Кризис глазами обывателя

Татьяна Синева
Насчёт причин кризиса долго говорить не буду. На мой  взгляд, причиной является жадность и стремление к наживе, безудержный рост цен на всё. Одни набирали кредитов, не вполне уверенные (а может, и намеренно), что смогут их вернуть. Другие раздавали кредиты, рассчитывая получить большие проценты.  Во время Бальзака ростовщик (ныне банкир) считался довольно мерзкой личностью. Ещё раньше церковь предавала их анафеме. У нас в стране тоже не жаловали, вспомнить хотя бы старуху-процентщицу у Достоевского. Сейчас же банкир – уважаемый человек. Даже наш чересчур почитаемый премьер встал на их защиту. Надо их любить, говорит. А за что их любить? Они же ничего не производят, а их товар – деньги - превратился у нас в главную и основную ценность жизни.

Но меня больше интересуют не причины кризиса, а его последствия. Везде говорят, пишут и задают странный вопрос: «Почему во всём мире цены во время кризиса падают, а у нас растут?» То, что падают, понятно – чтобы поддержать спрос на товары, тем самым стимулируя производство, да и хотя бы косвенно проявляя заботу о населении. А что у нас? О чём и ком забота?

Оказывается, цены поднимают, чтобы компенсировать убытки компаний, предприятий от спада спроса. И что получается? Хозяева предприятий, бизнесмены не хотят терять свои прибыли. Цены поднимают  – спрос ещё больше падает. Снова поднимают цены, покупательная способность населения на пределе. Конечно, находятся люди, которые всё равно будут покупать, однако в основном, товар плохо реализуется. Наглядным примером является автомобильная промышленность. В конце концов, нереализованный товар скапливается на складах и наступает такой момент, когда производство новых товаров становится бессмысленным. Производство останавливается. Работников увольняют.

Хозяева, тем не менее, продолжают продавать накопленные на складах товары, не делясь уже с теми, кто непосредственно принимали участие в производстве этих товаров. Т.е. сами  хозяева ничего не теряют. Более того, им теперь не надо платить зарплату, покупать сырьё, комплектующие, платить за электричество, топливо – производство ведь стоит. Да и просить помощи у правительства не возбраняется – и ведь  получают! Лично они отнюдь не бедствуют. Даже турагенты сейчас отмечают, что средний класс уходит из привычных мест отдыха, а вот богатые не расстаются со своими дорогими  привычками. И с  автомобилями та же картина: выясняется, что продажа автомобилей среднего класса падает, а дорогих растёт.

В стране в это время наступает коллапс – производство останавливается. А что же люди? Что же работники на этих производствах? Неужели не понимают, чем им грозит повышение цен на их продукцию?  Пока не уволили – и ладно! Не думают, что рано или поздно их тоже уволят?  А где профсоюзы – нет у нас профсоюзов, которые бы защищали интересы трудящихся. А что же государство в лице правительства? Неужели не заинтересованы в развитии или хотя бы в сохранении производства в стране? Или не так как-то думают?

В нашей стране всё так – либо жёсткий государственный контроль, либо всё  - во  власть стихии рынка. Но и рынка-то здесь нет – там при падении спроса цены всё-таки падают, а у нас – под чьим контролем? Может, уже пора государству вмешаться и ради сохранения производства нарушить добрые отношения с нечестным бизнесом и хотя бы поставить под контроль цены?

Конечно, - это взгляд дилетанта. Наши  высокие государственные чины и обслуживающие власть экономисты накрутят не очень понятных цифр и фраз в защиту правильной экономической политики  и наведут как всегда «тень на плетень». И всё.