Исчезнувшая строка. Пушкин и Слово. Часть3

Евгений Касьяненко
     Самым странным и необъяснимым в «Слове» (до Пушкина -  я полагаю, что Александр Сергеевич всё же успел это объяснить) является вовсе не сам факт нападения удельного русского князя на половецкие земли. Такие нападения, как и ответные,  регулярно проходили как до похода Игоря, так и после. Ну, принято было так в то время: слегка пограбить зазевавшегося соседа, если такое удастся.
     Но дело в том, что именно для Игоря Святославовича и для хана Кончака такие взаимоотношения выглядят, как полный абсурд. Потому что они уже были до этого без пяти минут …родственниками.  Не будь этого злосчастного похода, и стал бы Игорь свояком могущественного хозяина половецких степей.
     Мы уже договорились, что все события я в этом материале воспроизвожу по памяти, потому что иное заняло бы для меня, как минимум, месяц  просиживания в Донской публичной библиотеке.  (Увы,  интернет пока здесь бессилен.  Многие из того, что есть в интернете, уже препарировано другими исследователями в угоду своей концепции, и «мелкие», на их взгляд, детали опущены. Поэтому необходимы первоисточники).
     Так вот, за несколько месяцев до похода Игорь и Кончак объявились в Киеве и устроили что-то вроде попытки дворцового  переворота, пытались свергнуть киевского князя Святослава Всеволодовича (двоюродного брата Игоря). Переворот провалился. Заговорщики еле унесли ноги из Киева и несколько недель скрывались в днепровских плавнях на одной лодке. Там и уговорились поженить своих детей. ( Кто выдавал дочь, кто – сына, я уже забыл, да это и неважно).
      Когда я прочел о  таком факте, меня больше всего удивило, что Кончак – половецкий агрессор в наших глазах -  какое-то время мог беспрепятственно жить в Киеве. Иначе говоря, представления о половцах, как о заклятых врагах Руси – в корне неправильны. К тому же из этого следует, что Кончак и Игорь и до Киева были хорошо знакомы, иначе как же решится на очень опасную авантюру?
     И вот спустя время князь новгород-северский Игорь Святославич, вместе  с сыном и племянником, а также с братом – князем  трубчевским и курским Всеволодом  Святославичем  (в «Слове» он - «Буй Тур»), собрав полки, выдвигаются в поход  …на Кончака.
     Бред какой-то, согласитесь. Зачем Игорю нападать на своего без пяти минут родственника? Если Игорь не оставил попыток захватить великокняжеский престол, то самое время привлечь силы Кончака на свою сторону и попытаться объединенным войском захватить Киев. Он же идет в поход на Кончака. Почему?
     Ключевое слово в этой истории  - Тмутаракань – бывшее русское княжество на Таманском полуострове, бывшее владение черниговского князя Святослава Ярославовича  (отца Игоря), а на момент похода – вассальная территория половцев, то есть  хана Кончака.
     Но об этом поговорим в следующий раз.