Осенние каникулы 17-18

Мария Хохлова
                17
   Впервые Татьяна встречала новый год совершенно одна. В школе ни с кем из коллег так и не сложились дружеские отношения.  Клавдия Антоновна считала, что Татьяна ведет образ жизни не достойный звания учителя, если позволяет себе открыто проводить отпуск наедине с мужчиной,  с которым не находится в «официальных отношениях».  Она с удовольствием бы избавилась от Татьяны, но никак не могла найти повод для ее увольнения.  Ольга Петровна так же была неслыханно возмущена этим фактом, но уже с другой стороны: Кочетов ей сообщил, что Татьяна оставила его.  Ольга Петровна отлично знала, что никто еще из подруг Тимофея не бросал его, всегда он прекращал всякие связи с надоевшими ему дамами. Некоторое время назад и у нее был небольшой роман с Тимофеем, но Кочетов очень быстро  потерял к ней всякий интерес, и теперь Ольге Петровне было по-женски обидно, что другая  сумела  выйти победительницей. Не оставил  без внимания сложившуюся ситуацию и физрук. Он отлично помнил, как ребята наказали его за обиду причиненную вожатой. Он  точно не знал, кто именно тогда устроил  ему «темную», но догадывался, что участвовали  ученики одиннадцатых классов. Теперь защитники покинули школу, и наступило время посчитаться за все.  Евгений Борисович, много лет проработавший в школе, отлично знал психологию женского коллектива.  Он незаметно сумел настроить  почти всех учителей против Татьяны.  Одно ему не удалось: ученики по-прежнему обожали вожатую, и ее кабинет почти всегда был заполнен  ребятами.
  Татьяна чувствовала, как замолкают преподаватели, лишь стоит ей зайти в учительскую, как раздается за спиной осуждающее шушуканье. Единственным учителем, который постоянно показывал свое доброжелательное отношение к Татьяне, как ни странно, была Светлана Ивановна. 
Придирчивое отношение к ней научило Татьяну выполнять свои обязанности безукоризненно.   Ни поведением, ни голосом, ни мимикой она никогда не  выказывала свое состояние.  Ей не удалось свыкнуться со сложившейся ситуацией, но она научилась скрывать свои чувства. 
  Наперекор всем Татьяна решила устроить настоящий праздник самой себе. Она  купила шампанское, приготовила несколько небольших сувениров, надела самый красивый наряд и устроилась у телевизора.  Как только  отзвучали последние удары курантов, а Таня даже не успела пригубить шампанское,  в дверь постучались. Татьяна подумала, что ошиблись домом, но в дверях стоял Тимофей.
- Ты  великолепна, - не смог сдержать он своего восхищения. – Поздравляю тебя с новым годом.
- Спасибо, проходи, - пригласила Таня.
- Извини, но ты же понимаешь, я потом просто так не уйду.
- Понимаю. Подожди, - Таня принесла два фужера с шампанским и подарок. – Тимофей, я очень хочу, чтобы ты был счастлив.
- Постараюсь, но это зависит не только  от меня.
Кочетов  стремительно привлек Татьяну к себе и поцеловал. Татьяна видела, сколько отчаяния в его поступке, что даже не рассердилась.
- Прости, - лишь и смогла она проговорить, прежде чем за Тимофеем закрылась дверь.
Не успела Татьяна прийти в себя после визита Кочетова, как  опять раздался стук. Она решила, что  это вернулся Тимофей, в надежде что-то еще изменить, но на пороге стоял Жданов Алексей Федорович.
- Здравствуйте, гостей принимаете?
- Конечно, проходите.
- Ого, такого веселья я еще ни разу не встречал, - насмешливо воскликнул он, войдя в комнату.
- А вы почему один?
- Жена на дежурстве в ночь, мы с парнями  навестили ее, посидели, они на танцы подались, а я - домой.  Вижу - свет горит, вот и надумал проведать вас.
Татьяна отлично знала, что от больницы, где работает жена Жданова, путь к дому лежит совсем по другой дороге, но уличать его в обмане ей не хотелось.
