Запомнить твой мир. посвящаю валерию благово

Наталия Дардан
                ЗАПОМНИТЬ  ТВОЙ  МИР. 
                ПОСВЯЩАЮ  ВАЛЕРИЮ  БЛАГОВО.
       СЕРДЦЕМ возврвщаюсь к  началу. Мы  странно  пересеклись,не  сближаясь,казалось  бы.Мы  с  тобой  не  больно  расстались,не  прощаясь. Мы  были   с  тобой  теми параллельными,которые ,вопреки  всему,все  же пересеклись. Судьба? Нас  объединил  Пушкин. Открытки с  его  рисунками я прислала  тебе  еще  из  Ялты  в подарок. Мне  было  наплевать на  ,известную  мне,твою  жгучую  неприязнь  к  жидам.Я ,наверное,родилась с тем  чувством  творческого  такта  и  правды, которое  способно  сломать  все препоны  на  пути к  творческому  единению.Ты  был несказанно  удивлен  порывом  жидовки. Ты рассыпался  в  благодарности по-детски искренне. Тогда я игнорировала  твои  приветы.Тебе ,художнику и поэту, пришелся  подарок  ко  двору---и  ладненько.
      Кажется,уже  в  Якутию,куда  мы  вынуждены  были  бежать  в  поисках  подходящего  климата  для  дочки,мамка Валя  прислала  мне  книжечку  твоих  стихов ,изданную  в Ярославле  в 1991 .Ее  я  привезла  с  собой  в  Израиль. Помнится,ты  хотел  назвать книжицу  по-хулигански  вызывающе---"Лапоть",но  мамка  отсоветовала. И издательство  выпустило твой "Говор".Моя  рецензия  на  твои  стихи  родилась  молнией.Такой  чистоты,прозрачности и боли  мне  не  удавалось  чувствовать  в  чьих-либо  стихах. За  эти  стихи  я  простила  тебя  всего,простила сразу  и  навсегда твою  дурь и неистовость. ----За  не  фальшивое  слово  я  простила  бы  тебе  даже  собственную  смерть. Ты  писал  мне  в  Израиль  о  том,как  встречался с Валентином Распутиным  не  то  в  Москве  не  то  в  Иркутске.Как  говорили  вы  с  ним обо  мне,ты  даже  читал ему  мои  стихи .Ты писал  свои полотна с Россией  в  образе  лошади,идущей  топиться  оттого,что  многие  ее  насиловали  инасилуют  ,не  давая  продыху.И  купола  твоих  церквей  кровоточили не  слезами Христа, а  кровью  твоего  сердца так, что  мне  была  слышна :
                ...измученность  молчанья
                Седого  перелеска.
      Через  годы  твоя  лирика   затрепетала  во  мне .Жизнь  моя корчилась и  весна,казалось, никогда  не  вернется. Но  произошло  чудо ,из  меня  излились  стихи  о России,посвященные  тебе. Твои  отеческие  наставления,принятые   мною тогда  в  штыки (Пусть  мир сгорит,раз---Я  пылаю!!!), живы  во  мне  сегодя и ,хоть изредка,но  нет-нет  да  и  озабочусь  тем, что же  чувствует  читатель  при  прочтении  моих   творений.
       Что-то  неладное  произошло в  ту  летнюю  пору,когда  у  тебя  в  Коломне  жил  мой  Лё...Он  там  накуролесил порядком.Но  ты  никак, в  связи  с  этим  инцидентом  , ко  мне  не  переменился. Нас спаяло  творчество,папа.И даже  когда Валя  низко  и  пошло  бросилась  меня  к  тебе  ревновать,ты  выстоял. И ей  ты  все  простил.Сегодня  я ,кажется  ,чувствую, как  она  была права :  мы  с  тобой  сплотились на  расстоянии  тысяч  километров на  ниве  духовной.Я  представляю, что  ты  чувствовал,когда  она  вывалила  на твоем  столе груду  моих  писем  и  фото,адресованных ей,только  ей."Полюбйуся,с  кем  ты  собрался  иметь  дело!"  А  и  дел  у  нас  с  тобой  было  только  и  того, что  наваять  роман  в  письмах.На  одной  из  фотографий  на  фоне  кактусов шеренгой  вытянулись 8  пятеро  мужчин  и  я. Комментарий  мой  прилагался  в  духе  Клеопатры:мужчины---или  смерть! А  мой  "Казанова"  слева  от  меня,у  сердца... Кому,как  ни  ей было  знать, что у  меня  нет  и  не  будет  подруг. что  я  с  раннего  детства  дружу  с  мужчинами  только.Твоя  реакция  меня  изумила .  Ты  не  только  не поддался  на  явную  провокацию,а,наоборот, еще  теснее   взялся  со  мной  сотрудничать. Ты  присылал  мне  свои  стихи, статьи, шаржи,поздравления  с  Рождеством  и Масленницей.Ты   подробно  живописал  свою  борьбу  за  урожай картошки и походы  в  баньку по  пятницам с друзьями, ты  посвящал  меня  в  свои  научные  изыскания  и  задумки.Сегодня  мне  не  кажется. Я  точно  знаю, что в  моем  ответном  благородстве  ты  никогда  не  сомневался.Никогда.
        Я  понимаю,к  кому  ты  обращался ,когда писал  в 1980 :
                Люблю  я  в  тебе ,что  есть,
                Но  больше  всего,что будет---
                Тоску  по  живому  мне...
      И хоть строки  адресованы ,явно, не  мне, уже  долго  я  живу  тоскуя  по  тебе  так,как ,может  быть,никто из близких  твоих,из  близких  по  крови.
      Я  снова и  снова  читаю твои  стихи. И когда  читаю, я  вижу  тебя, твою  Русь,восставшую  с  колен, твои березки и  льдинки  сосулек,твой  погост  и  твою  пашню,твои  тропы ,твои  леса,где  ты собирал  землянику  и  все  травы ,которыми  ты  исцелял  близких.Мне  кажется, никто  никогда  не  будет  тебя  помнить  и  любить,как  я.