор, подтвердили проживание здесь людей ещё 10 тысяч лет назад, когда климат был благоприятнее, чем в наши дни. Особенности сухого климата и песок оказались превосходными консервантами. Древние предметы, которые в других местах земного шара разлагаются от времени, здесь остаются целыми.