- Татьяна Анатольевна, помните сад, в который мы заходили по пути на гору? Так вот, я его взял в аренду. В этом году первый урожай сняли.
- Здорово! – искренне порадовалась Татьяна.
- Вы и правда так считаете?  Тогда у меня к вам предложение – идите ко мне бухгалтером работать.
-  Я – бухгалтером? Я в этом совершенно ничего не понимаю, - опешила Татьяна.
- Научитесь, поедете на курсы, к лету станете специалистом.
- Да, неожиданно… - растерянно протянула Татьяна.
- Я не требую немедленного ответа, подумайте, а я завтра  утром зайду.
- Зачем же завтра, я и сейчас отвечу.
- Понятно, сейчас у вас стабильная работа, а как у меня все сложится еще не известно, - расстроился Жданов, уверенный, что Таня ответит отказом.
 - Я согласна. – Перебила его сетования Таня.
- Ну вот, - расстроился Жданов, - я приготовил целую речь, чтобы уговорить вас, а вы мне все выступление сорвали.  Смотрите,  - Алексей Федорович выложил на стол какие-то листочки, - я уже оплатил курсы, они будут в Краснодаре со второго по десятое января.   С работы можете  не увольняться, пока у меня  совместителем устроитесь, а развернемся – тогда видно будет.
- Подождите, - остановила его Татьяна, - что бы вы стали делать, не согласись я с вашим предложением?
 Алексей Федорович лишь пожал плечами, но Татьяне так ничего и не ответил.
- Я зайду завтра, и мы подробно обсудим наши дела.
Жданов не стал объяснять Татьяне, что жизнь в маленьком поселке не позволяет скрыть от окружающих свою личную жизнь, поэтому он знал, что у нее на работе не складываются отношения с коллегами.  К тому же, он нуждался в ее помощи, пожалуй, больше, чем она в его.  Алексей Федорович уже сменил несколько бухгалтеров, но все они были уверены в бесперспективности его затеи, а работать без веры, считал Жданов, невозможно.  Так что Татьяна была его соломинкой.
Татьяну больше всего волновало, что ей могут не дать несколько дней отпуска, но  Клавдия Антоновна была рада хоть не некоторое время избавиться от вожатой, которая  для нее являлась постоянным  раздражителем.

На курсах Татьяне все удавалось на удивление легко.  Но когда она приступила к работе, то поняла как ей не хватает знаний.  На весенних каникулах Жданов опять отправил ее на курсы, так что вскоре Татьяна могла считать себя, если и не опытным специалистом, но, во всяком случае, довольно компетентным.
Татьяна видела, какой огромный труд взвалил на свои плечи по восстановлению сада Жданов, и старалась помочь ему во всем. Если во время учебного года ей не удавалось в полную силу помогать Жданову, то летом она отдавала сил саду не меньше его.   Алексей Федорович ни разу не пожалел о своем выборе.
- Алексей Федорович,  надо что-то делать со сбытом, иначе прогорим.
- Ну что еще можно сделать? Я договорился с фермой, они закупят все что останется.
- Ага, за десять копеек килограмм, или за пятнадцать?
- Что ты предлагаешь?
- Надо строить цех переработки.
- На что? Ты же знаешь, что кредит нам не дадут.
 - Поднимайте все старые связи, ищите среди одноклассников, однокурсников, соседей…, - сердилась Таня.
 В пылу разговора они не заметили, как вошла Галина Михайловна, жена Жданова.
- О чем ссоритесь? Успокаивайтесь, я вам пирожки принесла.
- Некоторые считают, что я никудышный руководитель. – Не столько отвечая жене, сколько продолжая разговор с Татьяной, почти прокричал Жданов.
- Руководитель вы отличный, но надо уметь наводить мосты.
- Опять начинается, - вскочил Жданов и выбежал из кабинета.
- Если бы люди слышали, как вы разговариваете… - начала было Галина Михайловна и тут же смущенно замолчала.
 Таня  недоуменно взглянула на  Галину Михайловну:
- Вы хотите сказать, что о нас с Алексеем Федоровичем ходят слухи?
