Учение Кастанеды - темное течение шаманизма

Алкора
1. Характеристика учения Карлоса Кастанеды

    В начале 60-х годов Карлос Кастанеда выпустил книгу «Учение дона Хуана. Путь знания индейцев племени яки», в которой он подробно рассказал о своем ученичестве у мексиканского мага. В последующие три десятилетия вышли еще его 8 книг, а также книги женщин-магов, учениц дона Хуана. Уровень проработки материала, стиля и характера написания книг заметно меняется от книги к книге, и ко времени написания последних своих работ Кастанеда превращается в лидера группы магов, последователей, культа.

    Свое учение Кастанеда называет магией, хотя герой его книги маг дон Хуан отмечает, что это неточное название. Себя он именует «видящим», «человеком знания», «воином абсолютной свободы». Согласно его учению, то, как абсолютное большинство людей видят мир, - далеко не единственный способ его видения. Маги, утверждает он, видят окружающий мир как совокупность потоков энергетических светящихся волокон, «протянувшихся во всех мыслимых и немыслимых направлениях из бесконечности в бесконечность». В этой картине мироздания люди выглядят как некие «светящиеся коконы» или своего рода яйца, пропускающие сквозь себя энергетические волокна вселенной».

   Центральное понятие учения магов - точка сборки, представляющая собой яркое пятно на задней поверхности кокона, находящееся на расстоянии вытянутой руки сзади от физического тела человека. Это пятно может перемещаться по поверхности, внутрь кокона или наружу, изменяя при этом его форму. Маги полагают, что точка сборки отвечает за восприятие мира: человек воспринимает только те энергетические волокна, которые проходят через точку сборки.

    Согласно учению Кастанеды, Вселенная не ограничивается только той реальностью, которую мы знаем. Она состоит из бесконечного количества миров, расположение которых друг относительно друга дон Хуан иногда сравнивал со слоями луковицы. Когда точка сборки перемещается, человек воспринимает уже другие волокна, которые обычно ему недоступны. Таким образом, человек «собирает миры». Человеческое существо, рождаясь, получает от безликой могущественной силы, которую маги называют Орлом, «аванс» - сознание. В течение всей жизни человек развивает это сознание, обогащает его своим опытом. Когда человек умирает, Орел забирает себе его сознание вместе с накопленным опытом, впечатлениями и переживаниями. В качестве способа избежать поглощения Орлом своего сознания и сохранить его и после смерти физического тела предлагается концепция под названием «Путь воина».

   Учение утверждает, что, лишь кардинально изменив все свое существо, можно добиться  сохранения своего сознания после смерти. Для этого вся жизнь воина должна быть подчинена главной цели, поэтому он должен расходовать свою энергию оптимально, ибо ее запас ограничен. Для чего воин должен соблюдать следующие правила:

-  переоценивать свои жизненные интересы и занятия и отсекать все лишнее, строго отбирая то, на что он будет тратить свои время и энергию;
-  уйти от повседневной суеты и бесцельного существования;
- не мучить себя сомнениями или жаловаться на судьбу; стать должен являться хозяином своей судьбы;
- развить в себе несгибаемое желание достичь «абсолютной свободы», безупречность и жесткую внутреннюю дисциплину.

   Становясь на путь воина, человек последовательно должен овладеть магическими искусствами и техниками. Магические искусства «намерения», «сталкинга» и «сновидения» состоят в умении перемещать свою точку сборки и удерживать ее в новом положении. Искусство сталкинга состоит в том, что воин сознательно выходит за рамки характерного для него образа, привычных форм поведения и пребывает за их пределами. Искусство сновидения заключается в том, что воин развивает в себе способности управления собственными сновидениями, общаясь посредством их с существами из других миров или даже перемещаясь в эти другие миры.

   Таким образом, «Учение дона Хуана», изложенное Кастанедой, является древней магической традицией, восходящей еще к учениям и практикам индейцев-толтеков.

    Книги Кастанеды («Учение дона Хуана», «Путешествие в Икстлан» и др.) содержат обширный материал по использованию наркотиков в ритуальных культовых целях. Кастанеда описывает, как индеец дон Хуан научил его постигать необычную реальность и достигать «могущества» с помощью галлюциногенных растений. После первой пробы растения, содержащего мескалин, автор признался: «Я забыл, что я человек!». Позднее, в одном из интервью, Кастанеда пояснил: «Я никогда не употреблял ЛСД, но из обучения у дона Хуана я вынес убеждение, что психотропные средства используются лишь для того, чтобы остановить поток обычных интерпретаций, преодолеть противоречия и поколебать привычную уверенность в адекватности восприятий».