- А как же иначе, если он только и знает как расхваливает тебя. 
- Галина Михайловна, и вы тоже могли подумать обо мне такое?
- Говорят, что у тебя влечение к мужчинам, которые в отцы тебе годятся. То фотограф, теперь мой муж.
- Ужас! И вы каждый день, отпуская его, думали, что он вам изменяет? Как это наверно тяжело не доверять своему мужу.
-  Теперь я вижу  насколько  была неправа, - извиняясь, произнесла Жданова.
Татьяна и Галина Михайловна уже заканчивали пить чай, когда вернулся Алексей Федорович.
- Мне хоть немного пирожков оставили?
- Пойдем домой, там еще полный таз, - рассмеялась Галина Михайловна, - эти оставь Танечке.
- Не понял, я что-то пропустил? – удивился Жданов,  впервые услышав из уст жены ласковое слово в адрес Татьяны.
- Вы все время пропускаете, сколько можно вам о цехе говорить?
- О, нет, пошли домой, - потянул Алексей Федорович жену за рукав.


                18
Огромный старый сад требовал больших денег на восстановление. Татьяна понимала, что без хорошего хранилища и переработки сад будет приносить лишь убытки, но как ни бился Жданов, достать деньги на строительство он был не в состоянии. Татьяна решила пойти на отчаянный шаг: ее однокурсница еще в институте очень удачно вышла замуж за преуспевающего молодого человека.  Правда его бизнес был связан с торговлей, но может его заинтересует  предложение, как говорится за спрос деньги не берут.
Таня достала старенький изрядно потрепанный блокнот. Телефона Ксюши у нее не было, но зато был записан телефон их вечной старосты Смирновой Ирины. Уж она всегда была в курсе всех  дел.  Татьяне пришлось несколько раз набирать номер, но на другом конце провода все время было занято. Наконец  ей удалось дозвониться.
- Танечка, ты где пропала. Мы весной собирались, а тебя не могли найти.
- Ну, меня достать теперь не так просто. А вот я вас в гости приглашаю, у меня здесь просто рай, моря нет, но зато река, горы, солнце – всего вдоволь. Но сейчас ты не могла бы мне помочь отыскать Ксюшу.
- Орлову? Мы только что с ней болтали!
Татьяне удалось узнать номер телефона Ксюши в обмен на некоторые сведения о себе, теперь она не сомневалась, что   все  знакомые  будут в курсе ее  последних дел.
Ксюша нисколько не удивилась Татьяниному звонку, наверняка Ира успела ее предупредить.  Таня кратко объяснила Ксюше суть своих проблем.
- Танечка,  я тебе ничего не могу обещать, бизнес  - это не моя стихия. Одно обещаю – с мужем поговорю.
Таня на большее и не надеялась, она понимала, как мал шанс таким образом найти инвестора.
Ксюша выбрала момент, когда муж будет в хорошем расположении духа и, как бы между прочим, сообщила о звонке подруги.  Слава недовольно поморщился, он  еще перед свадьбой дал понять Ксене, что не потерпит ее вмешательство в его дела и все это время она твердо придерживалась этого принципа. Первым его желанием было сразу отказать, но он решил преподать ей более наглядный урок.
- Скажи своей подруге, что мы через неделю приедем к ней, да и  ты заодно развеешься.
 Тон, которым было все сказано, не предвещал ничего хорошего, и Ксюша уже пожалела, что сразу не отказала подруге в просьбе. Она перезвонила Тане и сообщила о дате приезда.
Татьяна сутками напролет сидела над бумагами, готовя бизнес-план, чтобы не ударить в грязь лицом. Хотя Ксюша и словом не промолвилась о реакции Вячеслава на просьбу, но  по ее  голосу Таня  поняла, что встреча предстоит тяжелая.

Вячеслава и Ксеню в Краснодаре встречал Павлов Илья, сотрудник одной из фирм, с которой у Орлова были совместные планы.
- Вячеслав Кириллович, неужели вопрос настолько серьезный, что вы сами прилетели? – удивился он.