    РЯД ГРУПП ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ КАРЛОСА КАСТАНЕДЫ ОТНЕСЕН РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКОВЬЮ К РАЗРЯДУ ДЕСТРУКТИВНЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Последователи Карлоса Кастанеды исповедуют культ шаманской ориентации. Доктрины и ритуальные практики этих групп позволяют отнести их в разряд сатанистских (к так называемому «ТЕМНОМУ ТЕЧЕНИЮ В ШАМАНИЗМЕ».

   2. Размышляя о прочитанном.

    На протяжении многих лет книги Кастанеды были моими мудрым помощником в разрешении сложных житейских ситуаций. Что же полезного можно найти в этих, весьма сомнительных для верующего человека книгах?
   
   Вся серия книг Кастанеды выглядит как искренние и непритязательные записки духовного ученика, медленно и тяжело  постигающего Истину, представление о которой у него постоянно меняется. Мир, в котором мы живем, во многом субъективен, он - продукт нашего «описания» этого мира, а само описание формируется в нас под действием других людей и сложившихся способов объяснения наблюдаемых явлений. Если бы человек смог «остановить мир» - отделить себя от своих собственных его «описаний» - он смог бы увидеть реальность и принимать независимые решения. Он смог бы управлять своей Волей, - идея, красной нитью проходящая по всем магическим и оккультно ориентированным учениям.

   Подобно Дон Хуану, постоянно сбивающему своего ученика с толку с целью освободить его ум от предвзятых мнений, Кастанеда в своих книгах «шутит» со своим читателем. Он вводит в употребление новые термины и новое понимание природы происходящего,  уводя читателя в фантастический мир - то ли реальность, то ли вымысел  взбудораженного гипнотическими средствами рассудка.

   Ошибка - принимать все, сказанное Кастанедой, буквально и излишне серьезно. Это так же глупо, как принимать  всерьез свою жизнь, испытывающую дух человека на прочность. Наш ум, воспитанный в понятиях логического мышления, в обычной жизни не дает нам выйти за его пределы, а наша Личность, сформировавшаяся в нас для самосохранения, всегда оберегает свою целостность. Именно благодаря личности мы становимся рабами своей «личной истории»: своих обид, страданий, представлений о добре и зле, грехе и добродетели.

   Нетрудно заметить, как наша «личная история», которой мы описываем свой прошлый опыт, создает предвзятость в решении проблем настоящей жизни. Она помещает нас в границы наших закостеневших и давно уже не соответствующих реальности представлений о своих достоинствах и недостатках, способностях и неумениях, которые связывают нас и не дают поступать адекватно новым обстоятельствам.

   Дон Хуан при каждой встрече с Карлосом всячески пытается разбить его ложные представления о себе и мире, в котором он живет, чтобы нацелить на новое видение, новые возможности. Этого же хочет Кастанеда от своего читателя.

   Кастанеда вводит термин «контролируемая глупость». Понять его легче всего на примерах собственной жизни. Практически все, что с нами происходит, глупость. Правила, по которым мы все живем, очень условны и полны абсурда. Одно и то же действие в одних местах считается нормальным, в других – неприличным, в третьих кощунственным. Любая наша амбиция, жизненная цель, даже долг, при их внимательном и честном их рассмотрении оказываются надуманными, бессмысленными и лишними. Тем не менее, все эти правила, принципы, традиции и установки нам необходимы и удобны, каждая по своей особой причине. Чем выше над обычной жизнью находится точка, из которой мы смотрим на жизнь, тем больше оснований называть наблюдаемое - глупостью.

    Дон Хуан предлагает делать глупости «контролируемыми»: «Все, что я делаю по отношению к себе и к другим, есть глупость, потому что ничего в жизни не имеет значения. Тем не менее, я продолжаю жить, потому что я настроил свою волю таким образом, что для меня не важно, что ничего не имеет значения. Воля контролирует глупость моей жизни. ...Когда человек научится видеть, он окажется одиноким в мире, где есть только глупость».

    Еще одна общая проблема многих – склонность заявлять свою позицию поспешно и излишне прямолинейно, не учитывая, что ситуация меняется, и мы не знаем всех обстоятельств, которые могут повлиять на нас в самое ближайшее время. Кастанеда называет это качество отсутствием «текучести». «Если ты хочешь остановить других от чего-либо, надо остаться в стороне от того, что руководит ими, и только тогда ты сможешь управлять происходящим».

    Каждому из нас знакомы ситуации, когда нам предлагают сделать какой-нибудь выбор, но ни одно из возможных решений нас не привлекает. Не находится решения, полностью созвучного нашей природе. Под давлением других мы уступаем и выбираем то, что потом оказывается мучительным. Кастанеда советует: «Если ты когда-нибудь начнешь действовать, то ты должен делать это твоим собственным способом! Выбирай себе дорогу с сердцем - ту, что дает тебе внутреннее спокойствие и удовлетворение».