- Нет, просто  надумали совместить полезное с приятным: в этой деревне живет подруга моей жены, мы решили погостить  у нее немного.
- Я еле на карте отыскал ваше Ярцево, - усмехнулся Илья.
Павлов предложил отложить поездку до вечера, но Вячеславу не терпелось быстрее  проучить свою жену. Он был уверен, что он сможет сразу показать всю некомпетентность «садоводов», как про себя стал  называть он  Жданова и Татьяну.
 Жданов встретил гостей приветливо, предложил сначала пообедать, но Вячеслав захотел сразу приступить к обсуждению вопроса, для того чтобы вечером вернуться в Краснодар. Алексей Федорович очень волновался, поэтому вести разговор в основном приходилось самой Татьяне. Вячеслав заметил, что подготовилась она отлично, хотя ей не  хватало профессиональной подготовки.
 Павлов внимательно следил за Орловым и заметил, что Вячеслава заинтересовало предложение Жданова, не смотря на то, что оно и не обещало молниеносной прибыли. Через пару часов, когда жара спала, все пообедали и отправились в сад. Здесь уже царствовал Алексей Федорович, поэтому отпала необходимость в Таниной помощи.  Татьяна и Ксюша приотстали, чтобы немного поболтать.
- Таня, я была поражена, когда узнала, что ты стала бухгалтером.
- Не только, но и экономистом, агрономом, менеджером и еще не знаю кем, - рассмеялась Таня.
- Но из всей нашей группы, пожалуй, ты одна по-настоящему мечтала о школе.
- Ксюша, но и ты не хотела стать просто женой при муже. Я ведь помню какой ты была заводилой. Прости, может это и не мое дело: выглядишь ты превосходно, но глаза у тебя грустные.
- Просто я устала с дороги, - не захотела Ксеня признать правоту подруги.
Орлов засобирался обратно в тот же день, но Ксюша уговорила мужа разрешить ей остаться  погостить у Татьяны.
- Хорошо, через три дня Илья заедет за тобой. Алексей Федорович, - обратился он к Жданову, - я  обдумаю ваши предложения, а потом перезвоню.
Ксеня хорошо знала привычки своего мужа, она сразу поняла, что он готов дать свое согласие, а сейчас лишь старается придать значимость свои словам.

 Через три дня за Ксеней приехал сам Орлов. Он привез уже подготовленный договор и встречное предложение Татьяне.
- Таня, насколько я понимаю, у тебя педагогическое образование. Ты не думала и экономическое получить?
- Думала.  В августе  поступаю на заочное.
- Так как у тебя прибавится работы, то тебе придется школу оставить. Я понимаю, что Жданов пока не в состоянии тебе платить достойную зарплату, но я обещаю полностью покрыть твои расходы на обучение. Не думай что это жест неслыханной щедрости. Ты знаешь, что практически цех и овощехранилище будут моими предприятиями,  а мне нужен грамотный специалист.
Ксеня почувствовала легкий укол ревности, когда услышала из уст мужа признание деловых качеств подруги.  С ней он никогда не обсуждал свои дела и, если собиралась мужская компания, Ксюша старалась не вмешиваться  в их разговоры, иначе Вячеслав мог  резким замечанием поставить  ее в глупое положение.  К Тане  же он  обращался как к равноправному  собеседнику.
Татьяна заметила, как за три дня Ксеня просто расцвела, но приезд Вячеслава погасил былой блеск ее глаз.   Таню раздражала манера Орлова постоянно одергивать Ксюшу или полностью игнорировать, как будто ее и не существует. Как могла веселая, озорная Ксюша так быстро превратиться в бессловесную куклу?  Не верилось, что ей самой нравится сложившая ситуация, но она почему-то терпела.
Татьяна искала и не находила ответа, но вдруг поняла, что она становится похожа на Ксеню: так же боится сказать лишнее слово, чтобы не обидеть Вячеслава и не испортить этим взаимоотношения между ним и Ждановым. Наверно Ксюша заключила свою сделку и пока не в состоянии разорвать ее.