    Кастанеда постоянно борется с повышенным чувством значимости себя, воспитанным в нас жизнью, где часто требуется себя утверждать. Но, пока человек чувствует, что является важной вещью в мире, он не может полноценно воспринимать реальный мир. Все, что он видит - это он сам, вне остального. Эта идея Кастанеды согласуется с понятием «внутренней оценки» П.Д.Успенского: всякий человек постоянно и бессознательно учитывает мнения и отношение к себе окружающих, а также пользу, которую может принести ему та или иная ситуация. Такое «учитывание» является одной из типичных форм погружения нашего сознания в сон, делающего человека игрушкой обстоятельств, не позволяющего ему видеть реальный мир и самого себя без предвзятости.

   Видение мира начинается с правильного реагирования на те представления о мире, которые находятся вне привычного нам представления о них. Разве подобные ситуации не встречают нас в обычной жизни? Дон Хуан требует от Карлоса свежести и непредвзятости восприятия любого впечатления. «Не знать, за каким кустом прячется заяц, более восхитительно, чем вести себя так, как если бы мы знали все».

    Привычка всматриваться и вслушиваться в свою жизнь очень полезна: чем более внимательно мы относимся к окружающему нас миру, тем яснее слышим свой внутренний голос, подсказывающий нам правильные действия. «Надо и муравей гонцом будет», - говорят мудрецы Индии, и я много раз убеждалась в правоте этой простой истины.

   Люди хотят, чтобы им подсказывали, что делать, но еще больше они любят сопротивляться и не делать того, что им сказано. Это  обычная слабость каждого человека. Слабостей у всех предостаточно. Какие-то - присущи только нам одним, какие-то - типичны для всех. Наибольшей проблемой любого человека является чувство собственной важности. С одной стороны, оно - источник нашей активности, ядро всего доброго в нас, с другой, это - причина необъективности нашего восприятия, трата личной энергии на его поддержание. Сознательный человек должен знать, чего он хочет, и четко представлять, что для этого необходимо делать. Исходя из такой точки зрения, наибольшим благом для нас часто оказывается встреча с Мелким Тираном - мучителя, выводящего из равновесия и смертельно досаждающего нам. Если человек сможет справиться с собой перед лицом этого Тирана, то он сможет изменить себя и стать лучше.

   Человеку свойственно совершать ошибки. Они являются нашими учителями: не выстрадав в результате совершенных ошибок собственных истин, никакая чужая мудрость, даже самая совершенная, не станет нам полезной и до конца понятой. Истины открываются только тогда, когда мы не остаемся пассивными в жизни, когда начинаем противиться естественному ходу событий и, набивая шишки, вместе с ними - приобретаем опыт.

    С житейской точки зрения наша цель - избегать страданий, для чего более выгодно вести пассивный и созерцательный способ существования, принимать все вокруг, как оно есть, и жить, «как живется». С духовной точки зрения все обстоит как раз наоборот. Здесь самым ценным приобретением являются впечатления, причем любые - и радостные, и болезненные, как можно более разнообразные, дающие нам представление о самых разных сторонах жизни.

   Нет большой заслуги в том, чтобы просто всячески отгораживаться от жизни - отказываться от чтения книг разного направления, от телепередач, от проникновения в проблемы общественной жизни, даже от интереса к политике: при всей своей «грязи», новая информация способна дать человеку наиболее ценный и впечатляющий опыт бытия. Оставаться духовным в гуще жизни гораздо сложнее, чем в монастыре, даже если этот монастырь мы сами себе искусственно создали. В гуще весьма несовершенной жизни все не просто, все полно страданий и трудностей. Жизнь, принимаемая нами во всех ее проявлениях - это наилучший Мелкий Тиран, одолев которого, мы сможем подняться на качественно иной уровень. А можем и сломаться, упасть до животной борьбы за собственное выживание. В этом выборе способа существования и цели, которая для нас значимее, человеку необходимо найти собственное решение.

    Как и все в жизни, каждое явление может стать нам враждебным, а может и полезным. Все зависит только от выбора точки зрения,  из которой мы на все смотрим. Книги Кастанеды полны интересных наблюдений о нас самих и о жизни, но, в то же время, могут стать для не имеющей духовного опыта молодежи чрезвычайно  опасными. Большое искушение – ухватиться за сатанинский вариант видения мира, предлагаемый Кастанедой. В кастанедовском  мире главным для человека является не любовь к нашему Создателю и Его творению, а только личное спасение от «Пожирания Орлом» и обретение магической власти над миром. Это тупиковый путь,  и запоздалое понимание этого  может оказаться  непоправимым.